ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
масляная |
живопись, |
о д н а к о и з в е с т н ы К., и с п о л н е н н ы е |
темперойк |
другими |
материалами. |
КАРТОН (фр., от ит. «бумага») — 1) разновидность толстой, твёрдой, плотной бумаги; 2) подсобный рисунок, выполняемый в размере будущего произведения (фрески, ковра и т у п . ) .
КАРТУШ (фр., от ит. «свёр ток») — лепное или графическое украшение в виде не совсем раз вёрнутого свитка или щита, об рамлённого завитками, на кото ром помещаются надписи, эмбле мы, гербы и т. п.
КИСТЬ — 1) о с н о в н о й инст румент в живописи и многих ви дах графики. Изготавливается из обезжиренного волоса или шерсти животных. К. бывают самой разно образной формы: плоские и круг
лые, большие и маленькие, с острым к о н ц о м и обрезан ные, с д л и н н ы м волосом и с коротким, торчащие во все стороны, как веник, и отточенные, как игла. Они могут быть мягкими — из меха барсука, белки, куницы и др., и жёсткими — из свиной щетины . Ш и р о к и е плоские К. на короткой ручке — ф л е й ц ы — чаще всего делают из ще т и н ы . И м и у д о б н о п р о к л е и в а т ь и г р у н т о в а т ь холст, покрывать картину лаком; их используют в декоративнооформительской работе. Щ е т и н н ы е К. предназначены для работы масляными красками, но могут быть использова
ны в ж и в о п и с и |
т е м п е р н ы м и , гуашевыми к р а с к а м и и в |
оформительском |
деле. Беличьи К., главным образом круг |
лые, используют в акварели, реже для гуаши и |
темперы. |
||
К о л о н к о в ы м и |
кистями |
пишут и акварелью, и темперой, |
|
и ж и д к о р а з в |
е д ё н н ы м и |
м а с л я н ы м и к р а с к а м и . |
Гравёры |
пользуются кистями стеклянными и проволочными . Ве личина К. обозначается номером. Номера плоских К. и флей цев соответствуют их ш и р и н е в миллиметрах, а номера круглых — выраженному в миллиметрах диаметру. К. тре буют тщательного ухода; 2) манера, отличающая произ ведение одного художника от другого, например: полот но принадлежит кисти Тициана.
К Л А С С И К А (лат. «первоклассный, образцовый») — в широком смысле — высокая стадия развития какого-либо исторического явления; классическими называют произ ведения, и м е ю щ и е непреходящую ценность для нацио нальной и мировой культуры. В узком смысле — период
д р е в н е г р е ч е с к о г о искусства, охватывающий V в. и первые три четверти IV в. до н. э. (см. Античное искусство). Приня то делить период К. на раннюю (т. наз. старый стиль, 1-я поло вина V в. до н. э.; в это время созданы наиболее совершен ные и гармоничные шедевры древнегреческого искусства), высокую (2-я половина V в. до н. э.) и позднюю (400—325 гг. до н. э.) классику. Поздняя К. отличается большей утончён н о с т ь ю , э м о ц и о н а л ь н о с т ь ю ,
р а з н о о б р а з и е м |
художествен |
ных образцов, |
что проявилось |
в скульптуре, |
к р у п н е й ш и м и |
мастерами которой были Пракситель, Скопас, Лисипп. К вы соким идеалам античности че ловечество возвращалось неод-
нократно на разных этапах своей истории, в частности в эпоху Возрождения, а также в XVII—XVIII вв., в пору раз вития классицизма.
КЛАССИЦИЗМ (нем., |
от лат. |
«образцовый») — стиль |
и направление в искусстве XVII |
— начала XIX в., обра |
|
т и в ш и е с я к античному |
наследию, |
которое теоретики и |
художники К. считали высшим образцом. Художники это го направления стремились к выражению идей гармони ческого устройства общества на началах разума. Искусство К. было строго регламентировано правилами: в изобрази тельном искусстве главенствуют логическое развёртыва ние сюжета, уравновешенная композиция, чёткая модели ровка объёма; цвет играет подчинённую роль. К. нашёл своё проявление во всех видах искусства, развиваясь параллельно с барокко. Высокий (зрелый) К. (называемый также ам пир) 1-й трети XIX в. стал последним большим классиче ским стилем. В России, достигнув высокого подъёма, К. пе рерождается в официальное искусство монархии; с н и м вели борьбу прогрессивные мастера, в том числе передвиж ники.
КЛЕЕВАЯ Ж И В О П И С Ь — живопись, в которой свя зующим веществом для красок служит клей растительного происхождения. К таким краскам относятся акварель, гу ашь, темпера и др. В России известна с XVII в.; в XX в. используется главным образом для декоративных панно и те атральных декораций.
КЛЕЙМА И К О Н Н Ы Е — небольшие самостоятельные композиции, окружающие центральное изображение ико ны и повествующие о ж и з н и и событиях действующего лица, которому посвящена вся икона.
