Файл: Дидактические игры для детей с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 327

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей

1.1. Развитие мелкой моторики

1.2. Развитие восприятия

1.2.1. Восприятие цвета

1.2.2. Восприятие формы

1.2.3. Восприятие величины

1.2.4. Восприятие пространственных отношений

1.2.5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности

1.3. Развитие внимания и памяти

1.4. Развитие мышления и воображения

2. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Развитие неречевого слуха

2.1.1. Знакомство детей со звучащими игрушками

2.1.2. Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания

2.1.3. Обучение различению на слух звучащих игрушек

2.1.4.Обучение различению на слух длительности звучаний

2.1.5. Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний

2.1.6. Обучение различению на слух темпа звучаний

2.1.7. Различение на слух громкости звучаний

2.1.8. Обучение различению на слух высоты звучаний

2.1.9. Обучение различению на слух количества звучаний

2.1.10. Обучение различению на слух музыкальных ритмов

2.1.11. Различение на слух голосов птиц и животных

2.1.12. Обучение определению направления источника звука

2.2. Развитие речевого слуха

3. Дидактические игры по развитию речи

Литература

Полоска-образец выставляется перед детьми. Ребята получают полоски со значками.

Педагог показывает какая картинка какому значку соответствует («Собака - тут, еж - тут...») и как выполняется задание: каждый значок накрывается соответствующей картинкой.

После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении игры дети меняются «дорожками», получают новые.

Вместо одноцветных значков можно использовать кружки разного цвета, подготовив новый набор материала.

Работа с сериями картин

Цель: учить детей понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине.

Оборудование: серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.

Речевой материал определяется выбором темы.

Ход игры

1.      Ворота (конструирование)

Педагог показывает детям картинку, на которой изображена готовая постройка. Затем педагог предлагает детям построить ворота. («Будем строить. Это ворота»). Ребята получают необходимый строительный материал, соотносят плоскостной образец с объемным. Педагог выставляет первую картинку с изображением начального этапа постройки и предлагает детям его выполнить. Постепенно дети возводят всю постройку. Карточки-образцы убираются, а дети получают аналогичные наборы и, глядя на свою постройку, раскладывают карточки по порядку.

Аналогично можно провести занятия по темам «Мост», «Дом».

2.      Осенние листья

(на картинках: дети собираются на прогулку; ребята собирают осенние листья; ребята ставят листья в вазу; осенние листья в вазе).

Дети рассматривают картинки, имитируют действия, вновь рассматривают картинки и раскладывают их порядку.

Темы для работы с сериями: «Салат» (на столе лег овощи, дети моют овощи, режут овощи, едят салат «Карандаши» (на столе в беспорядке лежат карандаши, ребята собирают карандаши и ставят в карандашницу; карандаши собраны, на столе порядок). «Снеговик» (этапы сооружения снеговика) и т.п.

Что сначала, что потом

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Оборудование: набор картинок для игры «Что сначала, что потом» в готовом виде, таблички.

Речевой материал: что сначала? Что потом? Подумай разложи, какая картинка первая? Верно, неверно.


Ход игры

Педагог предлагает детям серии картинок (от двух до шести), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Педагог проверяет, уточняет, почему так. В начале для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить карточки с расходящейся стрелкой, острый кончик которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы - над последней. Или, если дети знают цифры, то на полосках с обратной стороны - цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.

Что это такое?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, поло-разной длины, мяч, таблички.

Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он придумал, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на круг другого цвета, или на полоску. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Дети на прогулке

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.

Оборудование: несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всей группе детей. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого на зарисованный предмет, таблички.

Речевой материал: мальчик, девочка, несет на прогулку, названия предметов, придумай, скажи, назови, верно.

Ход игры

Педагог показывает детям одну из картинок и говорит «Тут нарисован мальчик (девочка). В руке у него... Что? Я не знаю. Придумайте, что может быть в руке». Например, если на картинке нарисован мальчик с палочкой, то можно сказать, что у него флажок, цветок, шарик («Мальчик идет гулять с шариком, цветком»). Дети по очереди придумывают, педагог следит за тем, чтобы не было повторов. Если дети затрудняются, педагог помогает.


Волшебные картинки

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Оборудование: набор из пяти карточек для каждого ребенка. Карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается свободное место для дорисовывания. У всех детей одинаковые карточки, таблички» карандаши.

Речевой материал: посмотри внимательно, придумай, дорисуй, что это?

Ход игры

Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и наборы карточек. Педагог предлагает: «Давайте поиграем в игру «Волшебные картинки». «Посмотрите свои карточки. Каждую фигуру можно дорисовать. Например, вот так. Что это?» Педагог показывает одну карточку, которой нет у детей, и дорисовывает изображение, дети узнают предмет или игрушку, называют ее. Педагог предлагает детям: «Дорисуйте». Можно попробовать дать детям попытаться самостоятельно выполнить задание, без показа дорисовки педагогом. После того, как дети поняли, что надо делать, они приступают к выполнению задания.

Когда все дети закончили дорисовывать картинки, педагог собирает карточки и рассматривает их. Затем выбирает одну-две оригинальные карточки с картинками из каждой подгруппы. Отмечает наиболее интересные картинки, объясняет, что самые интересные - это необычные картинки, когда ребята придумывают что-то свое, не похожее на другие рисунки. Хорошо, когда получается картинка, по которой можно составить рассказ. При повторе игры детям предлагают для дорисовывания новые фигуры.

Пирамидки

Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.

Оборудование: по одной пирамиде на каждого играющего (пирамида состоит из восьми колец, основания и верхушки), пять карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.

Речевой материал: посмотрите, соберите так, пирамида, верно, неверно.

Ход игры

Педагог раздает детям пирамидки. Он сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, как нарисованы на картинке. Выигрывает тот, кто первым соберет пирамидку в точном соответствии с картинкой. Педагог показывает первую картинку «Посмотрите, соберите пирамиду так». Дети разбирают свои пирамидки и собирают такую, которая изображена на картинке. Победитель (первый собравший) получает фишку. Педагог предъявляет другую картинку, и игра продолжается.


Если возникают трудности, то педагог просит кого-то из детей объяснить непонимающему, как сложить, или объясняет сам.

Поможем художнику

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Оборудование: большой лист бумаги, прикрепленный к доске или фланелеграфу с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски, фломастеры, таблички.

Речевой материал: дорисуй, что получилось, что это? Какого цвета? Что делает? и различные другие вопросы по имеющейся схеме, интересно.

Ход игры

Педагог говорит детям: «Мишка-художник рисовал-рисовал и не смог дорисовать несколько картинок, устал. Давайте ему поможем». «Вы придумайте, что можно тут нарисовать». Дети придумывают, говорят педагогу, а он рисует все, что ребята придумают для того, чтобы закончить картину. Педагог должен последовательно задавать вопросы, облегчая детям задачу: «Кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? Что делает?» и т.д. Дети отвечают по-разному, вместе с педагогом «обсуждают» ответы и педагог выбирает наиболее интересные и зарисовывает, постепенно превращая схему в рисунок. Могут помогать в зарисовке и дети.

Когда рисунок готов, можно составить рассказ из трех-четырех предложений.

Игра повторяется на разнообразном материале.

Можно предложить детям вариант соревнования: разделить на команды, дать одинаковые схемы, кто быстрее и интереснее дорисует.

Можно дать подгруппам разные схемы.

На что это похоже?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Оборудование: набор из 10 карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета, таблички.

Речевой материал: придумай, вспомни, на что это похоже? Что это такое? Молодец, хорошо придумал.

Ход игры

Педагог показывает детям карточку и предлагает подумать: «На что это похоже? Что это?» Дети думают, затем по очереди предлагают свои варианты. Педагог стремится к тому, чтобы каждый ребенок придумал что-то свое, а не повторял за другими. При показе следующей картинки игра начинается с другого ребенка, таким образом каждый из детей в течение игры получит возможность первым ответить.


Если устное определение предметов затруднено, педагог может предложить ребенку дорисовать, и сам называет то, что нарисовал ребенок, ребенок повторяет.

Материал для предъявления может быть различным:

·         бабочка, бант, цветок, самолет и т.д.;

·         очки, велосипед, игра (штанга);

·         таз, лодка, стакан, ведро, горшок;

·         змея, речка, лента, трава;

·         мост, горка, радуга;

·         капля, листок, морковь, лопата и т.д.

Разложи картинки в свои конверты

Цели: группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине, картинки с изображением предметов разной формы и величины, цвета, подносики.

Речевой материал: какой по цвету? Форме? Величине? Что это? разложи.

Ход игры

1-й вариант (проводится со всеми детьми). Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком лежит по три конверта (например, на одном наклеен круг, на другом - треугольник, на третьем - квадрат). У сидящих рядом детей формы не должны повторяться. На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (яблоко, пуговицу, печенье - положить в конверт, где наклеен круг и т.п.).

Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его выложить на наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки из них. Ребенок объясняет свой выбор, остальные проверяют правильность выбора. Используются примерные слова и выражения: «Тут круг. Это яблоко. Яблоко круглое».

2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги тех цветов,   которые использованы при изображении предметов.

3-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по величине.

Усложнения:

·         ребенку предлагаются картинки, они лежат в случайном порядке на подносе;

·         педагог предлагает ребенку самостоятельно выделить группы картинок:

·         по цвету;

·         по величине;

·         по форме;