ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
биофизиологического - уровень физического развития и здоровья;
психофизиологического - состояние психического здоровья, особенности нервно-психической организации человека, его темперамента, состояние работоспособности, усталости;
психологического - уровень интеллектуального развития, качественное содержание Я-концепции, наличные и потенциальные способности, коммуникативная компетентность и др.;
социального - социальное положение (статус) челове-ка в обществе и микросоциуме, состояние социальных связей иотношений, наличие родственников, друзей, иных лиц, заин-Тересованных в благополучии данного человека;
правового - наличие действующих законодательных актов, четко фиксирующих и защищающих права человека в связи с его текущей жизненной ситуацией;
экономического - особенности материального положения (уровень заработной платы, пенсионного обеспечения, пособий, социального обслуживания, наличие материальных запасов и др.).
Социовитальный ресурс человека - величина не абсолютная. Она зависит от господствующих в данном социуме и сознании конкретного человека представлений о социальном благополучии. Ресурсы характеризуются различной степенью доступности для разных людей и для одного и того же человека в различных ситуациях его жизнедеятельности. Они могут отсутствовать, быть недоступными в силу внешних и внутренних причин, считаться нравственно неприемлемыми, существовать в виде квазиресурсов (наркотики, алкоголь и др.), их наличие может не осознаваться человеком.
Качественное содержание социовитального ресурса во многом раскрывают составляющие технологии социальной работы и ее целостные характеристики. Рассмотрим их.
Отсутствие или недостаток жизненного ресурса должен компенсироваться государством в той степени, в которой оно стремится обеспечить свое благополучие и процветание. Несоответствие качественно-количественного состояния такого ресурса требованиям и обстоятельствам конкретной социальной ситуации порождает социальную проблему. Люди и группы, имеющие конкретные социальные проблемы, рассматриваются в качестве объектов технологии их решения.
Алгоритм (технологическая процедура) представляет собой последовательность технологических операций по преобразованию социовитального ресурса.
Технологические способы - это правила, в соответствии с которыми осуществляется весь комплекс аналитических, диагностических, профилактических, коррекционных, реабилитационных мероприятий, профессиональные и этические нормы, обусловленные спецификой объекта.
Средства, как компонент технологии социальной работы, представляют собой нормативно-правовые, экономические, социальные, педагогические, психологические, медицинские и иные возможности, используемые субъектами социальной работы для преобразования социовитального ресурса отдельного человека,группы.
Таким образом, технология социальной работы - это познанная и реализованная на практике закономерность оптимизации социовитального ресурса человека в целях гармонизации его социального функционирования.
Качественно-количественная характеристика составляющих позволяет классифицировать технологии социальной работы по различным основаниям.
масштабам решаемой социальной проблемы выделяются технологии глобального, регионального и местного уровней;
директивности (предписанности) процедур технологии могут классифицироваться на рутинные и творческие;
новизне или обыденности используемых операций, способов и планируемого результата воздействия, что является основанием для градации технологий на репродуктивные и инновационные;
условиям реализации некоторые специалисты выделяют кабинетные, лабораторные и полевые;
продолжительности применения - операционные, вводящиеся на время решения частной задачи, и передаваемые технологии;
• требованиям, предъявляемым к их пользователю, данном случае выделяют: простые, доступные неспециалистам; сложные, востребующие специалистов одной квалификации; сложные, востребующие специалистов нескольких НапРавлений.
Практика показывает, что, в зависимости от обстоятельств, одна и та же технология социальной работы может применяться на глобальном и региональном уровнях, в кабинете или в лаборатории, вводиться на время или передаваться последователям. Поэтому наиболее важным основанием для классификации технологий решения социальных проблем людей является метод работы с социовитальным ресурсом. По данному основанию выделяются технологии, отличающиеся качественным, а не количественным составом элементов: нормотворческая, посредническая, информационно-консультативная, социально-коррекционная, социально-профилактическая, социально-диагностическая, социально-реабилитационная, организационная и др.
Целесообразно выделять и комплексные технологии решения конкретных социальных проблем, например технологии профилактики алкоголизма, наркомании, самоубийств среди несовершеннолетних, профессиональной реабилитации лиц, уволенных с военной службы, и т. д.
Отдельные из перечисленных технологий могут целиком заимствоваться из прикладных отраслей психологии, социологии, педагогики. Некоторые технологические схемы решения социальных проблем прошли проверку практикой за рубежом и, после их критического осмысления и соответствующей адаптации появилась возможность использования их в деятельности отечественных соцработников.
В технологической ситуации при решении любой социальной проблемы участвуют следующие участники:
клиент - лицо или группа, имеющая социальную проблему;
заказчик- лицо, осознающее эту проблему и принимающее на себя ответственность за ее разрешение;
спонсор - лицо или организация, финансирующая расходы;
посредник — лицо, информирующее заказчика и тех, кто может помочь в решении проблемы;
исполнитель - лицо, применяющее эти средства в интересах решения проблемы клиента.
В идеале социальный работник призван выступать в роли исполнителя, получая заказы и средства от непосредственных руководителей социальных организаций и учреждений, общественных и иных структур. На практике же он должен быть готовым сыграть перед клиентом любую из перечисленных ролей. В этом случае принципиальная технологическая схема его работы с клиентом может включать следующие этапы.
Заказ на решение социальной проблемы в значительной степени определяет характер последующей работы. Он может поступать:
от лиц, являющихся носителями той или иной социальной проблемы в форме просьбы о помощи или жалобы;
от руководителей, сослуживцев, коллег, друзей, товарищей, членов семьи нуждающегося в помощи, от судебных органов и других;
в виде самозаказа соционома, сформулированного по результатам личных наблюдений.
Социальная проблема - констатация факта появляется у потенциального клиента.
Договор об услугах - письменное или устное соглашение между социономом и клиентом о сроках, способах решения социальной проблемы, критериях оценки результатов, запретах, правилах взаимодействия и т. д. После заключения договора лицо, имеющее социальную проблему, приобретает статус клиента.
Постановка социального диагноза предполагает тщательный анализ качественно-количественного состояния социовитального ресурса клиента по отношению к конкретной ситуации его социального функционирования.
Выработка стратегии и тактики решения выявленной социальной проблемы - цель, способ, привлекаемые силы и средства, продолжительность работы, союзники.
Осуществление мероприятий по разрешению социальной проблемы клиента.
Контроль и оценка качества результатов социального воздействия.
Завершение работы с клиентом имеет важное психологическое, этическое и практическое значение. Оно может проявиться в случаях:
успешного решения заявленной клиентом проблемы;
изменения жизненных обстоятельств, делающих дальнейшее сотрудничество затруднительным или бессмысленным;
аннуляции заказа клиентом;
расторжения договора по инициативе соционома в случае невыполнения его положений клиентом.
Во всяком случае акт прекращения работы сопровождается подведением итогов взаимодействия, оценкой степени решения социальной проблемы, выдачей рекомендаций и советов клиенту.
Технологии социальной работы позволяют оперативно и эффективно решать социальные проблемы человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, добиваясь экономии сил и средств, широко используя возможности должностных лиц государственных организаций социальной защиты и социального обслуживания населения, общественных организаций, не являющихся специалистами в этой сфере.
Технологии, применяемые к практике социальной работы, можно разделить на три большие группы.
1. Общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальные: диагностика, экспертиза, адаптация, реабилитация, интеграция, терапия, профилактика, контроль, страхование, обслуживание в сфере быта, посредничество, попечительство и т. д. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. В первую очередь нас интересуют интерпретация и операционали-зация указанных технологий как системы знаний.
Работа с разными группами, общностями, с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы.
Работа в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний по применению общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.
Первоначально процесс организации социальной помощи связывали с использованием разнообразных методов, а значимым условием эффективности деятельности социального работника считалось знание методики социальной работы. На современном этапе понятие «методика» применительно к социальной работе не употребляется.
Принципиальное отличие «технологии» от «методики» социальной работы заключается в характере взаимодействия между социальным работником и клиентом. Субъект-субъектные отношения и учет личностных особенностей как специалиста, так и клиента составляют основу технологического подхода в социальной работе, тогда как методика социальной работы предполагает реализацию целого ряда методов безотносительно к личностному своеобразию субъектов.
Технология социальной работы входит в категорию социальных технологий и обладает всеми присущими им особенностями.
Содержательная специфика технологий социальной работы проявляется: в конструктивности (ориентированности на
решение конкретных проблем проверенными эффективными способами); результативности (нацеленности на достижение конкретного, видимого, диагностируемого результата); универсальности (применимости в решении типичных проблем специфических объектов).
Реализационная специфика заключается в их относительной простоте, оперативности, гибкости, экономичности, удобстве в эксплуатации.
Структуру каждой технологии социальной работы составляют заданный алгоритм и стандарт деятельности специалиста; содержание и организация решения конкретной практической задачи, связанной с оказанием социальной помощи клиенту; инструментарий (приемы, способы воздействия), обеспечивающий достижение конкретных целей социальной работы.
Темы для семинарских занятий
Сущность социальной технологии. Специфика и отличия в сравнении с промышленной технологией.
Основные принципы социальных технологий и их роль в социально-технологической деятельности.
Основные тенденции развития практических основ социальных технологий в истории человеческого общества.
Социально-технологический уклад общества и его структура.
Специфика технологий в социальной работе.
Содержание технологий в социальной работе как практической деятельности.
Темы для написания докладов и рефератов
Субъект и объект социальной технологии.
Основные принципы конструирования социальной технологии.
Степень риска в социальной технологии.
Социальные технологии в управлении общественными процессами.
Социальная работа как технология социального управления.
Государственная система социальной работы.
Специфика и типология технологий социальной работы.
Социальные технологии в современном мире.
Социальные технологии в современной России.
Список литературы
Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах. - М.: Знание, 2001.
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат,
2007.
Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.
Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород: Центр социальных технологий, 2003.
Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2006.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб. пособие для студ. - М., 2008.
Павленок ПД. Краткий словарь по социологии. - М.: ИНФРА-М., 2008.
Павленок ПД. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. -4-е изд. - М.: Дашков и К0, 2005.
Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова. - М.: Инст. соц. работы, 2007.
Социальная работа (Вопросы и ответы) / Под ред. А.М. Панова. -М.: ИСР, 2007.
Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара / Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг. - М.: Инст. соц. работы,