ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 1
6- Специальная психологическая подготовка не только вРачей-онкологов, но и их смежников в лечении онкологичес
ких заболеваний (эндокринологи, терапевты, урологи, гинекологи и др.).
Включение в учебные программы медицинских вузов и социальных колледжей вопросов помощи и социально-психологической реабилитации онкологических больных.
Включение в штаты сотрудников онкологических лечебных и реабилитационных учреждений медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников, способных осуществлять психологическую и социальную реабилитацию больных.
Современный период развития любого государства настоятельно требует проведения целого комплекса мер по обеспечению эффективной интеграции инвалидов в общество. Сегодня это наиболее приоритетное направление государственной социальной политики большинства развитых стран мира.
Важность проблемы обусловлена наличием в социальной структуре современного общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. За последние годы в стране наблюдается особо неблагоприятное развитие социальных процессов: увеличение числа инвалидов, и особенно в детском и трудоспособном возрастах. При этом большинство (80%) из них являются инвалидами I и II групп. В таких условиях чрезвычайно серьезную озабоченность вызывает низкая эффективность их реабилитации.
В структуре причин инвалидизации первые три места занимают сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и последствия травм различной этиологии. На их долю приходится более половины всех случаев первичной инвалидности. Вместе с тем в последние годы наметилась еще одна неблагоприятная тенденция к росту первичной инвалидности в связи с психическими заболеваниями и туберкулезом.
С давних пор было известно, какую особую и даже огромную роль играет семья в воспитании и развитии ребенка.
Именно в семье, как в своеобразном микросоциуме, происходит закладывание будущих основ и навыков, необходимых для успешного существования человека в окружающем мире. Семья определяет отношение человека к себе и к другим людям, формирует образ его «Я» и создает предпосылки для развития физических, эмоциональных, познавательных способностей, которые в будущем будут характеризовать его как неповторимую личность и индивидуальность. При этом следует помнить, что семья - это тоже система отношений со своими собственными правилами, нуждами и интересами. Заболевание или нарушение развития одного из членов семьи влияет на всю семейную систему и оказывает воздействие на каждого в отдельности. В результате рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями делает семью более уязвимой во всех отношениях.
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, специалиста по социальной работе, педагога, психолога) вместе с родителями.
Во многих странах такой программой руководит один специалист, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка. По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями Ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и не-УДачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист
(команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д.
Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд действий, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Реабилитация семьи, имеющей ребенка с детским церебральным параличом, включает в себя комплекс мероприятий, которые зависят от специфики заболевания ребенка и от особенностей семьи. Проведение социально-медицинской и социально-психологической реабилитации требует выполнения следующих мероприятий:
для решения медицинских проблем необходимо сотрудничество с кабинетами и отделениями раннего вмешательства, с бюро медико-санитарной экспертизы (МСЭ) и другими здравоохранительными учреждениями;
для решения выявленных социальных проблем необходимо обращаться в отделы социальной защиты, территориальные центры занятости населения, общественные организации, возможно привлечение коммерческих учреждений. Огромную помощь могут оказать специальные школы для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
• психолого-педагогические проблемы могут решить психологи, психотерапевты при реабилитационных центрах, службах. Многие психологические проблемы неотделимы от социальных, поэтому в их решении могут также участвовать организации, входящие в блок по реализации социальных проблем. В данном случае это ассоциации родителей детей-инвалидов, школ для родителей. В них семьи могут поделиться своим опытом в решении некоторых проблем, почувствовать поддержку, самостоятельно разработать планы для решения общих трудностей. Каждый аспект реабилитации имеет свою цель.
Медицинскую часть программы проводят медицинские работники. Главными задачами являются:
1. Восстановление нарушенных функций.
2. Уменьшение ограничений путем компенсаторных про- цессов.
3. Сохранение стабильности психомоторного статуса.
В характере реабилитационных воздействий отмечено хирургическое, оперативное, восстановительное лечение. Задача врача - провести и подчеркнуть в программе приведенные лечебные мероприятия для того, чтобы в будущем ребенок смог дополучить недостающее лечение в других реабилитационных подразделениях.
Психолого-педагогический аспект программы оформляется и проводится педагогом, психологом, логопедом-де-фектологом. Целью является:
Восстановление функций общения.
Привитие мотивации к обучению и труду.
Восстановление способности к обучению.
Получение образования.
Характерно для этого аспекта соблюдение принципов чебной педагогики, с режимом занятий, с учебной нагрузив Особенно важно формирование мотивации на выздоровление.
Метод аретотерапии - воспитание на положительном, использование метода имаготерапии - оберегающего больного от отрицательных эмоций, методы эстетикотерапии, игротера-пии, музыкутерапии, библиотерапии позволяют решить многие задачи адаптации ребенка в окружающем мире.
Над социальным аспектом программы работает специалист по социальной работе. Его целью является:
Восстановление самообслуживания, мобильности.
Контроль поведения.
Способы реабилитационных воздействий:
терапия средой (пассивное участие);
активное вовлечение в действие;
ландшафт-терапия;
дансинг-терапия (танцы).
В социальный аспект программы включен патронат се-мьи и ребенка:
Социально-медицинский.
Культурно-досуговый.
Социально-, психолого-педагогический.
Важным моментом программы являются включения родителей в ассоциации для коллективной помощи, помощь отделов социальной защиты, профсоюзов, инвалидных обществ.
Следующим аспектом программы является профессиональная реабилитация. Она включает два этапа:
Диагностическая оценка (профориентация).
Формирующий этап (коррекционный).
Подготовку к профессиональной ориентации необходимо начинать с использования методов игротерапии, которые включают в себя развитие мелкой моторики, блок сюжетно-ролевых игр, развитие сенсорных навыков. Важным этапом на ранней стадии развития ребенка является формирование трудовых навыков, самостоятельности, но в начале работы нужно приучать ребенка к самообслуживанию. Конечным ре' зультатом программы должно быть восстановление здоровья и трудоспособности подрастающего человека.
Тесное сотрудничество и преемственность всех реабилитационных организаций сможет изменить положение семей, имеющих детей с ДЦП, и создать все необходимые условия для их полноценной жизнедеятельности.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа больных с тугоухостью не только в нашей стране, но и во всем мире. Наряду с ростом числа больных, отмечаются и структурные изменения как причин, так и форм тугоухости. Различают два вида недостаточности слуховой функции - глухоту и тугоухость. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков называется абсолютной глухотой. Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при применении звукоусиливающей аппаратуры.
При учете взаимосвязи патологии слуха и речи у детей становится понятен и приемлем термин «глухонемота», который определяет состояние ребенка с врожденным отсутствием слуха или утратой в раннем возрасте. Однако применять этот термин в отношении детей следует с оговоркой, поскольку в процессе специального обучения дети могут научиться говорить и, оставаясь глухими, становятся говорящими.
Реабилитация пациентов с патологией слуха включает комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление слуха, или его стабилизацию, на выработку способности воспринимать и понимать речь, воспроизводить ее, общаться в условиях нормального речевого окружения. Успех реабилитации зависит от своевременности Диагностики снижения слуха, от степени тугоухости и возраста, в котором это произошло. Необходима правильная оценка потенциальных возможностей слухового анализатора, формирование потребности в речевом общении и применение целого Ряда реабилитационных мер:
Медицинские.
Медико-педагогические.
Электроакустические.
Социальные.
Медицинская реабилитация заключается в хирургической и консервативной терапии (медикаментозное лечение и физиотерапевтические методы).
Что касается медико-педагогической реабилитации, то в нашей стране существует система учреждений, обеспечивающих необходимые условия для успешного воспитания и обучения детей с поражением слуха.
В эту систему входят следующие учреждения:
Детские сады для тугоухих и глухих, в которые принимают дошкольников от 2 до 6 лет независимо от степени поражения слуха и уровня развития речи. Работа детских садов строится по принципу двух потоков: глухие с неразвитой речью; тугоухие и поздно оглохшие, владеющие речью и ее остатками.
Школы для детей с нарушением слуха, где имеются классы для тугоухих и глухих. В классы глухих направляют детей, полностью лишенных слуха. В классы для тугоухих поступают дети, различающие разговорную речь обычной громкости с расстояния не более 2 м от уха, и страдающих нарушением речи в различной степени. Программа обучения в специализированной школе соответствует программе обычной школы, но с включением профессиональной подготовки и увеличением сроков обучения.
Развитие современной электроники, компьютерных методов исследования слуха создают условия для интеграции детей с нарушениями слуха в обычную слуховую среду - посещения массовых детских садов, обучение в обычных школах.
Основными задачами педагогической реабилитации являются:
Развитие потребности в речевом общении.
Занятия с дефектологом по развитию слуха и речи.
Адаптация к слуховому аппарату.
При необходимости освоение «жестовой речи».
Решение вопроса о дальнейшем обучении. Социальная реабилитация предусматривает решение таких
вопросов, как профессиональное обучение и рациональное трудоустройство лиц с патологией слуха, правовая защита и восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний.
Закон гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. С этой целью принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакции, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Язык жестов признается как средство межличностного общения. Введена система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводам, предоставлении сурдотехники.
Темы для семинарских занятий
1- Технологии социальной работы в здравоохранении.
Ресурсы здравоохранения и заболеваемость населения.
Теоретические основы социальной работы в здравоохранении.
4- Социальная работа в наркологии.
Социальная работа в онкологии.
Социальная работа в планировании семьи.
-
Темы для написания докладов и рефератов
Аннотация. Тема посвящена изучению специфики технологий социальной работы в сфере трудовой занятости населения и с безработными. Сфера занятости населения и борьба с безработицей относятся к важнейшим направлением социальной работы. Государственная политика в отношении трудовой занятости населения представлена двумя основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание им помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда. Государственная программа предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.
Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы с безработными, особенностями деятельности специальных социальных структур по решению проблем трудоустройства безработных и содействия им в нахождении самостоятельного решения проблемы в современных условиях социально-экономической ситуации.
Общность и различие понятий «социальная работа в здравоохранении» и «медико-социальная работа».
Основные функции специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению.
Особенности наркологических заболеваний как социальной патологии.
Специфика технологий социальной работы в области наркологии.
Особенности социальной работы в области онкологии.
Функции, выполняемые специалистом социальной работы при оказании помощи в области планирования семьи.
Хоспис как форма организации паллиативной помощи умирающим больным.
Список литературы
Валентюк Ю.В. Реабилитация в наркологии: Учеб. пособие. - М.: Прогрессивные био-медицинские технологии, 2001.
Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. - М.: Наука, 2009.
Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГСА, 2002.
Медицина и социальная работа: Методологический семинар / Гл. ред. Е.И. Холостова. Отв. ред. и сост. А.В. Мартыненко. - М.: Институт социальной работы, 2008.
Руководство по планированию семьи / Под ред. В.Н. Серова. -М.: РУСФАРМАМЕД, 2007.
Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2002.