Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Проблемы социальной адаптации и профессиональной пе­реориентации встают перед многими безработными, мигран­тами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.

  2. Важное значение имеет социальная адаптация детей, ли« шенных родительского попечительства, воспитанников детских I домов. Программы социальной адаптации таких детей направ- § лены на формирование чувства долга, готовности к самостоя­тельному планированию и контролю своего поведения и т.п.

  3. Медикаментозная и психологическая коррекция может им рать существенную роль в решении задач социальной адап-1 тации лиц, переживших экстремальные военные или социаль­ные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экс­тремальных и социально-негативных условиях (работники пра­воохранительных органов, спасательных служб и пр.).

  4. Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи нуждающимся в социальной адаптации.

  5. Темы для семинарских занятий

  1. Сущность и содержание социальной адаптации.

  1. Особенности социальной адаптации различных категорий и групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  2. Актуальные проблемы социальной адаптации в современном российском обществе.

  1. Средства социальной адаптации.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Социальная адаптация как процесс, результат, технология.

  2. Общее и отличное между понятиями «социальная адаптация» и «социализация».

  3. Виды социальной адаптации.

  4. С какой технологией социальной работы тесным образом связана технология социальной адаптации.

  5. Какие барьеры социальной адаптации встречаются перед клиен­тами социальных служб.

  6. Этапы социальной адаптации.

  1. 7. Механизмы социальной адаптации личности (группы). Список литературы

  1. АлбеговаИ.Ф. Институализация социальной работы в современной России: теория и практика. - Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 2004.

  2. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Со­циологические исследования, 1994, № 8, 9.

  3. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новоси­бирск, 1997.

  4. Мончегорский Центр постинтернатнои адаптации /Каталог уч­реждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: пПр://\отууу.оШзспоо1. щ/са1а|од/89/- - Загл. с экрана.

  5. Платонов ЮЛ. Основы социальной психологии. - СПб.: Речь,


  1. 2004.

  1. Социальная адаптация в социальной работе и методика ее ре­гулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: пИр://50С-ууогк.ги/ агИс1е/233. - Загл. с экрана.


  1. Тема 2.10. Технология социальной

  2. коммуникации как инструмент профессиональной деятельности социального работника

  3. Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной ком­муникации. Профессию социального работника можно назвать комму­никативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и ее успех в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности в межличностной коммуникации, взаимодействии и межличностном восприятии. Рассматривается структура процесса об­щения в трех его составляющих: коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной.

  4. Цель: познакомить студентов с понятиями «коммуникация», «комму­никативная техника», «коммуникативная специфика» деятельности соци­ального работника, раскрыть значимость владения технологиями общения социального работника с клиентом социальной службы.

  5. Основой деятельности социального работника является непосредственное общение с клиентом при оказании помощи и разного рода социальных услуг. В процессе общения реша­ются проблемы клиентов, формируется имидж профессии «со­циальный работник», да и социальной системы в целом. Поэ­тому, рассматривая методы и технологии социальной работы, необходимо уделить внимание понятию «общение» и комму­никативным техникам.

  6. Общение - сложный многоплановый процесс уста­новления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий об­мен информацией, выработку единой стратегии взаимодей­ствия, восприятие и понимание другого человека. В связи с этим в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (вза­имодействие) и перцептивную (взаимопонимание). Выделение этих сторон общения возможно только в качестве анализа, так как не бывает «чистой» коммуникации без восприятия и взаи­модействия.

  7. Взаимодействие, или интерактивная сторона общения, -это процесс непосредственного или опосредованного воздей­ствия субъектов общения друг на друга, или организация их совместной деятельности. Инструментами воздействия на клиента являются технологии и методы социальной работы, причем социальный работник играет активную роль в плани­ровании, структурировании и координации различных систем социальной помощи населению и своей деятельностью ока­зывает определенное воздействие на личность или группу.

  8. Интерактивная сторона общения предполагает психо­логическое воздействие, целью которого является перестрой­ка, изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состоя­ний). К основным способам воздействия партнеров друг на друга относят: заражение, внушение, убеждение и подража­ние.

  9. В процессе взаимодействия большое значение име­ет то, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обяза­тельная составная часть общения и называется перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Назвав восприятие «со­циальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатывае­мые в общении.

  10. Специфика социальной работы предполагает в ходе ее ре­ализации прямо или косвенно использовать все формы и ви­ды общественных отношений и деятельности людей. Выявле­ние и решение социальных проблем осуществляются прежде всего посредством установления контактов с руководителями


  1. государственного и муниципального управления, представив телями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и членами их семей, с нуждаю­щимися в помощи, защите, поддержке. Это требует высокого развития у социальных работников коммуникативных способ­ностей.

    Схема 2

  2. Профессию социального работника можно назвать ком­муникативной8, поскольку его практическая деятельность под­разумевает общение, и ее успех в значительной мере зави­сит от его коммуникативной компетентности. Социальные свя­зи, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Вы­сокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интен­сивному межличностному общению. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача сведений между двумя индивидами - субъектами общения.

  3. В процессе коммуникации люди не просто обмениваются знаниями, они стремятся выработать общий смысл, а это воз­можно в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Таким образом, смысл коммуникации не сво­дится к простому процессу передачи информации, так как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При обмене информацией одна сторона «предлагает» ее, а другая «принимает» и сообщает свою информацию, как вербальную, так и невербальную.

  4. Процесс коммуникации можно представить в виде сле­дующей схемы 2.

  5. Общение как коммуникация предполагает активность сторон, принимающих участие в данном процессе. Это зна­чит, что:

  • направляя информацию, человек в своем партнере анализирует его мотивы, цели, установки (социальная пер­цепция);

  • партнеры могут повлиять друг на друга, т. е. обмен ин­формацией предполагает воздействие на поведение партне­ра (социальная интеракция). Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации;

  • коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), об­ладают сходной системой кодификации и декодификации ин­формации, т. е. «все должны говорить на одном языке»;

  • в условиях коммуникации могут возникать барьеры. Они носят социальный или психологический характер.


  1. Таким образом, рассматривая понятия «коммуникация» и «коммуникативная техника» имеется в виду, что коммуника­тивный процесс объединяет процессы восприятия и процессы взаимодействия между индивидами.

  2. Общение - это целостный процесс, который начинается с Установления психологического контакта между партнера­ми и заканчивается его разрывом. В акте общения, в котором

  1. принимают участие одновременно два человека, можно вы­делить четыре этапа:

  2. 1- й этап - переключение от общения с самим собой на общение с партнером. На данном этапе прерывается, за- канчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается его изучение. Фаза пере- ключения обычно занимает секунды, однако неполное про- хождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.

  3. 2- й этап - установление психологического контакта

  4. во многом зависит от того, какое будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партне­ра, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается определить необходимый ему тип ситуации, из выбора которого вытекают актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и сло­вами. Психологический контакт считается установленным, ког­да у обоих участников сложилась уверенность в том, что парт­нер включился в процесс общения.

  1. й этап - обмен речевыми сообщениями является ос­новным, в процессе которого партнеры достигают цели, ради нее они начинали и общение. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе обще­ния, но нетрудно представить себе и такую ситуацию, когда основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении - это сосредоточе­ние всего внимания на данном этапе и недооценка важности остальных.

  1. й этап - разрыв психологического контакта требует ряд подготовительных действий. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словесном (исчерпание темы разговора или его прерывание фразой, например: «Извините, я тороплюсь!») и на невербальном уровне (поворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. п.).