Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Тема 1.2. Технологии социальной работы в общей структуре социальных технологий

  2. Аннотация. Тема рассматривает процессы технологизации социаль­ной работы. При этом подчеркивается, что особую значимость социаль­ные технологии приобретают в условиях сегодняшней России, которая осуществляет сложнейший и не известный в мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Технология социа­льной работы является важнейшей составляющей социальных техно­логий.

  3. Цель: познакомить студентов с общим представлением о технологи­зации социальных процессов, определить сущность и содержание соци­альных технологий, место и роль технологии социальной работы в общей системе социальных технологий.

  4. Специфика объектов социальной деятельности требует применения различных методов, способов и форм для оп­тимального достижения поставленных целей. Все это в пос­ледние годы определяется понятием «технологии социальной работы», которые рассматриваются в каждой теме модулей. Вместе с тем необходимо дать и общую, вводную тему о сущ­ности и содержании социальных технологий вообще и в соци­альной работе в частности.

  5. Любые социальные преобразования, связанные с повы­шением качества жизни людей, представляют собой инно­вационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального взаимодействия лю­дей. По мнению специалиста в области менеджмента П. Дру-кера, «социальные нововведения оказываются более значи­тельными, чем внедрение паровых локомотивов или телегра­фа»1. Эффективным же средством реализации этих инноваций являются прежде всего социальные технологии.

  6. Особую значимость социальные технологии приобретают в условиях сегодняшней России, которая осуществляет слож­нейший и не известный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к об­ществу, основанному на экономической и политической сво­боде, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Чтобы найти новые формы и способы организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах, нужно выработать и реализовать самые разнообразные социальные технологии, особенно в социальной сфере, где отчетливее все­го проявляется эффективность социальной технологизации.

  7. Далеко не все граждане нашей страны готовы к новым экономическим отношениям. Поэтому крайне необходимы:


  • социальные технологии, направленные на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных при­чин не может приспособиться к новым социально-экономи­ческим условиям;

  • технологии самоорганизации (саморегуляции и сбалан­сированного развития) экономических и социальных систем;

  • новые технологии обучения, позволяющие с минималь­ными затратами времени и сил повысить уровень профессио­нальной подготовки людей для новых сфер их предстоящей деятельности.

  1. Таким образом, проблема социальных технологий приобре­ла сегодня актуальное общественное звучание.

  2. Термин «технология» происходит от греческих слов «1есппе» - искусство, мастерство, умение и «1одоз» - учение, На-ука. Первоначально его использовали в системе техничес­кого знания. В последующем термин получил широкое рас-

  3. 1 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. - М.: Бук чембэр Интернэшнл, 1992. - С 252.

  1. пРостранение и в других сферах общественной жизни: поли-™Ке, экономике и т.д. Это и привело к появлению во второй поЛовине XX столетия нового термина - «социальная техно-ЛОгия», который ввел в научный оборот английский социолог >Чл Поппер.

  2. Неоднозначность термина «технология» стала причиной ТОго, что одни исследователи понимают под технологией на-УКУ о способах, процессах и методах многоразового получе-ния конечного результата; другие акцентируют внимание на °Рганизации и цели деятельности; третьи считают, что техно-логИя _ эт0 использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо рабо-ТЬ|- В современной научной литературе насчитывается свыше 4^ определений этого понятия.

  3. Многозначность трактовки термина «социальная техно-ЛОгия» еще больше, поскольку существуют различные оп-Р^еления категории «социальное». В узком смысле слова эт° понятие охватывает лишь те технологии, которые отно-сятся исключительно к социальной сфере общества. В ши-Р°^ом смысле слова к этому понятию относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, ло­гические, социокультурные, информационные, управлен­ские и др.

  4. Именно широкий смысловой контекст социальных техно­логи дает все основания представить понятие «социальная те*Чология» в следующих положениях.

  5. 1. Социальная технология - это определенный способ Уил,ествления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа сосТоит в рациональном расчленении деятельности на про-це,Чуры и операции с их последующей координацией и син-хР°низацией. Это расчленение выполняется предварительно, созНательно и планомерно на основе и с использованием наУчных знаний, передового опыта, а также с учетом специ­фики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.


  1. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (спосо­бы и средства деятельности), и как сама деятельность, по­строенная в соответствии с этой программой. Специфика про­граммы состоит в том, что она существенным образом предо­пределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

  2. Социальная технология является элементом культу­ры и возникает двумя путями: вырастает в социокультурной среде эволюционно или строится по ее законам как искусст­венное образование.

  1. В специальной научной литературе содержится немало определений категории «социальные технологии».

  2. Однако наиболее полное и удачное, на наш взгляд, оп­ределение дано в словаре-справочнике «Социальное уп­равление»: «Социальная технология - алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве». Наряду с этим, «со­циальная технология - это элемент человеческой культуры, который возникает эволюционно либо связан с потребнос­тью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности. Построение социальной технологии осу­ществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания при­роды и специфики той области, в которой развертывается практика»3.

  3. По мнению большинства исследователей, ни одно из су­ществующих определений социальных технологий не является точным.

  1. Например, Г. Галиев4множество определений социаль­ных технологий объясняет сложностью явления технологиза­ции социальных процессов.

  2. Таким образом, понятие «социальная технология» в специ­альной научной литературе используется в следующих основ­ных значениях:

  • как совокупность методов, средств, предметов и спосо­бов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы. Социальная технология организует целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, субъекта - организатора взаимо­действия и инициатора преобразований; с другой - социально­го субъекта - участника взаимодействия;

  • описание указанных выше методов в текстах или мето­диках. Обучение применению социальных технологий по опуб­ликованной методике занимает от 1-3 месяцев до 2 лет;

  • область человеческого знания, рассматривающая воп­росы создания, распространения соответствующих методов и процедур преобразующей деятельности. Некоторые авторы предпочитают называть эту область социальной инженерией; другие считают, что в этом значении социальную технологию можно рассматривать как самостоятельную научную дисцип­лину (М. Марков);


  1. • существенная характеристика человеческой деятель­ности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов.

  2. В социальном управлении больше всего используются социальные технологии, предназначенные для выработки уп­равленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, выполнения организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения.

  3. Разработка социальных технологий - это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, вы­ражающееся в трансформации знаний с целью диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реа­лизации решений по их изменению и развитию.

  4. Условия, необходимые для технологизации любого про­цесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым. По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере при выполнении двух условий\ Во-первых, сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обо­собленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется прежде всего самим объектом, степе­нью его сложности. Во-вторых, должны быть средства, кото­рые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме уси­лий.

  5. Первым признаком любой технологии является разграни­чение, разделение, расчленение данного процесса на внут­ренне связанные между собой этапы, фазы, операции.

  6. Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата.

  7. Третий признак, весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, не­пременное условие достижения результатов, адекватных по­ставленной цели.

  8. Отсюда вытекает достаточно лаконичное определение -социальная технология - способ реализации людьми конк­ретного сложного процесса путем расчленения его на систе­му последовательно взаимосвязанных процедур и операций,

  9. м п' ^м,:МаРков М. Технология и эффективность социального управления. -

  10. м- Прогресс, 2002.


  1. которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

  2. Для более глубокого проникновения в сущность социаль­ных технологий следует обратиться к осмыслению их прин­ципов, таких как использование научного знания, операцио-нализация и алгоритмизация, кардинальность и предел, ме­ханизация, автоматизация и компьютеризация. Социально-технологическая деятельность отличается от обычной тем, что она имеет четко спланированный характер и предпола­гает разграничение, разделение и расчленение социального процесса на этапы, фазы, операции, а также координацию и поэтапность действий, направленных на получение прогно­зируемого результата. Одним словом, эта деятельность ос­новывается на однозначности выполняемых процедур и опе­раций.

  3. Социальная технология - это работа по некоторой схе­ме, воплощение в жизнь определенной модели деятельности, и предусматривает оптимальную и рациональную схему де­ятельности. Поэтому теория социальных технологий вполне правомерно рассматривает способы технологизации челове­ческой деятельности, ее алгоритмизацию.

  4. В связи с этим технологизация управления социальными процессами, как важнейшая составная часть теории социаль-» ных технологий, предполагает решение следующих задач:

  • формирование перечня оптимально необходимых опера; ций, обеспечивающих регулирование социального процесса;

  • обеспечение стандартизации процесса управления с па мощью сокращения количества операций, снижения издержек на подготовку персонала;

  1. • нахождение оптимальных форм объединения действий]

  2. заказчиков и исполнителей;

  • сокращение времени на выполнение отдельных задач четкое определение границ действий каждого исполнителя использование механизмов стимулирования и ответственно ти, максимального сокращения количества спонтанных и оши­бочных действий;

  • создание постоянных информационных потоков, а также их ввод в компьютер;

  • изменение и определение алгоритма социальных дей­ствий, создающих устойчивость социального процесса;

  • повышение уровня социально-технологической куль­туры, создание объективных условий для вовлечения людей в социальное управление.