ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 427
Скачиваний: 1
Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.
Важное значение имеет социальная адаптация детей, ли« шенных родительского попечительства, воспитанников детских I домов. Программы социальной адаптации таких детей направ- § лены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения и т.п.
Медикаментозная и психологическая коррекция может им рать существенную роль в решении задач социальной адап-1 тации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правоохранительных органов, спасательных служб и пр.).
Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи нуждающимся в социальной адаптации.
Темы для семинарских занятий
Сущность и содержание социальной адаптации.
Особенности социальной адаптации различных категорий и групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Актуальные проблемы социальной адаптации в современном российском обществе.
Средства социальной адаптации.
Темы для написания докладов и рефератов
Социальная адаптация как процесс, результат, технология.
Общее и отличное между понятиями «социальная адаптация» и «социализация».
Виды социальной адаптации.
С какой технологией социальной работы тесным образом связана технология социальной адаптации.
Какие барьеры социальной адаптации встречаются перед клиентами социальных служб.
Этапы социальной адаптации.
7. Механизмы социальной адаптации личности (группы). Список литературы
АлбеговаИ.Ф. Институализация социальной работы в современной России: теория и практика. - Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 2004.
Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1994, № 8, 9.
Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997.
Мончегорский Центр постинтернатнои адаптации /Каталог учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: пПр://\отууу.оШзспоо1. щ/са1а|од/89/- - Загл. с экрана.
Платонов ЮЛ. Основы социальной психологии. - СПб.: Речь,
2004.
Социальная адаптация в социальной работе и методика ее регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: пИр://50С-ууогк.ги/ агИс1е/233. - Загл. с экрана.
Тема 2.10. Технология социальной
коммуникации как инструмент профессиональной деятельности социального работника
Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной коммуникации. Профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и ее успех в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности в межличностной коммуникации, взаимодействии и межличностном восприятии. Рассматривается структура процесса общения в трех его составляющих: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Цель: познакомить студентов с понятиями «коммуникация», «коммуникативная техника», «коммуникативная специфика» деятельности социального работника, раскрыть значимость владения технологиями общения социального работника с клиентом социальной службы.
Основой деятельности социального работника является непосредственное общение с клиентом при оказании помощи и разного рода социальных услуг. В процессе общения решаются проблемы клиентов, формируется имидж профессии «социальный работник», да и социальной системы в целом. Поэтому, рассматривая методы и технологии социальной работы, необходимо уделить внимание понятию «общение» и коммуникативным техникам.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В связи с этим в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимопонимание). Выделение этих сторон общения возможно только в качестве анализа, так как не бывает «чистой» коммуникации без восприятия и взаимодействия.
Взаимодействие, или интерактивная сторона общения, -это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, или организация их совместной деятельности. Инструментами воздействия на клиента являются технологии и методы социальной работы, причем социальный работник играет активную роль в планировании, структурировании и координации различных систем социальной помощи населению и своей деятельностью оказывает определенное воздействие на личность или группу.
Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, целью которого является перестройка, изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). К основным способам воздействия партнеров друг на друга относят: заражение, внушение, убеждение и подражание.
В процессе взаимодействия большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и называется перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении.
Специфика социальной работы предполагает в ходе ее реализации прямо или косвенно использовать все формы и виды общественных отношений и деятельности людей. Выявление и решение социальных проблем осуществляются прежде всего посредством установления контактов с руководителями
-
государственного и муниципального управления, представив телями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и членами их семей, с нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.
Схема 2
Профессию социального работника можно назвать коммуникативной8, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и ее успех в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности. Социальные связи, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача сведений между двумя индивидами - субъектами общения.
В процессе коммуникации люди не просто обмениваются знаниями, они стремятся выработать общий смысл, а это возможно в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Таким образом, смысл коммуникации не сводится к простому процессу передачи информации, так как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При обмене информацией одна сторона «предлагает» ее, а другая «принимает» и сообщает свою информацию, как вербальную, так и невербальную.
Процесс коммуникации можно представить в виде следующей схемы 2.
Общение как коммуникация предполагает активность сторон, принимающих участие в данном процессе. Это значит, что:
направляя информацию, человек в своем партнере анализирует его мотивы, цели, установки (социальная перцепция);
партнеры могут повлиять друг на друга, т. е. обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера (социальная интеракция). Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации;
коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т. е. «все должны говорить на одном языке»;
в условиях коммуникации могут возникать барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Таким образом, рассматривая понятия «коммуникация» и «коммуникативная техника» имеется в виду, что коммуникативный процесс объединяет процессы восприятия и процессы взаимодействия между индивидами.
Общение - это целостный процесс, который начинается с Установления психологического контакта между партнерами и заканчивается его разрывом. В акте общения, в котором
принимают участие одновременно два человека, можно выделить четыре этапа:
1- й этап - переключение от общения с самим собой на общение с партнером. На данном этапе прерывается, за- канчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается его изучение. Фаза пере- ключения обычно занимает секунды, однако неполное про- хождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.
2- й этап - установление психологического контакта
во многом зависит от того, какое будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партнера, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается определить необходимый ему тип ситуации, из выбора которого вытекают актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения.
й этап - обмен речевыми сообщениями является основным, в процессе которого партнеры достигают цели, ради нее они начинали и общение. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе общения, но нетрудно представить себе и такую ситуацию, когда основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении - это сосредоточение всего внимания на данном этапе и недооценка важности остальных.
й этап - разрыв психологического контакта требует ряд подготовительных действий. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словесном (исчерпание темы разговора или его прерывание фразой, например: «Извините, я тороплюсь!») и на невербальном уровне (поворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. п.).