Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 404

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. 2005.

    1. 7

    Разработка и проведение сотен тысяч военных сражений закладывали практические навыки подготовки и реализации социальных технологий. В военном деле не только широко применялись, но и совершенствовались также отдельные ас­пекты социальных технологий: постановка целей и их декомпо­зиция на конкретные задачи; выработка принципов военного искусства. Все военные трактаты тех времен пестрят афорис­тически сформулированными принципами военной страте­гии и тактики. Так, древнекитайский воинский трактат «Сунь-цзы» содержит, пожалуй, самую первую систему принципов («Если ты не можешь чего-нибудь, делай вид, что можешь»; «Приведи его в расстройство и бери его»; «Нападай на него, когда он не готов»). Показательна в этом отношении и воен­ная технология А. Суворова, сформулированная в его «Науке побеждать»: «Штыки, быстрота, внезапность»; «Пуля - дура, штык - молодец» и т. п.

  1. Известны и другие примеры принципиальных основ пост­роения военных технологий:

  • планирование действий, ведущих к достижению цели (на­пример, ведение скифами войны против напавшего на них пер­сидского царя Дария I демонстрирует умение предвидеть, пос­тепенно изнурять противника и подводить его к поражению);

  • анализ динамики противоборства, учет множества фак­торов, которые влияют на исход войны;

  • построение систем деятельности всех участников, раз­личных схем нападения, засады и обороны, а также управле­ния войсками;

  • реализация технологий противоборства различных мас­штабов от мелких боев и локальных операций до мировых войн.

  1. Вместе с тем возникновение и развитие индустриальной цивилизации разрушило многие взгляды на прежние тради­ционные технологические формы и способствовало форми­рованию новых технологий, которые по мере раскручивания колеса истории приобретали все более нетрадиционный и ди­намичный характер. На первый план в становлении и развитии индустриального общества стали все больше выдвигаться раз­личные капиталистические реформы. Что же касается России, то она значительно позже, чем западноевропейские страны, ступила на путь общественного реформирования.

  2. Наиболее известны так называемые реформы Петра I, которые ста­ли началом технологизации российского общества. При этом становление капитализма в России проходило за счет массовых репрессий, уничтоже­ния целых укладов жизни, а также за счет дальнейшего ограничения прав и свобод личности. В условиях слабости или фактического отсутствия граж­данского общества реформы в Российской империи проводились сверху, в интересах верховной власти перед лицом внешней и внутренней угрозы. Эти реформы, как известно, осуществлялись посредством подавления гражданского общества и естественным образом порождали феномен отчуждения народа от власти. Поэтому налицо особое, ни с чем не срав­нимое общественное развитие, в котором движение вперед парадоксаль­но переплетается с подавлением прав и свободы граждан, а технический и социальный прогресс - с отчуждением общества от государства.

  3. В результате такого исторического развития сложился своеобразный «русский путь» - от реформы к реформе. А поскольку для проведения реформ сверху, особенно внедрения нового, необходимо было усилить власть, то развитие отечественных производительных сил, сопровожда­ясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке истории и шло в основном в сторону уничтожения институтов гражданского об­щества. Одним словом, реформы Петра I заморозили позитивные в це­лом процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение тому - разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, а так­же к все возрастающему вмешательству государства в частные дела крестьянства.

  4. Своеобразие исторического пути развития России состо­яло еще и в том, что поток нововведений реанимировал в ос­новном устаревшие и реакционные формы социальной жизни. Это приводило к замедлению общественных процессов, пре-вРащая Россию в страну постоянно догоняющего развития.


  1. Авторитарно-деспотические начала государственной власти, приводили, в конечном счете, к долговременному укрепле­нию деспотизма. В свою очередь, вследствие замедленного из-за деспотического режима развития необходимы были но­вые реформы. Такие повторяющиеся циклы стали типологи­ческой особенностью исторического пути развития России.

