Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Коммуникативные средства общения чрезвычайно разно­образны. Они бывают речевые и неречевые:

  2. Речевые (вербальные) средства: семиотические (говоре­ние - слушание, письмо - чтение) и лингвистические (лексика, стилистика, грамматика, семантика);

  3. Неречевые (невербальные) средства включают:

  • оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление и выразительность взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

  • паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);

  • экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

  • проксемические (персональное пространство, физичес­кая дистанция контакта, угол поворота к собеседнику);

  • ольфакторные (связанные с запахом) средства.

  1. В области передачи смысла речи соотношение вербаль­ных и невербальных средств чрезвычайно противоречиво. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию своей речи.

  2. В чем проявляется коммуникативная специфика деятель­ности социального работника? Социальный работник постоян­но ведет общение с клиентами: посетителями, просителями, ходатаями. Кризисная ситуация клиента создает для специа­листа определенную степень напряженности в общении, что предъявляет строгие требования к коммуникативным навы-кам социального работника. Все это объединяется понятием "Коммуникативная компетентность», что означает - знания, Умения и навыки, связанные с процессом общения людей,

  1. включающие умение слушать и понимать человека, устана ливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения оказывать на него влияние. От степени развития этого каче тва, а также от профессиональных знаний, умений и навыко которыми обладает социальный работник, во многом завис! эффективность его взаимодействия с клиентом.

  2. Основываясь на результатах специальных профессиогра фических исследований, можно охарактеризовать профессио­нально важные качества социального работника и разделить их на пять относительно независимых групп.

  1. Профессиональная компетентность предполагает в! сокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально значимых проблем, знания в области теории социальной работы, педагогики, психологии, юриспруденции, социологии, антропологии.

  2. Организаторско-коммуникативные способнос­ти, которые включают высокую коммуникабельность, об­щительность, социальную смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, уме­ние вызвать к себе доверие и поддержать человека в труд­ную для него минуту.

  3. Доброжелательное отношение к людям, проявляю­щееся в доброте, любви к людям, желании помочь, чуткости, в чувстве сострадания и милосердии, в симпатии к другим и альтруизме.

  4. Морально-этические качества, такие как бескорыст­ность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.

  5. Нервно-психическая выносливость, проявляющаяся в работоспособности, энергичности, настойчивости в дости­жении цели.


  1. Таким образом, применительно к сфере общения со­циального работника с клиентами можно выделить: личностные качества социального работника, которые он использует как

  2. иНСТрумент для повышения эффективности общения; профес­сиональные знания, умения и навыки.

  3. Центральным понятием рассматриваемого нами вопроса является навык, объединяющий знания, умения и желания. Зна­ние определяет, что делать и зачем; умение - как делать; желание - это мотивация - хочу делать.

  4. Овладение знаниями и умениями предполагает также вы­работку определенных качеств, важных для межличностного общения, особенно в профессиональной деятельности соци­ального работника.

  5. Эмпатия - умение видеть мир глазами других людей, по­нимать его так же, как они, воспринимать поступки с их пози­ций. Основной принцип эмпатии - сначала стремление понять, потом - быть понятым.

  6. Доброжелательность - способность не только чувство­вать, но и показывать свое доброжелательное отношение, ува­жение, симпатию, умение принимать людей даже тогда, когда не одобряешь их поступки; готовность поддерживать других.

  7. Аутентичность - умение быть естественным в отноше­ниях, не скрываться за масками и ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

  8. Конкретность - отказ от общих многозначительных и не­понятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать на вопросы однозначно. Человек, передающий чувства адек­ватно и однозначно, использует в своих высказываниях мес­тоимения «я» или «мне». Конкретность в отношении поведе­ния других людей подразумевает сообщение о наблюдаемых Действиях других людей без приписывания им мотивов дейс­твий, оценки установок или личностных черт, т. е. умение сооб­щать о своих наблюдениях, не давая оценок. Данная позиция проявляется в технике подачи обратной связи.

  9. Инициативность - склонность к деятельной позиции в от­ношениях с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только

  1. реагировать на то, что делают другие; способность устанавли­вать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вме шательства, а не ждать, когда другие начнут что-то делать.

  2. Непосредственность - умение говорить и действовать^ напрямую, открытая демонстрация своего отношения к про­блемам и людям.

  3. Открытость- готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что данная позиция спо­собствует установлению здоровых и прочных отношений с ок­ружающими, искренность, которая не является эквивалентом готовности обнародовать все самые интимные тайны. Приме­нительно к практике социальной работы открытость должна строиться на профессионализме взаимоотношений, что подра­зумевает установление границы между дружескими и рабочи­ми взаимоотношениями. Социальный работник должен уметь держать оптимальную дистанцию между собой и клиентом.

  4. Принятие чувства - отсутствие страха при непосред­ственном соприкосновении со своими чувствами или с чув­ствами других людей, умение принимать и готовность выра­жать эмоциональную экспрессию.

