Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Для потерявших работу в связи со структурными изме­нениями в экономике, закрытием или перепрофилировани­ем производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

  2. Темы для семинарских занятий

  1. Специфика технологий в сфере занятости.

  2. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России.

  3. Государственная политика в области занятости населения.

  4. Деятельность социальных служб по защите безработных.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Социально-психологическая работа в системе службы занятости.

  1. Система учреждений, которые решают проблемы безработного населения.

  2. Основные причины безработицы как феноменального явления, характерного для многообразия общественных формаций.

  1. Социальные технологии, которые направлены на профилактику и преодоление безработицы.

  2. Готовность безработного к выполнению того или иного вида труда.

  3. Деятельность местных органов власти, руководителей предпри­ятий и учреждений для сдерживания роста безработицы.

  1. Список литературы

  1. Барсукова СЮ. Формальное и неформальное трудоустройство: па­радоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования, 2003, № 7.

  2. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: РАУ, 2007.

  3. ГерцийЮ.В. Занятость населения на этапе рыночных реформ. - М.: СТИ МГУС, 2007.

  4. Дановский СЛ. Социальная и психологическая характеристика безработных//Социологические исследования, 1994, № 5.

  5. Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985-2005 гг.). - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

  6. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: В 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.


  1. Тема 3.14. Технологические основы организации культурно-досуговой деятельности в системе учреждений социальной защиты

  2. Аннотация. Тема посвящена изучению технологических основ органи­зации культурно-досуговой деятельности в системе учреждений социаль­ной защиты. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как од­на из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Характерной чертой современного образа жизни стало то, что именно в сфере досуга личность получает возможность самореализации, творческого проявления и вопло­щения личных социальных и эстетических устремлений.

  3. Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности, особенностями фор­мирования здорового образа жизни, реализацией здоровьесберегающих технологий.

  1. Существующие социально-экономические проблемы в современной жизни общества заставляют специалистов со­циальной сферы искать эффективные пути и средства их реше­ния. Одним из таких способов является изучение и внедрение потенциала социально-культурной сферы, составной частью которой является досуговая (рекреационная) деятельность. Это создает благоприятные условия для разворачивания по­тенциала социально-культурного пространства, обладающего Уникальными педагогическими, психологическими, культуро-терапевтическими технологиями и методиками.

  2. Культурно-досуговую деятельность целесообразно рас­сматривать как одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Долгое время она считалась второстепенной, поэ­тому ей всегда уделялось «остаточное» внимание.

  1. Современный досуг и досуговая активность имеют новые формы определения, при которых это не просто свободное время, а реализация жизненной концепции личности, обеспе­чивающей условия для саморазвития и совершенствования индивида. Характерной чертой современного образа жизни стало то, что именно в сфере досуга личность получает воз­можность самореализации, творческого проявления и вопло­щения личных социальных и эстетических устремлений.

  2. Культурно-досуговая деятельность представляет собой одно из направлений комплексной социальной работы, ори­ентированной на слабозащищенные группы населения. Тех­нологии этой деятельности активно применяются в системе учреждений здравоохранения, социальной защиты населе­ния, военной среде и др. Культурно-досуговая деятельность становится частью социальной жизни личности или группы, позволяет организовывать систематическое и целенаправ­ленное создание условий для формирования конкретно-исто­рической модели личности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определен­ных свойств и черт, заставляющих воспринимать обществен­ное мнение как должное. Для общества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между отде­льными группами и слоями населения. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов этой среды.

  3. Досуг нужен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления со­лидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворе­ния потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Куль­турно-досуговая деятельность - один из элементов духовной жизни общества, содержит все признаки культурно-творчес­кой деятельности.

  4. Сфера досуга представляет собой сложное комплексное явление, в котором самым ярким образом проявляется как значимость и глубина человеческой личности, так и ее убожес­тво или девиантность. То есть сфера досуга обусловлена спе­цификой социально-исторических, национально-этнических, региональных особенностей и традиций, различается ценнос­тями и устремлениями различных возрастных групп (молодых и пожилых, взрослых и детей), тендерными различиями, отме­чена личностной направленностью.

  5. Особенностью культурно-досуговой деятельности являет­ся то, что она осуществляется в свободное время от основных видов жизнедеятельности, отличается независимостью выбо­ра форм и видов, добровольностью и степенью активности отдельного человека или социальных групп. Наконец, деятель­ность в культурно-досуговой сфере направлена на приобще­ние человека к миру культуры, духовных ценностей общества, развитие креативного потенциала человека, приобщение его к здоровьесбережению, полноценной рекреации.

  6. Правда, может показаться, что данная деятельность не является прямой функцией социальной работы, и осуществле­ние культурно-досуговых программ - дело сугубо учреждений культуры. В то же время следует заметить, что современные учреждения культуры делают акцент на обслуживании граж­дан, которые не находятся в трудной жизненной ситуации, а мотивированы на организованное проведение досуга, само­стоятельно выбирая средства, способы и действия сообразно личной мотивации и предпочтениям. В поле зрения учрежде­ний культуры находится наиболее активная часть населения -молодежь, дети, семьи, коллективы предприятий и учрежде­ний (корпоративы) и др.

  7. Досуг - это совокупность видов деятельности, предназна­ченных для удовлетворения физических, духовных и социаль­ных потребностей людей в свободное время. Под досугом по­нимают также само свободное время.


  1. Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей ее. Теоретики культурно-досуговой деятельности выделяют не­сколько концепций досуга:

  • деятельностная (которая рассматривает досуг как часть образа жизни человека и включает его целенаправлен­ную деятельность,);

  • медико-биологическая (досуг рассматривается как вре­мя, используемое для оздоровления, лечения, профилактики заболеваний);

  • культурологическая (досуг - это время образования и развития, повышения культурного уровня личности, а также время саморазвития и самореализации);

  • экологическая (адресуется к использованию природных ресурсов в организации досуга - использованию потребитель­скому либо адаптационному);

  • техно-экономическая концепция (рассматривает досуг как экономическую категорию, как сферу организации и ока­зания досуговых услуг, их технико-экономического обеспе­чения).

  1. В ходе досуговой деятельности реализуются важнейшие общественные функции:

  • социокультурная (насыщение свободного времени общественно полезной деятельностью, творческой и цен­ностной);

  • ценностно-регулятивная (формирование просоциальных ценностей и норм поведения);

  • развивающая (гармоничное развитие личности);

  • рекреационно-развлекательная функция (снятие напря­жения);

  • коммуникативная (создание и развитие контактов, об­щения);

  • воспитательная (педагогическое воздействие потенциа­ла культуры и искусств);

  • социализирующая (в досуговой среде обогащаются зна­ния об окружающей действительности, моделях поведения, традициях, обычаях и т.п.);

  • оздоровительная (восстановление и поддержание физи­ческой, психологической и духовного-нравственной составля­ющих целостности здоровья.

  1. Социальная значимость культурно-досуговой деятель­ности проявляется в том, что она может иметь двойствен­ную природу: быть направленной на достижение целей по­зитивных (положительного социального результата) или не­гативных (асоциальных, приносящих вред самой личности и отдельным группам, всему обществу). По этой причине, определяя технологии социальной работы в сфере досуга, их цели и задачи, необходимо выявить основные социальные проблемы и противоречия, виды девиантного поведения, которыми зачастую характеризуются маргинальные группы населения.

  2. Досуг и досуговая деятельность реализуются как в актив­ной, так и в пассивной формах.

  3. Пассивный досуг свойственен значительной части населе­ния (независимо от возраста). Он имеет характер потребления (просмотр телепрограмм, чтение, посещение театра, музея, выставки, спортивного состязания и т.д.). Особенно присущ такой досуг лицам и группам старшего возраста, с ограничен­ными возможностями, тем гражданам, которые пережили тя­желое заболевание, имеют хронические заболевания, а также испытывают физические и психологические перегрузки. Такой отдых в определенной степени оправдан, но не всегда. Зачас­тую именно активный здоровый отдых, насыщенный позитив­ными эмоциями, позволяет сократить период реабилитации, снять напряжение, приобрести запас дополнительных сил для Других видов жизнедеятельности.


  1. Активный досуг весьма разнообразен: это может быть спортивная деятельность, культурно-просветительная и обра­зовательная, а также художественно-творческая или техни­ческая. Активный отдых может быть индивидуальным, груп­повым, разным по форме и содержанию, но вместе с тем доступным каждому человеку, не всегда требуя больших ка­питаловложений.

  2. В сфере досуга, как и в других формах жизнедеятельнос­ти, возможно проявление многообразия социальных проблем, например асоциального характера (пьянство и алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, аморальные проявле­ния - гомосексуализм, экстремизм, игромания и др.).

  3. Часть видов досуга носит пограничный характер, напри­мер экстремальный отдых, который нередко связан с рисками как для самих экстремалов, так и для окружающих. Некоторые группы (например, молодежные) в ходе культурно-досуговой деятельности формируют субкультуры различной социальной направленности. Работа с ними требует знания их субкульту­ры, интересов и этических норм, моделей поведения и набора ценностей.

