ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 404
Скачиваний: 1
2005.
7
Известны и другие примеры принципиальных основ построения военных технологий:
планирование действий, ведущих к достижению цели (например, ведение скифами войны против напавшего на них персидского царя Дария I демонстрирует умение предвидеть, постепенно изнурять противника и подводить его к поражению);
анализ динамики противоборства, учет множества факторов, которые влияют на исход войны;
построение систем деятельности всех участников, различных схем нападения, засады и обороны, а также управления войсками;
реализация технологий противоборства различных масштабов от мелких боев и локальных операций до мировых войн.
Вместе с тем возникновение и развитие индустриальной цивилизации разрушило многие взгляды на прежние традиционные технологические формы и способствовало формированию новых технологий, которые по мере раскручивания колеса истории приобретали все более нетрадиционный и динамичный характер. На первый план в становлении и развитии индустриального общества стали все больше выдвигаться различные капиталистические реформы. Что же касается России, то она значительно позже, чем западноевропейские страны, ступила на путь общественного реформирования.
Наиболее известны так называемые реформы Петра I, которые стали началом технологизации российского общества. При этом становление капитализма в России проходило за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, а также за счет дальнейшего ограничения прав и свобод личности. В условиях слабости или фактического отсутствия гражданского общества реформы в Российской империи проводились сверху, в интересах верховной власти перед лицом внешней и внутренней угрозы. Эти реформы, как известно, осуществлялись посредством подавления гражданского общества и естественным образом порождали феномен отчуждения народа от власти. Поэтому налицо особое, ни с чем не сравнимое общественное развитие, в котором движение вперед парадоксально переплетается с подавлением прав и свободы граждан, а технический и социальный прогресс - с отчуждением общества от государства.
В результате такого исторического развития сложился своеобразный «русский путь» - от реформы к реформе. А поскольку для проведения реформ сверху, особенно внедрения нового, необходимо было усилить власть, то развитие отечественных производительных сил, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке истории и шло в основном в сторону уничтожения институтов гражданского общества. Одним словом, реформы Петра I заморозили позитивные в целом процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение тому - разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, а также к все возрастающему вмешательству государства в частные дела крестьянства.
Своеобразие исторического пути развития России состояло еще и в том, что поток нововведений реанимировал в основном устаревшие и реакционные формы социальной жизни. Это приводило к замедлению общественных процессов, пре-вРащая Россию в страну постоянно догоняющего развития.
Авторитарно-деспотические начала государственной власти, приводили, в конечном счете, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь, вследствие замедленного из-за деспотического режима развития необходимы были новые реформы. Такие повторяющиеся циклы стали типологической особенностью исторического пути развития России.
Социальные технологии Нового времени и современности стали не столько средствами сохранения традиций, сколько важнейшими инструментами постоянного обновления общественной системы. Им свойственна выработка нового знания и воплощение его в эффективные формы социальной жизнедеятельности. Если раньше технологические формы сменялись от цивилизации к цивилизации, от формации к формации, от эпохи к эпохе, то в XX в., когда обновление общественной жизни стало охватывать целые континенты, социальные технологии рождались и внедрялись постоянно; кроме того, сократились сроки их функционирования, благодаря чему научное знание постоянно проникает в общественный организм. Сфера же традиционных (рутинных) социальных технологий на современном этапе начинает постоянно и динамично сужаться.
В ходе исторического общественного развития традиционалистские социальные технологии отнюдь не исчезают бесследно. Они постоянно модернизируются и совершенствуются, приобретая иное содержание, но, что весьма важно, уже перестают доминировать и занимать главное место в социально-технологическом укладе общества. Современные же социальные технологии, или модернистские, ориентированные на инновационный вектор общественного развития, занимают доминирующие позиции в социально-технологическом укладе современного общества.
Эти типы социальных технологий существенно отличаются друг от друга прежде всего по качественным параметрам (табл. 2).
Однако, осмысливая генезис и исторический путь развития практических основ социально-технологической деятельности, следует обратить внимание:
во-первых, на то, что технологический подход к обществу сформировался в XX в. под воздействием индустриализации производства и научно-технической революции;
во-вторых, предпосылки технологического подхода в практической жизни общества появились уже в древних обществах, однако они носили фрагментарный и ненаучный характер;
• в-третьих, технологизация представляет собой не прос-' Важную черту современного общества, а форму развития Функционирования в нем социальной жизни людей;
• в-четвертых, общество не может быть полностью тех-нологизированным; в нем всегда будет оставаться широкая сфера вероятностного, спонтанного и нетехнологического развития определенных областей социальной жизнедеятельности.
Современная социально-технологическая доктрина, сформировавшаяся в середине XX в., дала мощный толчок развитию направлений практического осмысления и внедрения социальных технологий.
