Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 403

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • биофизиологического - уровень физического развития и здоровья;

  • психофизиологического - состояние психического здоро­вья, особенности нервно-психической организации человека, его темперамента, состояние работоспособности, усталости;

  • психологического - уровень интеллектуального развития, качественное содержание Я-концепции, наличные и потенци­альные способности, коммуникативная компетентность и др.;

  • социального - социальное положение (статус) челове-ка в обществе и микросоциуме, состояние социальных связей иотношений, наличие родственников, друзей, иных лиц, заин-Тересованных в благополучии данного человека;

  • правового - наличие действующих законодательных актов, четко фиксирующих и защищающих права человека в связи с его текущей жизненной ситуацией;

  • экономического - особенности материального положе­ния (уровень заработной платы, пенсионного обеспечения, пособий, социального обслуживания, наличие материальных запасов и др.).

  • Социовитальный ресурс человека - величина не абсолют­ная. Она зависит от господствующих в данном социуме и со­знании конкретного человека представлений о социальном благополучии. Ресурсы характеризуются различной степенью доступности для разных людей и для одного и того же челове­ка в различных ситуациях его жизнедеятельности. Они могут отсутствовать, быть недоступными в силу внешних и внутрен­них причин, считаться нравственно неприемлемыми, сущест­вовать в виде квазиресурсов (наркотики, алкоголь и др.), их наличие может не осознаваться человеком.

  • Качественное содержание социовитального ресурса во многом раскрывают составляющие технологии социальной работы и ее целостные характеристики. Рассмотрим их.

  • Отсутствие или недостаток жизненного ресурса должен компенсироваться государством в той степени, в которой оно стремится обеспечить свое благополучие и процветание. Не­соответствие качественно-количественного состояния такого ресурса требованиям и обстоятельствам конкретной социаль­ной ситуации порождает социальную проблему. Люди и груп­пы, имеющие конкретные социальные проблемы, рассматри­ваются в качестве объектов технологии их решения.

  • Алгоритм (технологическая процедура) представляет со­бой последовательность технологических операций по преоб­разованию социовитального ресурса.

  • Технологические способы - это правила, в соответствии с которыми осуществляется весь комплекс аналитических, диагностических, профилактических, коррекционных, реаби­литационных мероприятий, профессиональные и этические нормы, обусловленные спецификой объекта.

  • Средства, как компонент технологии социальной работы, представляют собой нормативно-правовые, экономические, социальные, педагогические, психологические, медицинские и иные возможности, используемые субъектами социальной работы для преобразования социовитального ресурса отде­льного человека,группы.

  • Таким образом, технология социальной работы - это по­знанная и реализованная на практике закономерность опти­мизации социовитального ресурса человека в целях гармони­зации его социального функционирования.

  • Качественно-количественная характеристика составляю­щих позволяет классифицировать технологии социальной ра­боты по различным основаниям.


  • масштабам решаемой социальной проблемы выделя­ются технологии глобального, регионального и местного уров­ней;

  • директивности (предписанности) процедур технологии могут классифицироваться на рутинные и творческие;

  • новизне или обыденности используемых операций, спо­собов и планируемого результата воздействия, что является основанием для градации технологий на репродуктивные и инновационные;

  • условиям реализации некоторые специалисты выделяют кабинетные, лабораторные и полевые;

  • продолжительности применения - операционные, вво­дящиеся на время решения частной задачи, и передаваемые технологии;

  • • требованиям, предъявляемым к их пользователю, данном случае выделяют: простые, доступные неспециа­листам; сложные, востребующие специалистов одной квали­фикации; сложные, востребующие специалистов нескольких НапРавлений.

  • Практика показывает, что, в зависимости от обстоя­тельств, одна и та же технология социальной работы может применяться на глобальном и региональном уровнях, в каби­нете или в лаборатории, вводиться на время или передавать­ся последователям. Поэтому наиболее важным основанием для классификации технологий решения социальных проблем людей является метод работы с социовитальным ресурсом. По данному основанию выделяются технологии, отличающие­ся качественным, а не количественным составом элементов: нормотворческая, посредническая, информационно-консуль­тативная, социально-коррекционная, социально-профилак­тическая, социально-диагностическая, социально-реабили­тационная, организационная и др.

  • Целесообразно выделять и комплексные технологии ре­шения конкретных социальных проблем, например техноло­гии профилактики алкоголизма, наркомании, самоубийств среди несовершеннолетних, профессиональной реабилита­ции лиц, уволенных с военной службы, и т. д.

  • Отдельные из перечисленных технологий могут целиком заимствоваться из прикладных отраслей психологии, социоло­гии, педагогики. Некоторые технологические схемы решения социальных проблем прошли проверку практикой за рубежом и, после их критического осмысления и соответствующей адап­тации появилась возможность использования их в деятельнос­ти отечественных соцработников.

  • В технологической ситуации при решении любой социаль­ной проблемы участвуют следующие участники:


  • клиент - лицо или группа, имеющая социальную про­блему;

  • заказчик- лицо, осознающее эту проблему и принимаю­щее на себя ответственность за ее разрешение;

  • спонсор - лицо или организация, финансирующая рас­ходы;

  • посредник — лицо, информирующее заказчика и тех, кто может помочь в решении проблемы;

  • исполнитель - лицо, применяющее эти средства в инте­ресах решения проблемы клиента.

  • В идеале социальный работник призван выступать в роли исполнителя, получая заказы и средства от непосредственных руководителей социальных организаций и учреждений, об­щественных и иных структур. На практике же он должен быть готовым сыграть перед клиентом любую из перечисленных ролей. В этом случае принципиальная технологическая схема его работы с клиентом может включать следующие этапы.

  1. Заказ на решение социальной проблемы в значительной степени определяет характер последующей работы. Он может поступать:

  • от лиц, являющихся носителями той или иной социаль­ной проблемы в форме просьбы о помощи или жалобы;

  • от руководителей, сослуживцев, коллег, друзей, това­рищей, членов семьи нуждающегося в помощи, от судебных органов и других;

  • в виде самозаказа соционома, сформулированного по результатам личных наблюдений.

  1. Социальная проблема - констатация факта появляется у потенциального клиента.

  2. Договор об услугах - письменное или устное соглаше­ние между социономом и клиентом о сроках, способах ре­шения социальной проблемы, критериях оценки результатов, запретах, правилах взаимодействия и т. д. После заключения договора лицо, имеющее социальную проблему, приобретает статус клиента.

  3. Постановка социального диагноза предполагает тща­тельный анализ качественно-количественного состояния со­циовитального ресурса клиента по отношению к конкретной ситуации его социального функционирования.

  1. Выработка стратегии и тактики решения выявлен­ной социальной проблемы - цель, способ, привлекаемые силы и средства, продолжительность работы, союзники.

  2. Осуществление мероприятий по разрешению социаль­ной проблемы клиента.

  3. Контроль и оценка качества результатов социального воздействия.

  4. Завершение работы с клиентом имеет важное психо­логическое, этическое и практическое значение. Оно может проявиться в случаях:


  • успешного решения заявленной клиентом проблемы;

  • изменения жизненных обстоятельств, делающих даль­нейшее сотрудничество затруднительным или бессмыслен­ным;

  • аннуляции заказа клиентом;

  • расторжения договора по инициативе соционома в слу­чае невыполнения его положений клиентом.

  1. Во всяком случае акт прекращения работы сопровожда­ется подведением итогов взаимодействия, оценкой степени решения социальной проблемы, выдачей рекомендаций и со­ветов клиенту.

  2. Технологии социальной работы позволяют оперативно и эффективно решать социальные проблемы человека, попав­шего в трудную жизненную ситуацию, добиваясь экономии сил и средств, широко используя возможности должностных лиц государственных организаций социальной защиты и соци­ального обслуживания населения, общественных организаций, не являющихся специалистами в этой сфере.

  3. Технологии, применяемые к практике социальной работы, можно разделить на три большие группы.

  4. 1. Общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной рабо­ты). Это социальные: диагностика, экспертиза, адаптация, реабилитация, интеграция, терапия, профилактика, контроль, страхование, обслуживание в сфере быта, посредничество, попечительство и т. д. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. В пер­вую очередь нас интересуют интерпретация и операционали-зация указанных технологий как системы знаний.

  1. Работа с разными группами, общностями, с отдель­ной личностью. Теоретическое их содержание сводится к вы­явлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социаль­ной работы.

  2. Работа в различных сферах жизнедеятельности, ко­торые представляют собой систему знаний по применению общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (обра­зования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

  1. Первоначально процесс организации социальной помощи связывали с использованием разнообразных методов, а зна­чимым условием эффективности деятельности социального работника считалось знание методики социальной работы. На современном этапе понятие «методика» применительно к социальной работе не употребляется.

  2. Принципиальное отличие «технологии» от «методики» со­циальной работы заключается в характере взаимодействия между социальным работником и клиентом. Субъект-субъ­ектные отношения и учет личностных особенностей как спе­циалиста, так и клиента составляют основу технологического подхода в социальной работе, тогда как методика социальной работы предполагает реализацию целого ряда методов безот­носительно к личностному своеобразию субъектов.

  3. Технология социальной работы входит в категорию соци­альных технологий и обладает всеми присущими им особен­ностями.

  4. Содержательная специфика технологий социальной ра­боты проявляется: в конструктивности (ориентированности на

  5. решение конкретных проблем проверенными эффективными способами); результативности (нацеленности на достижение конкретного, видимого, диагностируемого результата); уни­версальности (применимости в решении типичных проблем специфических объектов).

  6. Реализационная специфика заключается в их относитель­ной простоте, оперативности, гибкости, экономичности, удоб­стве в эксплуатации.

  7. Структуру каждой технологии социальной работы состав­ляют заданный алгоритм и стандарт деятельности специалис­та; содержание и организация решения конкретной практи­ческой задачи, связанной с оказанием социальной помощи клиенту; инструментарий (приемы, способы воздействия), обеспечивающий достижение конкретных целей социальной работы.

  8. Темы для семинарских занятий


  1. Сущность социальной технологии. Специфика и отличия в сравне­нии с промышленной технологией.

  2. Основные принципы социальных технологий и их роль в социально-технологической деятельности.

  3. Основные тенденции развития практических основ социальных технологий в истории человеческого общества.

  1. Социально-технологический уклад общества и его структура.

  2. Специфика технологий в социальной работе.

  1. Содержание технологий в социальной работе как практической де­ятельности.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Субъект и объект социальной технологии.

  2. Основные принципы конструирования социальной технологии.

  3. Степень риска в социальной технологии.

  1. Социальные технологии в управлении общественными процес­сами.

  2. Социальная работа как технология социального управления.

  3. Государственная система социальной работы.

  4. Специфика и типология технологий социальной работы.

  5. Социальные технологии в современном мире.

  6. Социальные технологии в современной России.

  1. Список литературы

  1. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных тех­нологий в трудовых коллективах. - М.: Знание, 2001.

  2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат,

  1. 2007.

  1. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.

  2. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении обществен­ными процессами. - Белгород: Центр социальных технологий, 2003.

  3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2006.

  4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб. пособие для студ. - М., 2008.

  5. Павленок ПД. Краткий словарь по социологии. - М.: ИНФРА-М., 2008.

  6. Павленок ПД. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. -4-е изд. - М.: Дашков и К0, 2005.

  7. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Па­нова. - М.: Инст. соц. работы, 2007.

  8. Социальная работа (Вопросы и ответы) / Под ред. А.М. Панова. -М.: ИСР, 2007.

  9. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методо­логического семинара / Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг. - М.: Инст. соц. работы,