Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 418

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • нарушения здоровья со стойким расстройством функ­ций организма (инвалидность), болезни, физической травмы, ранения;

  • психической травмы психогенного или соматического происхождения;

  • неблагоприятного изменения социального статуса (воз­растные и профессиональные кризисы, утрата работы, сниже­ние в должности, вынужденное переселение, утрата жилища и др.);

  • девиантного поведения.

  1. К основным принципам социальной реабилитации следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в про­ведении реабилитационных мероприятий, доступность реаби­литационных мер и добровольность их применения.

  2. Цель социальной реабилитации - восстановление жизнен­ного ресурса и социального статуса человека в интересах его эффективного социального функционирования и достойного существования в изменившейся жизненной ситуации.

  3. Приведенное выше определение социальной реабилита­ции указывает на круг объектов, к которым применяются реа­билитационные методы воздействия. К числу таких объектов следует отнести: лиц и группы людей, подвергшихся воздей­ствию неблагоприятных жизненных обстоятельств, испытыва­ющих симптомы выраженной социальной дезадаптации; инва­лидов; детей-инвалидов; людей пожилого возраста; подрост­ков с девиантным поведением; лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, предпринимав­ших попытки суицида; реально и потенциально безработных; бездомных; беженцев и мигрантов; несовершеннолетних ма­терей; людей, перенесших тяжелые заболевания, ранения, контузии, физические и психические травмы.

  4. Субъектами социальной реабилитации выступают: госу­дарство, общественные объединения и фонды, органы мест­ного самоуправления, командиры, органы воспитательной работы, медицинские и лечебно-оздоровительные учрежде­ния, специализированные реабилитационные центры, рабо­тодатели, конфессии, профессиональные социальные работ­ники.

  5. Социальная реабилитация представляет собой целостный Реабилитационный комплекс, включающий социально-меди-Минскую, собственно социальную, социально-педагогическую, с°Циально-психологическую и социально-профессиональную Реабилитацию.

  6. Социальная реабилитация предполагает создание вок­руг клиента социальной среды с такими качественно-количе­ственными характеристиками, которые восполнили бы или


  1. компенсировали недостающий для достойного существования в обществе жизненный ресурс, и включает компоненты:

  2. Социально-экономический - состоит в обеспечении нуж­дающихся жильем, оказании материальной поддержки, уста­новлении системы компенсаций недостающего или утрачен­ного материального ресурса.

  3. Социально-средовой - проявляется в оказании помощи клиентам в плавном, бескризисном вхождении в новую соци­альную, этническую среду, в реализации принципа «безбарь­ерной архитектуры» для инвалидов, создании им условий для контактов с себе подобными.

  4. Социально-бытовой - включает создание условий для са­мообслуживания и независимого существования, предостав­ление инвалидам протезов и необходимых средств передви­жения, социальный и медицинский патронаж.

  5. Социально-профессиональная реабилитация пред­ставляет собой комплекс организационных, информационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, образование (обучение и пе­реобучение доступным формам труда), профессионально-де-ятельностную адаптацию и трудоустройство граждан, а также, в случае необходимости, приспособление условий деятель­ности и режима труда к функциональным возможностям кли­ентов. Она предусматривает принятие мер по восстановлению в кратчайшие сроки профессиональных навыков, важнейших функций индивидов, обеспечивающих выполнение обязаннос­тей по штатному предназначению.

  6. В связи с известными социально-экономическими пре­образованиями в нашей стране (рынок, конкуренция и сопут­ствующий рост безработицы среди трудоспособного населе­ния) проблема трудовой занятости лиц с ограниченными воз­можностями (узкоспециализированная подготовка, отсутствие опыта работы в рыночных условиях, наличие инвалидности) становится весьма актуальной. Официальная политика в отно­ц^нии социально уязвимых групп населения в течение многих десятилетий основывалась на принципах изоляции и компен­сации, что породило как незнание обществом проблем со­граждан, так и неподготовленность материально-технической, кадровой, финансовой базы для их решения.

  7. Сегодня жизнь властно требует перехода от традиционных приемов трудоустройства к новым взаимоотношениям, осно­ванным на законах рынка всего общества, с одной стороны, а с другой - его особой части - узкоспециализированных специ­алистов. Условия рынка диктуют необходимость перехода от оказавшегося в наши дни малоэффективным планово-дирек­тивного управления занятостью к ее косвенному регулирова­нию с помощью правовых и экономических методов.

  8. Особую категорию объектов этой деятельности составля­ют лица, ставшие инвалидами, в том числе инвалидов военной службы, профессиональную реабилитацию которых нельзя рассматривать в отрыве от ее конечного результата - трудо­устройства. Прежде, в условиях избытка рабочих мест, эта проблема не стояла остро, так как инвалиды, желающие ра­ботать, могли самостоятельно найти работу и на обычных, и на специализированных предприятиях. Сегодня же, при избытке рабочей силы, предприятий общего типа, началось широкое сокращение рабочих мест и закрытие спецпредприятий. К то­му же нередко инвалидов первыми увольняют с предприятий обычного типа.

  9. В связи с этим целью социально-психологической реаби­литации инвалидов является обеспечение возможности полу­чать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым их социальной интеграции (реинтегра­ции). Из этого следует, что профессиональная реабилитация названных категорий граждан включает следующие основные направления:

  10. • информирование граждан и членов их семей о правах и возможностях в области занятости;


  • экспертиза потенциальных профессиональных способ ностей клиента (образование, род профессиональной де ятельности, уровень профессионализма, состояние здоровья степень психологической готовности к труду в новых условиях наличие гражданских профессий и возможности для профес­сиональной переподготовки);

  • профессиональная ориентация - информирование кли| ентов о наиболее приемлемых и целесообразных для них ви­дах профессиональной деятельности;

  • профессиональная подготовка или переподготовка;

  • рациональное трудоустройство, т. е. с учетом возмож­ностей для деятельности, перемещения к месту работы и об­ратно, действующего на предприятии режима труда;

  • профессионально-производственная адаптация;

  • установление приемлемого для клиента режима труда;

  • приспособление условий труда к функциональным воз­можностям клиента: обеспечение необходимыми индивиду­альными техническими приспособлениями для облегчения пользования инструментами и иными средствами труда; из­менение в конструкции приборов и инструментов; переобо­рудование маршрутов перемещения (безбарьерная архитек­тура);

  • преодоление предубеждений, дезинформации и небла­гоприятного отношения к занятости инвалидов и к их социаль­ной интеграции (реинтеграции).

  1. Социально-психологическая реабилитация - сово­купность коррекционно-восстановительных, лечебно-оздо­ровительных и диагностико-профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных психологических условий для выздоровления больного (травмированного, ра­неного), восстановление нарушенных психических функций, формирование у клиента реалистической самооценки и оп­тимальной реадаптации к новой личностно-социальной ситу­ации.

  2. Основные цели психологической реабилитации:

  • восстановление трудовой способности;

  • предупреждение инвалидности;

  • социальная адаптация людей.

  1. Социально-психологическая реабилитация граждан, с од­ной стороны, является составной частью общего социально-реабилитационного комплекса, а с другой - она представля­ет собой систему, включающую в себя такие компоненты.

  2. Психофизиологический компонент предполагает решение

  3. следующих задач:


  • нормализация функционирования нервной системы посредством применения медикаментозных препаратов (транквилизаторов), биологических и психотерапевтических

  1. средств;

  • снятие усталости и восстановление работоспособности граждан по психофизиологическим показателям путем орга­низации рационального режима жизнедеятельности: актив­ного отдыха, сна, трудовой деятельности с постепенно воз­растающей нагрузкой, физио-, натуро-, бальнеотерапии;

  • снижение интенсивности болевых ощущений, испытыва­емых после ранения, травмы, операции с помощью медика­ментозных и немедикаментозных средств.

  1. Психологический компонент включает задачи:

  • восстановление нарушенных психических функций вос­приятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональных реакций методами психокоррекции;

  • помощь гражданам в преодолении отрицательных эмо­циональных переживаний, навязчивостей, фобических реак­ций, связанных с ситуацией получения физической (психичес­ки) травмы;

  • формирование оптимальной психологической реакции на последствия психической травмы, мобилизация личности на преодоление возникших состояний, воспитание у военно-СлУжащих необходимых волевых качеств;

  • формирование у индивидов четких представлений о фак­торах риска и осознанного отношения к мероприятиям по их устранению;

  • психологическая подготовка индивидов к медицинским операциям и помощь в восстановлении нормального психи­ческого состояния в послеоперационный период.

  • Социально-психологический компонент включает:

  • помощь при создании в лечебных учреждениях системы взаимной поддержки среди пострадавших;

  • формирование у пострадавшего адекватной сложив­шейся ситуации «Я - концепция»: реалистической оценки сво­их возможностей и перспектив в связи с травмой, ранением, инвалидностью, утратой; понимания собственной роли в пре­одолении последствий случившегося, необходимости сохра­нения самоуважения, уверенности в собственных силах, ори­ентирование его на самореабилитацию;

  • обучение клиентов эффективным моделям общения с окружающими;

  • создание в семьях граждан, трудовых коллективах «пси-хореабилитирующего» морально-психологического климата.


  • Социально-медицинская реабилитация представляет собой комплекс лечебных и лечебно-оздоровительных меро­приятий.

  • восстановительно-реконструктивная терапия: медика­ментозная терапия; лечебное питание; санация очагов хрони­ческой инфекции; хирургическая коррекция патологических изменений; протезирование;

  • стационарное и санаторно-курортное лечение;

  • восстановление физической работоспособности путем ранней активации пострадавшего, лечебной физкультуры с возрастающими нагрузками, физио- и рефлексотерапии;

  • медико-социальный патронаж.

  • Социально-медицинская реабилитация осуществляется на разных этапах.

  • На госпитальном этапе решаются следующие задачи:

  • выработка рациональной программы реабилитационных мероприятий с обеспечением преемственности на последую­щих этапах;

  • определение адекватного медико-диагностического ре­жима;

  • разработка диетических рекомендаций;

  • предупреждение, раннее выявление и устранение фак­торов, способствующих формированию затяжных вариантов течения болезни;

  • санация очагов инфекции и лечение сопутствующих за­болеваний, влияющих на эффективность реабилитации;

  • подготовка больного (раненого, травмированного) к постгоспитальным этапам реабилитации и восстановлению служебной деятельности.

  • На санаторном этапе осуществляется:

  • повышение работоспособности индивида путем целе­направленного выполнения программы физической реабили­тации и использования природных и преформированных физи­ческих факторов;

  • устранение или снижение психопатологических синдро­мов в целях психологической реадаптации;

  • подготовка к профессиональной деятельности;

  • предупреждение прогрессирования заболевания, его обострения и осложнения путем проведения медикаментоз­ной терапии и осуществления вторичной профилактики - борь­ба с факторами риска.

  • Лекарственная терапия на данном этапе является вспо­могательной. Главное здесь - последовательное повышение степени активности больного путем использования утренней гигиенической и лечебной гимнастики, дозированной ходьбы, подвижных игр; климатотерапии в режимах слабого и умерен­ного тренирующего воздействия (аэро- и гемотерапия); лечеб­ного питания; физиотерапии с использованием электрофоре­