Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
Пенсионный фонд - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основные задачи ПФ РФ:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Фонд социально страхования создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Данные фонды осуществляют свою деятельность, опираясь на законодательство Российской Федерации. Их подразделения подразделяются на: управление в федеральном округе; отделения в субъектах РФ; управления в городах и районах.
Начнем пожалуй с самого важного подразделения – это подразделение осуществляющее управление в федеральных округах. Её важнейшей задачей является: координация деятельности отделений фондов с субъектах РФ; анализ и прогнозирование ситуации в федеральном округе. Стоит уточнить, что вид ситуации зависит от конкретных задач фонда; иные задачи, входящие в компетенцию фонда.
Отделения в субъектах РФ в свою очередь обязаны осуществлять следующие задачи: исполнение бюджета отделения, который в свою очередь устанавливается правлением фонда; руководить и осуществлять контроль за деятельностью управления фонда в городах и районах; осуществлять прием граждан, рассматривать их предложения, заявления, жалобы по вопросам относящиеся к компетенции отделения;
Управление фонда в городах и районах в свою очередь осуществляет работу по взаимодействию с гражданами, оказанием им надлежащих услуг и выполнением поставленных задач.
Таким образом мы можем наблюдать, что структура и деятельность фондов представляет собой сложную систему, в которой важной задачей является функционирование всех его подразделений.
2.2 Инновации в сфере социального обеспечения
Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, следовательно, поддержка инновационной деятельности всегда будет актуальной задачей нашего государства, так как это поможет оптимизировать систему социального обеспечения и в следствии этого улучшить качество жизни населения.
Инновация представляет собой процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное определение можно применить как к работе организации и её сотрудникам, так и к технологиям и средствам работы. Каждая инновация начинает свой путь с идеи, но определённая идея должна быть не только хорошей, но еще и реализуемой. Процесс внедрения инновации можно представить из следующих этапов:
В первый этап входят фундаментальные, поисковые исследования, теоретические и экспериментальные работы. На нем этапе происходит разработка концепции идеи и оценка её технической осуществимости.
Во второй этап входят прикладные исследования и разработки.
На данном этапе формируется моделирование и проработка функций, а это в свою очередь значит, что прорабатываются все наиболее оптимальные пути для реализации данной инновации, помимо этого ещё рассматриваются и функции, которые будет выполнять данное нововведение. Обязательно рассматриваются и прогнозируются как благоприятное развитие событий, так и противоположное ему. И только после всего вышеперечисленному можно приступать к третьему этапу.
На завершающем, третьем этапе проходит тестирование и внедрение инновации
Данный этап является наверное одним из самых важных, так как на данном этапе проходит тестирование инновации.
Некоторые граждане, которые имели право на получения социальных услуг зачастую забывали взять с собой необходимые документы, или-же работник УСЗН забывал сообщить им о том какой документ для него потребуется и людям (зачастую пожилым) приходилось идти или домой за данным документом, или в другое учреждение. К примеру это может быть справка о составе семьи или-же технический паспорт жилого помещения. И так, можно попытаться решить проблему следующим путем: создать общую базу данных с последующей возможностью подключения к ней и считывания необходимой информации. Ключом доступа к которой будет обычная электро-магнитная пластиковая карта со своим уникальным ID и паролем. Данная система будет работать следующим образом. Гражданину, который пожелает подключиться к данной системе направляется в специальный пункт приема заявлений, составляет заявление, одновременной предоставляя сотруднику документы удостоверяющие личность. Сотрудник в центре приема заявлений в свою очередь принимает заявление гражданина и после этого формирует на общем сервере базу данных заявителя. По своему усмотрению в будущем гражданин сможет занести в уже сформированную базу данных дополнительные сведения. К примеру это может быть тот-же технический паспорт жилого помещения и т.д. Так-же данную базу данных можно будет синхронизировать с базой данных налоговой или других организаций. Допустим, гражданину Иванову понадобится справка из налоговой об отсутствии задолженностей. И чтобы получить необходимую информацию о его задолженностях, специалист в центре социального обеспечения просит Иванова предоставить его электронную карту, затем после идентификации, специалист посылает запрос на сервер налоговой, на нем данный запрос обрабатывается, проверяются платежи Иванова и при отсутствии или наличии задолженностей, специалист получает имеющуюся информацию и продолжает свою работу. Данная технология работы с документами сможет применяться не только в сфере социального обеспечения, но и в других, тем самым поможет автоматизировать работу с документацией граждан.
Разумеется, данную систему сложно реализовать и ещё неизвестно подойдет ли она гражданам и именно для этого существует такой этап как тестирование. Данный элемент реализации инновации очень важен, ведь никто не будет сразу вводить подобную электронную базу данных. Чтобы проверить её работоспособность для тестирования скорее всего будет выбран один из регионов или областей России. После этого, во внимание будут приняты следующие факторы: спрос на данную инновацию;
- мнение граждан;
- проблемы, связанные с работой и реализацией данной системы.
Если все этапы создания инновации выполняются успешно, то она вполне успешно может быть внедрена в систему социального обеспечения.
Инновации в социальной сфере в основном касаются следующих видов социальной составляющей жизни населения:
- занятость, доходы и качества жизни населения;
- здравоохранения, материнства и детства, сбережения жизни людей;
- всех видов и форм образования;
- культуры и досуга;
- социальной защиты;
- обеспечения прав граждан на жилье;
- общественной безопасности;
- охраны окружающей среды;
- работа с беженцами и вынужденными переселенцами;
- общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.
Для расширения качественных социальных услуг социального сервиса требуется серьезная государственная поддержка социальных учреждений, выступающих центром по разработке и внедрению инновационных методов и технологий в работе с разными группами населения. Источники финансирования инновационной деятельности таких учреждений могут быть как внешние, так и внутренние.
Внешнее финансирование предполагает привлечение средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Внутренние источники финансирования инновационной деятельности социальных организаций могут включать в себя часть прибыли организации, часть амортизационных отчислений, акционерный капитал и т.д. Широкое распространение в ряде регионов России имеют также полное или частичное финансирование на конкурсной основе инновационных программ и проектов за счет средств бюджета региона; предоставление бюджетных ссуд на реализацию социальных инноваций. Важное значение приобретает разработка и внедрение в деятельность социальных служб нормативно-правовых документов, способствующих развитию инновационной деятельности в регионах.
Однако при реализации инноваций в социальной сфере необходимо учитывать особенности, связанные некоммерческим характером отношений. Как известно, модель финансирования некоммерческой организации основана на бюджете (внешние средства), а не прибыли (собственные средства). Кроме того, некоммерческая организация имеет большое количество заинтересованных сторон, что при социальной специфике деятельности снижает потенциал нововведений. Нацеленность деятельности некоммерческих организаций на достижение определенных идеалов затрудняет оценку их деятельности с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Именно этими особенностями определяются трудности воплощения инноваций в социальной сфере.