ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;

-содействие в решении вопросов занятости, устройства на курсы переподготовки;

-социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;

-организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

-консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

-содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.

Создание таких подразделений, несомненно, будет способствовать усилению защитной функции семьи в сложных рыночных условиях.

В стабильном обществе периодическая флуктуация жизненного цикла семьи, ее экономического состояния - нормальное явление. Она зависит от демографического фактора и очередности событий в жизни семьи, тем или иным способом меняющих ее статус (возраст вступления в брак, рождение детей, начало их трудовой деятельности и заработок, повышение квалификации, уход на пенсию и др.).

В переживаемый страной период недоучет фактора цикличности развития семей и особенности их социально-экономического положения может привести к ошибкам в определении перспектив развития общества.

Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач.

1.Установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи.

2.Определение границ и направлений глубины вмешательства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, занятость, социальная мобильность, возможность и стремление к предпринимательской деятельности.


3. Проблемы прогнозирования уровня жизни общества.

Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат должны быть согласованы, прежде всего, с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо наращивание социальных расходов за пределы налоговых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции.

Величина пособия и сам факт его выплаты не должны создавать ситуацию, при которой получение пособия предпочтительнее получения заработной платы (дохода), а превышение оптимальной величины отчислений на социальные цели не должно провоцировать снижение эффективности общественного производства.

Поэтому все острее встает вопрос о выборе объективного критерия малообеспеченное™, которым можно было бы руководствоваться при оказании семье экономической помощи со стороны государства и его социальных служб.

Обычно критерием выступает среднедушевой денежный доход семьи. Если на данный момент он оказывается ниже установленного минимума, семья считается бедной и законно претендующей на помощь государства. Однако практика показывает, что в ряде случаев семья с низкими среднедушевыми денежными доходами обладает собственностью на уровне средней семьи и даже выше, а семья с высокими денежными доходами - наоборот. Особенно часто это явление наблюдается среди так называемых сложных семей (молодая семья, живущая вместе с родителями). Владение такого рода имуществом, как автомобиль, гараж, дача и т. п., делает семью достаточно обеспеченной даже при низких доходах. Поэтому такая семья не должна получать помощь со стороны государства в первую очередь.

Как реально, справедливо, объективно исчислять среднедушевой доход семьи? Как учесть специфику социально-экономического компонента семьи и его изменения? Это требует от науки дальнейшей разработки механизма учета, унификации показателей и выделение их в государственную статистику.

Понимая, что собственность - единственная реальная гарантия социальной защищенности семьи, государство начало проводить приватизацию собственности. К сожалению, была сделана попытка реализовать эту идею через всеобщую ваучеризацию, что не принесло реальных результатов. Ибо всеобщая приватизация, как и всенародная собственность, — экономический нонсенс.


Врезультате сейчас, как и ранее, основная масса населения живет только на зарплату, трансферты и доход от личного подсобного хозяйства. Лишь небольшую часть доходов семья получает от частного предпринимательства, с рынка ценных бумаг.

Ввопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствование системы государственных пособий семье и детям.

Вэтом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченности с учетом социально-экономического потенциала семей.

Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это именно то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.

С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.

Вусловиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.

Наиболее массово этот процесс развивается на селе. Это относится не столько к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного подсобного хозяйства.

Вгородах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях или в учреждениях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.

Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция - обучение членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т.д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами, умение грамотно вести бюджет семьи.


Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас, в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение. Помощь семье в решении этих проблем должна стать одной из функций центров помощи семье и детям.

В связи с этим становится необходимым создание на местах банка данных о реальных доходах граждан и семей, потенциально отнесенных к категории нуждающихся в социальной защите государства: неполных и многодетных, а также семей с инвалидами, одиноких престарелых и т.д. При этом следует учитывать декларируемый доход и денежные поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, а также наличие имущества, которое может приносить доход или может быть заложено при взятии семьей ссуды в банке: дачи, машины, квартиры и т. п. Это требует необходимого принятия закона об обязательном декларировании доходов всеми членами общества, повышении роли и ответственности налоговых служб и граждан за уклонение от налогов.

Реализация стратегической цели семейной политики - укрепление семей, имеющих детей, - предполагает, что в меняющихся социально-экономических условиях деятельность государства и других возможных субъектов семейной политики должна быть скоординирована в рамках общей экономической стратегии и базироваться на потенциалах, выраженных формулой: доходы-налоги-кредиты. Это предполагает переориентацию с разного рода выплат, пособий и льгот тем или иным типам семей, наиболее нуждающимся в защите, на механизмы, встроенные в рыночную систему формирования, перераспределения и использования доходов. Иными словами, семейная политика должна быть направлена на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни.

Следовательно, основным экономическим средством социальной защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства. Государство призвано поддерживать и поощрять любые формы экономической активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества.

Нельзя не согласиться с мнением А. И.Антонова и В. М. Медкова о том, что государство вместе с другими субъектами социальной политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного


взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей [3].

Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование как в собственных интересах, так и в интересах всего общества, укрепление социальноэкономического статуса семьи - интегрального показателя, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

4.3. Социально-экономический статус — критерий адресного подхода в

социальной работе

Конкурентный рынок представляет собой механизм эффективного использования ограниченных ресурсов, распределение которых между экономическими субъектами является экзогенным (внешним) для рынка параметром, изначально заданным по разным параметрам (уровню доходов, накоплениям и т.д.).

Иными словами, на рынке существует изначальное неравенство в распределении доходов, которое в процессе его функционирования может возрасти или сгладиться.

Наиболее полно неоклассическая концепция распределительной рыночной справедливости изложена в трудах американского неоклассика Д.Б.Кларка («Философия богатства», «Распределение богатства»), в которых он доказывает, что распределение общественного дохода регулируется «естественным законом». Представители каждой социальной группы имеют доход в соответствии с «принципом справедливости». Сущность данного закона состоит в том, что в условиях конкурентного рынка цена фактора производства (труда, капитала, организаторских способностей) соответствует его предельной производительности, поэтому недеформированная государственным вмешательством система рыночного ценообразования обеспечивает исключительно конкурентное распределение доходов, ориентированное только на рыночную справедливость (эффективность).

Такой подход был подвергнут сомнению учениями неокейсианского направления, которые делали упор на неконкурентную природу рынков и роль социальных факторов (таких, как власть, политические решения, неравенство способностей и возможностей) в распределении доходов.

Таким образом, если категория рыночной справедливости базируется на критерии эффективности, то категория социальной справедливости основывается на этических критериях и принципах, принятых в обществе. Под социально справедливым