Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 433

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. 6- Специальная психологическая подготовка не только вРачей-онкологов, но и их смежников в лечении онкологичес­

  1. ких заболеваний (эндокринологи, терапевты, урологи, гинеко­логи и др.).

  1. Включение в учебные программы медицинских вузов и социальных колледжей вопросов помощи и социально-пси­хологической реабилитации онкологических больных.

  2. Включение в штаты сотрудников онкологических ле­чебных и реабилитационных учреждений медицинских психо­логов, психотерапевтов, социальных работников, способных осуществлять психологическую и социальную реабилитацию больных.

  1. Современный период развития любого государства насто­ятельно требует проведения целого комплекса мер по обеспе­чению эффективной интеграции инвалидов в общество. Сегод­ня это наиболее приоритетное направление государственной социальной политики большинства развитых стран мира.

  2. Важность проблемы обусловлена наличием в социальной структуре современного общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. За пос­ледние годы в стране наблюдается особо неблагоприятное развитие социальных процессов: увеличение числа инвалидов, и особенно в детском и трудоспособном возрастах. При этом большинство (80%) из них являются инвалидами I и II групп. В таких условиях чрезвычайно серьезную озабоченность вы­зывает низкая эффективность их реабилитации.

  3. В структуре причин инвалидизации первые три места за­нимают сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и последствия травм различной этиологии. На их долю приходится более половины всех случаев первич­ной инвалидности. Вместе с тем в последние годы намети­лась еще одна неблагоприятная тенденция к росту первичной инвалидности в связи с психическими заболеваниями и ту­беркулезом.

  4. С давних пор было известно, какую особую и даже ог­ромную роль играет семья в воспитании и развитии ребенка.

  5. Именно в семье, как в своеобразном микросоциуме, проис­ходит закладывание будущих основ и навыков, необходимых для успешного существования человека в окружающем ми­ре. Семья определяет отношение человека к себе и к другим людям, формирует образ его «Я» и создает предпосылки для развития физических, эмоциональных, познавательных спо­собностей, которые в будущем будут характеризовать его как неповторимую личность и индивидуальность. При этом следует помнить, что семья - это тоже система отношений со своими собственными правилами, нуждами и интересами. За­болевание или нарушение развития одного из членов семьи влияет на всю семейную систему и оказывает воздействие на каждого в отдельности. В результате рождение в семье ре­бенка с ограниченными возможностями делает семью более уязвимой во всех отношениях.

  6. Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из вра­ча, специалиста по социальной работе, педагога, психолога) вместе с родителями.

  7. Во многих странах такой программой руководит один спе­циалист, который отслеживает и координирует реабилитаци­онную программу (специалист-куратор). Такая система меро­приятий разрабатывается индивидуально для каждого конк­ретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потреб­ности семьи. Программа реабилитации может разрабатывать­ся на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка. По прошествии установ­ленного срока специалист-куратор встречается с родителями Ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и не-УДачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист


  1. (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

  2. Программа реабилитации - это четкий план, схема совме­стных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, соци­альной адаптации (например, профессиональной ориента­ции), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобрете­ние родителями специальных знаний, психологическая под­держка семьи, помощь семье в организации отдыха, восста­новления сил и т.д.

  3. Каждый период программы имеет цель, которая разби­вается на ряд действий, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабили­тации разных специалистов. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитацион­ном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

  4. Реабилитация семьи, имеющей ребенка с детским цереб­ральным параличом, включает в себя комплекс мероприятий, которые зависят от специфики заболевания ребенка и от осо­бенностей семьи. Проведение социально-медицинской и со­циально-психологической реабилитации требует выполнения следующих мероприятий:

  • для решения медицинских проблем необходимо сотруд­ничество с кабинетами и отделениями раннего вмешатель­ства, с бюро медико-санитарной экспертизы (МСЭ) и другими здравоохранительными учреждениями;

  • для решения выявленных социальных проблем необ­ходимо обращаться в отделы социальной защиты, террито­риальные центры занятости населения, общественные орга­низации, возможно привлечение коммерческих учреждений. Огромную помощь могут оказать специальные школы для ро­дителей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

  1. • психолого-педагогические проблемы могут решить психологи, психотерапевты при реабилитационных центрах, службах. Многие психологические проблемы неотделимы от социальных, поэтому в их решении могут также участвовать организации, входящие в блок по реализации социальных про­блем. В данном случае это ассоциации родителей детей-ин­валидов, школ для родителей. В них семьи могут поделиться своим опытом в решении некоторых проблем, почувствовать поддержку, самостоятельно разработать планы для решения общих трудностей. Каждый аспект реабилитации имеет свою цель.

  2. Медицинскую часть программы проводят медицинские работники. Главными задачами являются:

  3. 1. Восстановление нарушенных функций.

  4. 2. Уменьшение ограничений путем компенсаторных про- цессов.

  5. 3. Сохранение стабильности психомоторного статуса.

  6. В характере реабилитационных воздействий отмечено хи­рургическое, оперативное, восстановительное лечение. Зада­ча врача - провести и подчеркнуть в программе приведенные лечебные мероприятия для того, чтобы в будущем ребенок смог дополучить недостающее лечение в других реабилита­ционных подразделениях.

  7. Психолого-педагогический аспект программы оформ­ляется и проводится педагогом, психологом, логопедом-де-фектологом. Целью является:


  1. Восстановление функций общения.

  2. Привитие мотивации к обучению и труду.

  3. Восстановление способности к обучению.

  4. Получение образования.

  1. Характерно для этого аспекта соблюдение принципов чебной педагогики, с режимом занятий, с учебной нагруз­ив Особенно важно формирование мотивации на выздо­ровление.

  1. Метод аретотерапии - воспитание на положительном, ис­пользование метода имаготерапии - оберегающего больного от отрицательных эмоций, методы эстетикотерапии, игротера-пии, музыкутерапии, библиотерапии позволяют решить многие задачи адаптации ребенка в окружающем мире.

  2. Над социальным аспектом программы работает специа­лист по социальной работе. Его целью является:

  1. Восстановление самообслуживания, мобильности.

  2. Контроль поведения.

  1. Способы реабилитационных воздействий:

  • терапия средой (пассивное участие);

  • активное вовлечение в действие;

  • ландшафт-терапия;

  • дансинг-терапия (танцы).

  1. В социальный аспект программы включен патронат се-мьи и ребенка:

  1. Социально-медицинский.

  2. Культурно-досуговый.

  3. Социально-, психолого-педагогический.

  1. Важным моментом программы являются включения ро­дителей в ассоциации для коллективной помощи, помощь отделов социальной защиты, профсоюзов, инвалидных об­ществ.

  2. Следующим аспектом программы является профессио­нальная реабилитация. Она включает два этапа:

  1. Диагностическая оценка (профориентация).

  2. Формирующий этап (коррекционный).

  1. Подготовку к профессиональной ориентации необходи­мо начинать с использования методов игротерапии, которые включают в себя развитие мелкой моторики, блок сюжетно-ролевых игр, развитие сенсорных навыков. Важным этапом на ранней стадии развития ребенка является формирование трудовых навыков, самостоятельности, но в начале работы нужно приучать ребенка к самообслуживанию. Конечным ре' зультатом программы должно быть восстановление здоровья и трудоспособности подрастающего человека.

  2. Тесное сотрудничество и преемственность всех реабили­тационных организаций сможет изменить положение семей, имеющих детей с ДЦП, и создать все необходимые условия для их полноценной жизнедеятельности.

  3. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа больных с тугоухостью не только в нашей стране, но и во всем мире. Наряду с ростом числа больных, отмечаются и структурные изменения как причин, так и форм тугоухости. Различают два вида недостаточности слуховой функции - глу­хоту и тугоухость. Абсолютная невозможность восприятия лю­бых звуков называется абсолютной глухотой. Тугоухостью на­зывают понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при применении звукоусиливающей аппаратуры.

  4. При учете взаимосвязи патологии слуха и речи у детей ста­новится понятен и приемлем термин «глухонемота», который определяет состояние ребенка с врожденным отсутствием слуха или утратой в раннем возрасте. Однако применять этот термин в отношении детей следует с оговоркой, поскольку в процессе специального обучения дети могут научиться гово­рить и, оставаясь глухими, становятся говорящими.

  5. Реабилитация пациентов с патологией слуха включает комплекс мероприятий, направленных на максимально воз­можное восстановление слуха, или его стабилизацию, на выработку способности воспринимать и понимать речь, вос­производить ее, общаться в условиях нормального речевого окружения. Успех реабилитации зависит от своевременности Диагностики снижения слуха, от степени тугоухости и возраста, в котором это произошло. Необходима правильная оценка по­тенциальных возможностей слухового анализатора, формиро­вание потребности в речевом общении и применение целого Ряда реабилитационных мер:


  1. Медицинские.

  2. Медико-педагогические.

  3. Электроакустические.

  4. Социальные.

  1. Медицинская реабилитация заключается в хирургической и консервативной терапии (медикаментозное лечение и фи­зиотерапевтические методы).

  2. Что касается медико-педагогической реабилитации, то в нашей стране существует система учреждений, обеспечива­ющих необходимые условия для успешного воспитания и обу­чения детей с поражением слуха.

  3. В эту систему входят следующие учреждения:

  1. Детские сады для тугоухих и глухих, в которые прини­мают дошкольников от 2 до 6 лет независимо от степени по­ражения слуха и уровня развития речи. Работа детских садов строится по принципу двух потоков: глухие с неразвитой речью; тугоухие и поздно оглохшие, владеющие речью и ее остатками.

  2. Школы для детей с нарушением слуха, где имеются классы для тугоухих и глухих. В классы глухих направляют де­тей, полностью лишенных слуха. В классы для тугоухих посту­пают дети, различающие разговорную речь обычной громкости с расстояния не более 2 м от уха, и страдающих нарушением речи в различной степени. Программа обучения в специализи­рованной школе соответствует программе обычной школы, но с включением профессиональной подготовки и увеличением сроков обучения.

  1. Развитие современной электроники, компьютерных мето­дов исследования слуха создают условия для интеграции де­тей с нарушениями слуха в обычную слуховую среду - посе­щения массовых детских садов, обучение в обычных школах.

  2. Основными задачами педагогической реабилитации явля­ются:

  1. Развитие потребности в речевом общении.

  2. Занятия с дефектологом по развитию слуха и речи.

  1. Адаптация к слуховому аппарату.

  2. При необходимости освоение «жестовой речи».

  3. Решение вопроса о дальнейшем обучении. Социальная реабилитация предусматривает решение таких

  1. вопросов, как профессиональное обучение и рациональное тру­доустройство лиц с патологией слуха, правовая защита и вос­становление способностей к бытовой, общественной и профес­сиональной деятельности в соответствии со структурой его пот­ребностей, кругом интересов, уровнем притязаний.

  2. Закон гарантирует инвалиду право на получение необ­ходимой информации. С этой целью принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакции, изда­тельств и предприятий полиграфии, выпускающих специаль­ную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществля­ющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-ме­тодической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на маг­нитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

  3. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Введена система субтитрирования или сурдопере­вода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Орга­ны социальной защиты населения оказывают инвалидам по­мощь в получении услуг по сурдопереводам, предоставлении сурдотехники.

  4. Темы для семинарских занятий

  5. 1- Технологии социальной работы в здравоохранении.


  1. Ресурсы здравоохранения и заболеваемость населения.

  2. Теоретические основы социальной работы в здравоохранении.

  1. 4- Социальная работа в наркологии.

  1. Социальная работа в онкологии.

  2. Социальная работа в планировании семьи.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

    Аннотация. Тема посвящена изучению специфики технологий соци­альной работы в сфере трудовой занятости населения и с безработными. Сфера занятости населения и борьба с безработицей относятся к важней­шим направлением социальной работы. Государственная политика в от­ношении трудовой занятости населения представлена двумя основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание им помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда. Государственная программа предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предпри­ятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

    Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы с безработными, особенностями деятельности специальных со­циальных структур по решению проблем трудоустройства безработных и содействия им в нахождении самостоятельного решения проблемы в сов­ременных условиях социально-экономической ситуации.

  1. Общность и различие понятий «социальная работа в здравоохране­нии» и «медико-социальная работа».

  2. Основные функции специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению.

  1. Особенности наркологических заболеваний как социальной пато­логии.

  1. Специфика технологий социальной работы в области наркологии.

  2. Особенности социальной работы в области онкологии.

  1. Функции, выполняемые специалистом социальной работы при ока­зании помощи в области планирования семьи.

  2. Хоспис как форма организации паллиативной помощи умирающим больным.

  1. Список литературы

  1. Валентюк Ю.В. Реабилитация в наркологии: Учеб. пособие. - М.: Прогрессивные био-медицинские технологии, 2001.

  2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. - М.: Наука, 2009.

  3. Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: Учеб. посо­бие. - М.: Изд-во МГСА, 2002.

  4. Медицина и социальная работа: Методологический семинар / Гл. ред. Е.И. Холостова. Отв. ред. и сост. А.В. Мартыненко. - М.: Институт социальной работы, 2008.

  5. Руководство по планированию семьи / Под ред. В.Н. Серова. -М.: РУСФАРМАМЕД, 2007.

  6. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2002.