Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
Страховые пособ ия выплачи ваются из б юджетов Фо нда социал ьного стра хования (ФСС) и Пе нсионного фо нда (ПФ). К стр аховым пособ иям относитс я: пособие по вре менной нетру доспособност и; пособие по бере менности и ро дам; пособ ие женщина м, вставши м на медиц инский учёт в р анние срок и беременност и; пособие пр и рождении ребе нка; пособ ие по уходу з а ребенком до 1,5 лет; пособ ие на погребе ние.
Все осталь ные пособи я относятс я к бюджет ным.
Существующую в Росс ии систему ме дицинской по мощи и лече ния можно р азделить н а следующие в иды:
- медицинская по мощь по систе ме ОМС;
- медицинская по мощь по систе ме ДМС;
- медицинская по мощь за счет асс игнований из фе дерального б юджета;
- Платная ме дицинская по мощь.
Те виды ме дицинской по мощи, котор ые граждане по лучают как б ы бесплатно, н азываются со циальными. К н им относятс я: социаль ная медици нская помо щь; социал ьная лекарст венная помо щь; санаторно-курортное лече ние.
В свою очере дь эти вид ы медицинс кой и иной по мощи можно р азделить н а отдельные ч асти.
Социальная ме дицинская по мощь состо ит из: пер вичная мед ико-санитар ная помощь; с корая меди цинская по мощь; специализированная ме дицинская по мощь; меди ко-социаль ная помощь гр ажданам, стр адающим со циально зн ачимыми забо леваниями; медико-социальная по мощь гражд анам, стра дающим забо леваниями, пре дставляющи ми опасност ь для окру жающих.
Социально-лекарственная по мощь гражд анам включ ает в себя: бесплатную ле карственну ю помощь; лекарственную по мощь, предост авляемую со с кидкой от по лной стоимост и лекарств.
Санаторно-курортное лече ние включает в себ я: санаторно-курортное лече ние в санатор иях общего проф иля; санатор но-курортное лече ние в спец иализирова нных санатор иях; санатор но-курортное лече ние в санатор иях-профил акториях; с анаторно-курорт ное лечение в п ансионатах.
Говоря о с истеме соц иальной по мощи, следует от метить, что д анный вид с амостоятел ьного соци ального обес печения по является в Росс ии с 2000 г пос ле приняти я закона о госу дарственно й социально й помощи.
Государственная со циальная по мощь осущест вляется в Росс ии в 2 вид ах: государственная со циальная по мощь в связ и с бедност ью (для ма лоимущих се мей, малои мущих одино ко прожива ющих гражд ан); государственная со циальная по мощь в связ и с монетиз ацией льгот (участники ВО В. инвалидо в, чернобы льцев и др.).
Социальная по мощь в связ и с бедност ью осущест вляется за счет сре дств бюджето в субъекто в РФ, получ ателями та кой социал ьной помощ и являются м алоимущие се мьи и мало имущие оди ноко прожи вающие гра ждане, котор ые по неза висящим от н их причина м имеют сре днедушевой до ход ниже ве личины про житочного м инимума, уст ановленного в соот ветствующе м субъекте РФ.
Эта социал ьная помощ ь назначаетс я на основ ании заявле ния гражда нина или се мьи, подан ного в орг ан социаль ной защиты н аселения по месту ж ительства. Эт а социальн ая помощь осу ществляетс я в следую щих 2 вида х: денежные в ыплаты (со циальные пособ ия, субсид ии); натуральная по мощь (проду кты питани я, одежда, обу вь, медика менты и др ).
Размер соц иальной по мощи опреде ляется орг анами испо лнительной в ласти субъе кта РФ в з ависимости от е го финансо вых возмож ностей.
Государственная со циальная по мощь в связ и с монетиз ацией льгот н ачала предост авляться в н ашей стране с 2005 г. Мо нетизация л ьгот - заме на натурал ьных льгот н а денежные ко мпенсации. Эт а социальн ая помощь пре доставляетс я в виде н абора соци альных услу г, те. в н атуральной фор ме за счет фе дерального б юджета для фе деральных л ьготников и з а счет бюд жета субъе ктов РФ дл я регионал ьных льгот ников.
В набор со циальных ус луг включа ются: дополнительная бес платная ме дицинская по мощь, в то м числе обес печение ле карствами; предоставление путе вки на сан аторно-курорт ное лечение; бес платный проез д на пригоро дном желез нодорожном ( ж/д) транс порте и на ме ждугородне м транспорте к месту лече ния и обрат но.
От этих ус луг можно от казаться и в место них по лучать ден ьги.
В России н а всех эта пах ее раз вития предост авлялись р азнообразн ые льготы и пре имущества от дельным кате гориям гра ждан. К чис лу таких гр аждан относ ились: слу жащие воен ный, правоо хранительно й и гражда нской служб ы, Защитни ки Отечест ва, лица, и меющие зас луги перед госу дарством и со циально ос лабленные гру ппы населе ния. Социа льные льгот ы для таки х лиц явля ются формо й обществе нного и госу дарственно го признан ия их заслу г, а также фор мой их соц иальной по ддержки.
Долгое вре мя льготы и мели натур альный хар актер, напр имер, обес печение бес платным тр анспортом, бес платная уст ановка телефо на, льготы по о плате жиль я и коммун альных услу г, бесплат ное предост авление жи лья, беспл атный проез д на городс ком транспорте.
С 01.01.2005 г м ногие ранее су ществовавш ие льготы б ыли замене ны на дене жные выплат ы. Понятие л ьгота было з аменено тер мином мера со циальной по ддержки». Ф инансирова ние гражда нам мер со циальной по ддержки в з начительно й степени б ыло переда но субъект ам РФ. Отде льные натур альные льгот ы были сохр анены толь ко для герое в СССР и Росс ии и в натур альном виде ост ались такие л ьготы как: протез ноортопедичес кая помощь, те хническая ре абилитация и нвалидов.
Дополнительно к мер ам социаль ной поддер жки (бывши м натураль ным льгота м) в Росси и установле ны социаль ные преиму щества – до полнительн ые блага, котор ые предост авляются гр ажданам с учето м их особо го физиоло гического состо яния (пенс ионеры, ин валиды) и з анимаемого и ми положен ия в общест ве (ветера ны войны и тру да). Социа льные преи мущества про являются в пр аве на внеочере дное предост авление ил и обслужив ание при по лучение ка ких-либо б лаг.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Работа фондов социального страхования
В нашем государстве реализацией данной системы возлагается на специализированные фонды. Существуют следующие виды данных организаций:
- фонд обязательного медицинского страхования;
- фонд пенсионного страхования;
- фонд социального страхования;
Управлением данными фондами занимается коллегиальный орган, то есть правление. Оно выполняет следующие функции:
- утверждает годовой бюджет фонда и сметы расходов на административные нужды и уплату труда работников;
- определяет перспективные и текущие задачи развития системы;
- утверждает организационную структуру и численность штата всех подразделений;
- решает другие вопросы, входящие в компетенцию данного органа.
Правление фонда не является постоянным действующим органом, его заседания проходят периодически. Поэтому для нормального функционирования создается постоянно действующий орган, который назначается исполнительной дирекцией. Её возглавляет назначаемый правлением исполнительный директор. Исполнительная дирекция включает в себя департаменты, управления, отделы, которые выполняют определенные функции. Она и решает следующие основные задачи:
- формирование бюджетной политики фонда и контроль за её проведением;
- прогнозирование и анализ финансовых ресурсов;
- оперативное перераспределение ресурсов фонда между его региональными органами;
- ведение бухгалтерского учета и отчетности;
- прогнозирование долгосрочного развития системы.
Поскольку цели и виды деятельности данных фондов отличается друг от друга, и осуществляются в разных сфера, то следует подробно остановиться на каждом из них фондов.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Датой создания является 24 февраля 1993 года в связи с постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
И так, федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях.
Основными задачами фонда обязательного медицинского страхования являются:
- обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
- создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.
Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования выполняют роль центральной финансирующей организации в страховой медицине. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи.