ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 420
Скачиваний: 1
Если в поле зрения социального работника попадает индивид с явными симптомами суицидального поведения, то должны быть приняты все меры для его спасения. В этих целях способны помочь техника прямой и косвенной поддержки, организация контактов суицидента с близкими и дорогими ему людьми, медицинское лечение, психотерапия, привлечение авторитета других людей (священников, учителей, сослуживцев и др.).
Таким образом, социальная работа по профилактике самоубийств представляет собой комплекс организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских, диагностических, психогигиенических, коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на устранение причин и условий для суицидов и на индивидуальную предупредительную работу с лицами из «группы риска», оказание своевременной и квалифицированной психологической помощи и поддержки военнослужащим с симптомами суицидального кризиса. Эта работа характеризуется особой тонкостью и не допускает проведения массовых кампаний и «борьбы» против суицида, она требует от соцработника высокого профессионализма, искренности, сопереживания и вместе с тем настойчивости, твердости, неотступности при проведении в жизнь профилактических и реабилитационных мероприятий.
Больные, склонные к суицидальным действиям, требуют внимания врача. Но если суицидальные действия совершают
-
практически здоровые люди в ответ на создавшиеся объективные психотравмирующие трудности, то компетенции врача бывает недостаточно. Меры только медицинского характера по отношению к этим лицам чаще всего малоэффективны.
6 Проблемы суицидологи (сборник научных работ) / Под оел СМ. Уманского, П.Б. Зотова. - Тюмень: Вектор Бук, 2003
Основы социальной работы: Учеб. /Отв. ред! П.Д. Павленок - Изд испр. идоп.-М.:ИНФРА-М,2006. Д"
РахматуллинЭ.С. Девиантное поведение как социальная проблема. - Казань: КГУ, 2004. у™»**
20039№С2Р°^НП' Самоубийствокак общественное явление // Социс,
Предупреждению суицидов может способствовать развитая сеть как психотерапевтической, так и специальной суицидологической службы, «телефоны доверия».
Социальный работник в этих случаях может выступать в качестве координатора деятельности центров помощи жертвам суицида, а также способствовать созданию условий для ликвидации причин, приводящих к суицидальным действиям.
Темы для семинарских занятий
Технологии социальной работы по профилактике суицидов и самоубийств.
Основные характерные черты суицида.
Актуальные проблемы профилактики суицида среди молодежи.
Темы для написания докладов и рефератов
Основные типологии самоубийств.
Основные причины самоубийств.
Особенности суицидоопасного состояния личности на различных этапах возрастного развития.
Социально-коррекционная деятельность с лицами, склонными к суицидальному поведению.
Содержание профилактической работы с лицами, склонными к суицидальному поведению.
Реабилитация граждан, имеющих психологические отклонения, склонных к суициду.
Список литературы
Бердяев НА. О самоубийстве. - М., 1992.
Гилинский В.Д. Девиантология: социология преступности, нарко-тизма, проституции, самоубийств и др. «отклонений» / Ассоц. Юридич. Центр. - СПб.: Юрид. Центр-пресс, 2004.
Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Диалект, 2004.
Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.
Мягков А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств // Социс, 2004, № 3.
МОДУЛЬ IV
ОСОБЕННОСТИ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Инновационный характер социальных технологий, а также процесса их проектирования определяется прежде всего использованием приемов и процедур инновационного метода и инновационной деятельности, в результате которой возникают и материализуются новые идеи, подходы и инициативы. При этом происходят позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что приводит к рациональному использованию материальных, экономических, духовных, социальных и других ресурсов.
В качестве ключевых категорий при проектировании социальных технологий, с точки зрения их инновационного аспекта, используют такие близкие в смысловом отношении понятия, как «новое», «новшество», «новизна», «нововведение», «новация», «инновация», «инновационный метод», «инновационный процесс», «инновирование». Что касается термина новое, то в современном науковедении пока нет его однозначного толкования, а имеется несколько смысловых линий: 1) новое рассматривают в какой-то момент времени как нечто следующее за другим; 2) отождествляют с принципиально иным качеством какой-либо вещи; 3) представляют как другую структуру или функцию изучаемой системы. Достаточно близка к этому понятию категория новшество, под которым понимают элемент или комбинацию элементов, до сих пор не известных в рассматриваемой культуре или социальной системе. Еще одним вариантом смыслового выражения понятия «новшество» является термин новация (от позднелат. помаХ'ю обновление, изменение), который обозначает что-либо новое, только что вошедшее в обиход, т. е. новшество.
Категория новизна обозначает понятие, которое объединяет в себе субъективные и объективные аспекты понимания и оценки новшества и выражает отношение индивида или общества к результату человеческой деятельности. При этом по отношению к творцу, т. е. создателю чего-либо нового, выделяют следующие разновидности новизны:
индивидуальную, когда результат деятельности индивида (творца) для общества не является новым, однако представляется таковыми в субъективном, индивидуальном, чисто психологическом смысле;
локальную или групповую, когда результат творческой деятельности является новым лишь для определенной группы людей;
региональную, когда новое распространяется в пределах отдельного региона, страны или государства;
объективную или всемирную, когда новое признано всем мировым сообществом.
Что касается категорий нововведение и инновация, то они являются фактически синонимами, производными от рассмотренных понятий «новое», «новшество», «новация», «новизна». Наряду с этим под нововведением, или инновацией (от позднелат. ^ппоVаX^о - введение чего-либо нового) подразумевают процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. При этом сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а его содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для Удовлетворения разнообразных человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. В то же вРемя это еще и процесс сопряженных с этим новшеством
изменений в той социальной или вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.
Тема 4.18. Технология социальной работы в практике формирования здорового образа жизни
Аннотация. Тема посвящена изучению технологий социальной работы в практике формирования здорового образа жизни. Здоровьесберегаю-щие технологии представляют совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия человека, в формировании здорового образа жизни. Специалистами социальной службы должны активно внедряться технологии формирования здорового образа жизни и развития активности человека, потребность в которых все более ощущается на практике.
Цель: познакомить студентов со спецификой здоровьесберегающих технологий, с сущностью и содержанием ортобиотики - науки о разумном образе жизни, изучающей технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.
Здоровьесберегающие технологии приобретают все большее значение в социальной работе с различными группами населения. Состояние здоровья современного человека имеет тенденцию к ухудшению, причем это относится и к детскому населению.
Здоровье как ценностная категория рассматривается в концепциях различных научных направлений, а также практической жизнедеятельности человека. Здоровье является категорией, зависящей от усилий самого человека, его воли и желания. «Человек - сложнейшая и тончайшая система, -утверждал известный российский физиолог И.П. Павлов, - она способна к самовосстановлению. Однако образ нашей жизни зачастую противоречит потребностям организма и наносит ему вред»12.
Здоровьесберегающие технологии представляют совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия человека, в формировании здорового образа жизни. Данный вид технологий классифицируется в соответствии с конкретными признаками. Так, технологии профилактики условно подразделяются на педагогические, социальные, медико-психологические и медико-биологические.
На сегодняшний день технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиоза, в пер. с лат. - разумного образа жизни) в социальной работе малоизвестна, хотя деятельность в этом направлении ведется достаточно интенсивно. Специалистами социальной службы активно внедряются технологии формирования здорового образа жизни и развития активности человека, потребность в которых все более ощущается на практике.
По выражению И.И. Мечникова, ортобиоз-это «...правильная жизнь, основанная на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармонии»13. И.И. Мечников был глубоко убежден, что суть ортобиоза - это обеспечение развития человека ради достижения долгой, деятельной и бодрой старости. Его последователь, В.М. Шепелъ, сформулировал современное направление ортобиоза, как ор-тобиотина.
В центре внимания ортобиотики - этнопсихологические характеристики человека, психологическая предрасположенность к стрессу, проблемы питания, общения, личной жизни
в современном обществе, проблемы семьи, старости. И в каждом случае предлагается комплексный подход к преодолению проблем.
В ортобиотике опора делается на системный подход к понятию «здоровье» как триединству его составляющих: физическое, психическое, нравственное здоровье.
Интеграция данных категорий является единством мысли и дела, гармонией телесного, душевного и духовно-нравственного в жизнедеятельности каждого человека. Нарушение гармонии приводит к дисбалансу всей системы благополучия здоровья. Достижению гармонии способствует жизненный оптимизм человека. «В отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, объектом которой является процесс увядания человеческого организма, ортобиоти-на - наука о разумном образе жизни, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом»\
Разумньй образ жизни (ортобиоз) так же, как «здоровье» (ключевое понятие), представлен в ортобиотике как система: разумная организация труда, организация общения и построение личной жизни. Содержание составляющих системы представляет теорию ортобиотики. Отсюда вытекает актуальная проблема - смоделировать надлежащий образ жизни каждым человеком с учетом не только имеющихся знаний о своем организме, психике, духовном опыте, но и построить его на основе получения знаний смежных с ортобиотикой отраслей наук. «Ор-тобиотика носит превентивный характер, т. е. ее технологии помогают людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье»2 ■
2 Там же. С. 30.
Эффективность технологии ортобиоза предполагает получение таких результатов, как активизация жизненного оптимизма, переориентация сознания человека на конструктивное и позитивное отношение к жизни, умение определять смысл на каждом жизненном этапе, ставить цели и вносить необходимые коррективы в свой образ существования, что позволяет поддерживать качественный уровень здоровья. Это служит хорошим доказательством и дает основание для применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в социальной работе.
Предназначение ортобиотики состоит в следующем:
вызвать интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни, получить в этом навыки (сформировать у человека привычку самостоятельного контроля собственного состояния здоровья и принятия мер по его поддержанию);
заложить в сознание человека самоценность личного здоровья;
упредить проявление нежелательных процессов в физическом, психическом и нравственном здоровье посредством поддержания активной деятельности организма через организацию разумного образа жизни;
привнести в организм энергию оптимизма через организацию деятельности, создающей оптимистический настрой жизни;
выработать умение благополучно «пережить» критическую ситуацию.