Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 414

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

  • искусное использование методов убеждения и внуше­ния.

  • Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредствен­ной регистрации исследователем событий и условий на местах. Существуют различные разновидности наблюдения: включен­ное и невключенное, формализованное и неформализованное. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности и т.п.).

  • Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристи­ку изучаемого явления. В отличие от других методов, тести­рование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпре­тации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

  • Тест-опросник имеет тщательно продуманные и прове­ренные вопросы, по ответам на которые можно судить о соци­ально-психологических качествах испытуемого.

  • Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специаль­ные задания, по которым можно судить о наличии степени Развития или отсутствии у него изучаемого качества, состоя­ния, проблем.

  • Достоинство тестов состоит в том, что они могут приме­няться к категориям населения, различающимся по возрасту, кУльтуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Недостатком

  • является то, что испытуемый может сознательно влиять на ре­зультаты, зная механизм теста.

  • В этих случаях целесообразно применение проективных методик тестирования. Создается определенный тип проек ции, согласно которому неосознаваемые собственные качес­тва, особенно недостатки, человек склонен приписывать дру­гим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уров­ня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

  • Например, известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован (обусловлен) эмоциональной атмо сферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотноше ний, не осознаваемый членами семьи.

  • Проективная методика «Человек под дождем» ориентирована на диа­гностику силы «Эго» человека, его способности преодолевать неблаго­приятные ситуации, противостоять им. Испытуемому предлагается нари­совать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем.

  • Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести допол­нительное интервью после завершения процедуры тестирования.

  • В социальной работе с семьей и детьми широкое распространение получил тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфма­на, который позволяет получить информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тре­вогу у ребенка, показывает, как он воспринимает членов семьи и свое место среди них.

  • Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок яв­ляется творческой деятельностью, не только отражающей восприятие ре­бенком своей семьи, но и позволяющей ему анализировать, переосмыс­ливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но и направлен в будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных се­мейных отношений.

  • Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы осле рисования. Во время рисования следует записывать все спонтан­ные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фикси-повать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на писунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

  • В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными считаются качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание ри­сунка или его отдельных частей, затушевывание элементов рисунка. Со­держательными характеристиками рисунка являются изображаемая де­ятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

  • При интерпретации КРС основное внимание обращается на анализ аспектов:


  1. структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари­сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на ри­сунке);

  2. особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел членов семьи);

  3. процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

  • Биографический метод- способ исследования, диагнос­тики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести вза­имосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте ее личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев раз­вития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

  • Сравнение - неотъемлемая часть диагностики на всех ее Этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, Ста-ндарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема в°зникает в случае отклонения от существующего стандарта.

  • В ходе проведения диагностики важно выделить такие срав­нения, которые помогут определить потенциальные результа­ты (стандарты будущего), на которых будут базироваться стра­тегические пути решения социальных проблем.

  • В процессе диагностики требуется определить степень важ­ности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе кото­рого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты реше­ния исследуемых социальных проблем по определенному ран­гу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая груп­пировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

  • Метод деления целей (древа целей) исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень на­столько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

  • Выше перечисленные методы не исчерпывают всего мно­гообразия методических способов и приемов осуществле­ния социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

  • Темы для семинарских занятий


  1. Сущность и содержание социальной диагностики.

  2. Основные этапы становления диагностической школы социаль­ной работы.

  3. Методы социальной диагностики.

  4. Методы, структура и функции социально-диагностической де­ятельности.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Сущность и виды социальной диагностики.

  2. Сущность и содержание дихотомии.

  • 3 Классификация основных видов социальной диагностики и их ха-оактеристика.

  • р 4. Методы социальной диагностики и их характеристика.

  1. Метод анализа и синтеза.

  2. Метод измерений.

  3. Метод моделирования.

  4. Метод экспертных оценок.

  1. Структура социально-диагностической деятельности. Список литературы

  • 1. Бернлер Г., Юнссон Н. Теория социально-психологической работы. -М 1992.

  • ' 2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд.,

  • испр и доп. - М., 2003.

  • 3. ПейнМ. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособие /

  • Под ред. Д. Камплинга. - М., 2007.

  1. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. акаде­мика РАН В.И. Жукова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2008.

  2. Технологии социальной работы с различными группами населе­ния: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М., 2009.

  3. Фирсов М.В, Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содер­жание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005.


  • 7. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - М., 2005.

  • 8. Щёкин г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы: Учеб.-метод, пособие. - к.: мауп, 2006.

  • 9. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкисВ.В. Психология и психотерапия семьи. -

  • СПб., 1999.

