Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 428

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. торых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют и по какой-либо причине не могут быть восстановлены или восстанавливаются очень мед­ленно. Вспомогательную роль в данном случае будут играть технологии стимулирования, которые помогут закрепить по­ложительный эмоциональный фон отношений в классе, изме­нившуюся к лучшему самооценку ученика, успехи в учебной деятельности. Метод исправления в социальной технологии коррекции и терапии, пожалуй, наиболее сложный. Он предпо­лагает профессионально-точную диагностику тех черт характе­ра, которые требуется изменить, причин формирования откло­няющегося поведения, точный выбор методов, которые в этом случае граничат с психотерапией. Здесь может быть успешно использован метод «совместная разделенная дозированная де­ятельность», он предполагает не только четко поставленную цель, но и разделение (операционализацию) задачи на неболь­шие промежуточные этапы, которые социальный работник или учитель «проходит» вместе с учеником, постоянно контролируя полученный результат. Сотрудничество со взрослым и освое­ние новой модели поведения, шаг за шагом, становятся зало­гом успеха.

  2. В технологиях социальной работы со школьниками долж­ны сочетаться методы индивидуальные и групповые. Надо от­метить одну из особенностей технологий социальной работы в школе - здесь прямые назидательные методы еще менее эффективны, чем в других сферах. Адаптация ребенка к кол­лективу нередко наталкивается на такое препятствие, как не­гативно социализированный коллектив.

  3. Следует учитывать специфику технологий с такой группой, как подростки - это ученики 5-11-х классов (10-16 лет). Со­циальные проблемы, с которыми сталкивается современный подросток, можно разделить на следующие группы:

  4. 1) возрастные психологические проблемы и адаптация к ним;

  5. 2) проблемы возрастающей учебной нагрузки и стрессо- вые ситуации;

  6. 3) проблемы социализации.

  7. Самыми трудными для подростков представляются имен­но проблемы социализации (третья группа). К ним относится необходимость социальной идентификации, выбор системы ценностей, жизненного сценария для своей судьбы, значимых взрослых, профессиональное самоопределение и освоение навыков коммуникаций в новом статусе - в статусе взрослого (взрослеющего) человека. Решение этих задач крайне ослож­нено социальной ситуацией в стране, в конкретных регионах, в семье, в школе (в тех социальных общностях, с которыми подросток непосредственно взаимодействует).

  8. В работе с подростками возрастает роль групповых и сре-довых технологий. В этом возрасте особенно велико влияние средств массовой информации, телевидения, аудио- видео­продукции, массовой культуры - всех тех факторов окружа­ющей социальной реальности, в которых еще не сформиро­валось новой системы ценностей и устойчивых нормативов нравственного поведения. По этой причине наибольший эф­фект дают технологии детско-юношеской клубной и кружковой работы - стремление подростков к объединению, взаимопо­ниманию, к общей поддержке.

  9. В этом смысле социальные технологии можно подразде­лить на две группы, социализационная (отработка моделей поведения подростков, построенная на нормах, принятых в конкретном социуме) и личностная (ориентированная на личностное самоопределение детей и молодежи, на само-актУализацию и достижение максимальной самореализации в изменяющемся мире).

  10. Социальные технологии в сфере образования охватыва­ет и такую группу, как учащиеся начальных и средних про­фессиональных учебных заведений, а также студенты. Соци-Ьнь,е проблемы этих групп подразделяются на материаль­


  1. ные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные и социально-пра­вовые. Это проблемы адаптации к новой среде обучения (проблемы первокурсников), профессионального и личнос­тного самоопределения, трудоустройства. Порой возникают и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с пре­подавателями, у работающих студентов и даже проблемы студенческой семьи.

  2. Состояние сферы образования как в современной России, так и в мире во многом зависит от интенсивности девиацион-ных процессов в обществе. Подбор эффективных технологий и методик социальной работы с детьми и подростками девиант-ного поведения в сфере образования невозможен без анали­за причин возникновения различных форм девиантности. Надо отметить, что проблема эта стремительно «молодеет», и не только в тех группах, которые связаны с различными форма­ми психических заболеваний, но и в группах, демонстрирую­щих такие антиобщественные формы поведения, как пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция и раз­личные виды агрессии.

  3. Технологии социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения можно подразделить на два направ­ления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Оба направления реализуются либо в пространстве школы (это особенно профилактическое на­правление), либо в учреждениях, входящих в инфраструкту­ру образования. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работ­нику, действующему в сфере образования, лучше опереться не только на свои возможности, но и на опыт специальных со­циальных учреждений.

  4. Сфера образования включает и специальные учебные за­ведения, в которых требуются особые технологии социальной работы. Их можно подразделить на две группы: интерна^ цые учебные заведения для беспризорных детей и подростков, а также учебные заведения для детей с различными недостат­ками в умственном и физическом развитии. Здесь технологии социального плана применяются в единстве со специализиро­ванными медико-социальными, психологическими (или психи­атрическими). Эффективность этих технологий зависит от со­гласованности действий разных специалистов.

  5. Особый объект социальной работы в сфере образования -работа с семьями школьников. Семья играет большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается школьник или ученик среднего и начального профессионального образова­ния, следовательно, социальный работник, стремясь к дости­жению своих целей, неизбежно должен охватить своей рабо­той и семью. Специалисты считают, что не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в воспитании ребенка. Однако семьи, в которых формируются дети с девиантным поведением, имеют некото­рые особенности: родители в таких семьях плохо знают своих детей, не обращают внимания на их чувства и психологичес­кое состояние, не уделяют времени и сил на общение и воспи­тание ребенка, не умеют управлять их поведением, не знают их друзей, не знают, чем заняты дети в свободное время. При­чины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские.

  6. В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей социальный работ­ник должен выработать систему методов воздействия на се­мью. Прежде всего это методы собеседования, консульти­рования (психологического - об основах отношений в семье и отношений с детьми), правового (о правах и обязанностях Семьи, родителей, о возможностях правовой помощи), кон-сУльтирования о социальных службах и организациях, кото­рые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы Ффективны в работе с теми родителями, которые, совершая


  1. ошибки, тем не менее стремятся найти выход из своих трудно­стей. Главная особенность деятельности социального работни­ка в том, чтобы четко разделить ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей, и те ситуации, где требуются более жесткие методы в защите ребенка (лишение родительских прав). Такие методы не относятся к арсеналу социального ра­ботника в системе образования, но принимать их следует с его участием. Задача же зачастую состоит в том, чтобы побудить к сотрудничеству те семьи, которые не всегда понимают, что причина проблем и конфликтов, отклонений в социализации ребенка или подростка коренится в самой семье и что ответ на возникшие вопросы тоже надо искать в семье.

  2. До недавнего времени социальная работа в сфере обра­зования рассматривалась только в отношении школьников, учеников средних учебных заведений или студентов. Между тем давно известно, что такая социальная группа как учителя средних школ, преподаватели системы начального и среднего специального образования, а также профессорско-препода­вательский состав вузов не меньше нуждается в поддержке и реабилитации. Такая работа только разворачивается, соци­альные технологии в целом еще не сформировались, но в све­те последних задач средней и высшей школы это становится насущной необходимостью. Социальные технологии в работе с этой группой включают консультирование, психологическую коррекцию и реабилитацию, тренинги, адаптацию к новым условиям учительского и преподавательского труда, а также использование социально-педагогических технологий, в част­ности повышение квалификации.

  3. Социальная работа в сфере образования становится важ­нейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, оп­ределяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии этого социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества.

  4. От состояния образования зависит и общественный прогресс, и социальное благополучие, и социальная безопасность. Техно­логии социальной работы с различными группами сферы обра­зования очень многообразны, но эффективность их проявляет­ся по-разному в различных ситуациях. Главное, что объединя­ет все технологии, - необходимость выработки новой модели образования на всех уровнях, изменения способов обучения и образования, изменения способов взаимодействия ученика и учителя, учащегося, студента и преподавателя, в конечном счете - необходимость изменения смысла и целей образова­ния. Необходимость эта связана с общественной потребнос­тью в гуманизации и гуманитаризации образования в той со­циальной среде, где неспециалист обслуживает общество, но общество создает благоприятные условия для максимального творческого развития человека.

  5. Социальная работа в сфере образования становится важ­нейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, оп­ределяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии социального института с его структурой и инф­раструктурой пронизывает все сферы жизни общества.

  6. Темы для семинарских занятий


  1. Специфика технологий социальной работы в сфере образования.

  2. Функции образования.

  3. Социальная работа в сфере образования: специфика технологий социальной работы в высшем образовании.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  2. 1- Основные задачами социальной работы в сфере образования.

  1. Общая характеристика сферы образования.

  2. Классификация технологий социальной работы в сфере образо­вания.

  1. Технологии социальной работы с младшими школьниками.

  2. Технологии социальной работы со старшими школьниками.

  1. в 6- Технологии социальной работы в профессиональном образо-

  1. Технологии профилактики девиантного поведения в сфере обра­зования.

    В современных условиях усугубления социальных про­блем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья на­селения возрастает объективная потребность решения вза­имосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость со-3Дания новых механизмов, форм и методов социально-ме­дицинской помощи населению как новых социальных техно-Логий, которые обеспечат гражданам комплексные социаль­ные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности

  2. Технологии социальной работы в специальных учебных заведе­ниях.

  3. Технологии социальной работы с семьями и их роль в решении проблем школьников и учащихся.

  4. Технологии социальной работы с учителями и преподавателями.

  1. Список литературы

  1. Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. - М., 2003.

  2. КоррельЛ.В. Классификация адаптации. Словарь основных поня­тий. - Новосибирск, 2006.

  3. Институт семьи: проблемы становления и развития в современ­ном мире. - М., 2004.

  1. 4. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., 1998.

  2. 5. Основы социальной работы: Учеб. /Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  3. 6. ПавленокП.Д. Краткий словарь по социологии. - М., 2000.

  4. 7. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - Изд. 3-е доп. - ИТК «Дашков и К0», 2005.

  5. 8. Проблемы социальной работы. - Ростов н/Д, 2006.


  1. Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. - М., 2005.

  1. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2002.

  2. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 1997.

  3. Социология: Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.