Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Основная концепция, на которую опирается технология ортобиоза, заключается в том, что цепь событий, приводящих к патологическим изменениям в организме, должна быть раз­рушена. Этого можно достичь путем позитивного отношения к жизни (оптимизм), что позволит изменить познавательную оценку требований среды и собственных возможностей чело­века справиться с этими требованиями и разумного образа жизни, рациональной организации поведенческого и социаль-Лого реагирования, жизненного стереотипа в целом14.

  2. 1 См.: Юматова Д.Б. Технология сохранения здоровья и жизненного оп­тимизма: Информационно-методический материал. - М.: ГУ Центр «Семья»,

  1. Технология ортобиоза рассматривает оптимизм как усло­вие выживания. Оптимизм (в переводе с латинского - наилуч­ший, теория оптимизма - учение о существующем мире как наилучшем из возможных).

  2. «Очевидно, что человек может справляться с жизненными ситуациями более эффективно, когда умеет владеть энергией, которая обеспечивает ему возможность активного действия. Энергетические процессы связаны с бодростью тела и актив­ностью психики. Это подразумевает сочетание работы с те­лом и мыслью, целью которой является помощь в разрешении эмоциональных проблем и реализации собственного потенциа­ла для получения удовлетворения и радости жизни. Например, почти невозможно человеку, находящемуся в депрессии, раз­веять себя и свою депрессию только посредством позитивных мыслей, так как его энергия подавлена. Когда уровень энер­гии приподнят глубоким дыханием (вдыхание было угнетено вместе с другими жизненными функциями) и высвобождени­ем чувств, человек выходит из депрессивного состояния»15.

  3. Чтобы физические, эмоциональные и нравственные про­явления слаженно и гармонично взаимодействовали, не сби­ваясь с общего ритма, им нужна некая объединяющая струк­тура или волна, сверяясь с которой человеческий организм мог бы развиваться и жить в оптимальном режиме самокор­рекции (постоянно восстанавливая и обновляя себя). Такой структурой или волной является состояние внутреннего радост­ного подъема, созвучное с образом молодости и здоровья, со всеми светлыми моментами нашей жизни, которые окрыляют нас и одаривают ощущением непреходящей радости бытия, -в этом смысл оптимизма.

  4. Огромное значение в формировании оптимизма имеет фактор отношения к жизни, от которого зависит вся жизнен­ная устойчивость человека. Суть жизненной ситуации зависит не от обстоятельств, из которых эта ситуация складывается, а от отношения человека к ним. Жизнь основана на убеждени­ях, они определяют наши действия и наше отношение к собы­тиям. Строить свое поведение, игнорируя данный факт, значит обеспечить себе массу проблем.

  5. Оптимистическая установка обеспечивает человеку жиз­нерадостность, энтузиазм и воодушевление. Оптимизм - это одна из особенностей мышления, привычка, которую человек либо разовьет в себе, либо позволит скатиться в яму песси­мизма и неудач. Оптимистичный настрой обусловлен образом мыслей человека, определяющих его отношение к тому, что окружает.

  6. Возникает цепочка: психологический настрой, состояние надежды, вселяющее оптимизм, что выступает предпосылкой духовной самоорганизации человека и способствует обостре­нию в его сознании инстинкта самосохранения и потребности в самосбережении своего здоровья. Множество слагаемых ортобиоза объединено в три группы.


  • рекреация (укрепление физического здоровья) - сохра­нение тела в активном физическом состоянии и комплекс мер двигательной активности. Рекреацию можно представить как телесное самоконструирование;

  • релаксация (укрепление психического здоровья) - сня­тие нервного и мышечного напряжения, развитие воли, за­крепление внутреннего положительного состояния, овладение элементами саморегуляции, получение навыка управления своими эмоциями;

  • катарсис - система разнообразия мер, укрепляющих нравственное здоровье человека, основанная на самоконтро­ле, ощущении совести. По определению В.М. Шепеля, «нрав­ственность - совестливое состояние души».

  1. Технология ортобиоза подразумевает обязательное соб­людение гигиенических правил самосбережения. Гигиена в структуре ортобиоза выступает в трех направлениях: гигиена тРУда; гигиена общения; гигиена личная. Содержание техноло­

  1. гии ортобиоза многогранно и может реализовываться в раз­личных вариантах.

  2. Рассмотрим основные подходы к патронажной работе с семьей и детьми по технологии ортобиоза.

  3. Экологический - мобилизация и поддержка конструктив­ного потенциала, присущего человеку. Направления работы:

  4. Социальное научение - содействие семье и детям в ов­ладении новыми знаниями, умениями, навыками.

  5. Каждой семье необходимо:

  • обучение комплексной превентивной (предупрежда­ющей) работе со своим организмом (используя технологию построения оптимальной структуры тела и лечебного ды­хания), освоение умений и навыков духовной и моторной са­морегуляции, психофизической коррекции своих состояний;

  • активизация инстинкта самосохранения;

  • формирование ценности собственной жизни, веры в свои силы и возможности, позитивное отношение к жизни (оптимизм);

  • использование на практике компоненты ортобиоза;

  • умение планировать свою деятельность в соответствии с требованиями здорового образа жизни;

  • знание представлений о причинах возникновения стрес­сов;

  • умение использовать приемы личной саморегуляции в целях снятия соматического и психического напряжения.


  1. Основными компонентами патронажной работы с семьей и детьми по технологии ортобиоза являются:

  2. Профилактика - научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  1. предотвращение возможных физических, психологи­ческих или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

  2. сохранение, поддержание и защита нормального уров­ня жизни и здоровья людей;

  1. формирование в ребенке (взрослом) потребности в са­мосбережении собственного здоровья как самостоятельно культивируемой жизненной ценности;

  2. содействие в достижении поставленных целей и рас­крытии внутренних потенциалов.

  1. Профилактика - перспективное направление в деятель­ности социальной работы.

  2. Поддержка и помощь - конструктивное взаимодей­ствие с семьей и детьми, выбор варианта действий и инс­трументария, укрепление уровня мотивации к ценности соб­ственной жизни, хорошему самочувствию, оптимистическо­му настрою.

  3. Преобразующий процессингподразумевает стремление к переменам, деятельность по изменению, преобразование.

  4. Все компоненты патронажной работы объединяются в ста­дии «Технологическая процедура», цель которой - формиро­вание потребности в самосбережении здоровья и жизненного оптимизма.

  5. Алгоритм работы специалистов включает несколько про­цедур-ситуаций: подготовительная; диагностическая; преобра­зующая; контрольная.

  6. Подготовительная процедура совершает выбор цели, т. е. выбор технологического варианта. Что необходимо в дан­ный момент клиенту (семье, детям)? При выборе цели исполь­зуются оба компонента (профилактика, поддержка и помощь). Важно привлечь подростков из зоны риска в группы с помо­щью социальных педагогов и психологов школ, родителей, рекламы в СМИ, индивидуального консультирования в Центре социального обслуживания семьи и детей. Возможна отработ­ка новых схем взаимодействия с учреждениями, работающи­ми с подростками и их семьями, для привлечения клиентов из среды проблемных подростков и их семей.

  7. Диагностическая процедура направляет основные уси­лия на составление полного анамнеза по объекту (состояние


  1. здоровья: физического, психического, нравственного). Здесь также используются профилактика, поддержка и помощь.

  2. Особое внимание следует уделить экологической среде жизни клиента. С этой целью составляется картограмма се­мейного ортобиоза.

  3. По завершении составления анамнеза с помощью специ­алиста по ортобиозу составляются пакеты мини-технологий по каждому компоненту «формулы выживаемости» (рекреация, релаксация, катарсис, куда включаются также рекомендации по питанию, организации труда, интимной жизни и др.).

  4. Преобразующая ситуация, в которой ведущим является принцип системности. В работе целесообразно использовать компонент «Преобразующий процессинг», состоящий из сле­дующих этапов работы: обнаружение, прояснение, програм­мирование.

  5. В качестве технологического инструментария осваивают­ся мини-технологии (рекреация, релаксация, катарсис). Кли­ент получает знания по правильному построению режима дня, режима питания, движения, труда и отдыха и т.д. Получая конкретные рекомендации по структуре питания, фитотера­пии, способам релаксации, снятию напряжения, повышения стрессоустойчивости, активизации жизненной энергии, клиент учится понимать самого себя на телесном уровне восприятия, чтобы вовремя заметить возможные изменения, принять ме­ры, внести необходимые коррективы в свой образ жизни.

  6. Компонент «Преобразующий процессинг» предполагает проведение с группой (клиентом) курса практических занятий по технологии самосбережения здоровья, который должен включать как теоретический материал, так и значительное ко­личество тренингов, поскольку важно не только определить ос­новные направления работы, но и дать почувствовать клиенту вкус к такого рода занятиям. Через осознание материала до­стигается понимание влияния целенаправленной работы с те­лом, эмоциями, мыслями на личное самочувствие. На таких занятиях обязательно должны использоваться этико-психоло-гические и медицинские данные, рекомендации геронтологии, народной и «нетрадиционной» медицины, телесно-ориентиро­ванной терапии, арттерапии, восточной медицины и других оз­доровительных практик.

  7. Контрольная процедура - это проведение контрольной диагностики с помощью пакета методик, использованных на диагностическом этапе. Целесообразно использовать в конт­рольной и диагностической процедурах таблицу, которая со­ставляется и заполняется специалистами, проводящими тре-нинговые занятия с семьей и детьми в начале и по окончании цикла занятий по самосбережению здоровья.

  8. В условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей, когда важнейшим направлением в работе является адаптация ребенка к позитивному социуму и комплексная ре­абилитация. Использование технологии самосбережения здо­ровья и жизненного оптимизма позволяет сформировать по­ложительный стереотип, благодаря правильной организации режима и воспитания, реабилитационным мероприятиям раз­личной направленности, в том числе и духовно-нравственной.

  9. Технология самосбережения здоровья и жизненного оп­тимизма в социальной работе реализуется в различных фор­мах:


  • профилактические обучающие программы по техноло­гии самосбережения здоровья (для детей дошкольного, млад­шего школьного возраста, среднего подросткового возраста, подростков, взрослого населения, специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей);

  • специальная коррекционная работа с детьми, входящи­ми в «группу риска»;

  • групповые совместные занятия, проводимые специа­листом, владеющим знаниями в области ортобиотики, и роди­телями в составе детско-родительских групп (в центрах «Се­мья», учреждениях социального обслуживания семьи и детей).

  • Проведение подобных совместных занятий приводит к потеп­лению семейных отношений, на этом фоне происходит оздо­ровление, развитие ребенка;

  • составление специалистом картограммы семейного ор­тобиоза;

  • организация социокультурной деятельности (выпуск газеты, постановка спектаклей, участие в массовых меропри­ятиях и др.);

  • организация семейного туризма, досуга и отдыха с уче­том положений ортобиоза;

  • знакомство с серией статей в печатных органах по воп­росам здорового образа жизни;

  • создание специализированных служб по изучению граж­данского самочувствия населения;

  • подготовка и совершенствование квалификации специа­листов учреждений социального обслуживания семьи и детей по технологии самосбережения здоровья и жизненного опти­мизма.

  • Темы для семинарских занятий

  1. Современная политика и практика формирования здорового об­раза жизни и нравственности.

  1. Технологии формирования здорового образа жизни.

  1. Основные направления формирования здорового образа жизни и нравственности в студенческой среде.

  2. Формирование духовно-нравственной позиции современной мо­лодежи.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Основные функции специалиста социальной работы, участвующе­го в формировании здорового образа жизни населения.

  2. Специфика технологий социальной работы в области ортобиотики.

  3. Особенности социальной работы в области «преобразующего процессинга».

  4. Какие функции может выполнять специалист социальной работы при социальном обслуживании семьи и детей.

  5. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптмизма клиента социальной работы.