ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 419
Скачиваний: 1
Кроме того, любой эксперт должен обладать, как правило, двумя пластами знания: открытым, т. е. осознанным знанием и скрытым - неосознанным. Основная задача социальной экспертизы заключается в умении мобилизовать одновременно оба пласта знания. При этом возможности бессознательного, скрытого познания значительно превосходят результативность осознаваемой интеллектуальной деятельности. Следовательно, социальная экспертиза опирается главным образом на интуицию эксперта как психоэвристический феномен, помогая ему погружаться в глубины бессознательного, испытывая состояние озарения, прозрения или инсайта.
Что касается технологических моделей социальной экспертизы, то хотя они и зависят от специфики ее вида, тем не менее основаны на технологической схеме опросных методов и включают следующие этапы.
Первый технологический этап (подготовка социальной экспертизы) начинается с разработки программы экспертизы и включает решение вопросов, свойственных любому исследованию: определение целей, задач, объекта, предмета и гипотез экспертизы. После этого формируют группу экспертов, для чего нужно определить их количество и состав, а также выработать требования к комплектованию группы. В процессе формирования экспертной группы решают проблему выбора специалистов (кандидатов в эксперты), наиболее компетентных в рассматриваемом круге вопросов. Процедура формирования экспертной группы еще недостаточно отработана на практике. Конечно, особое внимание при этом уделяют компетентности, независимости, креативности и другим Ранее рассмотренным качествам этой категории специалистов. Однако эксперты должны не только хорошо знать анализируемую проблему, но и иметь независимые суждения и быть творческими людьми. На практике далеко не всегда
удается достаточно корректно определить, есть ли у экспертов эти качества. Поэтому часто их отбирают либо по слу-] жебному положению, ученым степеням и званиям, либо по! степени известности в рассматриваемой проблеме.
Технологическую модель социальной экспертизы можнся модифицировать в зависимости от ее конкретных целей. Таю метод «мозгового штурма» предполагает свободу высказыва-] ний экспертов; при дельфийской технике экспертизы использу* ют особую систему анализа результатов, а техника построен ния сценариев ориентирует экспертов на моделирование соци-1 альных ситуаций.
Инструментарием социальной экспертизы обычно является опросник (анкета), методические рекомендации по проведению экспертизы и информационное обеспечение экспертов с целью Повышения уровня их компетентности. Экспертная анкета существенно отличается от социологической, используемой при массовом опросе. Она гораздо сложнее и основана, главным образом, на количественных шкалах. Поэтому задачи, возлага-1 емые на экспертов, гораздо сложнее тех, которые ставят перед респондентам1) в массовом опросе. Эксперт должен прежде всего определить степень новизны изучаемого явления, а респондент массового опроса - всего лишь высказать свое отношение к уже известному явлению.
Нередко по очень сложным аспектам экспертизы для экспертов готовят подборку специальной литературы, содержащей дополнительную информацию для того, чтобы ускорить «вхождение» экспертов в проблему и дать им возможность лучше подготовиться к процессу экспертизы.
Второй технологический этап - проведение самой экспертизы в форме опроса экспертов по различным схемам. Он может проходить в один или несколько туров, с ознакомлением экспертов с результатами опроса или без ознакомления.
Третий технологический этап -анализ результатов экспертизы имеет определенную специфику. Полученную от экспертов информацию по каждому из вопросов представляют в виде определенной матрицы, которую детально анализируют. Анализ бывает как индивидуальный, так и общий. Индивидуальный анализ мнения экспертов включает его проверку на непротиворечивость, которая означает выяснение того, что эксперт, выполняя поставленную перед ним задачу, действовал в соответствии с принятыми допущениями о формировании экспертного суждения. Наиболее противоречивые суждения отбрасывают. После этого анализируют всю совокупность собранных суждений экспертов, т. е. проводят общий анализ. При этом оценивают такие характеристики, как разброс и согласованность суждений экспертов, анализируют различные классификации объектов экспертизы, а также подсчитывают частотные характеристики и т. д. Полученные результаты социальной экспертизы представляют в различных формах: аналитической, математической и графической, которые и составляют содержание мотивированного и аргументированного экспертного заключения.
Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам - люди, социальные институты и процессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза - оценочно-консультационная деятельность. Необходимость в ней возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потенциал влияния и может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей.
Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы:
Рецензия - это заказ, который выполняет эксперт по ана-Лизу материалов, подлежащих рецензированию, далее идет одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта.
Мониторинг применяется, если производство экспертизы тРебует долговременного, регулярного процесса. Эксперт Разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую ав
тематически применяет. Затем предоставляет полученные результаты заказчику, в том числе проводит сравнение данных результатов с более ранними.
Проект направлен на решение группы задач, где экспертная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
В связи с проведением социальных реформ и трансформаций общественных систем и организаций технологии социальной экспертизы приобретают особую актуальность и значимость, так как она дает возможность эффективно решать сложные аналитические и практические задачи во всех сферах общественной жизни, где имеются высококвалифицированные специалисты. Применяя технологии социальной экспертизы, которые сравнительно просты, нужно выполнять два обязательных условия: необходимый круг специалистов - экспертов; корректная методика проведения экспертных опросов.
В качестве примера реализации технологии социальной экспертизы, применяемой с клиентами, приведем медико-социальную экспертизу (МСЭ), которая представляет собой процедуру оценки психофизиологического и социального положения индивида в обществе с целью определения его нуждаемости в социальной помощи (помощи извне).
МСЭ можно рассматривать: как юридическое мероприятие, в результате которого индивид получает определенный правовой статус; как технологию социальной диагностики индивида, в результате которой выносится решение о потребностях и путях оказания социальной помощи.
В Федеральном законе № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза обозначена как «определение в установленном порядке потребностей освидетельствуе-мого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма».
В соответствии с Законом (ст. 8 в ред. ФЗ № 122) в задачи медико-социальной экспертизы входит:
«1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
изучение уровня и причин инвалидности населения;
участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего».
По результатам освидетельствования гражданину, признанному инвалидом, выдается справка об инвалидности, корешок которой направляется в орган, назначающий пенсии. Акт освидетельствования является конфиденциальным юридическим и медицинским документом, который хранится в бюро МСЭ, проводившем экспертизу.
Темы для семинарских занятий
Сущность и содержание социальной экспертизы.
Технологии социальной экспертизы.
Сущность и содержание медико-социальной экспертизы.
Основные методы и способы медико-социальной экспертизы.
Темы для написания докладов и рефератов
Классификация основных видов социальной экспертизы.
Типы решаемых экспертных задач.
Технологическая модель социальной экспертизы.
Подготовка и проведение экспертизы.
Анализ результатов экспертизы.
Предназначение и решаемые задачи МСЭ.
Технология проведения МСЭ.
Технология социального эксперимента.
Список литературы
Блинков ЮЛ, Ткаченко В.С., Клушина Н.П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. - Р-н/Д: Феникс, 2002.
Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Постановление Минтруда РФ от 18-07.2001, № 56.
Медико-социальная экспертиза при внутренних болезнях. Пособие для врачей / Под ред. М.Н. Петрова. - Калуга, 2007.
Осадчих А.И. Теоретические предпосылки структуры и содержания реабилитационной экспертной диагностики // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 3, 2008. - С. 5-7.
Реабилитационный потенциал: вопросы теории и применение в практике медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Обзорная инф. / Сост. М.В. Коробов. - М., 2005.
Современная энциклопедия социальной работы. - М : Изд-во РГСУ «Союз», 2006.
Тема 2.8. Технология социальной
реабилитации как компонент социальной работы в обществе
Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной реабилитации, т.е. комплексу мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Социальная реабилитация представляет собой целостный реабилитационный комплекс, включающий социально-медицинскую, собственно социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-профессиональную реабилитацию. Определяются основные объекты и субъекты социальной реабилитации.
Цель: познакомить студентов с сущностью и содержанием технологии социальной реабилитации, способами и методами ее осуществления, дать представление о реализации технологий социальной реабилитации на трех уровнях социальной работы: индивидуальном, групповом и на уровне общин.
Социальная работа, как известно, может рассматриваться в широком и в узком плане. В первом случае имеется в виду деятельность органов государственного и муниципального управления, социальных служб по социальной защите и обеспечению всех граждан, членов семей в целях реализации их законных прав и свобод, поддержанию их эффективного социального функционирования и достойного существования. Во втором значении социальная работа рассматривается как адресное вспомоществование тем гражданам и семьям, которые находятся в наиболее социально уязвимом положении, и их состояние жизненного ресурса не позволяет им самостоятельно выйти из кризисной жизненной ситуации. Среди форм индивидуальной и групповой поддержки и помощи важное Место принадлежит социальной реабилитации, т. е. организо-
ванному восстановлению утраченного человеком или группой социовитального ресурса.
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жиз-! недеятельности в социальной среде. В международной практике под реабилитацией понимается восстановление имев-, шихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни и других изменений условий жизнедеятельности. В России 1 реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь людям с ограниченными возможностями, сохранение доброго имени и репутации, восстановление (в административном порядке) в прежних правах.
Социальная реабилитация - это программы и действия, на-! правленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество. Социальная реабилитация - комплекс социальных, экономических, психологических, педагогических, профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений вследствие: