Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • за лекарственных веществ, лечения импульсивными токами низкой частоты, синусоидальными моделированными токами, дециметровыми волнами.

  • Амбулаторно-поликлинический этап проводится после возвращения индивида из больницы, госпиталя, санатория или из отпуска по болезни. Основные мероприятия выполня­ются врачами медицинских пунктов под руководством нев­ропатологов и других специалистов медицинских лечебных учреждений.

  • Специфическим содержанием отличается медико-соци­альная реабилитация в стационарных учреждениях системы социального обслуживания: домах-интернатах для престаре­лых и инвалидов общего типа, психоневрологических интерна­тах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, детских домах-интернатах для детей с физическими недостат­ками. В названных учреждениях психотравмирующее воз­действие на клиентов оказывают: патология окружающих; от­носительная социальная изоляция группы и ее быстрая инфор­мационная истощаемость; монотонность быта, однообразие занятий, социально-психологическая депривация; больничный фон существования.

  • В этих условиях большое значение имеет формирование реабилитирующей социальной среды и режима жизнедеятель­ности: создание комфортных условий проживания; предостав­ление возможности выбора соседей по месту проживания, коллектива себе подобных, условий для общения по интере­сам; вовлечение клиентов в посильный труд, в культурно-до-суговые мероприятия.

  • Социально-педагогическая реабилитация происхо­дит при нарушении способности граждан к получению обра­зования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими возможностями личности; осу­ществляется мероприятиями воспитательного характера в от­ношении детей-инвалидов. Эти мероприятия направлены на овладение ребенком необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение школьного образования; выработку у ребенка уверенности в собственных силах и пра­вильной профессиональной ориентации.

  • В рамках социально-педагогической реабилитации не­обходимо обучать клиентов тем необходимым социальным навыкам, которые у них по тем или иным причинам не сфор­мированы, но без которых они не могут более или менее ус­пешно интегрироваться в социальную среду. Важным здесь является и вооружение клиентов знаниями в юридической, экономической, бытовой областях, в сфере семейных отно­шений, межличностного взаимодействия, совершенствования собственной личности и т.п. Такие знания позволяют избегать многих социальных проблем.

  • Опыт практической работы в рамках технологии соци­альной реабилитации предусматривает осуществление кон­кретных, часто адресных мероприятий в соответствии со структурой индивидуальной программы реабилитации. Напри­мер, существуют индивидуальные реабилитационные карты МСЭ для инвалидов.

  • Индивидуальная программа реабилитации - это комп­лекс специальных реабилитационных мер, включающих кон­кретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных Функций организма, интеграцию инвалида в общество. В ин­дивидуальной программе обычно определяются медицинское, социально-средовое и профессионально-трудовое направле­ния реабилитации. Следует более подробно остановиться на анализе социально-средовой реабилитации, которая предпо­лагает такие способы, как обучение навыкам приспособления к новым условиям жизни.

  • Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание и обеспечение ус­


  • ловий для социальной интеграции инвалидов, восстановлени или формирование социального статуса, утраченных обще ственных связей на микро- и макроуровне, и осуществляете в двух основных направлениях.

  • приспособление окружающей среды к потребностя инвалидов (обеспечение средствами передвижения, про тезно-ортопедической помощью, техническими средствами), адаптация социального пространства города, его районов и социальной инфраструктуры к потребностям людей с огра­ниченными возможностями;

  • адаптация инвалида к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможность самообслуживания.

  • Необходимо помнить, что создание условий для нормаль­ного и независимого быта, самообслуживания людей с огра­ниченными возможностями является важным фактором, по­вышающим дееспособность инвалидов. Максимальное устра­нение или уменьшение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды на улице или в собственной квартире, - задача, ре­шение которой способствует реализации принципа интеграции инвалидов в общество.

  • Сегодня достаточно широко обсуждается необходимость создания безбарьерной среды для инвалидов и других ка­тегорий маломобильных граждан. Объективно существую условия, ограничивающие возможности инвалидов пере­двигаться в городском пространстве. Эти ограничения выра­жены в отсутствии специальных технических приспособлений для инвалидов в транспорте и на улице, неадекватности об­щественных городских зданий и сооружений потребностям людей с ограниченными возможностями. В то же время ана­лиз сенсорного восприятия окружающей среды инвалидами и членами их семей делает картину более полной, во многом позволяет оценить проблему с других позиций. Впервые идея обращенности к среде, к исправлению ее сенсорных качеств была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города».

  • Таким образом, анализ качества региона с позиции раз-яичных социальных групп, в том числе инвалидов, является ре­альным основанием как для общественных действий, так и для переосмысления устоявшихся градостроительных концепций. Его распространение способно возбудить общественную под­держку делу создания безбарьерной среды и улучшения ее качества в целом.

  • Изменение процесса проектирования может быть осу­ществлено с учетом предложений, мнений пользователей путем проведения обсуждений строительных концепций сов­местно с представителями общественных организаций инва­лидов разных категорий (инвалиды по зрению ВОС, по слу­ху ВОГ, ВОИ). Вместе с тем в целях создания оптимального пространства уместно использовать социальную технологию проектной экспертизы. В состав такой экспертной группы дол­жны входить профессионалы - строители и проектировщики, социальные работники, сами инвалиды или их представители от общественных организаций.

  • Успех формирования безбарьерной среды во многом за­висит от:


  • хорошей организации обмена информацией и мнения­ми между общественными и иными организациями инвалидов и персоналом строительных, проектных учреждений, адми­нистрации города;

  • наличия специальных законодательных актов, регулиру­ющих проблемы создания доступной среды;

  • достаточного ресурсного обеспечения проектов строи­тельства и реконструкции.

  • Соблюдение этих условий делает возможным удов­летворение специальных требований, а реализация проектов Доступности города для инвалидов становится механизмом преодоления социальных проблем инвалидности и средством смягчения социальных конфликтов.

  • Основные меры социальной реабилитации различных групп населения, например пожилых людей, включают разработку научно обоснованных практик оказания социальной помощи ген ронтологической группе. Проблема в этой области характеризуй ется прежде всего низким социально-экономическим статусом пожилого человека, одиночеством и отсутствием достаточного количества помогающих ресурсов. Система социального об­служивания пожилых граждан на сегодняшний день нуждается в качественных дополнениях, а в ряде случаев - в необходи­мых преобразованиях. Реабилитация пожилых граждан связа­на с восстановлением их социальной активности, максималь­ным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации не должны ограничивать сферу жизнедеятель­ности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и об­разовательные формы, методы культурно-досуговой деятель­ности, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.

  • Технология социальной реабилитации реализуется на трех уровнях методики.

  • 1. Индивидуальный уровень -решение проблемы с целью помочь клиенту разобраться и справиться с жизненной ситуа­цией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социаль­ной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опира­ется на выбор психологического подхода к личности (например, основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном - концентрация внимания надез-адаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.). Однако независимо от психологического подхода к пониманию личнос­ти можно выделить общие элементы, входящие в методику:

  • • установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

  • изучение и анализ проблемной ситуации;

  • определение целей и задач совместной работы;


  • видоизменение взаимоотношений индивида с соци­альным окружением и/или самим собой;

  • оценка прогресса и результат совместной работы. Разные индивидуальные подходы предполагают и разные


  • виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специ­алистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учи­тывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходи­мым уровнем психолого-педагогической подготовки, а также возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиен­та. Метод индивидуальной социальной реабилитации особенно оправдан при определении перспектив, в адаптации к реаль­ности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

  • 2. Групповой уровень, активно разрабатываемый в 70-е годы XX в. Важными считаются следующие положения, кото­рые выполняет малая группа:

  • способствует выходу из роли «только слушателя»\

  • обеспечивает реальное познание собственной точки зре­ния, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

  • создает обратную связь, т. е. выясняется, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

  • может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

  • Цель метода групповой работы - оказание помощи кли-енту через передачу группового опыта для развития его фи­зических и духовных сил, формирования социального пове­дения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет °Рганизации групповой деятельности и социальной активности ЧГ|енов группы, расширения сферы индивидуального опыта самосознания в интенсивном общении либо за счет включе-группы в продуктивную творческую деятельность.

  • Реализация данного метода зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Так, категорию социокультурных составляют груп­пы восстановления умений, образовательные, самопомощи^ Существуют и терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистен­циальных проблем.

  • В зависимости от целей группы позиция социального ра--ботника может быть различной. Если группа ориентирована: на достижение каких-либо общезначимых целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социаль­ный работник выполняет роль организатора и координатора; внешних связей группы. Если цель группы - расширение сфе­ры самосознания и индивидуального опыта за счет общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник - посредник внутригруппового взаимодействия.

  • Метод групповой работы не имеет «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.

  • Таким образом, социальная реабилитация представляет! собой единый реабилитационный комплекс, в котором соци­альные, психологические, педагогические, профессиональные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом. Предназначением такого комплекса является формирование, восстановление, коррекция или компенсация социовитального ресурса человека, находящегося в сложной жизненной ситу­ации, обеспечивающего его активное социальное функциони­рование и достойное существование.

  • 4. Технология социальной реабилитации реализуется в основном на трех уровнях.

  • Темы для написания докладов и рефератов