КЛИНОПИСЬ — система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период обитателями М е с о п о т а м и и и
распространившаяся по всей Передней Азии. Материалом служили глиняные плитки, на которых при помощ и дере-
|
в я н н о г о или тростникового |
резца |
|
|
выдавливались |
графические |
знаки . |
|
Углубления в глине по в н е ш н е м у |
||
|
виду напоминали клинья. Глиняные |
||
|
таблички затем |
сушились, обжига |
|
|
лись и сохранялись, составляя це |
||
|
лые библиотеки . П е р в ы м и начали |
||
|
писать клинописью шумеры — око |
||
|
ло середины IV тысячелетия (или III |
||
|
тысячелетия — м н е н и я ученых рас |
||
|
ходятся) до н. э. Первые сведения о |
||
Клинопись |
т , , |
„. |
|
К. (древнеперсидскои) стали прони кать в Европу в начале XVII в., но л и ш ь в XIX в. стала возможной её дешифровка.
КЛ И ШЕ (фр.) — печатная форма (из металла, дерева, пластмассы или линолеума) с рельефным рисунком, вы травленным, награвированным или изготовленным мето дом гальванопластики; служит для воспроизведения иллю страций.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА — работа художника, которая расширяет и дополняет текст зрительными образами, по могая глубже понять изложенный материал. Обложки, ил
люстрации, миниатюры, инициалы и заставки всегда при влекают внимание читателя: недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать... или про честь.
КОБАЛЬТ |
(с.-лат., от |
н е м . |
«кобольд, г о р н ы й |
дух, |
гном») — 1) |
серебристо- |
белый |
металл с красноватым |
от |
ливом; 2) краска тёмно-синего цвета, в состав которой вхо
дит этот |
металл. |
|
КОЛЛАЖ (фр., букв, «наклеивание») — вид изобрази |
||
тельного |
искусства, получивший |
распространение в нача |
ле XX в.; техника К. заключается в строго обдуманном на |
||
клеивании на основу плоских |
(фрагменты печатной про- |
дукции, ткани и т. п.) или объёмных (верёвки, жестя ные фрагменты фабричной продукции и т. п.) матери алов. К. ввели французские х у д о ж н и к и П. П и к а с с о и Ж. Брак; к технике К. обра
щ а л и с ь также |
футуристы, |
||
дадаисты, художники |
рус |
||
ского авангарда |
(см. |
также |
|
Ассамблаж)л. |
|
|
|
КОЛОРИТ (ит., |
от лат. |
||
«цвет») — система |
отноше |
ни я цветов и их оттенков в художественном произведе
ни и , прежде всего в жи вописи. Исторически сложи лись 2 системы построения
К.В первой применяется ог
раниченное количество чистых, неизменных цветов, ли шённых оттенков; для второй характерно стремление к бо лее полной передаче цветовой гаммы. К. может быть тёп л ы м ( п р е и м у щ е с т в е н н о к р а с н ы е , ж ё л т ы е , о р а н ж е в ы е тона) и х о л о д н ы м ( п р е и м у щ е с т в е н н о с и н и е , зелёные, фиолетовые тона), с п о к о й н ы м и напряжённым, я р к и м и блёклым. «Колорит н а ш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в му зыке», — писал И. Е. Репин.
КО М П О З И Ц И Я (лат. «сочинение, составление; соеди
не н и е , связь») — построение художественного произве дения, обусловленное его содержанием, назначением, рас положением, взаимосвязь его частей (деталей), линий, пя тен света и цвета, чтобы в конечном итоге произведение
обладало прекрасным качеством целостности, т. е. каждая деталь была бы на своём месте — ни убавить, ни приба вить. К а к правило, К. строится на сопоставлении всех де талей с главным сюжетно-тематическим центром.
КОННАЯ ГРУППА — скульптура, изображающая че ловека (людей) рядом с конём (конями), а также на ко леснице (на квадриге и в упряжке шестёркой на триум фальных воротах и т. п.). Примером могут служить знаме нитые скульптуры «Укрощение коней» (1841 — 1850 гг.), установленные на А н и ч к о в о м мосту в Санкт-Петербур ге, — это лучшее произведение П. К. Клодта, доставившее ему мировую славу.
КОННАЯ СТАТУЯ - скульпту ра, изображающая всадника верхом на коне (полководца, правителя) и установленная на постаменте; тип статуи в виде всадника на спокой но шагающем коне встречается ещё
в |
архаическом |
греческом искусстве, |
а |
во II в. н. э. |
он был широко рас |
пространён в римской скульптуре.
Культивировался |
скульпторами |
Воз |
|||
рождения, |
барокко |
и |
классицизма. |
||
К О Н С Т Р У К Т И В И З М |
(фр., |
от |
|||
позднелат. |
« с о с т а в л я ю щ и й |
осно |
|||
ву») — н а п р а в л е н и е |
в и с к у с с т в е |
XX в., п р е е м с т в е н н о с в я з а н н о е с кубизмом и футуризмом; основу для него подготовили эк сперименты художников 1910-х гг., развивавших в своих произведениях принципиально новые пластические идеи. Наиболее полно К. проявился в архитектуре, дизайне, мо делировании одежды, плакате, книжной графике. Конст руктивисты стремились использовать достижения совре менной техники для создания простых, лаконичных, функ-