Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Кроме того, любой эксперт должен обладать, как правило, двумя пластами знания: открытым, т. е. осознанным знани­ем и скрытым - неосознанным. Основная задача социальной экспертизы заключается в умении мобилизовать одновремен­но оба пласта знания. При этом возможности бессознательного, скрытого познания значительно превосходят результативность осознаваемой интеллектуальной деятельности. Следовательно, социальная экспертиза опирается главным образом на интуи­цию эксперта как психоэвристический феномен, помогая ему погружаться в глубины бессознательного, испытывая состояние озарения, прозрения или инсайта.

  • Что касается технологических моделей социальной экспер­тизы, то хотя они и зависят от специфики ее вида, тем не ме­нее основаны на технологической схеме опросных методов и включают следующие этапы.

  • Первый технологический этап (подготовка социальной экспертизы) начинается с разработки программы экспертизы и включает решение вопросов, свойственных любому иссле­дованию: определение целей, задач, объекта, предмета и ги­потез экспертизы. После этого формируют группу экспертов, для чего нужно определить их количество и состав, а также выработать требования к комплектованию группы. В процес­се формирования экспертной группы решают проблему вы­бора специалистов (кандидатов в эксперты), наиболее ком­петентных в рассматриваемом круге вопросов. Процедура формирования экспертной группы еще недостаточно отрабо­тана на практике. Конечно, особое внимание при этом уде­ляют компетентности, независимости, креативности и другим Ранее рассмотренным качествам этой категории специалис­тов. Однако эксперты должны не только хорошо знать ана­лизируемую проблему, но и иметь независимые суждения и быть творческими людьми. На практике далеко не всегда

  • удается достаточно корректно определить, есть ли у экспер­тов эти качества. Поэтому часто их отбирают либо по слу-] жебному положению, ученым степеням и званиям, либо по! степени известности в рассматриваемой проблеме.

  • Технологическую модель социальной экспертизы можнся модифицировать в зависимости от ее конкретных целей. Таю метод «мозгового штурма» предполагает свободу высказыва-] ний экспертов; при дельфийской технике экспертизы использу* ют особую систему анализа результатов, а техника построен ния сценариев ориентирует экспертов на моделирование соци-1 альных ситуаций.

  • Инструментарием социальной экспертизы обычно является опросник (анкета), методические рекомендации по проведению экспертизы и информационное обеспечение экспертов с целью Повышения уровня их компетентности. Экспертная анкета су­щественно отличается от социологической, используемой при массовом опросе. Она гораздо сложнее и основана, главным образом, на количественных шкалах. Поэтому задачи, возлага-1 емые на экспертов, гораздо сложнее тех, которые ставят перед респондентам1) в массовом опросе. Эксперт должен прежде всего определить степень новизны изучаемого явления, а рес­пондент массового опроса - всего лишь высказать свое отно­шение к уже известному явлению.

  • Нередко по очень сложным аспектам экспертизы для эк­спертов готовят подборку специальной литературы, содержа­щей дополнительную информацию для того, чтобы ускорить «вхождение» экспертов в проблему и дать им возможность лучше подготовиться к процессу экспертизы.

  • Второй технологический этап - проведение самой экспертизы в форме опроса экспертов по различным схемам. Он может проходить в один или несколько туров, с ознакомле­нием экспертов с результатами опроса или без ознакомления.

  • Третий технологический этап -анализ результатов экспер­тизы имеет определенную специфику. Полученную от экспертов информацию по каждому из вопросов представляют в виде оп­ределенной матрицы, которую детально анализируют. Анализ бывает как индивидуальный, так и общий. Индивидуальный ана­лиз мнения экспертов включает его проверку на непротиворе­чивость, которая означает выяснение того, что эксперт, выпол­няя поставленную перед ним задачу, действовал в соответствии с принятыми допущениями о формировании экспертного сужде­ния. Наиболее противоречивые суждения отбрасывают. После этого анализируют всю совокупность собранных суждений экс­пертов, т. е. проводят общий анализ. При этом оценивают такие характеристики, как разброс и согласованность суждений экс­пертов, анализируют различные классификации объектов экс­пертизы, а также подсчитывают частотные характеристики и т. д. Полученные результаты социальной экспертизы представляют в различных формах: аналитической, математической и графи­ческой, которые и составляют содержание мотивированного и аргументированного экспертного заключения.

  • Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам - люди, социальные институты и про­цессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза - оценочно-консультаци­онная деятельность. Необходимость в ней возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потен­циал влияния и может положительно или отрицательно ска­заться на жизнедеятельности людей.

  • Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы:

  • Рецензия - это заказ, который выполняет эксперт по ана-Лизу материалов, подлежащих рецензированию, далее идет одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта.

  • Мониторинг применяется, если производство экспертизы тРебует долговременного, регулярного процесса. Эксперт Разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую ав­


  • тематически применяет. Затем предоставляет полученные ре­зультаты заказчику, в том числе проводит сравнение данных результатов с более ранними.

  • Проект направлен на решение группы задач, где экспер­тная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

  • В связи с проведением социальных реформ и трансформа­ций общественных систем и организаций технологии социальной экспертизы приобретают особую актуальность и значимость, так как она дает возможность эффективно решать сложные анали­тические и практические задачи во всех сферах общественной жизни, где имеются высококвалифицированные специалисты. Применяя технологии социальной экспертизы, которые срав­нительно просты, нужно выполнять два обязательных условия: необходимый круг специалистов - экспертов; корректная мето­дика проведения экспертных опросов.

  • В качестве примера реализации технологии социальной эксперти­зы, применяемой с клиентами, приведем медико-социальную экспертизу (МСЭ), которая представляет собой процедуру оценки психофизиологи­ческого и социального положения индивида в обществе с целью опреде­ления его нуждаемости в социальной помощи (помощи извне).

  • МСЭ можно рассматривать: как юридическое мероприятие, в ре­зультате которого индивид получает определенный правовой статус; как технологию социальной диагностики индивида, в результате которой вы­носится решение о потребностях и путях оказания социальной помощи.

  • В Федеральном законе № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза обозначена как «определение в установленном порядке потребностей освидетельствуе-мого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройс­твом функций организма».

  • В соответствии с Законом (ст. 8 в ред. ФЗ № 122) в задачи медико-социальной экспертизы входит:

  • «1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступ­ления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социаль­ной защиты;

  1. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

  2. изучение уровня и причин инвалидности населения;

  1. участие в разработке комплексных программ профилактики инва­лидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инва­лидов;


  1. определение степени утраты профессиональной трудоспособ­ности;

  2. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законо­дательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего».

  • По результатам освидетельствования гражданину, при­знанному инвалидом, выдается справка об инвалидности, корешок которой направляется в орган, назначающий пен­сии. Акт освидетельствования является конфиденциальным юридическим и медицинским документом, который хранится в бюро МСЭ, проводившем экспертизу.

  • Темы для семинарских занятий

  1. Сущность и содержание социальной экспертизы.

  2. Технологии социальной экспертизы.

  3. Сущность и содержание медико-социальной экспертизы.

  4. Основные методы и способы медико-социальной экспертизы.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Классификация основных видов социальной экспертизы.

  2. Типы решаемых экспертных задач.

  3. Технологическая модель социальной экспертизы.

  4. Подготовка и проведение экспертизы.

  5. Анализ результатов экспертизы.

  6. Предназначение и решаемые задачи МСЭ.

  7. Технология проведения МСЭ.

  8. Технология социального эксперимента.

  • Список литературы

  1. Блинков ЮЛ, Ткаченко В.С., Клушина Н.П. Медико-социальная экс­пертиза лиц с ограниченными возможностями. - Р-н/Д: Феникс, 2002.

  2. Временные критерии определения степени утраты профессио­нальной трудоспособности в результате несчастного случая на производ­стве и профессионального заболевания. Постановление Минтруда РФ от 18-07.2001, № 56.

  1. Медико-социальная экспертиза при внутренних болезнях. Посо­бие для врачей / Под ред. М.Н. Петрова. - Калуга, 2007.

  2. Осадчих А.И. Теоретические предпосылки структуры и содержа­ния реабилитационной экспертной диагностики // Медико-социальная экс­пертиза и реабилитация, № 3, 2008. - С. 5-7.

  3. Реабилитационный потенциал: вопросы теории и применение в практике медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Обзорная инф. / Сост. М.В. Коробов. - М., 2005.

  4. Современная энциклопедия социальной работы. - М : Изд-во РГСУ «Союз», 2006.



  1. Тема 2.8. Технология социальной

  2. реабилитации как компонент социальной работы в обществе

  3. Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной реаби­литации, т.е. комплексу мер, направленных на восстановление способнос­ти человека к жизнедеятельности в социальной среде. Социальная реа­билитация представляет собой целостный реабилитационный комплекс, включающий социально-медицинскую, собственно социальную, социаль­но-педагогическую, социально-психологическую и социально-професси­ональную реабилитацию. Определяются основные объекты и субъекты социальной реабилитации.

  4. Цель: познакомить студентов с сущностью и содержанием технологии социальной реабилитации, способами и методами ее осуществления, дать представление о реализации технологий социальной реабилитации на трех уровнях социальной работы: индивидуальном, групповом и на уровне об­щин.

  1. Социальная работа, как известно, может рассматривать­ся в широком и в узком плане. В первом случае имеется в ви­ду деятельность органов государственного и муниципального управления, социальных служб по социальной защите и обес­печению всех граждан, членов семей в целях реализации их законных прав и свобод, поддержанию их эффективного со­циального функционирования и достойного существования. Во втором значении социальная работа рассматривается как адресное вспомоществование тем гражданам и семьям, ко­торые находятся в наиболее социально уязвимом положении, и их состояние жизненного ресурса не позволяет им самосто­ятельно выйти из кризисной жизненной ситуации. Среди форм индивидуальной и групповой поддержки и помощи важное Место принадлежит социальной реабилитации, т. е. организо-

  1. ванному восстановлению утраченного человеком или группой социовитального ресурса.

  2. Социальная реабилитация - это комплекс мер, на­правленных на восстановление способности человека к жиз-! недеятельности в социальной среде. В международной прак­тике под реабилитацией понимается восстановление имев-, шихся в прошлом способностей, утерянных по причине болез­ни и других изменений условий жизнедеятельности. В России 1 реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь людям с ограниченны­ми возможностями, сохранение доброго имени и репутации, восстановление (в административном порядке) в прежних правах.

  3. Социальная реабилитация - это программы и действия, на-! правленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество. Социальная реабилитация - комплекс социальных, экономи­ческих, психологических, педагогических, профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановле­ние разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизне­деятельности, социальных связей и отношений вследствие: