Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 420

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Если в поле зрения социального работника попадает ин­дивид с явными симптомами суицидального поведения, то должны быть приняты все меры для его спасения. В этих це­лях способны помочь техника прямой и косвенной поддержки, организация контактов суицидента с близкими и дорогими ему людьми, медицинское лечение, психотерапия, привлечение авторитета других людей (священников, учителей, сослужив­цев и др.).

  • Таким образом, социальная работа по профилактике само­убийств представляет собой комплекс организационных, соци­альных, психолого-педагогических и медицинских, диагности­ческих, психогигиенических, коррекционных и реабилитацион­ных мероприятий, направленных на устранение причин и ус­ловий для суицидов и на индивидуальную предупредительную работу с лицами из «группы риска», оказание своевременной и квалифицированной психологической помощи и поддержки военнослужащим с симптомами суицидального кризиса. Эта работа характеризуется особой тонкостью и не допускает про­ведения массовых кампаний и «борьбы» против суицида, она требует от соцработника высокого профессионализма, искрен­ности, сопереживания и вместе с тем настойчивости, твердо­сти, неотступности при проведении в жизнь профилактических и реабилитационных мероприятий.

  • Больные, склонные к суицидальным действиям, требуют внимания врача. Но если суицидальные действия совершают

  • практически здоровые люди в ответ на создавшиеся объек­тивные психотравмирующие трудности, то компетенции врача бывает недостаточно. Меры только медицинского характера по отношению к этим лицам чаще всего малоэффективны.

    6 Проблемы суицидологи (сборник научных работ) / Под оел СМ. Уманского, П.Б. Зотова. - Тюмень: Вектор Бук, 2003

    1. Основы социальной работы: Учеб. /Отв. ред! П.Д. Павленок - Изд испр. идоп.-М.:ИНФРА-М,2006. Д"

    2. РахматуллинЭ.С. Девиантное поведение как социальная пробле­ма. - Казань: КГУ, 2004. у™»**

    20039С2Р°^НП' Самоубийствокак общественное явление // Социс,

  • Предупреждению суицидов может способствовать разви­тая сеть как психотерапевтической, так и специальной суици­дологической службы, «телефоны доверия».

  • Социальный работник в этих случаях может выступать в качестве координатора деятельности центров помощи жер­твам суицида, а также способствовать созданию условий для ликвидации причин, приводящих к суицидальным действиям.

  • Темы для семинарских занятий


  1. Технологии социальной работы по профилактике суицидов и са­моубийств.

  2. Основные характерные черты суицида.

  3. Актуальные проблемы профилактики суицида среди молодежи.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Основные типологии самоубийств.

  2. Основные причины самоубийств.

  1. Особенности суицидоопасного состояния личности на различных этапах возрастного развития.

  2. Социально-коррекционная деятельность с лицами, склонными к суицидальному поведению.

  3. Содержание профилактической работы с лицами, склонными к суицидальному поведению.

  4. Реабилитация граждан, имеющих психологические отклонения, склонных к суициду.

  • Список литературы

  1. Бердяев НА. О самоубийстве. - М., 1992.

  2. Гилинский В.Д. Девиантология: социология преступности, нарко-тизма, проституции, самоубийств и др. «отклонений» / Ассоц. Юридич. Центр. - СПб.: Юрид. Центр-пресс, 2004.

  3. Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Диалект, 2004.

  4. Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.

  5. Мягков А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств // Социс, 2004, № 3.

  1. МОДУЛЬ IV

  2. ОСОБЕННОСТИ

  3. ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

  4. Инновационный характер социальных технологий, а также процесса их проектирования определяется прежде всего ис­пользованием приемов и процедур инновационного метода и инновационной деятельности, в результате которой возни­кают и материализуются новые идеи, подходы и инициативы. При этом происходят позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что приводит к ра­циональному использованию материальных, экономических, духовных, социальных и других ресурсов.