  4. Вместе с тем культурно-досуговая деятельность имеет ог­ромный позитивный социальный потенциал и может оказать неоценимую помощь в деятельности учреждений социальной защиты населения. Очевидно, что специалисты социальных учреждений, а также применяемые ими технологии, должны принципиально отличаться новыми качествами: ориентацией на незащищенных граждан, их интеграцию в культурную жизнь общества, выходом за пределы удовлетворения узкоутилитар­ных досуговых потребностей, использованием педагогических и культуротворческих резервов для самоутверждения и само­реализации каждого гражданина. Кроме того, в условиях уси­ления коммерциализации культуры, когда нынешняя экономи­ческая ситуация и развитие рыночных отношений в современ­ной России являются одной из причин перехода на платные формы обслуживания, значительная часть населения лишена возможности участия в полноценной культурной жизни. В то же время учреждения культуры без внедрения платных услуг не смогут экономически выжить. Поэтому слабозащищенные группы не рассматриваются в качестве потенциальных источ­ников получения прибыли, а предлагаемые формы досуговой деятельности такой аудитории по-прежнему остаются недо­ступными в ценовом расчете.

  5. Выходом из данной ситуации становится частичное ис­пользование культурной-досуговых технологий в учреждениях социальной защиты как дополняющего средства в достижении результатов реабилитации, адаптации, социализации, коррек­ции, психотерапии и других мер.

  6. Под «технологией культурно-досуговой деятельности» по­нимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования, внедрения инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспита­тельной цели. С точки зрения предметной деятельности, под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педа­гогически организованный процесс воздействия субъекта на объект с целью формирования общественно значимых ка­честв личности.

  7. Как и любой сложный процесс, организация культур­но-досуговой деятельности имеет свою технологическую структуру.


  • социальный заказ той или иной группы населения (удовлетворение ее потребности в освоении культурных цен­ностей, материальных и духовных продуктов культуры и ис­кусства);

  • цель, с последующим перечнем задач, которые долж­ны быть ориентированы на получение реального результата культурно-досугового участия личности с учетом эффектив­ности выхода из трудных жизненных ситуаций (ТЖС), пре­одоления психологического дисбаланса, реабилитационного

  • воздействия, оздоровления физического тела и психологи­ческого фона;

  • содержание - наполнение действием, используемым в качестве инструментария достижения цели и решения за­дач;

  • формы организации материала содержания. Форма от­ражает и суть содержания (вечер, праздник, встреча, дискус­сия, «огонек», гостиная, гала-концерт и т.д.). Формы культур­но-досуговой деятельности бывают массовыми, групповыми, индивидуальными;

  • методы как единица реализации идеи мероприятия, его формы и содержания (иллюстрации, театрализации, показа и др.);

  • средства для достижения поставленной цели и повыше­ния уровня психо-эмоционального воздействия (технические средства, жанры искусств, материальные предметы культуры, живое слово, музыка, танец и др.);

  • субъект организации культурно-досугового действа - ак­тивный создатель и участник программы, мероприятия, де­ятельность которого основана на инициативе и творчестве;

  • объект - потребитель, на которого распространяется весь комплекс форм, средств, методов для достижения по­ставленной цели в отношении решения его проблем по пре­одолению ТЖС;

  • материально-техническое обеспечение (комплекс ре­сурсов, необходимых для полноценной культурно-досуговой деятельности (финансовых и материальных);

  • кадровое обеспечение,

  • корректировка цели, необходимость в которой возника­ет по мере продвижения клиента к желаемому результату;

  • конечные результаты, получаемые по итогам осущест­вления поставленных задач.

  • Результатом технологического процесса автора культурно-досуговой программы является ее создание и реализация, со­держание взаимоотношения между участниками, их личност­ный характер.

  • Не вызывает сомнения тот факт, что технологии культур­но-досуговой деятельности эффективно справляются с возло­женными на них функциями - нейтрализация негативных соци­альных последствий ТЖС, внесение посильного вклада в соци­ально-культурную реабилитацию и адаптация различных групп населения.

  • Применение и развитие культурно-досуговых технологий находит свое отражение не только в сложившихся, традицион­ных, но и в новых видах социальной деятельности. Это относится к реабилитационным технологиям, направленным на создание необходимого образовательного, культурного, информационно­го, досугового пространства для среды нуждающегося населе­ния. Обучение этим видам технологий, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного учреждения социальной сферы.

  • Культурно-досуговые технологии в работе учреждений со­циальной защиты населения рассматриваются в двух плоскос­тях: работа с традиционными объектами социальной работы (группами населения в системе социальных учреждений) и со­циальная работа в учреждениях социально-культурной сферы (например, социально-реабилитационные услуги, оздорови­тельная работа и др.).

  • При выборе технологического ряда следует обратить вни­мание на классификационные подходы, предложенные ав­торами Селевко10, выделяющими следующиеособенности Целевых ориентации при организации культурно-досуговой Деятельности:

  • • формировать сознание взрослого или ребенка в русле идентификации с самобытностью культуры своей страны;