Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 400

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Анализ результатов многочисленных исследований по­казывает, что широкое внедрение социальных технологий в практику общественной жизни позитивно сказывается на развитии современного общества, делая его подсистемы более рациональными, эффективными и гуманными. Однако непродуманная практика использования социальных техно­логий может повлечь и негативные тенденции и последствия. Среди них в первую очередь следует отметить усиление кон­серватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении и организации управления. Например, социально-технологи­ческий подход может привести к тому, что под прикрытием социальных технологий в обществе, во-первых, закрепляют­ся устаревшие формы жизнедеятельности; во-вторых, проис­ходит ослабление инновационного потенциала, возникнове­ние реальных препятствий для творчества и выработки ори­гинальных управленческих решений; в-третьих, технологии могут использоваться как средство для подавления свободы личности и нарушения ее прав.

  2. Рассматривая специфику социальных технологий, нужно исходить из особенностей социальных объектов в сравнении с объектами природы. Социальным объектам свойственна принципиальная сложность, зависящая от проявления в боль­шей степени человеческого фактора с его рациональностью (Разумом, целеполаганием, наукой) или иррациональностью (чувствами, эмоциями, глупостью) с его высокой активное­

  1. тью, что не может не накладывать существенного отпечатка на природу социальных технологий.

  2. Можно выделить такие характерные признаки и особен­ности социальных технологий, которыми они отличаются от промышленных:

  1. социальные технологии гораздо сложнее, так как пред­ставляют собой фрагменты общества во всем их структурном и функциональном многообразии. Это сложные и сверхслож­ные системы;

  1. социальным технологиям свойственна значительно меньшая детерминированность и жесткость. Поэтому они представляют собой, как правило, адаптивные системы, кото­рые обладают значительно большей степенью гибкости сво­их параметров и способностью приспосабливаться к окружа­ющей среде;

  2. социальные технологии - это институциональные обра­зования, которые характеризуются реализуемыми функциями, нормами и механизмами. Некая система только тогда стано­вится социальной технологией, когда она определяется как социальный институт, который по сути представляет собой сло­жившуюся и устойчивую социальную технологию реализации насущных и весьма разнообразных потребностей людей;

  3. социальные технологии следует рассматривать как де-ятельностные социальные системы. Их взаимосвязь с соци­альной деятельностью людей весьма многообразна;

  4. социальные технологии отличаются также значительно большей вариативностью и разнообразием. Это обусловлено прежде всего участием в них людей с их индивидуальной не­повторимостью.


  1. Объектом социальной технологии являются люди, их вза­имодействие, малые и большие социальные группы, а также различные институты и организации.

  2. Рыночной экономике нужны современные технологии управления и организации, дающие возможность рациона­лизировать труд каждого человека, создать эффективные деловые связи между различными активными социальными группами.

  3. В реальной жизни используются самые разнообразные со­циальные технологии, проверенные теорией и практикой для каждого вида человеческой деятельности, для любого социаль­ного процесса. Каждой из этих технологий присущи неповтори­мые черты и признаки. Например, сегодня активно разрабаты­ваются технологии управления и информационные технологии, технологии в сфере социального обслуживания, образования, профессиональной подготовки, формирования здорового обра­за жизни и развития активности человека, технологии разреше­ния конфликтов и т. п. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знаний, изучающая человека и его деятель­ность, разрабатывает свои социальные технологии, обеспечи­вающие реализацию социальных проектов и программ, опти­мизацию социальных процессов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что структурирование социальных технологий мо­жет осуществляться по различным признакам.

  4. Проблема создания единой научной классификации со­циальных технологий остается еще достаточно острой и дис­куссионной, что обусловлено прежде всего сравнительной молодостью этой сферы научного знания и практической де­ятельности. Потребность в создании единой классификации Детерминирована (обусловлена) весьма важными обстоя­тельствами.

  5. Такая классификация, во-первых, позволит системно за­фиксировать весь арсенал технологий социальной жизнеде­ятельности людей, оценить их потенциальные возможности; во-вторых, даст возможность лучше увидеть и осмыслить Тенденции развития классифицируемых социальных объектов, явлений и процессов. В последнее время мир социальных тех­нологий становится все более разнообразным в результате то-' цто центр дальнейшего развития человеческого общества

  1. быстро перемещается из сферы производственных технологий в сферу этих технологий.

  2. Анализ показывает, что в современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социаль­ных технологий. Поэтому можно предложить такую классифи­кацию социальных технологий (табл. 1).

  3. Таблица 1

  4. Классификация социальных технологий

    1. Основание классифи­кации

    1. Разновидности социальных технологий и их характеристика

    1. По типу со­циального процесса

    1. Экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность;

    2. экологические, ориентированные на моделирование взаимо­действия человека с природой;

    3. собственно социальные, регулирующие социальную сферу обще­ства;

    4. политические, оперирующие политическими процессами;

    5. культурологические, представляющие явления и процессы в сфе­ре культуры;

    1. духовно-идеологические, моделирующие идеологические и ду­ховные процессы;

    2. информационные, отражающие информационные процессы;

    3. управленческие, ориентированные на оптимизацию управленчес­ких процессов;

    4. комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявле­ния

    1. По масшта­бу объекта технологи­зации

    1. Глобальные, направленные на регулирование глобальных про­блем современной цивилизации;

    2. континентальные, ориентированные на решение проблемы кон­тинента;

    3. национальные, решающие проблемы в пределах страны;

    4. технологии обновления общественной системы, ори­ентированные на изменение социально-экономической системы общества;

    5. технологии трансформации подсистем общества, моделирующие изменение конкретных подсистем;

    6. технологии трудовой ассоциации, регулирующие различные ас­пекты жизнедеятельности трудового коллектива;

    7. технологии человеческого капитала, ориентированные на разви­тие личности, человеческих ресурсов

  5. Окончание таблицы 1


  1. Основание классифи­кации

  1. Разновидности социальных технологий и их характеристика

  1. По степени новизны

  1. Инновационные (новаторские), представляющие собой нововве­дения;

  2. традиционные, представляющие собой известные апробирован­ные и устоявшиеся формы деятельности;

  3. ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого

  1. По типу вы­полняемой функции

  1. Познавательные, представляющие собой некоторые алгоритмы познания;

  2. диагностические, обеспечивающие диагностику социальных про­блем;

  3. информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации;

  4. обучающие, осуществляющие процесс обучения в аспекте той или иной педагогической доктрины;

  5. игровые, являющиеся средством имитации реальной деятель­ности;

  6. управленческие, осуществляющие процесс управления;

  7. деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности;

  8. технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе;

  9. миротворческие, ориентированные на мирное решение социаль­ных проблем

  1. По характе­ру воздей­ствия

  1. Формирующие, направленные на создание определенных соци­альных процессов;

  2. стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;

  3. сдерживающие, или препятствующие, задающие определенные границы социальных процессов;

  4. деструктивные, или разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов

  1. По степени жесткости и спо­собности к самораз­витию

  1. Жесткие, детерминистские, схемы которых представляются од­нозначными;

  2. адаптивные, т. е. приспосабливающиеся к изменяющимся усло­виям;

  3. развивающиеся, т. е. обладающие способностью к саморазви­тию, кардинальному обновлению структур и функций

  1. По типу це­левой ори­ентации

  1. Стратегические, ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития;

  2. тактические, ориентированные на достижение ближних целей в конкретных ситуациях;

  3. оперативные, ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач


  1. Как видно из таблицы, одной из важнейших видов соци­альных технологий является технология социальной работы.

  2. Такую классификацию можно представить в виде дерева, ветви которого соответствуют конкретным разновидностям технологий. При этом каждая технология имеет семь таких ха­рактеристик: собственно социальная технология - технология социальной работы - инновационная - управленческая - фор­мирующая - развивающая - тактическая.

  3. Рассмотрим сущность и классификацию технологии соци­альной работы.

  4. Социальная работа, как известно, имеет несколько ипос­тасей. В первую очередь - это обширная область повседнев­ной социальной практики, нацеленной на профилактику и раз­решение социальных проблем общества. Это интегративный, многоплановый вид профессиональной деятельности, цель ко­торой при гибком реагировании на процессы и явления в об­ществе изменять социальное положение личности, группы или общности, разрешать социальные проблемы, создавать усло­вия для достойного существования и социального функциони­рования человека. Специфика объектов социальной работы такова, что не терпит «пробных», «тренировочных» попыток, экспериментирования при отсутствии четкой нацеленности на безусловное решение социальных проблем людей. Всякие не­удачи здесь чреваты возможностью нанесения человеку оби­ды, психической травмы, порождения социального напряже­ния и конфликтов. Поэтому в основе социальной работы долж­ны лежать не абстрактные и универсальные «методы», «пути», «способы» и «средства», а построенные на основе единой теоретической концепции, скоординированные и выверенные программы с адекватным операциональным обеспечением, с отлаженной техникой воздействия на социальные процессы и явления, с надежными методиками диагностики и контроля за результатами вмешательства в жизненную ситуацию чело­века, т. е. технологии.

  5. Несмотря на то, что в последние десятилетия отмечается своеобразный технологический «бум» в различных сферах человеческой деятельности (в производстве, научных иссле­дованиях, педагогике, психологии, социальной работе и др.), до сих пор удовлетворительного определения технологии социальной работы не сформулировано. Предпринимаемые в этом отношении попытки страдают или предельной размы­тостью границ предлагаемых определений, или необосно­ванным сужением рамок квалифицируемого явления, сведе­нием его к одному из собственных элементов, или процессу построения технологии.

  6. Однако в каждой попытке понять существо технологии в социальной работе содержатся рациональные моменты, указывающие на те исходные позиции, которые должны быть учтены при формулировании ее определения.


  1. Технологии социальной работы есть результат науч­ного анализа или выверенного опыта решения социальных проблем. В структуре и содержании технологии социальной работы не должно содержаться чисто субъективных элемен­тов, делающих ее орудием исключительно одного человека -«мага», «кудесника», обладающего уникальными психологи­ческими качествами.

  2. Технология представляет собой целостное, внутренне взаимосвязанное, готовое к использованию средство решения социальных проблем того или иного типа, класса. По существу она олицетворяет собой своеобразное «решение» - представ­ленную в свернутом виде решенную социальную проблему. Структура технологии, наряду с элементным составом (мето­ды, действия, средства), содержит четкую пространственно-временную определенность - алгоритм.

  3. Технологии социальной работы создаются посредством Рационального расчленения реального или теоретически оха­рактеризованного процесса решения той или иной социальной проблемы по ряду последовательных, взаимосвязанных про­

  1. цедур, операций, методов применения средств, с их последу­ющим соединением в единую скоординированную и синхро­низированную систему.

  2. Дробление процесса социальной работы на отдельные процедуры и операции, выполняемые более или менее еди­нообразно, позволяет достигать ряд свойственных технологии эффектов:

  • выявить и учесть закономерности эффективного выпол­нения операций определенного типа;

  • дифференцировать рутинные, поддающиеся автомати­зации сложные, творческие задачи;

  • осуществлять поэтапный контроль за ходом процесса решения социальной проблемы;

  • осуществлять систематизацию, комплексирование про­цедур социальной работы, избегать ненужных повторов, дуб­лирования, вырабатывать общую технологическую схему ре­шения однотипных проблем.

  1. 4. Использование технологии должно облегчать процесс решения социальных проблем, делать его более эффективным и безопасным по сравнению с «нетехнологическими» спосо­бами работы. Идеальная технология должна быть свободна от каких-либо побочных негативных эффектов.

  2. С учетом перечисленных позиций можно сформулировать обобщающее определение технологии социальной работы.

  3. Технология социальной работы - это совокупность и по­следовательность процедур, операций, средств, приемов ре­шения социальных проблем определенного типа и класса, осу­ществляемых на основе единой теоретической концепции, стра­тегии и тактики их применения. Другими словами, - это своеоб­разная модель решения конкретных социальных проблем.

  4. Многие специалисты сходятся на том, что в структуру любой технологии входят следующие элементы: целостная теоретическая концепция, отражающая закономерности функционирования объектов социальной работы, объект воз­действия, алгоритм, технологические способы и средства его преобразования.

  5. В качестве теоретического основания технологий социаль­ной работы может быть использовано представление о социо-витальном (необходимом для жизни в обществе) ресурсе человека, отражающем возможность его эффективного со­циального существования. В соответствии с этим представ­лением, каждый человек рождается на свет для того, чтобы реализовать свой жизненный и личностный потенциал. Чтобы помочь в этом друг другу, люди вступают в различные сооб­щества, социальные группы, создают общества и государства, которые в случае необходимости призваны компенсировать недостающие или утраченные возможности своих членов. Это достигается посредством создания, развития, коррекции и восстановления социовитального ресурса человека (груп­пы), представляющего собой совокупность психологических качеств и состояний, физического и психического здоровья, сложившейся системы социальных связей и отношений, до­ступных материальных и духовных благ, обеспечивающих тот или иной уровень жизнедеятельности в обществе.

  6. Социовитальный ресурс человека определяется качест­венным состоянием следующих компонентов: