ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 399
Скачиваний: 1
Тема 1.2. Технологии социальной работы в общей структуре социальных технологий
Аннотация. Тема рассматривает процессы технологизации социальной работы. При этом подчеркивается, что особую значимость социальные технологии приобретают в условиях сегодняшней России, которая осуществляет сложнейший и не известный в мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Технология социальной работы является важнейшей составляющей социальных технологий.
Цель: познакомить студентов с общим представлением о технологизации социальных процессов, определить сущность и содержание социальных технологий, место и роль технологии социальной работы в общей системе социальных технологий.
Специфика объектов социальной деятельности требует применения различных методов, способов и форм для оптимального достижения поставленных целей. Все это в последние годы определяется понятием «технологии социальной работы», которые рассматриваются в каждой теме модулей. Вместе с тем необходимо дать и общую, вводную тему о сущности и содержании социальных технологий вообще и в социальной работе в частности.
Любые социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального взаимодействия людей. По мнению специалиста в области менеджмента П. Дру-кера, «социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа»1. Эффективным же средством реализации этих инноваций являются прежде всего социальные технологии.
Особую значимость социальные технологии приобретают в условиях сегодняшней России, которая осуществляет сложнейший и не известный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Чтобы найти новые формы и способы организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах, нужно выработать и реализовать самые разнообразные социальные технологии, особенно в социальной сфере, где отчетливее всего проявляется эффективность социальной технологизации.
Далеко не все граждане нашей страны готовы к новым экономическим отношениям. Поэтому крайне необходимы:
социальные технологии, направленные на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым социально-экономическим условиям;
технологии самоорганизации (саморегуляции и сбалансированного развития) экономических и социальных систем;
новые технологии обучения, позволяющие с минимальными затратами времени и сил повысить уровень профессиональной подготовки людей для новых сфер их предстоящей деятельности.
Таким образом, проблема социальных технологий приобрела сегодня актуальное общественное звучание.
Термин «технология» происходит от греческих слов «1есппе» - искусство, мастерство, умение и «1одоз» - учение, На-ука. Первоначально его использовали в системе технического знания. В последующем термин получил широкое рас-
1 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. - М.: Бук чембэр Интернэшнл, 1992. - С 252.
пРостранение и в других сферах общественной жизни: поли-™Ке, экономике и т.д. Это и привело к появлению во второй поЛовине XX столетия нового термина - «социальная техно-ЛОгия», который ввел в научный оборот английский социолог >Чл Поппер.
Неоднозначность термина «технология» стала причиной ТОго, что одни исследователи понимают под технологией на-УКУ о способах, процессах и методах многоразового получе-ния конечного результата; другие акцентируют внимание на °Рганизации и цели деятельности; третьи считают, что техно-логИя _ эт0 использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо рабо-ТЬ|- В современной научной литературе насчитывается свыше 4^ определений этого понятия.
Многозначность трактовки термина «социальная техно-ЛОгия» еще больше, поскольку существуют различные оп-Р^еления категории «социальное». В узком смысле слова эт° понятие охватывает лишь те технологии, которые отно-сятся исключительно к социальной сфере общества. В ши-Р°^ом смысле слова к этому понятию относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, логические, социокультурные, информационные, управленские и др.
Именно широкий смысловой контекст социальных технологи дает все основания представить понятие «социальная те*Чология» в следующих положениях.
1. Социальная технология - это определенный способ 0СУил,ествления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа сосТоит в рациональном расчленении деятельности на про-це,Чуры и операции с их последующей координацией и син-хР°низацией. Это расчленение выполняется предварительно, созНательно и планомерно на основе и с использованием наУчных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.
Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой. Специфика программы состоит в том, что она существенным образом предопределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.
Социальная технология является элементом культуры и возникает двумя путями: вырастает в социокультурной среде эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.
В специальной научной литературе содержится немало определений категории «социальные технологии».
Однако наиболее полное и удачное, на наш взгляд, определение дано в словаре-справочнике «Социальное управление»: «Социальная технология - алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве». Наряду с этим, «социальная технология - это элемент человеческой культуры, который возникает эволюционно либо связан с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика»3.
По мнению большинства исследователей, ни одно из существующих определений социальных технологий не является точным.
Например, Г. Галиев4множество определений социальных технологий объясняет сложностью явления технологизации социальных процессов.
Таким образом, понятие «социальная технология» в специальной научной литературе используется в следующих основных значениях:
как совокупность методов, средств, предметов и способов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы. Социальная технология организует целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, субъекта - организатора взаимодействия и инициатора преобразований; с другой - социального субъекта - участника взаимодействия;
описание указанных выше методов в текстах или методиках. Обучение применению социальных технологий по опубликованной методике занимает от 1-3 месяцев до 2 лет;
область человеческого знания, рассматривающая вопросы создания, распространения соответствующих методов и процедур преобразующей деятельности. Некоторые авторы предпочитают называть эту область социальной инженерией; другие считают, что в этом значении социальную технологию можно рассматривать как самостоятельную научную дисциплину (М. Марков);
• существенная характеристика человеческой деятельности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов.
В социальном управлении больше всего используются социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, выполнения организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения.
Разработка социальных технологий - это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний с целью диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.
Условия, необходимые для технологизации любого процесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым. По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере при выполнении двух условий\ Во-первых, сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обособленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется прежде всего самим объектом, степенью его сложности. Во-вторых, должны быть средства, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме усилий.
Первым признаком любой технологии является разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции.
Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата.
Третий признак, весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Отсюда вытекает достаточно лаконичное определение -социальная технология - способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательно взаимосвязанных процедур и операций,
м ■ п' ^м,:МаРков М. Технология и эффективность социального управления. -
м- Прогресс, 2002.
которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.
Для более глубокого проникновения в сущность социальных технологий следует обратиться к осмыслению их принципов, таких как использование научного знания, операцио-нализация и алгоритмизация, кардинальность и предел, механизация, автоматизация и компьютеризация. Социально-технологическая деятельность отличается от обычной тем, что она имеет четко спланированный характер и предполагает разграничение, разделение и расчленение социального процесса на этапы, фазы, операции, а также координацию и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата. Одним словом, эта деятельность основывается на однозначности выполняемых процедур и операций.
Социальная технология - это работа по некоторой схеме, воплощение в жизнь определенной модели деятельности, и предусматривает оптимальную и рациональную схему деятельности. Поэтому теория социальных технологий вполне правомерно рассматривает способы технологизации человеческой деятельности, ее алгоритмизацию.
В связи с этим технологизация управления социальными процессами, как важнейшая составная часть теории социаль-» ных технологий, предполагает решение следующих задач:
формирование перечня оптимально необходимых опера; ций, обеспечивающих регулирование социального процесса;
обеспечение стандартизации процесса управления с па мощью сокращения количества операций, снижения издержек на подготовку персонала;
• нахождение оптимальных форм объединения действий]
заказчиков и исполнителей;
сокращение времени на выполнение отдельных задач четкое определение границ действий каждого исполнителя использование механизмов стимулирования и ответственно ти, максимального сокращения количества спонтанных и ошибочных действий;
создание постоянных информационных потоков, а также их ввод в компьютер;
изменение и определение алгоритма социальных действий, создающих устойчивость социального процесса;
повышение уровня социально-технологической культуры, создание объективных условий для вовлечения людей в социальное управление.