  5. В качестве ключевых категорий при проектировании соци­альных технологий, с точки зрения их инновационного аспек­та, используют такие близкие в смысловом отношении поня­тия, как «новое», «новшество», «новизна», «нововведение», «новация», «инновация», «инновационный метод», «иннова­ционный процесс», «инновирование». Что касается термина новое, то в современном науковедении пока нет его одно­значного толкования, а имеется несколько смысловых линий: 1) новое рассматривают в какой-то момент времени как не­что следующее за другим; 2) отождествляют с принципиально иным качеством какой-либо вещи; 3) представляют как дру­гую структуру или функцию изучаемой системы. Достаточно близка к этому понятию категория новшество, под которым понимают элемент или комбинацию элементов, до сих пор не известных в рассматриваемой культуре или социальной сис­теме. Еще одним вариантом смыслового выражения понятия «новшество» является термин новация (от позднелат. помаХ'ю ­обновление, изменение), который обозначает что-либо новое, только что вошедшее в обиход, т. е. новшество.

  6. Категория новизна обозначает понятие, которое объединя­ет в себе субъективные и объективные аспекты понимания и оценки новшества и выражает отношение индивида или общества к результату человеческой деятельности. При этом по отношению к творцу, т. е. создателю чего-либо нового, выделяют следующие разновидности новизны:


  • индивидуальную, когда результат деятельности индиви­да (творца) для общества не является новым, однако пред­ставляется таковыми в субъективном, индивидуальном, чисто психологическом смысле;

  • локальную или групповую, когда результат творческой деятельности является новым лишь для определенной группы людей;

  • региональную, когда новое распространяется в пре­делах отдельного региона, страны или государства;

  • объективную или всемирную, когда новое признано всем мировым сообществом.

  1. Что касается категорий нововведение и инновация, то они являются фактически синонимами, производными от рассмотренных понятий «новое», «новшество», «новация», «новизна». Наряду с этим под нововведением, или иннова­цией (от позднелат. ^ппоVаX^о - введение чего-либо нового) подразумевают процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моде­лей) материальной и нематериальной культур в определен­ной социальной системе. При этом сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а его содержа­ние - комплексный процесс создания, распространения и ис­пользования нового практического средства (новшества) для Удовлетворения разнообразных человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. В то же вРемя это еще и процесс сопряженных с этим новшеством


  1. изменений в той социальной или вещественной среде, в ко­торой совершается его жизненный цикл.

  2. Тема 4.18. Технология социальной работы в практике формирования здорового образа жизни

  3. Аннотация. Тема посвящена изучению технологий социальной работы в практике формирования здорового образа жизни. Здоровьесберегаю-щие технологии представляют совокупность форм, средств, методов, ко­торые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержа­нии физического, психического, нравственного и социального благополу­чия человека, в формировании здорового образа жизни. Специалистами социальной службы должны активно внедряться технологии формирова­ния здорового образа жизни и развития активности человека, потребность в которых все более ощущается на практике.

  4. Цель: познакомить студентов со спецификой здоровьесберегающих технологий, с сущностью и содержанием ортобиотики - науки о разумном образе жизни, изучающей технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.

  5. Здоровьесберегающие технологии приобретают все боль­шее значение в социальной работе с различными группами населения. Состояние здоровья современного человека име­ет тенденцию к ухудшению, причем это относится и к детскому населению.

  6. Здоровье как ценностная категория рассматривается в концепциях различных научных направлений, а также прак­тической жизнедеятельности человека. Здоровье является категорией, зависящей от усилий самого человека, его воли и желания. «Человек - сложнейшая и тончайшая система, -утверждал известный российский физиолог И.П. Павлов, - она способна к самовосстановлению. Однако образ нашей жиз­ни зачастую противоречит потребностям организма и наносит ему вред»12.

  7. Здоровьесберегающие технологии представляют совокуп­ность форм, средств, методов, которые направлены на дости­жение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия че­ловека, в формировании здорового образа жизни. Данный вид технологий классифицируется в соответствии с конкретными признаками. Так, технологии профилактики условно подразде­ляются на педагогические, социальные, медико-психологичес­кие и медико-биологические.

  8. На сегодняшний день технология самосбережения здоро­вья и жизненного оптимизма (ортобиоза, в пер. с лат. - разум­ного образа жизни) в социальной работе малоизвестна, хотя деятельность в этом направлении ведется достаточно интен­сивно. Специалистами социальной службы активно внедряют­ся технологии формирования здорового образа жизни и раз­вития активности человека, потребность в которых все более ощущается на практике.

  9. По выражению И.И. Мечникова, ортобиоз-это «...правиль­ная жизнь, основанная на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармонии»13. И.И. Мечников был глубоко убежден, что суть ортобиоза - это обеспечение развития человека ради достижения долгой, де­ятельной и бодрой старости. Его последователь, В.М. Шепелъ, сформулировал современное направление ортобиоза, как ор-тобиотина.

  10. В центре внимания ортобиотики - этнопсихологические характеристики человека, психологическая предрасположен­ность к стрессу, проблемы питания, общения, личной жизни


  1. в современном обществе, проблемы семьи, старости. И в каж­дом случае предлагается комплексный подход к преодолению проблем.

  2. В ортобиотике опора делается на системный подход к понятию «здоровье» как триединству его составляющих: фи­зическое, психическое, нравственное здоровье.

  3. Интеграция данных категорий является единством мыс­ли и дела, гармонией телесного, душевного и духовно-нрав­ственного в жизнедеятельности каждого человека. Нарушение гармонии приводит к дисбалансу всей системы благополучия здоровья. Достижению гармонии способствует жизненный оп­тимизм человека. «В отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, объектом которой являет­ся процесс увядания человеческого организма, ортобиоти-на - наука о разумном образе жизни, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом»\

  4. Разумньй образ жизни (ортобиоз) так же, как «здоровье» (ключевое понятие), представлен в ортобиотике как система: разумная организация труда, организация общения и постро­ение личной жизни. Содержание составляющих системы пред­ставляет теорию ортобиотики. Отсюда вытекает актуальная проблема - смоделировать надлежащий образ жизни каждым человеком с учетом не только имеющихся знаний о своем орга­низме, психике, духовном опыте, но и построить его на основе получения знаний смежных с ортобиотикой отраслей наук. «Ор-тобиотика носит превентивный характер, т. е. ее технологии по­могают людям упреждать какие-либо нежелательные процес­сы в их физическом, психическом и нравственном здоровье»2

  5. 2 Там же. С. 30.

  6. Эффективность технологии ортобиоза предполагает полу­чение таких результатов, как активизация жизненного опти­мизма, переориентация сознания человека на конструктив­ное и позитивное отношение к жизни, умение определять смысл на каждом жизненном этапе, ставить цели и вносить необходимые коррективы в свой образ существования, что позволяет поддерживать качественный уровень здоровья. Это служит хорошим доказательством и дает основание для применения технологии самосбережения здоровья и жизнен­ного оптимизма в социальной работе.

  7. Предназначение ортобиотики состоит в следующем:

  • вызвать интерес к своему здоровью, здоровому обра­зу жизни, получить в этом навыки (сформировать у человека привычку самостоятельного контроля собственного состояния здоровья и принятия мер по его поддержанию);

  • заложить в сознание человека самоценность личного здоровья;

  • упредить проявление нежелательных процессов в физи­ческом, психическом и нравственном здоровье посредством поддержания активной деятельности организма через органи­зацию разумного образа жизни;

  • привнести в организм энергию оптимизма через орга­низацию деятельности, создающей оптимистический настрой жизни;

  • выработать умение благополучно «пережить» критичес­кую ситуацию.