ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 432
Скачиваний: 1
Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.
Темы для семинарских занятий
Специфика технологий в сфере занятости.
Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России.
Государственная политика в области занятости населения.
Деятельность социальных служб по защите безработных.
Темы для написания докладов и рефератов
Социально-психологическая работа в системе службы занятости.
Система учреждений, которые решают проблемы безработного населения.
Основные причины безработицы как феноменального явления, характерного для многообразия общественных формаций.
Социальные технологии, которые направлены на профилактику и преодоление безработицы.
Готовность безработного к выполнению того или иного вида труда.
Деятельность местных органов власти, руководителей предприятий и учреждений для сдерживания роста безработицы.
Список литературы
Барсукова СЮ. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования, 2003, № 7.
Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: РАУ, 2007.
ГерцийЮ.В. Занятость населения на этапе рыночных реформ. - М.: СТИ МГУС, 2007.
Дановский СЛ. Социальная и психологическая характеристика безработных//Социологические исследования, 1994, № 5.
Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985-2005 гг.). - М.: Изд-во РГСУ, 2008.
Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: В 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.
Тема 3.14. Технологические основы организации культурно-досуговой деятельности в системе учреждений социальной защиты
Аннотация. Тема посвящена изучению технологических основ организации культурно-досуговой деятельности в системе учреждений социальной защиты. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Характерной чертой современного образа жизни стало то, что именно в сфере досуга личность получает возможность самореализации, творческого проявления и воплощения личных социальных и эстетических устремлений.
Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности, особенностями формирования здорового образа жизни, реализацией здоровьесберегающих технологий.
Существующие социально-экономические проблемы в современной жизни общества заставляют специалистов социальной сферы искать эффективные пути и средства их решения. Одним из таких способов является изучение и внедрение потенциала социально-культурной сферы, составной частью которой является досуговая (рекреационная) деятельность. Это создает благоприятные условия для разворачивания потенциала социально-культурного пространства, обладающего Уникальными педагогическими, психологическими, культуро-терапевтическими технологиями и методиками.
Культурно-досуговую деятельность целесообразно рассматривать как одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Долгое время она считалась второстепенной, поэтому ей всегда уделялось «остаточное» внимание.
Современный досуг и досуговая активность имеют новые формы определения, при которых это не просто свободное время, а реализация жизненной концепции личности, обеспечивающей условия для саморазвития и совершенствования индивида. Характерной чертой современного образа жизни стало то, что именно в сфере досуга личность получает возможность самореализации, творческого проявления и воплощения личных социальных и эстетических устремлений.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой одно из направлений комплексной социальной работы, ориентированной на слабозащищенные группы населения. Технологии этой деятельности активно применяются в системе учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, военной среде и др. Культурно-досуговая деятельность становится частью социальной жизни личности или группы, позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих воспринимать общественное мнение как должное. Для общества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между отдельными группами и слоями населения. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов этой среды.
Досуг нужен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Культурно-досуговая деятельность - один из элементов духовной жизни общества, содержит все признаки культурно-творческой деятельности.
Сфера досуга представляет собой сложное комплексное явление, в котором самым ярким образом проявляется как значимость и глубина человеческой личности, так и ее убожество или девиантность. То есть сфера досуга обусловлена спецификой социально-исторических, национально-этнических, региональных особенностей и традиций, различается ценностями и устремлениями различных возрастных групп (молодых и пожилых, взрослых и детей), тендерными различиями, отмечена личностной направленностью.
Особенностью культурно-досуговой деятельности является то, что она осуществляется в свободное время от основных видов жизнедеятельности, отличается независимостью выбора форм и видов, добровольностью и степенью активности отдельного человека или социальных групп. Наконец, деятельность в культурно-досуговой сфере направлена на приобщение человека к миру культуры, духовных ценностей общества, развитие креативного потенциала человека, приобщение его к здоровьесбережению, полноценной рекреации.
Правда, может показаться, что данная деятельность не является прямой функцией социальной работы, и осуществление культурно-досуговых программ - дело сугубо учреждений культуры. В то же время следует заметить, что современные учреждения культуры делают акцент на обслуживании граждан, которые не находятся в трудной жизненной ситуации, а мотивированы на организованное проведение досуга, самостоятельно выбирая средства, способы и действия сообразно личной мотивации и предпочтениям. В поле зрения учреждений культуры находится наиболее активная часть населения -молодежь, дети, семьи, коллективы предприятий и учреждений (корпоративы) и др.
Досуг - это совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. Под досугом понимают также само свободное время.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей ее. Теоретики культурно-досуговой деятельности выделяют несколько концепций досуга:
деятельностная (которая рассматривает досуг как часть образа жизни человека и включает его целенаправленную деятельность,);
медико-биологическая (досуг рассматривается как время, используемое для оздоровления, лечения, профилактики заболеваний);
культурологическая (досуг - это время образования и развития, повышения культурного уровня личности, а также время саморазвития и самореализации);
экологическая (адресуется к использованию природных ресурсов в организации досуга - использованию потребительскому либо адаптационному);
техно-экономическая концепция (рассматривает досуг как экономическую категорию, как сферу организации и оказания досуговых услуг, их технико-экономического обеспечения).
В ходе досуговой деятельности реализуются важнейшие общественные функции:
социокультурная (насыщение свободного времени общественно полезной деятельностью, творческой и ценностной);
ценностно-регулятивная (формирование просоциальных ценностей и норм поведения);
развивающая (гармоничное развитие личности);
рекреационно-развлекательная функция (снятие напряжения);
коммуникативная (создание и развитие контактов, общения);
воспитательная (педагогическое воздействие потенциала культуры и искусств);
социализирующая (в досуговой среде обогащаются знания об окружающей действительности, моделях поведения, традициях, обычаях и т.п.);
оздоровительная (восстановление и поддержание физической, психологической и духовного-нравственной составляющих целостности здоровья.
Социальная значимость культурно-досуговой деятельности проявляется в том, что она может иметь двойственную природу: быть направленной на достижение целей позитивных (положительного социального результата) или негативных (асоциальных, приносящих вред самой личности и отдельным группам, всему обществу). По этой причине, определяя технологии социальной работы в сфере досуга, их цели и задачи, необходимо выявить основные социальные проблемы и противоречия, виды девиантного поведения, которыми зачастую характеризуются маргинальные группы населения.
Досуг и досуговая деятельность реализуются как в активной, так и в пассивной формах.
Пассивный досуг свойственен значительной части населения (независимо от возраста). Он имеет характер потребления (просмотр телепрограмм, чтение, посещение театра, музея, выставки, спортивного состязания и т.д.). Особенно присущ такой досуг лицам и группам старшего возраста, с ограниченными возможностями, тем гражданам, которые пережили тяжелое заболевание, имеют хронические заболевания, а также испытывают физические и психологические перегрузки. Такой отдых в определенной степени оправдан, но не всегда. Зачастую именно активный здоровый отдых, насыщенный позитивными эмоциями, позволяет сократить период реабилитации, снять напряжение, приобрести запас дополнительных сил для Других видов жизнедеятельности.
Активный досуг весьма разнообразен: это может быть спортивная деятельность, культурно-просветительная и образовательная, а также художественно-творческая или техническая. Активный отдых может быть индивидуальным, групповым, разным по форме и содержанию, но вместе с тем доступным каждому человеку, не всегда требуя больших капиталовложений.
В сфере досуга, как и в других формах жизнедеятельности, возможно проявление многообразия социальных проблем, например асоциального характера (пьянство и алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, аморальные проявления - гомосексуализм, экстремизм, игромания и др.).
Часть видов досуга носит пограничный характер, например экстремальный отдых, который нередко связан с рисками как для самих экстремалов, так и для окружающих. Некоторые группы (например, молодежные) в ходе культурно-досуговой деятельности формируют субкультуры различной социальной направленности. Работа с ними требует знания их субкультуры, интересов и этических норм, моделей поведения и набора ценностей.
Вместе с тем культурно-досуговая деятельность имеет огромный позитивный социальный потенциал и может оказать неоценимую помощь в деятельности учреждений социальной защиты населения. Очевидно, что специалисты социальных учреждений, а также применяемые ими технологии, должны принципиально отличаться новыми качествами: ориентацией на незащищенных граждан, их интеграцию в культурную жизнь общества, выходом за пределы удовлетворения узкоутилитарных досуговых потребностей, использованием педагогических и культуротворческих резервов для самоутверждения и самореализации каждого гражданина. Кроме того, в условиях усиления коммерциализации культуры, когда нынешняя экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России являются одной из причин перехода на платные формы обслуживания, значительная часть населения лишена возможности участия в полноценной культурной жизни. В то же время учреждения культуры без внедрения платных услуг не смогут экономически выжить. Поэтому слабозащищенные группы не рассматриваются в качестве потенциальных источников получения прибыли, а предлагаемые формы досуговой деятельности такой аудитории по-прежнему остаются недоступными в ценовом расчете.
Выходом из данной ситуации становится частичное использование культурной-досуговых технологий в учреждениях социальной защиты как дополняющего средства в достижении результатов реабилитации, адаптации, социализации, коррекции, психотерапии и других мер.
Под «технологией культурно-досуговой деятельности» понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования, внедрения инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности, под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект с целью формирования общественно значимых качеств личности.
Как и любой сложный процесс, организация культурно-досуговой деятельности имеет свою технологическую структуру.
социальный заказ той или иной группы населения (удовлетворение ее потребности в освоении культурных ценностей, материальных и духовных продуктов культуры и искусства);
цель, с последующим перечнем задач, которые должны быть ориентированы на получение реального результата культурно-досугового участия личности с учетом эффективности выхода из трудных жизненных ситуаций (ТЖС), преодоления психологического дисбаланса, реабилитационного
воздействия, оздоровления физического тела и психологического фона;
содержание - наполнение действием, используемым в качестве инструментария достижения цели и решения задач;
формы организации материала содержания. Форма отражает и суть содержания (вечер, праздник, встреча, дискуссия, «огонек», гостиная, гала-концерт и т.д.). Формы культурно-досуговой деятельности бывают массовыми, групповыми, индивидуальными;
методы как единица реализации идеи мероприятия, его формы и содержания (иллюстрации, театрализации, показа и др.);
средства для достижения поставленной цели и повышения уровня психо-эмоционального воздействия (технические средства, жанры искусств, материальные предметы культуры, живое слово, музыка, танец и др.);
субъект организации культурно-досугового действа - активный создатель и участник программы, мероприятия, деятельность которого основана на инициативе и творчестве;
объект - потребитель, на которого распространяется весь комплекс форм, средств, методов для достижения поставленной цели в отношении решения его проблем по преодолению ТЖС;
материально-техническое обеспечение (комплекс ресурсов, необходимых для полноценной культурно-досуговой деятельности (финансовых и материальных);
кадровое обеспечение,
корректировка цели, необходимость в которой возникает по мере продвижения клиента к желаемому результату;
конечные результаты, получаемые по итогам осуществления поставленных задач.
Результатом технологического процесса автора культурно-досуговой программы является ее создание и реализация, содержание взаимоотношения между участниками, их личностный характер.
Не вызывает сомнения тот факт, что технологии культурно-досуговой деятельности эффективно справляются с возложенными на них функциями - нейтрализация негативных социальных последствий ТЖС, внесение посильного вклада в социально-культурную реабилитацию и адаптация различных групп населения.
Применение и развитие культурно-досуговых технологий находит свое отражение не только в сложившихся, традиционных, но и в новых видах социальной деятельности. Это относится к реабилитационным технологиям, направленным на создание необходимого образовательного, культурного, информационного, досугового пространства для среды нуждающегося населения. Обучение этим видам технологий, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного учреждения социальной сферы.
Культурно-досуговые технологии в работе учреждений социальной защиты населения рассматриваются в двух плоскостях: работа с традиционными объектами социальной работы (группами населения в системе социальных учреждений) и социальная работа в учреждениях социально-культурной сферы (например, социально-реабилитационные услуги, оздоровительная работа и др.).
При выборе технологического ряда следует обратить внимание на классификационные подходы, предложенные авторами Селевко10, выделяющими следующиеособенности Целевых ориентации при организации культурно-досуговой Деятельности:
• формировать сознание взрослого или ребенка в русле идентификации с самобытностью культуры своей страны;