ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
МОДЕЛЬ {фр., через ит., от лат. «мера, образец») — 1) натурщик, позирующий художнику или скульптору во время работы над произведением; этим же словом имену ются животные и предметы, главным образом в натюр морте или как детали картины; 2) скульптурный ориги нал из глины или воска, с которого снимается форма — гипсовый или восковой слепок, — а с неё, в свою очередь, оригинал, переводят в металл
М О Д Е Р Н |
|
(фр. |
«новей |
|
ш и й , с о в р е м е н н ы й » ) |
(ар |
|||
нувб, югендстиль) — стилевое |
||||
направление |
в |
европейском |
||
и а м е р и к а н с к о м |
искусстве |
|||
к о н ц а XIX — начала XX в. |
||||
Представители |
этого стиля |
|||
стремились преодолеть при |
||||
сущее художественной |
куль |
|||
туре XIX в. поверхностно-де |
||||
коративное использование и |
||||
смешение стилей |
историче |
|||
ского прошлого (см. Эклек |
||||
тизм). В формировании изоб |
||||
разительного |
и |
декоративно |
||
го искусства стиля |
М. приняли участие такие выдающиеся |
|||
х у д о ж н и к и , |
к а к |
ф р а н ц у з с к и е ж и в о п и с ц ы П . Гоген и |
М. Дени, русские живописцы М. А. Врубель, В. Э. БорисовМусатов, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, А. Я. Головин, С. В. Ма лютин; одним из основоположников М. является гениаль н ы й английский график О. Бердслей (1872—1898 гг.).
М О Д Е Р Н И З М (фр., от «новейший, современный) — общее обозначение направлений искусства и литературы кон ца XIX — начала XX в. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, фу туризм, экспрессионизм, абстракционизм и т. п.). В основу многих проявлений М. легли настроения безнадёжности,
н е п р и я т и я р е а л ь н о й ж и з н и , культ к р а с о т ы , к а к един с т в е н н о й ц е н н о с т и , и н д и в и д у а л и з м , д е м о н с т р а т и в н о е пренебрежение к социальным проблемам. Первым модер н и с т с к и м н а п р а в л е н и е м был кубизм, завершил форми рование модернистского искусства сюрреализм. В середи не XX в. ведущая роль в М. утвердилась за абстрактным искусством, которое уже в 20—30-х гг. стало претендовать на особую роль. Во 2-й половине 50-х гг. появилось новое модернистское направление — поп-арт (общедоступное ис кусство).
М О Н О Т И П И Я (от гр. «один» и «отпечаток») — вид печатной графики, в котором с каждой ф о р м ы получают только один оттиск; краски наносят кистью непосредст венно на металлическую пластину с последующей печа тью под давлением на прессе. М. может сочетаться с тех
н и к о й |
офорта и по мягкости цветового р е ш е н и я напо |
минает |
акварель. |
Монотипия. Слева: Е. С. Крутикова. Букет из роз. 1911. Справа: К. И. Рудаков. Женщина в кресле. 1932
М О Н У М Е Н Т (лат., от «напоминать») — скульптурное или архитектурное сооружение в память какого-либо со бытия или лица; памятник.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ Ж И В О П И С Ь - ж и в о п и с н ы е произведения большого масштаба, связанные с архитек турой к а к к о н с т р у к т и в н о (живопись на стенах, сводах, столпах и т. д.), так и образно. Основные разновидности М. ж. — мозаика и фреска — возникли ещё в античном искусстве, а затем получили большое развитие в средние века и в эпоху Возрождения (росписи М и к е л а н д ж е л о в С и к с т и н с к о й капелле, ф р е с к и Р а ф а э л я в В а т и к а н с к о м дворце, настенная живопись Веронезе и др.). Выдающие ся образцы М. ж. — мозаичной и фресковой — оставило нам древнерусское искусство (фрески Дмитриевского со бора во Владимире, мозаики Софийского собора в Кие ве, ф р е с к и Киева, Новгорода, Пскова, М о с к в ы ) . М . ж . тесно связана с архитектурой — она обращается одно временно к массе людей, поэтому требует особого строя художественных форм: ясности и лаконизма композиции, чёткости и обобщённости рисунка, использования боль ших цветовых масс.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА - монументы, памятники, установленные в честь определённого лица или события, однофигурные и многофигурные скульптурные или архитектурно-скульптурные комплексы, выступающие в единстве с окружающей средой — архитектурной или природной. Произведения М. с. рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долговременное существова ние в природной среде, поэтому они выполняются из са мых прочных материалов — гранита, бронзы и т. п. Чтобы подчеркнуть выразительность монумента, его, как пра вило, устанавливают на постамент — основание значитель ных размеров. В М. с. находят применение как круглая скуль птура, так и рельеф.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ - черты величественности, строгости, простоты, присущие целому ряду явлений изоб разительного искусства. Следует различать понятия «мо нументальное искусство» и «монументальность в искус стве». П р и з н а к и М. могут быть свойственны станковым произведениям, если для них характерны сдержанность, стремление к обобщённым и л а к о н и ч н ы м решениям ху-
дожественных задач; в то же время произведения мону ментального искусства в некоторых случаях могут не об ладать качеством монументальности, а иметь исторический или жанрово-бытовой характер.
М О Т ИВ {фр., от с.-лат. «подвижный») — в изобрази
тельном искусстве |
единичное явление, |
служащее |
предме |
|
том изображения (чаще |
всего картина природы). Термин |
|||
относится к а к к |
самой |
натуре, так и |
к её изображению |
|
художником. |
|
|
|
|
М Р А М О Р {лат., от гр. «блестящий |
камень») |
— кри |
сталлическая горная порода, со времён античности исполь зующаяся как материал для скульптуры и архитектуры. Древнегреческие скульпторы особо ценили белый парос ский М. (по названию острова Парос в Эгейском море); в эпоху Возрождения в Италии ваятели работали с каррар ским М. (по названию города Каррара, близ которого были расположены каменоломни) . Добывался также не только привычный нам белый М., но и М. зелёный левантийский, серый гиметтский, жёлто-зо лотистый сиенский, а также узорчатые М. и др.
МУЛЯЖ {фр. «литьё, фор мовка», от глагола «отливать в форму») — слепок из гли ны, воска и других материа лов, точно передающий фор му предметов. М. применяет ся в музейных э к с п о з и ц и я х
И Т . п.^
МЯГКИЙ ЛАК — техника
выполнения углублённой гра вюры, при которой изображе ние рисуется на бумаге, по ложенной на покрытую жир -
н ы м лаком металлическую доску; в местах нажима лак при стаёт к бумаге, обнажая поверхность металла для травле ния . В результате получается эффект карандашного рисунка.
Н
НАБРОСОК — рисунок с натуры, |
м г н о в е н н о |
фикси |
||||
рующий зрительное воспри |
||||||
ятие чего-либо. Характерная |
||||||
особенность Н. — |
простота, |
|||||
о б о б щ ё н н о с т ь |
в |
передаче |
||||
формы объекта. Н. и зарисов |
||||||
ки в зависимости |
от |
цели, |
||||
- задач, условий выполняют |
||||||
ся самыми различными спо |
||||||
с о б а м и |
|
(линиями, |
|
тоном, |
||
п я т н о м ) и материалами — |
||||||
э т о г р а ф и т н ы е |
карандаши |
|||||
различной |
мягкости, |
цвет |
||||
н ы е карандаши, тушь (ки |
||||||
стью м о к р о й |
и сухой, |
а |
также |
пером), |
||
соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, |
||||||
однотонная |
акварель, уголь |
(древесный |
||||
и п р е с с о в а н н ы й ) , |
мел |
(на тонирован |
||||
ной бумаге, |
картоне). |
|
|
|
|
Н А Р Ы Ш К И Н С К О Е БАРОККО -
см. Барокко русское.
НАСКАЛЬНАЯ Ж И В О П И С Ь (писа ницы, петроглифы) — древние (от палео лита д о с р е д н е в е к о в ь я ) и з о б р а ж е н и я людей, животных, сцен охоты, обрядо вых танцев и т. п. на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом и др.