ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 414
Скачиваний: 1
создание атмосферы взаимного уважения и доверия;
искусное использование методов убеждения и внушения.
Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Существуют различные разновидности наблюдения: включенное и невключенное, формализованное и неформализованное. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности и т.п.).
Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпретации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник имеет тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о социально-психологических качествах испытуемого.
Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени Развития или отсутствии у него изучаемого качества, состояния, проблем.
Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, кУльтуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Недостатком
является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.
В этих случаях целесообразно применение проективных методик тестирования. Создается определенный тип проек ции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.
Например, известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован (обусловлен) эмоциональной атмо сферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотноше ний, не осознаваемый членами семьи.
Проективная методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы «Эго» человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью после завершения процедуры тестирования.
В социальной работе с семьей и детьми широкое распространение получил тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, который позволяет получить информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает членов семьи и свое место среди них.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющей ему анализировать, переосмысливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но и направлен в будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы осле рисования. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фикси-повать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на писунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными считаются качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание элементов рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на анализ аспектов:
структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел членов семьи);
процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Биографический метод- способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести взаимосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте ее личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.
Сравнение - неотъемлемая часть диагностики на всех ее Этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, Ста-ндарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема в°зникает в случае отклонения от существующего стандарта.
В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будут базироваться стратегические пути решения социальных проблем.
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.
Метод деления целей (древа целей) исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.
Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.
Темы для семинарских занятий
Сущность и содержание социальной диагностики.
Основные этапы становления диагностической школы социальной работы.
Методы социальной диагностики.
Методы, структура и функции социально-диагностической деятельности.
Темы для написания докладов и рефератов
Сущность и виды социальной диагностики.
Сущность и содержание дихотомии.
3 Классификация основных видов социальной диагностики и их ха-оактеристика.
р 4. Методы социальной диагностики и их характеристика.
Метод анализа и синтеза.
Метод измерений.
Метод моделирования.
Метод экспертных оценок.
Структура социально-диагностической деятельности. Список литературы
1. Бернлер Г., Юнссон Н. Теория социально-психологической работы. -М 1992.
' 2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд.,
испр и доп. - М., 2003.
3. ПейнМ. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособие /
Под ред. Д. Камплинга. - М., 2007.
Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В.И. Жукова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2008.
Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М., 2009.
Фирсов М.В, Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005.
7. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - М., 2005.
8. Щёкин г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы: Учеб.-метод, пособие. - к.: мауп, 2006.
9. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкисВ.В. Психология и психотерапия семьи. -
СПб., 1999.
Тема 2.7. Экспертиза как технология социальной работы
Тема 2.7. Экспертиза как технология социальной работы
Аннотация. Тема раскрывает технологию социальной экспертизы, рассматриваемой как специализированная и нормативно оформленная процедура получения информации о социальном объекте либо специальная методика формирования оценки о характере его функционирования посредством опроса специалистов, именуемых экспертами. В теме дается представление о функциях социальной экспертизы и рассмотрены основные организационные модели экспертной работы. В качестве примера реализации технологии социальной экспертизы, применяемой в социальной работе с клиентами, приведена медико-социальная экспертиза.
Цель: познакомить студентов с особенностями организации и проведения социальной экспертизы, принципами, требованиями, предъявляемыми к экспертам, технологическими моделями проведения социальной экспертизы, а также дать общее представление о медико-социальной экспертизе.
Социальная экспертиза (от лат. ехрепиз - опытный) это! специализированная и нормативно-оформленная процедура получения информации о социальном объекте либо специальная методика формирования оценки о характере его; функционирования посредством опроса специалистов, именуемых экспертами. Одним словом, экспертиза - это опросная диагностика, основным источником информации которой является эксперт.
Необходимость применения социальной экспертизы обусловлена главным образом тем, что целый ряд вопросов, проблем или решений, для которых нужны специальные знания, сведения, получаемые от респондентов, зачастую неадекватны и поверхностны. Потребность в привлечении квалифицированных экспертов появляется тогда, когда перед спе-| циалистами социальной работы, органами государственной власти и управления возникает проблема, которая непонятна либо неизвестна и требует более высокого уровня компетентности. Такие ситуации возникают часто в связи с кризисным развитием социальных объектов или внедрением инноваций, их предстоящей реорганизацией.
В общем плане под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего получения достоверной информации и представления мотивированного заключения. В большинстве случаев экспертиза - это исследование, плохо поддающееся количественному анализу, или это освидетельствование - врачебно-трудовое, психиатрическое, медицинское. Экспертиза необходима там, где существуют трудно формализуемые задачи (сфера социальной работы).
Социальная экспертиза включает диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования.
Функции социальной экспертизы:
диагностическая - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
информационно-контрольная - исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажение;
прогностическая - выявление возможных состояний социального объекта в перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
проектировочная - выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
Ключевой фигурой при выполнении социальной эксперты является, как правило, эксперт - квалифицированный
специалист со знаниями и опытом в определенной области научной или практической деятельности, на основе которых он] дает мотивированное заключение по той или иной проблеме (дискуссионному вопросу, трудному или многовариантному решению). При этом в теории социальных технологий выделяют три группы функций в работе экспертов.
Во-первых, эксперт является источником необходимой информации (недостающей, корректирующей или прогнозирующей) в процессе формирования управленческого решения или выяснения характера взаимодействия объекта и субъекта управления.
Во-вторых, эксперт оценивает характеристики социальных объектов, происходящих событий или управленческих решений.
В-третьих, он генерирует и выдвигает новые идеи, дает свои предложения и рекомендации, а также предлагает более рациональные варианты решения социальных проблем.
Экспертов для проведения социальной экспертизы отбирают, как правило, по специальным методикам в соответствии с отработанной системой требований к личности эксперта. Согласно этим требованиям эксперт должен иметь основные качества:
компетентность - степень его квалификации в определенной области знаний или сфере деятельности;
креативность - умение решать творческие и нестандартные задачи и проблемы;
эрудиция - глубокие познания в сложных областях изу-^ чаемой или оцениваемой проблемы;
принципиальность и независимость - способность по-] следовательно придерживаться определенных критериев;
эвристичность и интуиция - способность обнаруживать скрытые связи явлений и делать объективные заключения об изучаемом социальном объекте;
всесторонность и практичность - умение анализиро-вать социальные проблемы с различных точек зрения, а также применять многозначные оценки явлений, учитывая при этом потребности науки и социальной практики.