Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДЕЛЬ {фр., через ит., от лат. «мера, образец») — 1) натурщик, позирующий художнику или скульптору во время работы над произведением; этим же словом имену­ ются животные и предметы, главным образом в натюр­ морте или как детали картины; 2) скульптурный ориги­ нал из глины или воска, с которого снимается форма — гипсовый или восковой слепок, — а с неё, в свою очередь, оригинал, переводят в металл

М О Д Е Р Н

 

(фр.

«новей­

ш и й , с о в р е м е н н ы й » )

(ар

нувб, югендстиль) — стилевое

направление

в

европейском

и а м е р и к а н с к о м

искусстве

к о н ц а XIX — начала XX в.

Представители

этого стиля

стремились преодолеть при­

сущее художественной

куль­

туре XIX в. поверхностно-де­

коративное использование и

смешение стилей

историче­

ского прошлого (см. Эклек­

тизм). В формировании изоб­

разительного

и

декоративно­

го искусства стиля

М. приняли участие такие выдающиеся

х у д о ж н и к и ,

к а к

ф р а н ц у з с к и е ж и в о п и с ц ы П . Гоген и

М. Дени, русские живописцы М. А. Врубель, В. Э. БорисовМусатов, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, А. Я. Головин, С. В. Ма­ лютин; одним из основоположников М. является гениаль­ н ы й английский график О. Бердслей (1872—1898 гг.).

М О Д Е Р Н И З М (фр., от «новейший, современный) — общее обозначение направлений искусства и литературы кон­ ца XIX — начала XX в. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, фу­ туризм, экспрессионизм, абстракционизм и т. п.). В основу многих проявлений М. легли настроения безнадёжности,


н е п р и я т и я р е а л ь н о й ж и з н и , культ к р а с о т ы , к а к един­ с т в е н н о й ц е н н о с т и , и н д и в и д у а л и з м , д е м о н с т р а т и в н о е пренебрежение к социальным проблемам. Первым модер­ н и с т с к и м н а п р а в л е н и е м был кубизм, завершил форми­ рование модернистского искусства сюрреализм. В середи­ не XX в. ведущая роль в М. утвердилась за абстрактным искусством, которое уже в 20—30-х гг. стало претендовать на особую роль. Во 2-й половине 50-х гг. появилось новое модернистское направление — поп-арт (общедоступное ис­ кусство).

М О Н О Т И П И Я (от гр. «один» и «отпечаток») — вид печатной графики, в котором с каждой ф о р м ы получают только один оттиск; краски наносят кистью непосредст­ венно на металлическую пластину с последующей печа­ тью под давлением на прессе. М. может сочетаться с тех­

н и к о й

офорта и по мягкости цветового р е ш е н и я напо­

минает

акварель.

Монотипия. Слева: Е. С. Крутикова. Букет из роз. 1911. Справа: К. И. Рудаков. Женщина в кресле. 1932

М О Н У М Е Н Т (лат., от «напоминать») — скульптурное или архитектурное сооружение в память какого-либо со­ бытия или лица; памятник.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ Ж И В О П И С Ь - ж и в о п и с н ы е произведения большого масштаба, связанные с архитек­ турой к а к к о н с т р у к т и в н о (живопись на стенах, сводах, столпах и т. д.), так и образно. Основные разновидности М. ж. — мозаика и фреска — возникли ещё в античном искусстве, а затем получили большое развитие в средние века и в эпоху Возрождения (росписи М и к е л а н д ж е л о в С и к с т и н с к о й капелле, ф р е с к и Р а ф а э л я в В а т и к а н с к о м дворце, настенная живопись Веронезе и др.). Выдающие­ ся образцы М. ж. — мозаичной и фресковой — оставило нам древнерусское искусство (фрески Дмитриевского со­ бора во Владимире, мозаики Софийского собора в Кие­ ве, ф р е с к и Киева, Новгорода, Пскова, М о с к в ы ) . М . ж . тесно связана с архитектурой — она обращается одно­ временно к массе людей, поэтому требует особого строя художественных форм: ясности и лаконизма композиции, чёткости и обобщённости рисунка, использования боль­ ших цветовых масс.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА - монументы, памятники, установленные в честь определённого лица или события, однофигурные и многофигурные скульптурные или архитектурно-скульптурные комплексы, выступающие в единстве с окружающей средой — архитектурной или природной. Произведения М. с. рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долговременное существова­ ние в природной среде, поэтому они выполняются из са­ мых прочных материалов — гранита, бронзы и т. п. Чтобы подчеркнуть выразительность монумента, его, как пра­ вило, устанавливают на постамент — основание значитель­ ных размеров. В М. с. находят применение как круглая скуль­ птура, так и рельеф.


МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ - черты величественности, строгости, простоты, присущие целому ряду явлений изоб­ разительного искусства. Следует различать понятия «мо­ нументальное искусство» и «монументальность в искус­ стве». П р и з н а к и М. могут быть свойственны станковым произведениям, если для них характерны сдержанность, стремление к обобщённым и л а к о н и ч н ы м решениям ху-

дожественных задач; в то же время произведения мону­ ментального искусства в некоторых случаях могут не об­ ладать качеством монументальности, а иметь исторический или жанрово-бытовой характер.

М О Т ИВ {фр., от с.-лат. «подвижный») — в изобрази­

тельном искусстве

единичное явление,

служащее

предме­

том изображения (чаще

всего картина природы). Термин

относится к а к к

самой

натуре, так и

к её изображению

художником.

 

 

 

 

М Р А М О Р {лат., от гр. «блестящий

камень»)

— кри­

сталлическая горная порода, со времён античности исполь­ зующаяся как материал для скульптуры и архитектуры. Древнегреческие скульпторы особо ценили белый парос­ ский М. (по названию острова Парос в Эгейском море); в эпоху Возрождения в Италии ваятели работали с каррар­ ским М. (по названию города Каррара, близ которого были расположены каменоломни) . Добывался также не только привычный нам белый М., но и М. зелёный левантийский, серый гиметтский, жёлто-зо­ лотистый сиенский, а также узорчатые М. и др.

МУЛЯЖ {фр. «литьё, фор­ мовка», от глагола «отливать в форму») — слепок из гли­ ны, воска и других материа­ лов, точно передающий фор­ му предметов. М. применяет­ ся в музейных э к с п о з и ц и я х

И Т . п.^

МЯГКИЙ ЛАК — техника

выполнения углублённой гра­ вюры, при которой изображе­ ние рисуется на бумаге, по­ ложенной на покрытую жир -



н ы м лаком металлическую доску; в местах нажима лак при­ стаёт к бумаге, обнажая поверхность металла для травле­ ния . В результате получается эффект карандашного рисунка.

Н

НАБРОСОК — рисунок с натуры,

м г н о в е н н о

фикси­

рующий зрительное воспри­

ятие чего-либо. Характерная

особенность Н.

простота,

о б о б щ ё н н о с т ь

в

передаче

формы объекта. Н. и зарисов­

ки в зависимости

от

цели,

- задач, условий выполняют­

ся самыми различными спо­

с о б а м и

 

(линиями,

 

тоном,

п я т н о м ) и материалами —

э т о г р а ф и т н ы е

карандаши

различной

мягкости,

цвет­

н ы е карандаши, тушь (ки­

стью м о к р о й

и сухой,

а

также

пером),

соус (мокрый и сухой), сангина, пастель,

однотонная

акварель, уголь

(древесный

и п р е с с о в а н н ы й ) ,

мел

(на тонирован­

ной бумаге,

картоне).

 

 

 

 

Н А Р Ы Ш К И Н С К О Е БАРОККО -

см. Барокко русское.

НАСКАЛЬНАЯ Ж И В О П И С Ь (писа­ ницы, петроглифы) — древние (от палео­ лита д о с р е д н е в е к о в ь я ) и з о б р а ж е н и я людей, животных, сцен охоты, обрядо­ вых танцев и т. п. на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом и др.