ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 416
Скачиваний: 1
Список литературы
Адресный социальный патронаж семьи и детей. Научно-метод. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
Артмане В. Сердце на ладони. - М., 1990.
Бакштанскин ВЛ., Жданов О.И. Приглашение к успеху. - М.: Русская книга, 1999.
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России. - М., 2000.
Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Стресс-дистресс - технология психологической самозащиты. - М., 1997.
Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное. - М.: Гардарики, 2002.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-метод. пособие. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
Норбеков М.С Дорога в молодость и здоровье. - Изд. дом «Питер», 2003.
Юматова Д.Б. Технология сохранения здоровья и жизненного оптимизма: Информ.-метод, материал. - М.: ГУ. Центр «Семья», 2004.
Тема 4.19. Маркетинговые технологии в социальной работе
Аннотация. Тема посвящена изучению маркетинговых технологий в социальной работе. Маркетинг в социальной работе - это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса на социальные услуги, создание соответствующей социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду. Маркетинговое сопровождение, организованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информации о соотношении государственных и негосударственных социальных служб, действующих на территории, о специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Эти данные могут быть использованы для проектирования сети учреждений социального обслуживания, составления планов и программ их развития.
Цель: познакомить студентов со спецификой маркетинговых технологий в социальной работе в условиях перехода на рыночную экономику, с особенностями управления маркетингом, которое предполагает планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы, оценку риска и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. Изменение социально-экономического устройства российского общества, утверждающиеся рыночные отношения во всех сферах деятельности, отказ от государственной монополии в системе оказания социальных услуг определяют необходимость использования новых подходов к социальной работе и рассмотрения социальной работы как системы, подверженной законам функционирования в условиях конкуренции и рыночной экономики.
Традиционно в условиях рынка необходимость маркетинга возникала тогда, когда отрасль подходила к «точке маркетинга» - ситуации, когда объем предложения товаров и услуг уравновешивал и превосходил спрос. Конечно, полностью перевод социальной работы, как и социальной сферы в целом, на рыночные отношения невозможен.
Если рассматривать маркетинг как вид профессиональной деятельности, который содействует конкурентоспособности деловой структуры путем организации исследований и выявления запросов потребителей, разработок товаров и услуг для удовлетворения этих потребностей, то маркетинг становится стимулом непрерывного развития организации.
Маркетинг в социальной работе - это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса на социальные услуги, создание соответствующей спросу социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду.
Маркетинговое сопровождение социальной работы выполняет следующие функции:
диагностическую (анализ существующих актуальных и потенциальных потребностей населения в социальном обеспечении и социальной защите);
аналитико-прогностическую (выявление и учет на обслуживаемой территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки; прогнозирование изменения существующих параметров);
системно-моделирующую (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, направленной на обеспечение их социального благополучия);
проектно-организаторскую (разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, на
правленных на удовлетворение потребностей населения в социальном обеспечении и социальной защите).
Маркетинговое сопровождение может быть внешним и внутренним, осуществляться постоянно или носить временный характер. Внешнее маркетинговое сопровождение, организованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информации о соотношении государственных и негосударственных социальных служб, действующих на территории, специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Такие данные могут быть использованы для проектирования сети учреждений социального обслуживания, составления планов и программ их развития.
Внутреннее маркетинговое сопровождение деятельности учреждения предполагает обеспечение организационного проектирования и реализацию программ оказания услуг населению, оптимизирует взаимодействие учреждений социального обслуживания и их клиентов, помогает согласовать притязания и возможности обеих сторон.
Традиционно маркетинг имеет дело с товарами и услугами. Известен маркетинг организаций, территорий, идей и личностей. Сложность услуг социальной работы обусловливает тот факт, что учреждения социальной защиты населения имеют дело со всеми упомянутыми видами маркетинга:
потребителям немаловажно местоположение учреждения (транспортные удобства, условия предоставления услуг) -маркетинг территорий',
престиж учреждения во многом определяется его многообразными связями с различными социальными партнерами - маркетинг организаций',
известность и весомость социального учреждения зависит от его практической деятельности, современности и перспективности технологических подходов - маркетинг идей;
особенности социальных услуг являются причиной особой значимости социальных работников, специалистов социальной работы, руководителей организаций -маркетингличностей;
потребителей могут интересовать не только непосредственно социальные услуги, оказываемые конкретной организацией, но и наличие общественных клубов, учреждений дополнительного образования и т.д. - маркетинг окружения.
Управление маркетингом предполагает планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы, оценку риска и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
Универсальный подход к описанию функций современного маркетинга позволяет выделить пять блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе социальной работы:
Л. Аналитическая функция включает изучение:
внешней среды социального учреждения;
рынка социальных услуг;
потребителей;
структуры социального учреждения;
структуры социальных услуг;
анализ внутренней среды социального учреждения.
Инновационная функция:
определение и организация разработки новых социальных программ и услуг;
управление качеством и конкурентоспособностью социальных программ и услуг (мониторинг качества).
Функция реализации:
организация системы движения социальных программ и услуг;
организация работы по предоставлению социальных программ и услуг;
проведение целенаправленной политики предоставления социальных услуг;
проведение целенаправленной ценовой политики;
организация сервиса по оказанию социальных услуг.
Формирующая функция:
формирование спроса на социальные услуги;
стимулирование реализации социальных услуг.
Функция управления и контроля:
организация стратегического и оперативного планирования реализации услуг в социальном учреждении;
информационное обеспечение управления маркетингом;
организация контроля маркетинга.
Исходя из экономической концепции маркетинга, социальная работа должна производить те услуги, которые пользуются спросом, т. е. выполнять социальный и экономический заказ общества, конкретных целевых групп потребителей, в четко очерченных сегментах рынка, присущих им особым запросам и возможностям в отношении спроса на товары и услуги.
Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, позволяют выявлять основные потребности потенциальных клиентов, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры социальной поддержки населения.
Маркетинговая среда социального учреждения (окружающая среда, в которой осуществляется его деятельность) содержит как возможности, так и угрозы для деятельности социального учреждения, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Своевременно предпринятые меры помогут социальному учреждению избежать ряда проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию.
Макросреда социальной организации включает политику, экономику, природную, социальную и технологическую среду, которые определяют особенности ее функционирования и развития.
Микросреда социальной организации включает клиентов (людей, имеющих проблемы, на решение которых направлена деятельность организации), конкурентов (иные организации социальной направленности, осуществляющие аналогичную социальную деятельность в регионе, городе, районе), поставщиков (организации и отдельные лица, обеспечивающие социальную организацию материальными ресурсами), маркетинговых посредников (организации, помогающие в распространении информации среди клиентов о предоставляемых социальной организацией услугах, социальной деятельности: детские сады, школы, поликлиники, общественные организации, специальные печатные издания и т.д.), контактные аудитории (любые группы людей, проявляющие интерес к социальной организации: местные органы управления, депутаты Законодательного собрания, органы здравоохранения и образования и т.д.). Определяющим фактором в выборе социальных услуг является поведение потребителя.
Всего около 40 лет назад в 1969 г. Дж. Маккарти была предложена известная схема маркетинга-микс-4 Р (факторы, определяющие влияние на потребителя): ргосШ (товар); рпсе (цена); р1асе (место реализации); рготойоп (продвижение - личная продажа, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, РР, паблисити, реклама).
Сейчас, пройдя через массу других вариантов, маркетинг-микс вышел на схему 4 С: сопзиглег (потребитель, его запросы и желания); соз* (издержки потребителя); согмегпепсе (удобство покупки); соттипюайоп (коммуникации с потребителем).
Социальные организации, используя основные факторы маркетинга, имеют возможность формировать и регулировать спрос на производимые ими социальные услуги.
В России, в современных условиях ограниченности бюджетных возможностей, привлечение денежных средств населения становится значительным источником ресурсов для системы социальной защиты, обеспечивающих не только ее Развитие, но и выживание. Специальные технологии привле