  • Тема 2.7. Экспертиза как технология социальной работы

  • Тема 2.7. Экспертиза как технология социальной работы

  • Аннотация. Тема раскрывает технологию социальной экспертизы, рас­сматриваемой как специализированная и нормативно оформленная про­цедура получения информации о социальном объекте либо специальная методика формирования оценки о характере его функционирования пос­редством опроса специалистов, именуемых экспертами. В теме дается представление о функциях социальной экспертизы и рассмотрены основ­ные организационные модели экспертной работы. В качестве примера ре­ализации технологии социальной экспертизы, применяемой в социальной работе с клиентами, приведена медико-социальная экспертиза.

  • Цель: познакомить студентов с особенностями организации и прове­дения социальной экспертизы, принципами, требованиями, предъявляе­мыми к экспертам, технологическими моделями проведения социальной экспертизы, а также дать общее представление о медико-социальной эк­спертизе.

  • Социальная экспертиза (от лат. ехрепиз - опытный) это! специализированная и нормативно-оформленная процеду­ра получения информации о социальном объекте либо спе­циальная методика формирования оценки о характере его; функционирования посредством опроса специалистов, име­нуемых экспертами. Одним словом, экспертиза - это опрос­ная диагностика, основным источником информации которой является эксперт.

  • Необходимость применения социальной экспертизы обус­ловлена главным образом тем, что целый ряд вопросов, про­блем или решений, для которых нужны специальные знания, сведения, получаемые от респондентов, зачастую неадек­ватны и поверхностны. Потребность в привлечении квалифи­цированных экспертов появляется тогда, когда перед спе-| циалистами социальной работы, органами государственной власти и управления возникает проблема, которая непонятна либо неизвестна и требует более высокого уровня компетен­тности. Такие ситуации возникают часто в связи с кризисным развитием социальных объектов или внедрением инноваций, их предстоящей реорганизацией.

  • В общем плане под экспертизой принято понимать ис­следование какого-либо вопроса, требующего получения достоверной информации и представления мотивированного заключения. В большинстве случаев экспертиза - это иссле­дование, плохо поддающееся количественному анализу, или это освидетельствование - врачебно-трудовое, психиатри­ческое, медицинское. Экспертиза необходима там, где су­ществуют трудно формализуемые задачи (сфера социальной работы).

  • Социальная экспертиза включает диагностику состояния социального объекта, установление достоверности инфор­мации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия уп­равленческих решений и социального проектирования.

  • Функции социальной экспертизы:


  • диагностическая - освидетельствование состояния со­циального объекта в момент исследования;

  • информационно-контрольная - исследование ин­формации о социальном объекте и его окружении с целью ус­тановить ее достоверность и внести соответствующие коррек­тивы, если информация содержит искажение;

  • прогностическая - выявление возможных состояний со­циального объекта в перспективе и возможных сценариев до­стижения объектом этих состояний;

  • проектировочная - выработка рекомендаций для приня­тия управленческих решений.

  • Ключевой фигурой при выполнении социальной экспер­ты является, как правило, эксперт - квалифицированный

  • специалист со знаниями и опытом в определенной области на­учной или практической деятельности, на основе которых он] дает мотивированное заключение по той или иной проблеме (дискуссионному вопросу, трудному или многовариантному решению). При этом в теории социальных технологий выде­ляют три группы функций в работе экспертов.

  • Во-первых, эксперт является источником необходимой ин­формации (недостающей, корректирующей или прогнозиру­ющей) в процессе формирования управленческого решения или выяснения характера взаимодействия объекта и субъекта управления.

  • Во-вторых, эксперт оценивает характеристики соци­альных объектов, происходящих событий или управленчес­ких решений.

  • В-третьих, он генерирует и выдвигает новые идеи, дает свои предложения и рекомендации, а также предлагает бо­лее рациональные варианты решения социальных проблем.

  • Экспертов для проведения социальной экспертизы отбирают, как правило, по специальным методикам в соответствии с отра­ботанной системой требований к личности эксперта. Согласно этим требованиям эксперт должен иметь основные качества:

  • компетентность - степень его квалификации в опре­деленной области знаний или сфере деятельности;

  • креативность - умение решать творческие и нестан­дартные задачи и проблемы;

  • эрудиция - глубокие познания в сложных областях изу-^ чаемой или оцениваемой проблемы;

  • принципиальность и независимость - способность по-] следовательно придерживаться определенных критериев;

  • эвристичность и интуиция - способность обнаружи­вать скрытые связи явлений и делать объективные заключе­ния об изучаемом социальном объекте;

  • всесторонность и практичность - умение анализиро-вать социальные проблемы с различных точек зрения, а также применять многозначные оценки явлений, учитывая при этом потребности науки и социальной практики.