Первое направление практической технологизации было связано с революционными потрясениями и попытками реализовать утопически-патерналистские модели развития общества, построенные на принципах уравнительной справедливости, государственной собственности. Стремление реализовать технологии строительства социализма и коммунизма обеспечило довольно быстрый прогресс ряда стран, с точки зрения аграрно-индустриального развития. Однако эти завоевания дались этим странам большой ценой и в конечном итоге так и не привели их к вечному благополучию. Дело в том, что во второй половине XX в. в мире началась широкомасштабная научно-техническая революция, развитие которой потребовало полной реализации индивидуальной творческой свободы человека, а также достижения цивилизованного уровня общественного потребления. Формально провозгласив целью социалистического общества благосостояние всех людей, что, по сути, означало принадлежность практически всего населения к среднему классу, уравнительный социализм не смог обеспечить людям широкого доступа к товарам первой жизненной необходимости.
Второе направление практической технологизации было реализовано в наиболее развитых странах Западной Европы и Америки. Оно связано с развитием рыночных отношений и демократии, которые обеспечивали снятие социальных конфликтов, развитие среднего класса, снижение уровня и сужение масштабов бедности, а также повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом. В какой-то мере это направление было своеобразной реакцией на социалистический тоталитаризм.
В 20-30-х годах XX в. страны Запада столкнулись с мощнейшим социально-экономическим кризисом. Стремление найти выход из него побуждало их к кардинальной модернизации социально-экономических процессов, а также к учету человеческого фактора в системе производственных отношений.
Довольно интересные социально-технологические процессы проходили и в Западной Европе, особенно в послевоенные годы. Они были связаны с восстановлением экономики и общественной жизни.
В 60-х годах XX в. значительно расширилось использование социальных технологий и возросло их многообразие, что способствовало интенсивной технологизации и гуманизации прежде всего социальной сферы, государственного управления и особенно местного самоуправления, которое все больше превращалось в своеобразную технологическую систему оказания разных услуг населению.
В современных условиях возникает вполне правомерный вопрос: существуют ли пределы технологизации общества и каковы ее практические возможности? Этот довольно простой, на первый взгляд, вопрос на самом деле довольно сложен. Он сопряжен со множеством различных обстоятельств, одни из которых способствуют технологизации, а другие, наоборот, создают препятствия на этом пути. Однако вполне однозначно можно сказать, что полная технологизации социальной жизнедеятельности человека, общества, социального пространства в целом практически невозможна, ибо она считается завершающим процессом в становлении социальной деятельности, который включает ее оптимизацию, алгоритмизацию и повышение эффективности. В связи
с этим полная технологизация, по сути, означает конец всякой социальной деятельности, а значит, и прекращение развития общества.
Таким образом, с момента появления общественной потребности до ее тиражирования происходят постоянный поиск и практическое становление социальных технологий. Это означает, что полностью технологизировать всю общественную жизнедеятельность практически невозможно.
Дополнительными и весьма важными препятствиями на пути формирования социальных технологий (особенно жестких и антигуманных) являются такие социальные барьеры, как право, мораль, демократия, религия и даже наука, которая одной рукой устраняет эти препятствия, а другой создает их. Так, | мораль и демократия требуют «безвредности» социальных технологий, а также их обстоятельной проверки на практике Религия также сдерживает посягательство социальных техн~ логий на сферу внутреннего мира личности, индивидуальна неповторимость которой ставит перед социальной технолог зацией практически неразрешимую, а порой и бессмысленну задачу - создание персональных технологий.
Заметим, что практическое развитие социальных технол гий определяется прежде всего потребностями людей, кот рые расширяют возможности технологизации общества. В же время люди создают определенные препятствия на пути их развития. Естественное желание человека жить лучше, рац ональнее, а также реализовывать себя эффективнее, несо ненно, расширяет пространство практического использования социальных технологий.
Наряду с этим развитие социальных технологий предопр делено тремя взаимосвязанными процессами.
1. Усиление роли социальной сферы в жизни обществ увеличение ее значимости, масштабов и влияния на друг' сферы, что существенно расширяет поле социально-технол гической деятельности.
Рационализация людьми практических условий своей жизнедеятельности, а также формирование более удобного, качественного и человечного комплекса услуг.
Рост научной, методологической и технической оснащенности общества, что открывает невиданные ранее возможности социальной рационализации и создания наиболее благоприятных условий для самореализации человека.
Вместе с тем в обществе проявляются и факторы, воздействующие на технологические процессы негативно. К ним, на наш взгляд, можно отнести те, которые проистекают из неравномерности развития общества. Например, в последнее время бурно развиваются технико-технологическая и особенно информационная сферы, но относительно медленно происходит нравственное и правовое совершенствование человечества. С точки зрения морали и духовности, современное общество во многом оказалось неподготовленным к гуманному использованию достижений науки и технического прогресса. Поэтому возникает множество глобальных и особенно экологических проблем, которые подталкивают развитие и практическое использование антикризисных социальных технологий.
Особая проблема на современном этапе - это развитие социальной культуры общества, прежде всего социологической, социально-психологической, управленческой, инженерной, инновационной и т. п. Сказывается и существенная нехватка подготовленных специалистов в области социальных технологий, и неустойчивость тенденций демократических преобразований в посттоталитарных государствах. В результате этого между возможностями и препятствиями на пути внедрения новых социальных технологий идет постоянная орьба, которая либо сужает, либо расширяет пространство х практического применения и использования.
Между тем человечество постоянно прилагает немалые уси-
по выработке безопасной зоны для практического примене-Ия социальных технологий. Ясно, что ограничить и нормировать