ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История педагогики и образования как область научного знания.
3. Народная педагогика древних славян
5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.
9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения
11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский
12. Педагогическая система я. А. Коменского
9 Правил искусства обучения наукам
16 Правил искусства развивать нравственность
14. Пед идеи Коменского и совр школа:
16. Образ-е в р в 1 полов 18 в. Петр I:
19. Пед взгляды франц метериалистов 18 века (Гальвеций, Дидро):
21. Пед мысль и школа в период франц бкржуаз револ 18 в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье:
22. Пед подвиг и. Песталоцци, его гуманистич теория образ-я и восп-я:
24 Создание гос системы образ-я:
7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.
36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века
35. Пореформенные изменения системы образования в России (II половина XIХ века). 19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этом«Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались закон божий, чтение «пo книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся.Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным. Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая — с преподаванием древних языков — латинского и греческого и реальная — без древних языков, обе с семилетним сроком обучения. В реальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподавалась математика, естествознание, физика и космография, черчение; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география; русский язык в реальных гимназиях — на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут. Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всех сословий. По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они, как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико.
37.Зарубежные педагогические теории конца XIХ – начала ХХ вв. (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая, Р. Штайнера). Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему системы знаний. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи , должна была стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. На основе своего опыта работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию положениями о том, что школа обязана гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.Школа, представленная у Д. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные функции: упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступной форме; выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества; содействовать выравниванию социальных различий, создавая «единство мыслей и координированность действий». Кершенштейнер выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу империалистической Германии. «Гражданское воспитание» должно научить детей безусловному повиновению государству. Оно должно осуществляться через народную, массовую школу. Кершенштейнер разрабатывал педагогику, удовлетворяющую этим требованиям. Теория «трудовой школы» и подготовки молодежи к предстоящей профессиональной деятельности связана с его взглядами на «гражданское воспитание». Кершенштейнер считал, что было бы ошибкой сокращать срок пребывания детей трудящихся в школе, высказал мысль о необходимости «реформировать» школу, сделать ее «трудовой». В этой школе учащиеся, по его мнению, должны заниматься ручным трудом и получать технические навыки, умение работать над различными материалами при помощи соответствующих инструментов. С этой целью при каждой народной школе для практических занятий должны быть мастерские, сад, школьная кухня. Трудясь в школе, воспитанники должны последовательно развивать в себе качества, необходимые для лучшей работы, приучиться все старательнее, честнее, добросовестнее, обдуманнее выполнять процессы ручного труда. Кроме того, народная школа должна дать учащимся общую трудовую подготовку к предстоящей профессиональной деятельности. Вильгельм Август Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал процесс воспитания. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответное движение, или реакцию. При этом рефлекторный акт всегда протекает по одной и той же схеме: восприятие — переработка — выражение изображение. Учащиеся сначала посредством наблюдений получают впечатления, восприятия, которые затем перерабатываются в сознании, и, наконец, происходит выражение воспринятого и переработанного посредством разнообразных действий.
38. Развитие системы образования в России в начале ХХ века. Первые шаги реформирования средней общеобразовательной школы «сверху» были сделаны министром народного просвещения Н.П. Боголеповым (1846-1901), издавшим 8 июля 1899г. циркуляр, в котором приводился перечень недостатков средней школы, и объявлялось о создании специальной комиссии по их устранению. Комиссия подходила к реформированию средней общеобразовательной школы, по признанию министра, постепенно и осторожно, так как учебное дело не терпит грубой ломки. Представленный комиссией проект сохранял основы классической гимназии и реального училища как основных типов средней школы. В нем указывалось на существование односторонней ориентации, на умственное развитие учащихся и предлагалось основательно проработать вопрос о физическом воспитании детей. Проблема специальной подготовки должна была решаться путем расширения сети профессиональных учебных заведений в системе Министерства народного просвещения, идея же введения уроков ручного труда в средние общеобразовательные школы поддержки не получила. Следующий шаг в реформировании средней общеобразовательной школы был сделан Министерством народного просвещения под руководством П.С. Ванновского (1822-1904), назначенного на пост министра 24 марта 1901г. Комиссия под его руководством разработала проект «Основных положений устройства общеобразовательной средней школы». По этому проекту намечалось создать единый тип среднего общеобразовательного учебного заведения с семилетним курсом обучения. С IV класса предполагалось ввести бифуркацию: в одном отделении должен был изучаться латинский язык, в другом - дополнительный курс естествознания и графического искусства. Ручной труд наряду с гимнастикой и военными упражнениями, как необязательный предмет, включался в программу всех классов, кроме последнего (в первых трех классах по 4 часа в неделю, в остальных - по 2 часа). Школа должна была давать общее образование , а не ставить целью просто подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Ученики, окончившие среднюю школу, должны были получить возможность продолжать обучение или в высших учебных заведениях или включаться непосредственно в практическую деятельность. В связи с этим по-новому ставился вопрос о содержании и построении обучения в средней школе, а также о специализации в ее старших классах. Выдвинутые перед средней школой задачи могли быть решены только путем широкого внедрения идей трудового начала во все стороны ее учебно-воспитательной деятельности. В целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода. Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование , на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей. Поэтому-то так активно велась борьба против попыток ранней профессионализации школы, особенно начальной. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы.
Коммунистическая система воспитания и образования и начало её реализации после Октябрьской революции (1917 – 1920).
Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.
Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1575+ 1933): изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования(в скобках написано как этого добивалось правительство):- 1) всеобщее обязательное начальное обучение(декларация см. ниже), 2) общедоступность школы всех ступеней (I Всероссийский съезд по просвещению (25 августа- 4 сентября 1918 г) - система единой школы с 2мя ступенями: I ступень + 5 лет и II ступень + 4 года = 9 летняя средняя общеобразоват.школа)(+декларац.), 3) безусловная светскость школы(20 января 1918 г В.И. Ленин декрет «О свободе совести, церковных и религиозных»), 4) высокий бюджет по народному образованию, 5) демократизация народного образования(деклар.) 6) учет местных и национальных особенностей(деклар.) 7) привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы(декабрь 1917 г. Создан Союз учителей-интернационалистов, июль 1918г 1 Всероссийс.учительский съезд, январь 1919г 2 Всерос.учител.съезд). 8)Учащие и учащиеся призывались сблизиться с рабочей массой, идти вместе с революционным народом.(деклар.)
30 сентября 1918 г «Положение об единой трудовой школе РСФСР. «Основные принципы[Декларация о] единой трудовой школы»: демократизация школы(пункт 5): устанавливалась общедоступность и бесплатность школы всех ступеней(пункт 2); ставилась задача введения обязательного начального обучения(пункт 1). Создавалась единая школа с двумя ступенями: I ступень + 5 лет, II ступень + 4 года(пункт 2); школа объявлялась светской(пункт 3); вводилась политехнизация школы(пункт 8). Декларация против формализма и схоластики, требовала учета интересов учащихся, возбуждения их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью(пункт 6), провозглашали уважение к детям.
Недостатки советских школ: 1)отсутствие обязательных учебных планов и программ, что затрудняло работу учителей; 2) в преподавании некоторых предметов в разных классах был ненужный концентризм, 3) отсутствовали переводные экзамены, 4) были отменены домашние работы учащихся.
Педагогические поиски и экспериментирование в школах в 1921 – 1930 гг.
Основная идея: культурное развит. + воостановлен.народн.хоз-ва(после гражданск.войн) = победа социализма (озвучено на XV съезде Коммунистической партии в 1927г)
Первое Всероссийское партийное совещание по народному. образованию(31 декабря 1920г - 4 января 1921г): установило вместо 9летней школы 7летнюю школу с двумя концентрами: 1й- 4 года, 2й-3 года. Осн.форма профессионального образован.-техникум. НО! Ленин против и сохранена II ступень обучен.с 5летним сроком обучения, но разделена на два концентра: 1й- 3 года, 2й- 2 года.
В итоге: к 1922г- 1) I ступень\начальная школа\4 года обучен.-база для школ низшего проф.образован(профшкол, фабзавуча, учебно-
производственных мастерских и др.) 2) 7летняя школа- для средних и профессионально-технических учебных заведений (индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и др. техникумов) 3) старшая ступень\9-10тилетняя школы- для высшего образования.
XIV съезд Коммунистической партии в 1925: задача социалистической индустриализации страны => нужны квалифицированные специалисты => Резолюция Пленума ЦК ВКП(б) 1928г: надо, что бы после II ступени могли идти в вузы.
В итоге получилась в РСФСР система школьного образования: 1) начальная школа\I ступень\ 4 года обучен. 2) 7летняя школа-фундамент всей школьной системы; 3) школа II ступени\9летняя средняя школа с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ); 4)фабрично-заводские семилетки (ФЗС)- разновидность 7летней школы в промышленных центрах и районах; 5) школа крестьянской молодежи (ШКМ)- продолжение школы I ступени для сельской молодежи; 6) школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме 7летней школы; 7) рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.
Педагогические идеи П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.
Положение о воспитании как о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С.Т. Шацкий. В 1921 г. он писал: «Воспитание есть организация детской жизни...»
Весьма существенным в методике воспитания было то, что, как уже отмечалось в главе IV, в трудах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться в нашей психологии. С.Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости, да еще интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей».