Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система показателей рынка продуктов; методология их исчисления и анализ

Показатели рынка продуктов должны давать характеристику его состояния, развития и устойчивости на различных функциональных уровнях во времени и в пространстве (географическом и социально-эко­номическом). Они отражают индивидуальные рыночные явления и про­цессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокуп­ности индивидуальных единиц (продавцов и покупателей) и взаимосвя­зи между ними.

Система показателей базируется на основных экономических и со­циальных категориях рынка. К ним относятся: товар-продукт, товарное предложение; покупательский спрос; цена; товарооборот; товарный запас; торговая инфраструктура; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

В системе показателей статистики рынка можно выделить пять вза­имосвязанных макроблоков (рис. 5), каждый из которых характери­зует определенный рыночный процесс.

Блок 1 предназначен для общей комплексной характеристики ры­ночной ситуации. Он включает главные категории рынка - спрос и предложение, отражает масштабы и главные пропорции рынка, уро­вень деловой активности, тенденции и колебания главных параметров рынка, цикличность развития, интенсивность конкуренции, устойчи­вость рынка и степень коммерческого риска. Блок 2 характеризует важ­нейший элемент рыночного механизма - цены. Блок 3 является цент­ральным в системе показателей рынка, поскольку он отражает процесс обмена товаров на деньги, он охватывает четыре группы макропоказа­телей: товародвижения, товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Блок 4 также является комплексным, характеризует ма­териальное, техническое, информационное, транспортное и трудовое обеспечение рыночного процесса. И наконец, блок 5 объединяет пока­затели экономического эффекта, экономической эффективности и социальных результатов рыночной деятельности и является переходным мостиком к статистике коммерческой деятельности на рынке.

Каждый блок объединяет некоторое число макропоказателей, ха­рактеризующих различные стороны рыночных явлений, а также дейст­вие основных рыночных процессов. Они в свою очередь подразделяют­ся на субпоказатели в зависимости от конкретных условий дифферен­циации рыночной деятельности.


Оценка, анализ и прогнозирование конъюнктуры - комплексная задача, в которой используются почти все основные показатели рыноч­ной деятельности.

Блок цен рынка продуктов корреспондирует со статистикой цен как с самостоятельным разделом социально-экономической статистики и может рассматриваться как одно из направлений ее дифференциации. Этот блок решает самостоятельные задачи: характеризует состояние и изменение цен на рынке, отражает инфляционные процессы на рынке продуктов; в то же время показатели данного блока выступают в каче­стве индикаторов рыночной конъюнктуры. Его показатели использу­ются в качестве дефляторов при оценке динамики продажи товарной массы, в анализе структурных сдвигов товарооборота, в изучении эластичности спроса и предложения. Показатели структуры цены важ­ный элемент анализа прибыли и рентабельности коммерческих пред­приятий. Цена является важным инструментом стратегии маркетинга, позволяющим регулировать спрос и предложение товаров.

Ведущий показатель данного блока - уровень цен, сумма денег, уп­лачиваемая за единицу проданного товара. В статистике рынка цена часто рассматривается как ценностный фактор товарооборота, равно как индекс цен трактуется как стоимостная составляющая изменения товарооборота. Методы расчета средних цен и индексов цен рассматри­вались в разделе V. Самостоятельными задачами данного блока явля­ются оценка покупательной силы покупательных фондов - определе­ние отношения цены к доходу потребителей, а также изучение цен при­обретения товаров дифференцированно по социальным группам потребителей.

Статистика рыночных цен исходит из того, что цены на рынке про­дуктов образуют единую систему, где розничные цены зависят от опто­вых, а цены отдельных товаров - друг от друга, в первую очередь от цен основных, базовых продуктов. Исчисляются показатели соотноше­ния цен, их сдвигов и вариации.

Третий блок - блок движения товарной массы - состоит из трех субблоков: товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Субблок товарооборота следует признать центральным в системе показателей, поскольку он отражает главный процесс на рынке - куплю-продажу продуктов.

Товарооборот - процесс обмена товаров на деньги, стоимость то­варной массы в соответствующих ценах; он равен денежной выручке продавца и денежным расходам покупателя.

(1)


где

  • товарооборот, т.е. объем проданных товаров в стоимостном выражении;

  • количество проданного -го товара в натуральных единицах;

  • продажная цена -го товара;

  • число -х товаров (их ассортиментных видов и разновидностей).

Товарооборот - синтетический показатель, он складывается:

  • из отдельных активов купли-продажи, т.е. является функцией числа покупателей и среднего размера их покупок;

  • из продаж отдельных товаров, т.е. является функцией соответствия товарной структуры предложения товарной структуре спроса;

  • из продаж отдельными торговыми предприятиями, а на более высо­ком уровне - из продаж отдельными регионами, т.е. является функ­цией уровня развития и структуры коммерческого предпринима­тельства и формирования региональных рынков;

  • из покупок отдельными социально-демографическими группами по­требителей.

Ограничимся констатацией серьезных изменений в группировке то­варооборота, обусловленных факторами экономической реформы.

Товарооборот на макроуровне характеризуется несколькими субпо­казателями, среди них:

  • валовой товарооборот - сумма всех продаж и перепродаж при переходе товара от одного владельца к другому и т.д.;

  • чистый товарооборот - очищенный от повторного счета и отра­жающий конечный объем продажи;

  • оптовый товарооборот - продажа товаров на оптовом рынке;

  • розничный товарооборот - продажа товаров на потребительском рынке.


В современной статистике очень сложно определять валовой и чис­тый товарооборот. Звенность товарооборота изучается на основе спе­циальных опросов предпринимателей. В статистический обиход вво­дится новый показатель: товарооборот предприятий и организаций розничной торговли, который не требует пересчета, исключения нероз­ничных продаж и т.п. Он характеризует торговую деятельность субот­расли торговли.

Розничный товарооборот как самостоятельный показатель исполь­зуется в анализе после специальных дорасчетов, опирающихся на дан­ные о потребительских расходах. В 1997 г. из общей суммы потребительских расходов 43% было израсходовано на покупку продуктов для домашнего питания, 2,8% - на питание вне дома, столько же - на по­купку алкогольных напитков, 36,5% - на приобретение непродоволь­ственных товаров и 14,6% - на оплату услуг.

Кроме того, различают товарооборот: магазина (торговой едини­цы); фирмы (предприятия); региона, товарооборот одной из форм тор­говли, в частности какой-либо формы собственности; товарооборот торговли в целом. Особое место в системе показателей занимает това­рооборот на душу населения, отражающий (с определенной степенью точности) средний уровень удовлетворения спроса (часто этот показа­тель рассчитывается по данным выборочных панелей как покупка това­ров на одного члена домохозяйства). Данный показатель, рассчитанный по регионам, позволяет осуществлять территориальные сопостав­ления

(2 и 3)

где

  • товарооборот на душу населения в -м регионе;

  • товарооборот на душу населения по совокупности регионов;

  • общий объем товарооборота в -м регионе;

  • численность населения в -м регионе;

  • число регионов.


Душевой товарооборот используется в процессе моделирования причинно-следственных связей товарооборота, его можно рассматри­вать как функцию ряда факторов:

(4)

где - уровень дохода; - уровень цен; - демографическая структура; - другие факторы.

На этой основе строятся многофакторные модели, описывающие зако­номерности развития товарооборота и его распределения по регионам.

Товарооборот на душу населения (который в 1997 г. составлял около 6 тыс. руб. в деноминированных рублях) по регионам колеблется в значительных пределах. Эти колебания можно измерить с помощью коэффициента вариации, при этом среднеквадратическое отклонение от среднего уровня взвешивается по численности населения регионов.

В анализе динамики товарооборота широко применяется индекс­ный метод. Динамика продажи отдельного товара, учитываемого в на­туральных единицах, оценивается индивидуальным индексом количест­ва проданных товаров:

(5)

где

  • индивидуальный индекс количества проданных товаров;

и

  • количества проданного на рынке -го товара соответст­венно в базисном и текущем периодах.

Динамика общего объема товарооборота в фактических ценах отра­жает изменение денежной выручки продавца и изменение расходов по­купателей на приобретение товаров: