ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 417
Скачиваний: 1
чения спонсорских средств (фандрайзинг) относятся к маркетинговым технологиям.
Анализ опыта отечественных и зарубежных организаций, достигших успеха в привлечении средств для развития и реализации своих проектов, показывает, что все они интуитивно или осознанно реализуют следующие основные условия:
создают грамотные информационные сообщения о том, какая помощь необходима и доносят эту информацию до тех потенциальных доноров и партнеров, которые могут оказать реальную помощь;
раскрывают потенциальным донорам и партнерам общественную и личностную значимость оказания помощи и инициируют желание помочь;
предлагают те способы оказания помощи, которые потенциальные доноры признают реальными и эффективными как для развития социальной сферы, так и для их собственного развития;
рассказывают оказавшим помощь о том, какие позитивные изменения благодаря этому произошли, и способствуют тому, чтобы к людям и организациям, занимающимся поддержкой развития социальной сферы, складывалось позитивное общественное отношение;
стараются установить с организациями и частными лицами, оказывающими им помощь, постоянные партнерские отношения, представляющие взаимный интерес.
Практика показывает, что многие люди и компании с радостью оказывают посильную помощь, если узнают о ее необходимости и верят в то, что их вклад что-то изменит к лучшему. Поэтому для специалиста важно грамотно донести информацию о нуждах организации до тех, кто может оказать реальную помощь.
Даже если благотворительная деятельность не получает широкой огласки, участие в ней влияет прежде всего на отношение сотрудников к своей компании, на создание положительного психологического климата, формирование положительной репутации компании в глазах работающих. Значимые благотворительные проекты вызывают чувство гордости за компанию, которая что-то всерьез меняет к лучшему.
Для стабильного функционирования общества необходимо распространение социальных норм, ценностей, моделей поведения, знаний, содействующих совместному существованию в рамках общества, чему способствуют маркетинговые коммуникации, а именно, социальная реклама.
Социальная реклама - это реклама не конкретного товара, а некоторого «отношения к миру». Социальная реклама -это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. У социальной рекламы есть свои функции:
информационная (информирование граждан о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней внимания);
экономическая (устранение многих социальных проблем за счет привлечения к ним внимания ведет к благосостоянию государства, например, здоровье нации, поступление в полной мере налогов в бюджет и т. д.):
просветительская (пропаганда определенных социальных ценностей, объяснение проблемы, ее источника, путей решения);
социальная (формирование общественного сознания, а также изменение поведенческой модели по отношению к определенной социальной проблеме);
эстетическая (ориентация на позитивные или негативные чувства).
Социальная реклама использует тот же набор инструментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д., но отличается по Цели - привлечение внимания к общественному явлению.
Для эффективного выполнения своих функций, отдельным учреждениям и специалистам, оказывающим социальные услуги, необходим соответствующий статус в обществе, определяемый отношением государства и общественности, влияние на который оказывают РВ-технологии работы с общественным мнением16.
Стратегической целью усилий РВ должно стать ознакомление общественности с деятельностью организаций и специалистов, осуществляющих социальную работу, создание адекватного представления о ее задачах и эффективности, создание и поддержание позитивного имиджа своей организации или проекта, установление связей со средствами массовой информации и привлечение средств для реализации проектов.
Предметом маркетинговой деятельности в социальной работе является стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей социальных услуг, ведущих к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:
потребителей - в социальных услугах;
учреждения - в собственном развитии и повышении благосостояния своих сотрудников;
общества в целом - в расширенном воспроизводстве социальных услуг и превращении нашего государства в полном смысле слова в государство социальное.
Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в социальной работе и критерий его эффективности.
Чтобы сохранить и развивать эффективную систему социального обслуживания населения в условиях экономической и финансовой нестабильности, бюджетного дефицита, необходимо запустить в учреждениях и организациях маркетинговую модель управления.
Темы для семинарских занятий
Использование маркетинговых технологий в социальной работе.
Функции маркетингового сопровождения социальной работы.
3. Виды маркетинга, которые используются организациями, осу- ществляющими социальную работу.
Темы для написания докладов и рефератов
1. Анализ маркетинговой среды конкретной организации, осущест- вляющей социальную работу.
2. Основные условия работы со спонсорами.
Основные мотивы спонсоров для организаций, осуществляющих социальную работу.
Подготовить презентацию по социальной рекламе, реализованной в городе.
Обоснование необходимости использования маркетинговых технологий в социальной работе.
6. Функции маркетингового сопровождения социальной работы.
Виды маркетинга, используемые организациями, осуществляющими социальную работу.
Анализ маркетинговой среды конкретной организации, осуществляющей социальную работу.
9. Основные условия работы со спонсорами.
Список литературы
Багиев ГЛ., Тарасевич В.М. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010.
Голубков Е. Основы маркетинга: Учеб. - М.: ФИНПРЕСС, 2008.
ГолубО.Ю. Социальная реклама: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К., 2010.
Короткое А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
КотлерФ. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Вильяме, 2008.
Кузнецов П.А. Социальная реклама: Учеб. пособие: - М.: ЮНИТИ, 2010.
Марков АЛ. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. - М.: Высшее образование, 2006.
ПанкрухинА.П. Маркетинг. - М.: Омега-Л., 2009.
Попова Г.В. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010.
Романов А.А., ПанькоА.В. Маркетинговые коммуникации. - М.: Экс-Мо, 2008.
Тема 4.20. Антикризисные и миротворческие технологии в социальной работе
Аннотация. Тема посвящена изучению антикризисных и миротворческих технологий в социальной работе. Кризисные явления во все исторические периоды были предметом особого внимания людей. Социальный кризис в современном понимании - это сложное комплексное явление, охватывающее всю социальную систему как полиструктурное и полифункциональное образование. Важнейшие характеристики социального кризиса - сфера проявления, масштабы, степень охвата социального объекта или процесса, факторы и характер поражения системы, последствия для общества и др.
Цель: познакомить студентов со спецификой причин кризисных явлений, а также характером их протекания, способами преодоления, содержанием и структурой антикризисных и миротворческих технологий, особенностями управления конфликтами, которое представляет собой целенаправленное воздействие с целью устранения или минимизации причин, породивших конфликт, либо коррекции поведения его участников. Основа эффективного управления конфликтами - правильный выбор способов управления конфликтной ситуацией.
Человечество в своей жизнедеятельности издавна сталкивалось с различными кризисными явлениями. Вся история цивилизации практически сводится к тому, что индивиды, народы и даже целые страны попадали в кризисы, искали из них наиболее рациональные выходы и с большими или меньшими потерями старались преодолеть их. Вплоть до начала XX столетия человек чаще всего был только жертвой кризисов, порожденных мощными внешними силами. Однако в новейшее время, когда сам человек стал планетарной силой, он превратился в мощный фактор глобальных кризисов. Современный человек не только страдает от кризисов, но и порождает их или провоцирует их появление. Кризисные явления во все исторические периоды были предметом особого внимания людей.
Уже в мифах древних человеческих сообществ дано довольно подробное описание наводнений, землетрясений, засух и пожаров, а также других социальных бедствий, связанных с войнами, тиранией, массовым безумием и т. п.
Первые объяснения кризисов и катастроф носили ярко выраженный религиозный характер. Ключевая роль в новой системе научных знаний принадлежит таким базовым понятиям, как «экстремум», «кризис» и «апокалипсис», которые органично взаимосвязанны и пересекаются между собой. Категорию экстремум трактуют как состояние системы на грани ее выживания, а экстремологию - как науку о пограничных ситуациях. Под категорией кризис понимают специфическую фазу развития, которая характеризуется резким изменением привычного уклада жизни системы и нарушением ее равновесия, что приводит либо к переходу системы в качественно новое состояние, либо к ее разрушению. При этом состояние и процесс разрушения системы следует трактовать как апокалипсис. Его также понимают как катастрофу или гибель системы.
Кризис - это закономерное состояние развития всякой социальной системы, которое формируется на предыдущих ее этапах. Социальный кризис не "падает с неба", если исключить из рассмотрения последствия для общества космических и экологических катастроф, а спонтанно складывается в самом общественном организме.
Кризис - ослабление жизненныхсил социальной системы, ее неспособность сохранять состояние равновесия, а также достигать ранее поставленные цели. Система, таким образом, утрачивает свою миссию и оказывается недееспособной, т. е. неспособной к целеполаганию. Отдельные ее подсистемы и элементы отклоняются от цели и формируют свои цели либо живут «бесцельно», так что миссия системы становится декларативной и теряет свою социальную опору. Система начинает «плавиться», утрачивать свою прежнюю целостность. Все
эпохи социальных кризисов обычно характеризовались общей «расслабленностью» населения - ростом эгоизма, стремления к наслаждению, роскоши и т. п.
Кризис - диалектическое единство двух процессов: разрушения и созидания. Из-за него разрушаются одни элементы, структуры и функции системы и возникают другие. В реальной жизнедеятельности общественных систем наблюдаются различные соотношения между процессами разрушения и созидания. Условно можно выделить три варианта: 1) доминирование созидательных процессов; 2) некоторое равновесие между разрушением и созиданием; 3) доминирование разрушительных процессов.
Кризис нельзя рассматривать как сугубо негативное явление. Эту мысль достаточно убедительно сформулировал российский исследователь Ю. Яковец, который пишет: «Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем три важнейшие функции: 1) резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы; 2) расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла; 3) испытание на прочность и передачу в наследство тех элементов системы (обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), которые аккумулируются, накапливаются и переходят в будущее (иногда частично модифицируясь)».
Кризис, с одной стороны, создает наиболее благоприятные условия для социальных мутаций, а с другой - обеспечивает преемственность и наследование форм социальной системы в процессе развития. Чем глубже и разрушительнее кризис, тем сильнее он воздействует на генетическое ядро социальной системы и тем серьезнее будет потребность перестроить систему. Если же кризис как ветер проносится над верхушками деревьев, то система «отделывается лишь легким испугом», почти полностью восстанавливаясь.