ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 423
Скачиваний: 1
за лекарственных веществ, лечения импульсивными токами низкой частоты, синусоидальными моделированными токами, дециметровыми волнами.
Амбулаторно-поликлинический этап проводится после возвращения индивида из больницы, госпиталя, санатория или из отпуска по болезни. Основные мероприятия выполняются врачами медицинских пунктов под руководством невропатологов и других специалистов медицинских лечебных учреждений.
Специфическим содержанием отличается медико-социальная реабилитация в стационарных учреждениях системы социального обслуживания: домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками. В названных учреждениях психотравмирующее воздействие на клиентов оказывают: патология окружающих; относительная социальная изоляция группы и ее быстрая информационная истощаемость; монотонность быта, однообразие занятий, социально-психологическая депривация; больничный фон существования.
В этих условиях большое значение имеет формирование реабилитирующей социальной среды и режима жизнедеятельности: создание комфортных условий проживания; предоставление возможности выбора соседей по месту проживания, коллектива себе подобных, условий для общения по интересам; вовлечение клиентов в посильный труд, в культурно-до-суговые мероприятия.
Социально-педагогическая реабилитация происходит при нарушении способности граждан к получению образования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими возможностями личности; осуществляется мероприятиями воспитательного характера в отношении детей-инвалидов. Эти мероприятия направлены на овладение ребенком необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение школьного образования; выработку у ребенка уверенности в собственных силах и правильной профессиональной ориентации.
В рамках социально-педагогической реабилитации необходимо обучать клиентов тем необходимым социальным навыкам, которые у них по тем или иным причинам не сформированы, но без которых они не могут более или менее успешно интегрироваться в социальную среду. Важным здесь является и вооружение клиентов знаниями в юридической, экономической, бытовой областях, в сфере семейных отношений, межличностного взаимодействия, совершенствования собственной личности и т.п. Такие знания позволяют избегать многих социальных проблем.
Опыт практической работы в рамках технологии социальной реабилитации предусматривает осуществление конкретных, часто адресных мероприятий в соответствии со структурой индивидуальной программы реабилитации. Например, существуют индивидуальные реабилитационные карты МСЭ для инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации - это комплекс специальных реабилитационных мер, включающих конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных Функций организма, интеграцию инвалида в общество. В индивидуальной программе обычно определяются медицинское, социально-средовое и профессионально-трудовое направления реабилитации. Следует более подробно остановиться на анализе социально-средовой реабилитации, которая предполагает такие способы, как обучение навыкам приспособления к новым условиям жизни.
Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание и обеспечение ус
ловий для социальной интеграции инвалидов, восстановлени или формирование социального статуса, утраченных обще ственных связей на микро- и макроуровне, и осуществляете в двух основных направлениях.
приспособление окружающей среды к потребностя инвалидов (обеспечение средствами передвижения, про тезно-ортопедической помощью, техническими средствами), адаптация социального пространства города, его районов и социальной инфраструктуры к потребностям людей с ограниченными возможностями;
адаптация инвалида к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможность самообслуживания.
Необходимо помнить, что создание условий для нормального и независимого быта, самообслуживания людей с ограниченными возможностями является важным фактором, повышающим дееспособность инвалидов. Максимальное устранение или уменьшение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды на улице или в собственной квартире, - задача, решение которой способствует реализации принципа интеграции инвалидов в общество.
Сегодня достаточно широко обсуждается необходимость создания безбарьерной среды для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Объективно существую условия, ограничивающие возможности инвалидов передвигаться в городском пространстве. Эти ограничения выражены в отсутствии специальных технических приспособлений для инвалидов в транспорте и на улице, неадекватности общественных городских зданий и сооружений потребностям людей с ограниченными возможностями. В то же время анализ сенсорного восприятия окружающей среды инвалидами и членами их семей делает картину более полной, во многом позволяет оценить проблему с других позиций. Впервые идея обращенности к среде, к исправлению ее сенсорных качеств была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города».
Таким образом, анализ качества региона с позиции раз-яичных социальных групп, в том числе инвалидов, является реальным основанием как для общественных действий, так и для переосмысления устоявшихся градостроительных концепций. Его распространение способно возбудить общественную поддержку делу создания безбарьерной среды и улучшения ее качества в целом.
Изменение процесса проектирования может быть осуществлено с учетом предложений, мнений пользователей путем проведения обсуждений строительных концепций совместно с представителями общественных организаций инвалидов разных категорий (инвалиды по зрению ВОС, по слуху ВОГ, ВОИ). Вместе с тем в целях создания оптимального пространства уместно использовать социальную технологию проектной экспертизы. В состав такой экспертной группы должны входить профессионалы - строители и проектировщики, социальные работники, сами инвалиды или их представители от общественных организаций.
Успех формирования безбарьерной среды во многом зависит от:
хорошей организации обмена информацией и мнениями между общественными и иными организациями инвалидов и персоналом строительных, проектных учреждений, администрации города;
наличия специальных законодательных актов, регулирующих проблемы создания доступной среды;
достаточного ресурсного обеспечения проектов строительства и реконструкции.
Соблюдение этих условий делает возможным удовлетворение специальных требований, а реализация проектов Доступности города для инвалидов становится механизмом преодоления социальных проблем инвалидности и средством смягчения социальных конфликтов.
Основные меры социальной реабилитации различных групп населения, например пожилых людей, включают разработку научно обоснованных практик оказания социальной помощи ген ронтологической группе. Проблема в этой области характеризуй ется прежде всего низким социально-экономическим статусом пожилого человека, одиночеством и отсутствием достаточного количества помогающих ресурсов. Система социального обслуживания пожилых граждан на сегодняшний день нуждается в качественных дополнениях, а в ряде случаев - в необходимых преобразованиях. Реабилитация пожилых граждан связана с восстановлением их социальной активности, максимальным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации не должны ограничивать сферу жизнедеятельности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и образовательные формы, методы культурно-досуговой деятельности, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.
Технология социальной реабилитации реализуется на трех уровнях методики.
1. Индивидуальный уровень -решение проблемы с целью помочь клиенту разобраться и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к личности (например, основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном - концентрация внимания надез-адаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.). Однако независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, входящие в методику:
• установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
изучение и анализ проблемной ситуации;
определение целей и задач совместной работы;
видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
оценка прогресса и результат совместной работы. Разные индивидуальные подходы предполагают и разные
виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, а также возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента. Метод индивидуальной социальной реабилитации особенно оправдан при определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
2. Групповой уровень, активно разрабатываемый в 70-е годы XX в. Важными считаются следующие положения, которые выполняет малая группа:
способствует выходу из роли «только слушателя»\
обеспечивает реальное познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
создает обратную связь, т. е. выясняется, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы - оказание помощи кли-енту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет °Рганизации групповой деятельности и социальной активности ЧГ|енов группы, расширения сферы индивидуального опыта самосознания в интенсивном общении либо за счет включе-группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация данного метода зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Так, категорию социокультурных составляют группы восстановления умений, образовательные, самопомощи^ Существуют и терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального ра--ботника может быть различной. Если группа ориентирована: на достижение каких-либо общезначимых целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора; внешних связей группы. Если цель группы - расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник - посредник внутригруппового взаимодействия.
Метод групповой работы не имеет «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.
Таким образом, социальная реабилитация представляет! собой единый реабилитационный комплекс, в котором социальные, психологические, педагогические, профессиональные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом. Предназначением такого комплекса является формирование, восстановление, коррекция или компенсация социовитального ресурса человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, обеспечивающего его активное социальное функционирование и достойное существование.
4. Технология социальной реабилитации реализуется в основном на трех уровнях.
Темы для написания докладов и рефератов