ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющим оценить эффективность социально-экономической политики государства.
Уровень жизни как экономическая категория характеризуется преимущественно количественными показателями. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий крут характеристик условий жизни, в том числе показатели:
-рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
-санитарно-гигиенические условия жизни;
-потребление продовольственных товаров;
-жилищные условия:
-образование и культуру;
-условия труда и занятость;
-доходы и расходы населения;
-стоимость жизни и потребительские цены:
-транспортные средства:
-организацию отдыха;
-социальное обеспечение;
-свободу человека.
Наряду с этими показателями для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В их число входят национальный доход и валовой внутренний продукт в расчете на душу населения.
Степень удовлетворения потребностей человека характеризует уровень качества его жизни и во многом определяется такими экономическими понятиями, как семейный бюджет, или доход семьи, или бюджет домашнего хозяйства.
Обобщающим показателем уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей являются реальные доходы населения. Реальные доходы населения исчисляются на основе совокупных доходов за вычетом из них уплачиваемых населением налогов, обязательных платежей, взносов в общественные (кооперативные) организации и др. Реальные размеры денежных доходов населения (начисленной заработной платы) - это относительные показатели, исчисленные путем деления индексов номинальных размеров [т.е. фактически сложившихся в отчетном периоде) денежных доходов населения (начисленной заработной платы) на индекс потребительских пен за соответствующий временной период.
Уровень реальных доходов населения зависит от динамики доходов и изменения индексов цен на предметы потребления и услуги за определенный период. Он может быть
исчислен на душу населения делением общей суммы реальных денежных доходов на численность наличного населения.
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Расчеты распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов основаны на применении метода имитационного моделирования в соответствии с методикой, утвержденной Госкомстатом России в 1996 г. по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Основные положения указанной методики основаны на гипотезе о соответствии характера распределения денежных доходов населения логарифмической нормальной (двухпараметрической) модели.
Установление данной гипотезы и проверка адекватности основанной на ней модели осуществлялись по данным единовременного (один раз в 5 дет) обследования доходов 170 тыс. семей. Действующая методика определяет порядок получения оценок распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов, основываясь на итогах регулярных обследований бюджетов домашних хозяйств.
Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 10 —20%- ных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых доходов.
Для определения дифференциации доходов и уровня жизни (бедности) используются коэффициент Джинни и коэффициент фондов.
Коэффициент Джинни (индекс Джинни) - это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения между жителями страны. Это индекс концентрации доходов, который характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,4.
Коэффициент концентрации доходов населения - показатель, характеризующий сосредоточение (сгущение) доходов у отдельных групп населения. Для расчета коэффициента концентрации доходов используют формулу коэффициента Герфинделя, с
помощью которой фиксируют сложившиеся соотношения долей доходов соответствующих групп населения и обусловленную этим степень концентрации доходов.
Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, - это соотношение доходов 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных (коэффициент фондов). Коэффициент фондов - это коэффициент дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Этот показатель колеблется в последние годы от 1:5 до 1:15.
Снижение степени поляризации доходов населения ставится в числе задач государственной социальной политики, а значит, и социальной работы.
Таким образом, при оценке степени удовлетворения потребностей используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов.
Существующие тенденции изменения уровня жизни и их динамика определяются, во-первых, сопоставлением системы показателей уровня жизни и их значением в предшествующие периоды времени. Во-вторых - сравнением показателей в разных регионах страны в сопоставлении с зарубежными странами, а также сопоставлением фактического уровня жизни со степенью удовлетворения минимальных и рациональных запросов людей, выраженных в виде системы потребительских бюджетов по основным социально-демографическим группам населения, прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и, наконец, потребительского бюджета высокого достатка.
Следует подчеркнуть, что потребление населения прежде всего определяется ресурсами (доходами, имуществом). Поэтому уровень жизни чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы - потребление».
Для определения уровня жизни необходимо сравнивать фактическое потребление населения с социальными нормативами потребления, определяя таким образом степень удовлетворения потребностей.
Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму; минимальному потребительскому бюджету; бюджету высокого достатка.
Прожиточный минимум - минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности [25]; стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом), включающей
минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
-оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
-обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения стипендий, пособий и других социальных выплат;
-формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. В субъектах РФ прожиточный минимум предназначается для:
-оценки уровня жизни при разработке и реализации региональных социальных программ;
-оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
-формирования бюджетов субъектов РФ.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом.
В субъектах РФ она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на товары и услуги.
Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума.