ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 428
Скачиваний: 1
торых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют и по какой-либо причине не могут быть восстановлены или восстанавливаются очень медленно. Вспомогательную роль в данном случае будут играть технологии стимулирования, которые помогут закрепить положительный эмоциональный фон отношений в классе, изменившуюся к лучшему самооценку ученика, успехи в учебной деятельности. Метод исправления в социальной технологии коррекции и терапии, пожалуй, наиболее сложный. Он предполагает профессионально-точную диагностику тех черт характера, которые требуется изменить, причин формирования отклоняющегося поведения, точный выбор методов, которые в этом случае граничат с психотерапией. Здесь может быть успешно использован метод «совместная разделенная дозированная деятельность», он предполагает не только четко поставленную цель, но и разделение (операционализацию) задачи на небольшие промежуточные этапы, которые социальный работник или учитель «проходит» вместе с учеником, постоянно контролируя полученный результат. Сотрудничество со взрослым и освоение новой модели поведения, шаг за шагом, становятся залогом успеха.
В технологиях социальной работы со школьниками должны сочетаться методы индивидуальные и групповые. Надо отметить одну из особенностей технологий социальной работы в школе - здесь прямые назидательные методы еще менее эффективны, чем в других сферах. Адаптация ребенка к коллективу нередко наталкивается на такое препятствие, как негативно социализированный коллектив.
Следует учитывать специфику технологий с такой группой, как подростки - это ученики 5-11-х классов (10-16 лет). Социальные проблемы, с которыми сталкивается современный подросток, можно разделить на следующие группы:
1) возрастные психологические проблемы и адаптация к ним;
2) проблемы возрастающей учебной нагрузки и стрессо- вые ситуации;
3) проблемы социализации.
Самыми трудными для подростков представляются именно проблемы социализации (третья группа). К ним относится необходимость социальной идентификации, выбор системы ценностей, жизненного сценария для своей судьбы, значимых взрослых, профессиональное самоопределение и освоение навыков коммуникаций в новом статусе - в статусе взрослого (взрослеющего) человека. Решение этих задач крайне осложнено социальной ситуацией в стране, в конкретных регионах, в семье, в школе (в тех социальных общностях, с которыми подросток непосредственно взаимодействует).
В работе с подростками возрастает роль групповых и сре-довых технологий. В этом возрасте особенно велико влияние средств массовой информации, телевидения, аудио- видеопродукции, массовой культуры - всех тех факторов окружающей социальной реальности, в которых еще не сформировалось новой системы ценностей и устойчивых нормативов нравственного поведения. По этой причине наибольший эффект дают технологии детско-юношеской клубной и кружковой работы - стремление подростков к объединению, взаимопониманию, к общей поддержке.
В этом смысле социальные технологии можно подразделить на две группы, социализационная (отработка моделей поведения подростков, построенная на нормах, принятых в конкретном социуме) и личностная (ориентированная на личностное самоопределение детей и молодежи, на само-актУализацию и достижение максимальной самореализации в изменяющемся мире).
Социальные технологии в сфере образования охватывает и такую группу, как учащиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений, а также студенты. Соци-Ьнь,е проблемы этих групп подразделяются на материаль
ные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные и социально-правовые. Это проблемы адаптации к новой среде обучения (проблемы первокурсников), профессионального и личностного самоопределения, трудоустройства. Порой возникают и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с преподавателями, у работающих студентов и даже проблемы студенческой семьи.
Состояние сферы образования как в современной России, так и в мире во многом зависит от интенсивности девиацион-ных процессов в обществе. Подбор эффективных технологий и методик социальной работы с детьми и подростками девиант-ного поведения в сфере образования невозможен без анализа причин возникновения различных форм девиантности. Надо отметить, что проблема эта стремительно «молодеет», и не только в тех группах, которые связаны с различными формами психических заболеваний, но и в группах, демонстрирующих такие антиобщественные формы поведения, как пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция и различные виды агрессии.
Технологии социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения можно подразделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Оба направления реализуются либо в пространстве школы (это особенно профилактическое направление), либо в учреждениях, входящих в инфраструктуру образования. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работнику, действующему в сфере образования, лучше опереться не только на свои возможности, но и на опыт специальных социальных учреждений.
Сфера образования включает и специальные учебные заведения, в которых требуются особые технологии социальной работы. Их можно подразделить на две группы: интерна^ цые учебные заведения для беспризорных детей и подростков, а также учебные заведения для детей с различными недостатками в умственном и физическом развитии. Здесь технологии социального плана применяются в единстве со специализированными медико-социальными, психологическими (или психиатрическими). Эффективность этих технологий зависит от согласованности действий разных специалистов.
Особый объект социальной работы в сфере образования -работа с семьями школьников. Семья играет большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается школьник или ученик среднего и начального профессионального образования, следовательно, социальный работник, стремясь к достижению своих целей, неизбежно должен охватить своей работой и семью. Специалисты считают, что не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в воспитании ребенка. Однако семьи, в которых формируются дети с девиантным поведением, имеют некоторые особенности: родители в таких семьях плохо знают своих детей, не обращают внимания на их чувства и психологическое состояние, не уделяют времени и сил на общение и воспитание ребенка, не умеют управлять их поведением, не знают их друзей, не знают, чем заняты дети в свободное время. Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские.
В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Прежде всего это методы собеседования, консультирования (психологического - об основах отношений в семье и отношений с детьми), правового (о правах и обязанностях Семьи, родителей, о возможностях правовой помощи), кон-сУльтирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы Ффективны в работе с теми родителями, которые, совершая
ошибки, тем не менее стремятся найти выход из своих трудностей. Главная особенность деятельности социального работника в том, чтобы четко разделить ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей, и те ситуации, где требуются более жесткие методы в защите ребенка (лишение родительских прав). Такие методы не относятся к арсеналу социального работника в системе образования, но принимать их следует с его участием. Задача же зачастую состоит в том, чтобы побудить к сотрудничеству те семьи, которые не всегда понимают, что причина проблем и конфликтов, отклонений в социализации ребенка или подростка коренится в самой семье и что ответ на возникшие вопросы тоже надо искать в семье.
До недавнего времени социальная работа в сфере образования рассматривалась только в отношении школьников, учеников средних учебных заведений или студентов. Между тем давно известно, что такая социальная группа как учителя средних школ, преподаватели системы начального и среднего специального образования, а также профессорско-преподавательский состав вузов не меньше нуждается в поддержке и реабилитации. Такая работа только разворачивается, социальные технологии в целом еще не сформировались, но в свете последних задач средней и высшей школы это становится насущной необходимостью. Социальные технологии в работе с этой группой включают консультирование, психологическую коррекцию и реабилитацию, тренинги, адаптацию к новым условиям учительского и преподавательского труда, а также использование социально-педагогических технологий, в частности повышение квалификации.
Социальная работа в сфере образования становится важнейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, определяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии этого социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества.
От состояния образования зависит и общественный прогресс, и социальное благополучие, и социальная безопасность. Технологии социальной работы с различными группами сферы образования очень многообразны, но эффективность их проявляется по-разному в различных ситуациях. Главное, что объединяет все технологии, - необходимость выработки новой модели образования на всех уровнях, изменения способов обучения и образования, изменения способов взаимодействия ученика и учителя, учащегося, студента и преподавателя, в конечном счете - необходимость изменения смысла и целей образования. Необходимость эта связана с общественной потребностью в гуманизации и гуманитаризации образования в той социальной среде, где неспециалист обслуживает общество, но общество создает благоприятные условия для максимального творческого развития человека.
Социальная работа в сфере образования становится важнейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, определяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества.
Темы для семинарских занятий
Специфика технологий социальной работы в сфере образования.
Функции образования.
Социальная работа в сфере образования: специфика технологий социальной работы в высшем образовании.
Темы для написания докладов и рефератов
1- Основные задачами социальной работы в сфере образования.
Общая характеристика сферы образования.
Классификация технологий социальной работы в сфере образования.
Технологии социальной работы с младшими школьниками.
Технологии социальной работы со старшими школьниками.
в 6- Технологии социальной работы в профессиональном образо-
-
Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость со-3Дания новых механизмов, форм и методов социально-медицинской помощи населению как новых социальных техно-Логий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности
Технологии социальной работы в специальных учебных заведениях.
Технологии социальной работы с семьями и их роль в решении проблем школьников и учащихся.
Технологии социальной работы с учителями и преподавателями.
Список литературы
Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. - М., 2003.
КоррельЛ.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий. - Новосибирск, 2006.
Институт семьи: проблемы становления и развития в современном мире. - М., 2004.
4. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., 1998.
5. Основы социальной работы: Учеб. /Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
6. ПавленокП.Д. Краткий словарь по социологии. - М., 2000.
7. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - Изд. 3-е доп. - ИТК «Дашков и К0», 2005.
8. Проблемы социальной работы. - Ростов н/Д, 2006.
Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. - М., 2005.
Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Социальная работа. Российский энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 1997.
Социология: Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.