Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);
  • Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);
  • Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).

Денежные средства из этих фондов направляются на: Пенсионный Фонд (ПФ) — выплата пенсий; пособие на погребение умерших пенсионеров;

Фонд Социального Страхования (ФСС) — на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) — на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

Третий признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

Четвертый признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

Пятый признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.


Шестой признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

1.2 Определение системы социального обеспечения

Разобрав общее понятие социального обеспечения и определяя её систему нужно исходить из того, что под системой понимается множество элементов, образующих определенное единство

В основе определения системы социального обеспечения и выделении ее отдельных элементов могут быть заложены следующие критерии: форма организации; круг лиц; виды обеспечения; условия предоставления социального обеспечения; размеры обеспечения и т. д.

Например, по формам организации систему социального обеспечения можно представить в виде двух элементов:

  • обязательное социальное страхование (ОСС);
  • социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Чаще всего в научной литературе систему социального обеспечения делят по видам социального обеспечения. Эти виды в свою очередь тоже являются системами. Система социального обеспечения состоит из: Пенсионной системы; системы социальных пособий и социальных компенсационных выплат; системы социально обслуживания; системы медицинской помощи и лечения; системы государственной социальной помощи; системы социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы являются составляющими элементами российской системы социального обеспечения и регулируются нормами ПСО.


Государственная пенсионная система в РФ в настоящее время не имеет единства. Согласно действующему пенсионному законодательству она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • государственное пенсионное обеспечение.

Законодатель провел такое деление исходя из существующей организации финансирования пенсионного обеспечения.

Исходя из этого назовем эти две системы следующим образом: страховая пенсионная система; бюджетная пенсионная система.

Страховая пенсионная система — система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, которая направлена на возмещение гражданам заработка или других доходов, получаемых ими до установления пенсии в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная же пенсионная система — это система правовых, экономических, организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, либо компенсация вреда, нанесенного им здоровья при прохождении военной службы, в результате радиационных, техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионное обеспечение; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.


В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет Пенсионного Фонда (ПФ). Он формируется из разных источников, основным является — уплата страховых взносов, а также ассигнования из федерального бюджета, суммы пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета фонда — добровольные взносы физических и юридических лиц.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включающего: федеральный, региональный и местный бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Различие пенсионных систем можно наблюдать и по категориям лиц, обеспечивающихся пенсиями.

Страховая пенсионная система охватывает граждан, застрахованных ОПС, которые имеют право на трудовые (страховые) пенсии. К этим гражданам относятся:

  • граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частная практика);
  • граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • граждане, являющие членами родовых семейных общин малочисленных народов севера, занятые традиционными отраслями хозяйства;
  • лица, работающие за пределами территории РФ, если они выплачивают страховые взносы.

Если же говорить о праве на получение пенсий по бюджетной пенсионной системе, то на них имеют право только граждане России, к ним относятся:


  • федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ, государственные служащие местного самоуправления (МСУ);
  • военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники ВОВ, участники боевых действий;
  • пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и нетрудоспособные граждане, не имеющие прав на трудовые (страховые) пенсии.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии (страховые и бюджетные) устанавливается одна пенсия по их выбору (исключение составляют только несколько категорий граждан, например, участники ВОВ).

По страховой пенсионной системе в настоящее время назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.

По бюджетной пенсионной системе назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия за выслугу лет;

4) социальная пенсия.

Условия предоставления пенсий

Условия предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, которым они назначаются.

Право на пенсию по страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории ее получателей. Право на трудовую пенсию по старости имеют:

  • мужчины, достигшие возраста 60 лет
  • женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 5 лет.

Для некоторых категорий граждан трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е. со снижением возраста. Это право возникает у граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, работавших в особых природно-климатических условиях, являвшихся безработными перед назначением пенсии или имевших особе медико-биологические особенности.