Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • чения спонсорских средств (фандрайзинг) относятся к марке­тинговым технологиям.

  • Анализ опыта отечественных и зарубежных организаций, достигших успеха в привлечении средств для развития и реа­лизации своих проектов, показывает, что все они интуитивно или осознанно реализуют следующие основные условия:

  • создают грамотные информационные сообщения о том, какая помощь необходима и доносят эту информацию до тех потенциальных доноров и партнеров, которые могут оказать реальную помощь;

  • раскрывают потенциальным донорам и партнерам об­щественную и личностную значимость оказания помощи и ини­циируют желание помочь;

  • предлагают те способы оказания помощи, которые по­тенциальные доноры признают реальными и эффективными как для развития социальной сферы, так и для их собственного развития;

  • рассказывают оказавшим помощь о том, какие позитив­ные изменения благодаря этому произошли, и способствуют тому, чтобы к людям и организациям, занимающимся подде­ржкой развития социальной сферы, складывалось позитивное общественное отношение;

  • стараются установить с организациями и частными ли­цами, оказывающими им помощь, постоянные партнерские отношения, представляющие взаимный интерес.

  • Практика показывает, что многие люди и компании с ра­достью оказывают посильную помощь, если узнают о ее необ­ходимости и верят в то, что их вклад что-то изменит к лучшему. Поэтому для специалиста важно грамотно донести информа­цию о нуждах организации до тех, кто может оказать реальную помощь.

  • Даже если благотворительная деятельность не получает широкой огласки, участие в ней влияет прежде всего на отно­шение сотрудников к своей компании, на создание положитель­ного психологического климата, формирование положительной репутации компании в глазах работающих. Значимые благотво­рительные проекты вызывают чувство гордости за компанию, которая что-то всерьез меняет к лучшему.

  • Для стабильного функционирования общества необходи­мо распространение социальных норм, ценностей, моделей поведения, знаний, содействующих совместному существо­ванию в рамках общества, чему способствуют маркетинго­вые коммуникации, а именно, социальная реклама.

  • Социальная реклама - это реклама не конкретного това­ра, а некоторого «отношения к миру». Социальная реклама -это проявление доброй воли общества, ее принципиальной по­зиции в отношении социально значимых ценностей. У социаль­ной рекламы есть свои функции:


  • информационная (информирование граждан о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней вни­мания);

  • экономическая (устранение многих социальных проблем за счет привлечения к ним внимания ведет к благосостоянию государства, например, здоровье нации, поступление в пол­ной мере налогов в бюджет и т. д.):

  • просветительская (пропаганда определенных социаль­ных ценностей, объяснение проблемы, ее источника, путей ре­шения);

  • социальная (формирование общественного сознания, а также изменение поведенческой модели по отношению к оп­ределенной социальной проблеме);

  • эстетическая (ориентация на позитивные или негатив­ные чувства).

  • Социальная реклама использует тот же набор инстру­ментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печат­ная, уличная, транспортная реклама и т.д., но отличается по Цели - привлечение внимания к общественному явлению.

  • Для эффективного выполнения своих функций, отдельным учреждениям и специалистам, оказывающим социальные ус­луги, необходим соответствующий статус в обществе, опреде­ляемый отношением государства и общественности, влияние на который оказывают РВ-технологии работы с общественным мнением16.

  • Стратегической целью усилий РВ должно стать ознаком­ление общественности с деятельностью организаций и специ­алистов, осуществляющих социальную работу, создание адек­ватного представления о ее задачах и эффективности, созда­ние и поддержание позитивного имиджа своей организации или проекта, установление связей со средствами массовой информации и привлечение средств для реализации проектов.

  • Предметом маркетинговой деятельности в социальной работе является стратегия и тактика отношений и взаимодейс­твий потребителей (пользователей), посредников и производи­телей социальных услуг, ведущих к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:

  • потребителей - в социальных услугах;

  • учреждения - в собственном развитии и повышении благосостояния своих сотрудников;

  • общества в целом - в расширенном воспроизводстве социальных услуг и превращении нашего государства в пол­ном смысле слова в государство социальное.

  • Эффективное удовлетворение этих потребностей - целе­вой ориентир маркетинга в социальной работе и критерий его эффективности.

  • Чтобы сохранить и развивать эффективную систему соци­ального обслуживания населения в условиях экономической и финансовой нестабильности, бюджетного дефицита, необхо­димо запустить в учреждениях и организациях маркетинговую модель управления.

  • Темы для семинарских занятий


  1. Использование маркетинговых технологий в социальной работе.

  2. Функции маркетингового сопровождения социальной работы.

  • 3. Виды маркетинга, которые используются организациями, осу- ществляющими социальную работу.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  • 1. Анализ маркетинговой среды конкретной организации, осущест- вляющей социальную работу.

  • 2. Основные условия работы со спонсорами.

  1. Основные мотивы спонсоров для организаций, осуществляющих социальную работу.

  2. Подготовить презентацию по социальной рекламе, реализован­ной в городе.

  3. Обоснование необходимости использования маркетинговых тех­нологий в социальной работе.

  • 6. Функции маркетингового сопровождения социальной работы.

  1. Виды маркетинга, используемые организациями, осуществляю­щими социальную работу.

  2. Анализ маркетинговой среды конкретной организации, осущест­вляющей социальную работу.

  • 9. Основные условия работы со спонсорами.

  • Список литературы

  1. Багиев ГЛ., Тарасевич В.М. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010.

  2. Голубков Е. Основы маркетинга: Учеб. - М.: ФИНПРЕСС, 2008.

  3. ГолубО.Ю. Социальная реклама: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К., 2010.

  4. Короткое А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  5. КотлерФ. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Вильяме, 2008.

  6. Кузнецов П.А. Социальная реклама: Учеб. пособие: - М.: ЮНИТИ, 2010.

  7. Марков АЛ. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рек­ламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятель­ность. - М.: Высшее образование, 2006.

  8. ПанкрухинА.П. Маркетинг. - М.: Омега-Л., 2009.

  9. Попова Г.В. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010.

  10. Романов А.А., ПанькоА.В. Маркетинговые коммуникации. - М.: Экс-Мо, 2008.


  1. Тема 4.20. Антикризисные и миротворческие технологии в социальной работе

  2. Аннотация. Тема посвящена изучению антикризисных и миротворчес­ких технологий в социальной работе. Кризисные явления во все истори­ческие периоды были предметом особого внимания людей. Социальный кризис в современном понимании - это сложное комплексное явление, охватывающее всю социальную систему как полиструктурное и полифун­кциональное образование. Важнейшие характеристики социального кри­зиса - сфера проявления, масштабы, степень охвата социального объекта или процесса, факторы и характер поражения системы, последствия для общества и др.

  3. Цель: познакомить студентов со спецификой причин кризисных яв­лений, а также характером их протекания, способами преодоления, со­держанием и структурой антикризисных и миротворческих технологий, особенностями управления конфликтами, которое представляет собой целенаправленное воздействие с целью устранения или минимизации причин, породивших конфликт, либо коррекции поведения его участников. Основа эффективного управления конфликтами - правильный выбор спо­собов управления конфликтной ситуацией.

  4. Человечество в своей жизнедеятельности издавна стал­кивалось с различными кризисными явлениями. Вся история цивилизации практически сводится к тому, что индивиды, на­роды и даже целые страны попадали в кризисы, искали из них наиболее рациональные выходы и с большими или меньшими потерями старались преодолеть их. Вплоть до начала XX сто­летия человек чаще всего был только жертвой кризисов, по­рожденных мощными внешними силами. Однако в новейшее время, когда сам человек стал планетарной силой, он превра­тился в мощный фактор глобальных кризисов. Современный человек не только страдает от кризисов, но и порождает их или провоцирует их появление. Кризисные явления во все исто­рические периоды были предметом особого внимания людей.

  5. Уже в мифах древних человеческих сообществ дано довольно подробное описание наводнений, землетрясений, засух и по­жаров, а также других социальных бедствий, связанных с вой­нами, тиранией, массовым безумием и т. п.

  6. Первые объяснения кризисов и катастроф носили ярко выраженный религиозный характер. Ключевая роль в новой системе научных знаний принадлежит таким базовым поняти­ям, как «экстремум», «кризис» и «апокалипсис», которые ор­ганично взаимосвязанны и пересекаются между собой. Кате­горию экстремум трактуют как состояние системы на грани ее выживания, а экстремологию - как науку о пограничных ситуациях. Под категорией кризис понимают специфическую фазу развития, которая характеризуется резким изменением привычного уклада жизни системы и нарушением ее равно­весия, что приводит либо к переходу системы в качественно новое состояние, либо к ее разрушению. При этом состояние и процесс разрушения системы следует трактовать как апо­калипсис. Его также понимают как катастрофу или гибель системы.


  1. Кризис - это закономерное состояние развития всякой социальной системы, которое формируется на предыдущих ее этапах. Социальный кризис не "падает с неба", если исклю­чить из рассмотрения последствия для общества космических и экологических катастроф, а спонтанно складывается в са­мом общественном организме.

  2. Кризис - ослабление жизненныхсил социальной системы, ее неспособность сохранять состояние равновесия, а также достигать ранее поставленные цели. Система, таким образом, утрачивает свою миссию и оказывается недееспособной, т. е. неспособной к целеполаганию. Отдельные ее подсистемы и элементы отклоняются от цели и формируют свои цели либо живут «бесцельно», так что миссия системы становится декла­ративной и теряет свою социальную опору. Система начина­ет «плавиться», утрачивать свою прежнюю целостность. Все

  1. эпохи социальных кризисов обычно характеризовались общей «расслабленностью» населения - ростом эгоизма, стремле­ния к наслаждению, роскоши и т. п.

  1. Кризис - диалектическое единство двух процессов: раз­рушения и созидания. Из-за него разрушаются одни элементы, структуры и функции системы и возникают другие. В реаль­ной жизнедеятельности общественных систем наблюдаются различные соотношения между процессами разрушения и со­зидания. Условно можно выделить три варианта: 1) домини­рование созидательных процессов; 2) некоторое равновесие между разрушением и созиданием; 3) доминирование разру­шительных процессов.

  2. Кризис нельзя рассматривать как сугубо негативное явление. Эту мысль достаточно убедительно сформулировал российский исследователь Ю. Яковец, который пишет: «Кри­зисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выпол­няет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем три важнейшие функции: 1) резкого ослабления и ус­транения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчер­павшей свой потенциал системы; 2) расчистку дороги для ут­верждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла; 3) испытание на прочность и передачу в на­следство тех элементов системы (обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), кото­рые аккумулируются, накапливаются и переходят в будущее (иногда частично модифицируясь)».

  3. Кризис, с одной стороны, создает наиболее благопри­ятные условия для социальных мутаций, а с другой - обеспе­чивает преемственность и наследование форм социальной системы в процессе развития. Чем глубже и разрушительнее кризис, тем сильнее он воздействует на генетическое ядро социальной системы и тем серьезнее будет потребность пе­рестроить систему. Если же кризис как ветер проносится над верхушками деревьев, то система «отделывается лишь лег­ким испугом», почти полностью восстанавливаясь.