ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основные виды рынков продуктов
Система показателей рынка продуктов; методология их исчисления и анализ
Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов
Статистическое исследование рыночной конъюнктуры
Виды услуг, их классификации и группировки
Система показателей рынка продуктов; методология их исчисления и анализ
Показатели рынка продуктов должны давать характеристику его состояния, развития и устойчивости на различных функциональных уровнях во времени и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они отражают индивидуальные рыночные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц (продавцов и покупателей) и взаимосвязи между ними.
Система показателей базируется на основных экономических и социальных категориях рынка. К ним относятся: товар-продукт, товарное предложение; покупательский спрос; цена; товарооборот; товарный запас; торговая инфраструктура; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.
В системе показателей статистики рынка можно выделить пять взаимосвязанных макроблоков (рис. 5), каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс.
Блок 1 предназначен для общей комплексной характеристики рыночной ситуации. Он включает главные категории рынка - спрос и предложение, отражает масштабы и главные пропорции рынка, уровень деловой активности, тенденции и колебания главных параметров рынка, цикличность развития, интенсивность конкуренции, устойчивость рынка и степень коммерческого риска. Блок 2 характеризует важнейший элемент рыночного механизма - цены. Блок 3 является центральным в системе показателей рынка, поскольку он отражает процесс обмена товаров на деньги, он охватывает четыре группы макропоказателей: товародвижения, товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Блок 4 также является комплексным, характеризует материальное, техническое, информационное, транспортное и трудовое обеспечение рыночного процесса. И наконец, блок 5 объединяет показатели экономического эффекта, экономической эффективности и социальных результатов рыночной деятельности и является переходным мостиком к статистике коммерческой деятельности на рынке.
Каждый блок объединяет некоторое число макропоказателей, характеризующих различные стороны рыночных явлений, а также действие основных рыночных процессов. Они в свою очередь подразделяются на субпоказатели в зависимости от конкретных условий дифференциации рыночной деятельности.
Оценка, анализ и прогнозирование конъюнктуры - комплексная задача, в которой используются почти все основные показатели рыночной деятельности.
Блок цен рынка продуктов корреспондирует со статистикой цен как с самостоятельным разделом социально-экономической статистики и может рассматриваться как одно из направлений ее дифференциации. Этот блок решает самостоятельные задачи: характеризует состояние и изменение цен на рынке, отражает инфляционные процессы на рынке продуктов; в то же время показатели данного блока выступают в качестве индикаторов рыночной конъюнктуры. Его показатели используются в качестве дефляторов при оценке динамики продажи товарной массы, в анализе структурных сдвигов товарооборота, в изучении эластичности спроса и предложения. Показатели структуры цены важный элемент анализа прибыли и рентабельности коммерческих предприятий. Цена является важным инструментом стратегии маркетинга, позволяющим регулировать спрос и предложение товаров.
Ведущий показатель данного блока - уровень цен, сумма денег, уплачиваемая за единицу проданного товара. В статистике рынка цена часто рассматривается как ценностный фактор товарооборота, равно как индекс цен трактуется как стоимостная составляющая изменения товарооборота. Методы расчета средних цен и индексов цен рассматривались в разделе V. Самостоятельными задачами данного блока являются оценка покупательной силы покупательных фондов - определение отношения цены к доходу потребителей, а также изучение цен приобретения товаров дифференцированно по социальным группам потребителей.
Статистика рыночных цен исходит из того, что цены на рынке продуктов образуют единую систему, где розничные цены зависят от оптовых, а цены отдельных товаров - друг от друга, в первую очередь от цен основных, базовых продуктов. Исчисляются показатели соотношения цен, их сдвигов и вариации.
Третий блок - блок движения товарной массы - состоит из трех субблоков: товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Субблок товарооборота следует признать центральным в системе показателей, поскольку он отражает главный процесс на рынке - куплю-продажу продуктов.
Товарооборот - процесс обмена товаров на деньги, стоимость товарной массы в соответствующих ценах; он равен денежной выручке продавца и денежным расходам покупателя.
(1) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Товарооборот - синтетический показатель, он складывается:
из отдельных активов купли-продажи, т.е. является функцией числа покупателей и среднего размера их покупок;
из продаж отдельных товаров, т.е. является функцией соответствия товарной структуры предложения товарной структуре спроса;
из продаж отдельными торговыми предприятиями, а на более высоком уровне - из продаж отдельными регионами, т.е. является функцией уровня развития и структуры коммерческого предпринимательства и формирования региональных рынков;
из покупок отдельными социально-демографическими группами потребителей.
Ограничимся констатацией серьезных изменений в группировке товарооборота, обусловленных факторами экономической реформы.
Товарооборот на макроуровне характеризуется несколькими субпоказателями, среди них:
валовой товарооборот - сумма всех продаж и перепродаж при переходе товара от одного владельца к другому и т.д.;
чистый товарооборот - очищенный от повторного счета и отражающий конечный объем продажи;
оптовый товарооборот - продажа товаров на оптовом рынке;
розничный товарооборот - продажа товаров на потребительском рынке.
В современной статистике очень сложно определять валовой и чистый товарооборот. Звенность товарооборота изучается на основе специальных опросов предпринимателей. В статистический обиход вводится новый показатель: товарооборот предприятий и организаций розничной торговли, который не требует пересчета, исключения нерозничных продаж и т.п. Он характеризует торговую деятельность суботрасли торговли.
Розничный товарооборот как самостоятельный показатель используется в анализе после специальных дорасчетов, опирающихся на данные о потребительских расходах. В 1997 г. из общей суммы потребительских расходов 43% было израсходовано на покупку продуктов для домашнего питания, 2,8% - на питание вне дома, столько же - на покупку алкогольных напитков, 36,5% - на приобретение непродовольственных товаров и 14,6% - на оплату услуг.
Кроме того, различают товарооборот: магазина (торговой единицы); фирмы (предприятия); региона, товарооборот одной из форм торговли, в частности какой-либо формы собственности; товарооборот торговли в целом. Особое место в системе показателей занимает товарооборот на душу населения, отражающий (с определенной степенью точности) средний уровень удовлетворения спроса (часто этот показатель рассчитывается по данным выборочных панелей как покупка товаров на одного члена домохозяйства). Данный показатель, рассчитанный по регионам, позволяет осуществлять территориальные сопоставления
(2 и 3) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Душевой товарооборот используется в процессе моделирования причинно-следственных связей товарооборота, его можно рассматривать как функцию ряда факторов:
(4) |
где - уровень дохода; - уровень цен; - демографическая структура; - другие факторы.
На этой основе строятся многофакторные модели, описывающие закономерности развития товарооборота и его распределения по регионам.
Товарооборот на душу населения (который в 1997 г. составлял около 6 тыс. руб. в деноминированных рублях) по регионам колеблется в значительных пределах. Эти колебания можно измерить с помощью коэффициента вариации, при этом среднеквадратическое отклонение от среднего уровня взвешивается по численности населения регионов.
В анализе динамики товарооборота широко применяется индексный метод. Динамика продажи отдельного товара, учитываемого в натуральных единицах, оценивается индивидуальным индексом количества проданных товаров:
(5) |
где |
|
|
|
и |
|
Динамика общего объема товарооборота в фактических ценах отражает изменение денежной выручки продавца и изменение расходов покупателей на приобретение товаров: