Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 416

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Список литературы

  1. Адресный социальный патронаж семьи и детей. Научно-метод. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - Государственный НИИ семьи и вос­питания, 2000.

  2. Артмане В. Сердце на ладони. - М., 1990.

  3. Бакштанскин ВЛ., Жданов О.И. Приглашение к успеху. - М.: Рус­ская книга, 1999.

  4. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России. - М., 2000.

  5. Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Стресс-дистресс - технология психоло­гической самозащиты. - М., 1997.

  6. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное. - М.: Гардарики, 2002.

  7. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровле­ния: Программно-метод. пособие. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

  9. Норбеков М.С Дорога в молодость и здоровье. - Изд. дом «Пи­тер», 2003.

  10. Юматова Д.Б. Технология сохранения здоровья и жизненного оп­тимизма: Информ.-метод, материал. - М.: ГУ. Центр «Семья», 2004.


  1. Тема 4.19. Маркетинговые технологии в социальной работе

  2. Аннотация. Тема посвящена изучению маркетинговых технологий в социальной работе. Маркетинг в социальной работе - это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса на социальные услуги, со­здание соответствующей социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду. Маркетинговое сопровождение, орга­низованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информации о соотношении госу­дарственных и негосударственных социальных служб, действующих на территории, о специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Эти данные могут быть использованы для про­ектирования сети учреждений социального обслуживания, составления планов и программ их развития.

  3. Цель: познакомить студентов со спецификой маркетинговых техноло­гий в социальной работе в условиях перехода на рыночную экономику, с особенностями управления маркетингом, которое предполагает плани­рование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивиду­альных обязанностей каждого участника работы, оценку риска и прибы­лей, эффективности маркетинговых решений.

  4. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формиро­вать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. Изменение социально-экономического устройс­тва российского общества, утверждающиеся рыночные отношения во всех сферах деятельности, отказ от государ­ственной монополии в системе оказания социальных услуг определяют необходимость использования новых подходов к социальной работе и рассмотрения социальной работы как системы, подверженной законам функционирования в усло­виях конкуренции и рыночной экономики.

  5. Традиционно в условиях рынка необходимость маркетин­га возникала тогда, когда отрасль подходила к «точке марке­тинга» - ситуации, когда объем предложения товаров и услуг уравновешивал и превосходил спрос. Конечно, полностью пе­ревод социальной работы, как и социальной сферы в целом, на рыночные отношения невозможен.

  6. Если рассматривать маркетинг как вид профессиональной деятельности, который содействует конкурентоспособности деловой структуры путем организации исследований и выяв­ления запросов потребителей, разработок товаров и услуг для удовлетворения этих потребностей, то маркетинг становится стимулом непрерывного развития организации.

  7. Маркетинг в социальной работе - это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса на социальные услуги, создание соответствующей спросу социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду.

  8. Маркетинговое сопровождение социальной работы вы­полняет следующие функции:


  • диагностическую (анализ существующих актуальных и потенциальных потребностей населения в социальном обес­печении и социальной защите);

  • аналитико-прогностическую (выявление и учет на обслуживаемой территории групп, семей и отдельных граж­дан, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной под­держки; прогнозирование изменения существующих пара­метров);

  • системно-моделирующую (определение характера, объ­ема, форм и методов социальной помощи людям и группам, направленной на обеспечение их социального благополучия);

  • проектно-организаторскую (разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, на­

  • правленных на удовлетворение потребностей населения в со­циальном обеспечении и социальной защите).

  • Маркетинговое сопровождение может быть внешним и внутренним, осуществляться постоянно или носить времен­ный характер. Внешнее маркетинговое сопровождение, орга­низованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информа­ции о соотношении государственных и негосударственных социальных служб, действующих на территории, специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляе­мых услуг. Такие данные могут быть использованы для про­ектирования сети учреждений социального обслуживания, со­ставления планов и программ их развития.

  • Внутреннее маркетинговое сопровождение деятельнос­ти учреждения предполагает обеспечение организационного проектирования и реализацию программ оказания услуг насе­лению, оптимизирует взаимодействие учреждений социально­го обслуживания и их клиентов, помогает согласовать притя­зания и возможности обеих сторон.

  • Традиционно маркетинг имеет дело с товарами и услу­гами. Известен маркетинг организаций, территорий, идей и личностей. Сложность услуг социальной работы обусловли­вает тот факт, что учреждения социальной защиты населения имеют дело со всеми упомянутыми видами маркетинга:

  • потребителям немаловажно местоположение учрежде­ния (транспортные удобства, условия предоставления услуг) -маркетинг территорий',

  • престиж учреждения во многом определяется его мно­гообразными связями с различными социальными партнера­ми - маркетинг организаций',

  • известность и весомость социального учреждения за­висит от его практической деятельности, современности и перспективности технологических подходов - маркетинг идей;


  • особенности социальных услуг являются причиной особой значимости социальных работников, специалистов социальной работы, руководителей организаций -маркетингличностей;

  • потребителей могут интересовать не только непосред­ственно социальные услуги, оказываемые конкретной органи­зацией, но и наличие общественных клубов, учреждений до­полнительного образования и т.д. - маркетинг окружения.

  • Управление маркетингом предполагает планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и инди­видуальных обязанностей каждого участника работы, оценку риска и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

  • Универсальный подход к описанию функций современного маркетинга позволяет выделить пять блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе социальной работы:

  • Л. Аналитическая функция включает изучение:

  • внешней среды социального учреждения;

  • рынка социальных услуг;

  • потребителей;

  • структуры социального учреждения;

  • структуры социальных услуг;

  • анализ внутренней среды социального учреждения.

  1. Инновационная функция:

  • определение и организация разработки новых социаль­ных программ и услуг;

  • управление качеством и конкурентоспособностью соци­альных программ и услуг (мониторинг качества).

  1. Функция реализации:

  • организация системы движения социальных программ и услуг;

  • организация работы по предоставлению социальных программ и услуг;

  • проведение целенаправленной политики предоставле­ния социальных услуг;

  • проведение целенаправленной ценовой политики;

  • организация сервиса по оказанию социальных услуг.

  1. Формирующая функция:

  • формирование спроса на социальные услуги;

  • стимулирование реализации социальных услуг.

  1. Функция управления и контроля:

  • организация стратегического и оперативного планиро­вания реализации услуг в социальном учреждении;

  • информационное обеспечение управления маркетингом;

  • организация контроля маркетинга.


  • Исходя из экономической концепции маркетинга, соци­альная работа должна производить те услуги, которые поль­зуются спросом, т. е. выполнять социальный и экономичес­кий заказ общества, конкретных целевых групп потребителей, в четко очерченных сегментах рынка, присущих им особым запросам и возможностям в отношении спроса на товары и услуги.

  • Данные, полученные в результате маркетинговых иссле­дований, позволяют выявлять основные потребности потен­циальных клиентов, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры соци­альной поддержки населения.

  • Маркетинговая среда социального учреждения (окружа­ющая среда, в которой осуществляется его деятельность) со­держит как возможности, так и угрозы для деятельности соци­ального учреждения, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Свое­временно предпринятые меры помогут социальному учреж­дению избежать ряда проблем или выгодно использовать сло­жившуюся ситуацию.

  • Макросреда социальной организации включает политику, экономику, природную, социальную и технологическую среду, которые определяют особенности ее функционирования и раз­вития.

  • Микросреда социальной организации включает клиен­тов (людей, имеющих проблемы, на решение которых на­правлена деятельность организации), конкурентов (иные организации социальной направленности, осуществляющие аналогичную социальную деятельность в регионе, горо­де, районе), поставщиков (организации и отдельные лица, обеспечивающие социальную организацию материальными ресурсами), маркетинговых посредников (организации, по­могающие в распространении информации среди клиентов о предоставляемых социальной организацией услугах, со­циальной деятельности: детские сады, школы, поликлиники, общественные организации, специальные печатные издания и т.д.), контактные аудитории (любые группы людей, про­являющие интерес к социальной организации: местные орга­ны управления, депутаты Законодательного собрания, орга­ны здравоохранения и образования и т.д.). Определяющим фактором в выборе социальных услуг является поведение потребителя.

  • Всего около 40 лет назад в 1969 г. Дж. Маккарти была предложена известная схема маркетинга-микс-4 Р (факторы, определяющие влияние на потребителя): ргосШ (товар); рпсе (цена); р1асе (место реализации); рготойоп (продвижение - личная продажа, прямой маркетинг, стимули­рование сбыта, РР, паблисити, реклама).

  • Сейчас, пройдя через массу других вариантов, маркетинг-микс вы­шел на схему 4 С: сопзиглег (потребитель, его запросы и желания); соз* (издержки потребителя); согмегпепсе (удобство покупки); соттипюайоп (коммуникации с потребителем).

  • Социальные организации, используя основные факторы маркетинга, имеют возможность формировать и регулировать спрос на производимые ими социальные услуги.

  • В России, в современных условиях ограниченности бюд­жетных возможностей, привлечение денежных средств на­селения становится значительным источником ресурсов для системы социальной защиты, обеспечивающих не только ее Развитие, но и выживание. Специальные технологии привле­