  2. Социальные технологии Нового времени и современности стали не столько средствами сохранения традиций, сколько важнейшими инструментами постоянного обновления обще­ственной системы. Им свойственна выработка нового знания и воплощение его в эффективные формы социальной жизне­деятельности. Если раньше технологические формы сменя­лись от цивилизации к цивилизации, от формации к формации, от эпохи к эпохе, то в XX в., когда обновление общественной жизни стало охватывать целые континенты, социальные тех­нологии рождались и внедрялись постоянно; кроме того, со­кратились сроки их функционирования, благодаря чему науч­ное знание постоянно проникает в общественный организм. Сфера же традиционных (рутинных) социальных технологий на современном этапе начинает постоянно и динамично су­жаться.

  3. В ходе исторического общественного развития традицио­налистские социальные технологии отнюдь не исчезают бес­следно. Они постоянно модернизируются и совершенствуют­ся, приобретая иное содержание, но, что весьма важно, уже перестают доминировать и занимать главное место в социаль­но-технологическом укладе общества. Современные же со­циальные технологии, или модернистские, ориентированные на инновационный вектор общественного развития, занимают доминирующие позиции в социально-технологическом укладе современного общества.

  4. Эти типы социальных технологий существенно отличают­ся друг от друга прежде всего по качественным параметрам (табл. 2).

  5. Однако, осмысливая генезис и исторический путь разви­тия практических основ социально-технологической деятель­ности, следует обратить внимание:

  • во-первых, на то, что технологический подход к обще­ству сформировался в XX в. под воздействием индустриали­зации производства и научно-технической революции;

  • во-вторых, предпосылки технологического подхода в практической жизни общества появились уже в древних об­ществах, однако они носили фрагментарный и ненаучный ха­рактер;


  1. • в-третьих, технологизация представляет собой не прос-' Важную черту современного общества, а форму развития Функционирования в нем социальной жизни людей;

  1. • в-четвертых, общество не может быть полностью тех-нологизированным; в нем всегда будет оставаться широкая сфера вероятностного, спонтанного и нетехнологического развития определенных областей социальной жизнедеятель­ности.

  2. Современная социально-технологическая доктрина, сфор­мировавшаяся в середине XX в., дала мощный толчок раз­витию направлений практического осмысления и внедрения социальных технологий.

  3. Первое направление практической технологизации было связано с революционными потрясениями и попытками реа­лизовать утопически-патерналистские модели развития обще­ства, построенные на принципах уравнительной справедливос­ти, государственной собственности. Стремление реализовать технологии строительства социализма и коммунизма обеспе­чило довольно быстрый прогресс ряда стран, с точки зрения аграрно-индустриального развития. Однако эти завоевания дались этим странам большой ценой и в конечном итоге так и не привели их к вечному благополучию. Дело в том, что во второй половине XX в. в мире началась широкомасштабная научно-техническая революция, развитие которой потребова­ло полной реализации индивидуальной творческой свободы человека, а также достижения цивилизованного уровня обще­ственного потребления. Формально провозгласив целью соци­алистического общества благосостояние всех людей, что, по сути, означало принадлежность практически всего населения к среднему классу, уравнительный социализм не смог обес­печить людям широкого доступа к товарам первой жизненной необходимости.

  4. Второе направление практической технологизации было реализовано в наиболее развитых странах Западной Евро­пы и Америки. Оно связано с развитием рыночных отноше­ний и демократии, которые обеспечивали снятие социальных конфликтов, развитие среднего класса, снижение уровня и су­жение масштабов бедности, а также повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом. В какой-то мере это направление было своеобразной реакцией на социалисти­ческий тоталитаризм.

  5. В 20-30-х годах XX в. страны Запада столкнулись с мощ­нейшим социально-экономическим кризисом. Стремление найти выход из него побуждало их к кардинальной модерни­зации социально-экономических процессов, а также к учету человеческого фактора в системе производственных отно­шений.

  6. Довольно интересные социально-технологические процес­сы проходили и в Западной Европе, особенно в послевоенные годы. Они были связаны с восстановлением экономики и об­щественной жизни.

  7. В 60-х годах XX в. значительно расширилось использова­ние социальных технологий и возросло их многообразие, что способствовало интенсивной технологизации и гуманизации прежде всего социальной сферы, государственного управле­ния и особенно местного самоуправления, которое все боль­ше превращалось в своеобразную технологическую систему оказания разных услуг населению.

  8. В современных условиях возникает вполне правомер­ный вопрос: существуют ли пределы технологизации обще­ства и каковы ее практические возможности? Этот довольно простой, на первый взгляд, вопрос на самом деле доволь­но сложен. Он сопряжен со множеством различных обсто­ятельств, одни из которых способствуют технологизации, а другие, наоборот, создают препятствия на этом пути. Од­нако вполне однозначно можно сказать, что полная техноло­гизации социальной жизнедеятельности человека, общества, социального пространства в целом практически невозможна, ибо она считается завершающим процессом в становлении социальной деятельности, который включает ее оптимиза­цию, алгоритмизацию и повышение эффективности. В связи



  1. с этим полная технологизация, по сути, означает конец вся­кой социальной деятельности, а значит, и прекращение раз­вития общества.

  2. Таким образом, с момента появления общественной пот­ребности до ее тиражирования происходят постоянный поиск и практическое становление социальных технологий. Это оз­начает, что полностью технологизировать всю общественную жизнедеятельность практически невозможно.

  3. Дополнительными и весьма важными препятствиями на пути формирования социальных технологий (особенно жест­ких и антигуманных) являются такие социальные барьеры, как право, мораль, демократия, религия и даже наука, которая од­ной рукой устраняет эти препятствия, а другой создает их. Так, | мораль и демократия требуют «безвредности» социальных технологий, а также их обстоятельной проверки на практике Религия также сдерживает посягательство социальных техн~ логий на сферу внутреннего мира личности, индивидуальна неповторимость которой ставит перед социальной технолог зацией практически неразрешимую, а порой и бессмысленну задачу - создание персональных технологий.

  4. Заметим, что практическое развитие социальных технол гий определяется прежде всего потребностями людей, кот рые расширяют возможности технологизации общества. В же время люди создают определенные препятствия на пути их развития. Естественное желание человека жить лучше, рац ональнее, а также реализовывать себя эффективнее, несо ненно, расширяет пространство практического использования социальных технологий.

  5. Наряду с этим развитие социальных технологий предопр делено тремя взаимосвязанными процессами.

  6. 1. Усиление роли социальной сферы в жизни обществ увеличение ее значимости, масштабов и влияния на друг' сферы, что существенно расширяет поле социально-технол гической деятельности.

  1. Рационализация людьми практических условий своей жизнедеятельности, а также формирование более удобного, качественного и человечного комплекса услуг.

  2. Рост научной, методологической и технической осна­щенности общества, что открывает невиданные ранее воз­можности социальной рационализации и создания наиболее благоприятных условий для самореализации человека.

  1. Вместе с тем в обществе проявляются и факторы, воздей­ствующие на технологические процессы негативно. К ним, на наш взгляд, можно отнести те, которые проистекают из нерав­номерности развития общества. Например, в последнее время бурно развиваются технико-технологическая и особенно ин­формационная сферы, но относительно медленно происходит нравственное и правовое совершенствование человечества. С точки зрения морали и духовности, современное общество во многом оказалось неподготовленным к гуманному исполь­зованию достижений науки и технического прогресса. Поэтому возникает множество глобальных и особенно экологических проблем, которые подталкивают развитие и практическое ис­пользование антикризисных социальных технологий.

  2. Особая проблема на современном этапе - это развитие социальной культуры общества, прежде всего социологичес­кой, социально-психологической, управленческой, инженер­ной, инновационной и т. п. Сказывается и существенная не­хватка подготовленных специалистов в области социальных технологий, и неустойчивость тенденций демократических преобразований в посттоталитарных государствах. В резуль­тате этого между возможностями и препятствиями на пути внедрения новых социальных технологий идет постоянная орьба, которая либо сужает, либо расширяет пространство х практического применения и использования.

  3. Между тем человечество постоянно прилагает немалые уси-

  4. по выработке безопасной зоны для практического примене-Ия социальных технологий. Ясно, что ограничить и нормировать