  5. Конфронтация - умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за собственную точку зрения, го­товность в случае несходства мнений пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

  6. Самопознание - исследовательское отношение к соб­ственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки. Отношение к конфронта­ции с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания. Так, социальный работник должен иметь навык критически осмысливать свою практику, что означает: знать, что он делает, когда он это де­лает и зачем, почему он что-либо делает.

  7. Гибкость - умение изменять свой стиль общения в за­висимости от ситуации и партнера по общению.

  8. Требования к коммуникативным навыкам социального работника изменяются в зависимости от специфических видов деятельности, относящихся к работе с особыми группами кли­ентов (например, с пожилыми людьми), в специфической со­циальной среде (например, в исправительных учреждениях) или к какому-либо специфическому методу работы (к примеру, работа с группой).

  9. Социальный работник должен стремиться к развитию своих коммуникативных навыков, используя различные тех­нологии, например социально-психологический тренинг. Стремление к повышению своей квалификации должно ох­ватывать всю профессиональную деятельность социального работника, а не только сферу коммуникации. Ограждая себя от процесса обучения, социальный работник рискует впасть в состояние, которое обычно называют «квалифицированной некомпетентностью».

  10. В данном контексте уместно уточнить понятие «компетен­тный». В словаре иностранных слов этот термин переводится в том числе как «знающий, сведущий в определенной области». Конечно, знание об общении - необходимый момент компетен­тности, но лишь в том случае, когда это знание становится соци­альной установкой - готовностью действовать определенным образом по отношению к себе, другим. Можно быть весьма ос­ведомленным, информированным о проблемах общения с че­ловеком, но это отнюдь не является гарантией компетентнос­ти- Основными критериями здесь являются реальное решение возникающих при общении задач и одновременно личностное Развитие, самореализация.

  11. Важный показатель компетентности в общении - отно­шение человека к собственным ценностям (насколько он их


  1. рефлексирует). Совсем непросто ответить себе на вопрос: «Чего больше всего хочу в своей жизни, к чему стремлюсь, зачем живу?» По сути, речь идет о рефлексивной культуре как составляющей компетентности. Именно рефлексивно-эмпатийное развитие человека обеспечивает позицию де­централизации в отношении с партнером, умение анализи­ровать ситуации общения с различных точек зрения. Рефлек­сивная культура предполагает, что участник общения спосо­бен стать как бы посредником по отношению к самому себе в этом процессе, анализируя ситуацию, цели, последствия и т.п. Именно рефлексивная позиция человека по отноше­нию к самому себе и партнерам по общению в большой ме­ре обусловливает субъективность общающихся сторон, что является предпосылкой построения общения как диалога.

  2. Речь в данном случае идет о том, что развитие компетен­тности - это развитие умения человека исследовать собствен­ный психологический потенциал, а также реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуа­ций, задач.

  3. Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект, т. е. устойчивая способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интел­лекта оказывают влияние способности: наблюдать другого человека и одновременно запоминать, как он выглядит, что говорит (наблюдательная сензитивность); выбирать и приме­нять теории для более точного предсказания и объяснения чувств, мыслей и действий других людей (теоретическая сен­зитивность); понимать типичного представителя той или иной группы (номотетическая сензитивность); понимать своеоб­разие каждого человека (идеографическая сензитивность).

  4. Сензитивность развивается в ходе специальных тренин­гов, способствующих более яркому проявлению эмпатии Щ способности принятия другого, эмоционального резонанса на еГо переживания (условие снятия тревожности, «защитных механизмов» клиента), помогающих идентифицировать себя с другим, моделировать внутреннее состояние другого на ос­нове попытки представить себя на его месте.

  5. Развитие коммуникативной компетентности у социаль­ных работников посредством специальных научных методов предусматривает соответствующие формы обучения. Одна из них - активное социальное обучение в условиях группо­вой учебно-тренировочной деятельности. Учебно-тренировоч­ная группа - одна из организационно-дидактических форм, деятельность которой направлена на формирование общей и профессиональной компетентности.

  6. Один из показателей компетентности общения - уме­ние слушать. Известно, что многие из нас не умеют слушать и слышать то, что говорят нам другие. Даже когда мы не пе­ребиваем собеседника, многое из того, что он говорит, «про­летает мимо наших ушей» - в основном потому, что в этот момент мы думаем о чем-то другом. Это приводит подчас к весьма негативным последствиям: разрушаются приятель­ские отношения и даже семьи. Если же неумение слушать характерно для социального работника, то у объекта созда­ется превратное мнение о нем.

  7. Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени, необходимого нам для общения с коллега­ми и близкими людьми, 9% уходит на написание, 16% - на чте­ние, 30% - на разговор, 45% - на то, чтобы выслушать других (точнее, на то, что мы должны были бы выслушать).

  8. Специалист социальной сферы должен обладать эффек­тивной речевой коммуникацией, т. е. речевым общением, Цель которого состоит в обмене различного рода информаци-ей- Основным средством общения является язык, однако ми­мика, жесты, движения человека также многое могут сказать внимательному собеседнику.


  1. В процессе речевого общения человек решает ряд важ­ных задач: эффективное получение и передача информации; достижение поставленной цели путем убеждения собеседни­ка к действию; получение дополнительной информации о собе­седнике; позитивная самопрезентация.

  2. Залогом успешного решения названных задач является развитие основных видов речевой деятельности (говорение -слушание, письмо - чтение). Немногие люди могут сказать о себе, что они владеют, этими навыками в совершенстве. Кроме того, владение языком общения (прежде всего род­ным), знание грамматических правил и стилистических тон­костей играют большую роль в процессе общения. Зачастую интересная по содержанию речь может быть плохо воспри­нята аудиторией, так как выступающий произносит ее моно­тонно, с запинками, неправильно выговаривая слова.

  3. Эффективное получение информации относится как к ус­тной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания.

  4. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) требует владения навыками письма и го­ворения.

  5. Достижение поставленной цели путем убеждения собе­седника предполагает знание основных риторических при­емов (как в устной, так и в письменной речи), а также владе­ние речевыми тактиками убеждения и побуждения.

  6. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания закономерностей функциониро­вания языка в обществе (чтобы определить уровень соци­ально-культурного развития человека, его социальную при­надлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст.

  7. Позитивная самопрезентация означает способность про­извести хорошее впечатление на собеседника (или на чита­теля) и предполагает владение культурой речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

  8. Роль навыков чтения в обучении речевому общению иног­да недооценивается. Однако, несмотря на то, что чтение на­правлено на восприятие текста, развитие навыков этого вида речевой деятельности очень важно для совершенствования умений производства речи (письма и говорения), посколь­ку в процессе чтения вырабатывается способность быстрее, глубже понимать и анализировать читаемое, что является ос­новой для самостоятельного творчества.

  9. Эффективное чтение означает способность извлекать по­лезную информацию из прочитанного текста (печатного или ру­кописного) и запоминать ее для дальнейшего использования.

  10. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считает­ся, что умение слушать собеседника - один из критериев ком­муникабельности человека. При этом эффективность воспри­ятия устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего (или собеседника).

  11. Эффективное письмо - умение писать тексты различно­го содержания (деловые письма, доклады, рефераты, статьи и т.п.), во-первых, с минимальными усилиями, а во-вторых, с максимальным положительным результатом. Создание пись­менного текста-трудоемкая процедура почти для каждого, но навыки письма могут быть развиты и усовершенствованы.

  12. Устная речь, или говорение, - такой вид речевой деятель­ности, в развитии и совершенствовании которого нуждаются почти все. В ситуациях делового общения именно умение чет­ко выражать свои мысли является решающим при реализации °сновных целей и задач коммуникации.


  1. Успех в коммуникации зависит от владения логикой, пси­хологией и речью. Не последнее место принадлежит здесь ре­чи, поскольку информация в основном доносится до слушателя посредством ее. В полемике, например, побеждает зачастую не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно проанализировать речь оппонента, адекватно отреагировать на нее и эффективно организовать свою речь. Необходимо находить такую форму выражения мыслей, которая позволя­ет сделать речь убедительной. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невинов­ности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.

  2. Использование коммуникативных техник в практике со­циальной работы позволяет выполнять следующие функции:

  1. Выслушать других с пониманием и целенаправленно.

  1. Выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.

  1. Создавать и развивать отношения.

  1. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невер-! бальное поведение.

  1. Добиваться доверия собеседника.

  1. Обсуждать острые проблемы в позитивном эмоцио­нальном настрое.

  1. Вести исследования или интерпретировать выводы.

  1. Активизировать решения подопечных по коррекции* собственных проблем.

  1. Основными техниками в практике социальной работы явля! ются: активное слушание, эмпатийное общение, обратная связь, Я-высказывание. Использование этих техник предполагает ус­тановление контакта с клиентом. Это важный этап процесса общения, и социальному работнику важно не только знать его технологические процедуры и тонкости, но и уметь применять их автоматически, т. е. иметь навык установления контакта с кли ентом, что включает следующие процедуры: встреча с клиеИ том, создание общего эмоционально-положительного настроя клиента, снятие психологических барьеров общения. Конечно, должно быть учтено, где происходит встреча с клиентом - у не­го дома или в социальной службе, это может вносить опреде­ленные корректировки в проведении указанных процедур. Если процедура встречи с клиентом происходит в учреждении соци­альной службы, то совершаются специальные действия, совер­шаемые социальным работником: его приветствие, проводы на место, где будет проводиться беседа. К этой процедуре от­носится и выбор самим сотрудником места своего расположе­ния по отношению к клиенту во время начала разговора с ним. Где бы ни проходила встреча с клиентом, социальный работник должен своим видом демонстрировать внимание и доброжела­тельность, отражая это в первых произнесенных словах.

  2. При установлении контакта нужно прежде всего проде­монстрировать доброжелательность и открытость для обще­ния. Для совершенствования собственных коммуникативных умений и навыков социальному работнику рекомендуется ос­воить формы речевого этикета, которые при встрече с клиен­тами могут оказаться ему полезными.

  3. В заключение отметим, что коммуникация является важ­нейшим инструментом профессиональной деятельности соци­ального работника.

  4. Темы для семинарских занятий