Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

масляная

живопись,

о д н а к о и з в е с т н ы К., и с п о л н е н н ы е

темперойк

другими

материалами.

КАРТОН (фр., от ит. «бумага») — 1) разновидность толстой, твёрдой, плотной бумаги; 2) подсобный рисунок, выполняемый в размере будущего произведения (фрески, ковра и т у п . ) .

КАРТУШ (фр., от ит. «свёр­ ток») — лепное или графическое украшение в виде не совсем раз­ вёрнутого свитка или щита, об­ рамлённого завитками, на кото­ ром помещаются надписи, эмбле­ мы, гербы и т. п.

КИСТЬ — 1) о с н о в н о й инст­ румент в живописи и многих ви­ дах графики. Изготавливается из обезжиренного волоса или шерсти животных. К. бывают самой разно­ образной формы: плоские и круг­

лые, большие и маленькие, с острым к о н ц о м и обрезан­ ные, с д л и н н ы м волосом и с коротким, торчащие во все стороны, как веник, и отточенные, как игла. Они могут быть мягкими — из меха барсука, белки, куницы и др., и жёсткими — из свиной щетины . Ш и р о к и е плоские К. на короткой ручке — ф л е й ц ы — чаще всего делают из ще­ т и н ы . И м и у д о б н о п р о к л е и в а т ь и г р у н т о в а т ь холст, покрывать картину лаком; их используют в декоративнооформительской работе. Щ е т и н н ы е К. предназначены для работы масляными красками, но могут быть использова­

ны в ж и в о п и с и

т е м п е р н ы м и , гуашевыми к р а с к а м и и в

оформительском

деле. Беличьи К., главным образом круг­

лые, используют в акварели, реже для гуаши и

темперы.

К о л о н к о в ы м и

кистями

пишут и акварелью, и темперой,

и ж и д к о р а з в

е д ё н н ы м и

м а с л я н ы м и к р а с к а м и .

Гравёры



пользуются кистями стеклянными и проволочными . Ве­ личина К. обозначается номером. Номера плоских К. и флей­ цев соответствуют их ш и р и н е в миллиметрах, а номера круглых — выраженному в миллиметрах диаметру. К. тре­ буют тщательного ухода; 2) манера, отличающая произ­ ведение одного художника от другого, например: полот­ но принадлежит кисти Тициана.

К Л А С С И К А (лат. «первоклассный, образцовый») — в широком смысле — высокая стадия развития какого-либо исторического явления; классическими называют произ­ ведения, и м е ю щ и е непреходящую ценность для нацио­ нальной и мировой культуры. В узком смысле — период

д р е в н е г р е ч е с к о г о искусства, охватывающий V в. и первые три четверти IV в. до н. э. (см. Античное искусство). Приня­ то делить период К. на раннюю (т. наз. старый стиль, 1-я поло­ вина V в. до н. э.; в это время созданы наиболее совершен­ ные и гармоничные шедевры древнегреческого искусства), высокую (2-я половина V в. до н. э.) и позднюю (400—325 гг. до н. э.) классику. Поздняя К. отличается большей утончён­ н о с т ь ю , э м о ц и о н а л ь н о с т ь ю ,

р а з н о о б р а з и е м

художествен­

ных образцов,

что проявилось

в скульптуре,

к р у п н е й ш и м и

мастерами которой были Пракситель, Скопас, Лисипп. К вы­ соким идеалам античности че­ ловечество возвращалось неод-

нократно на разных этапах своей истории, в частности в эпоху Возрождения, а также в XVII—XVIII вв., в пору раз­ вития классицизма.

КЛАССИЦИЗМ (нем.,

от лат.

«образцовый») — стиль

и направление в искусстве XVII

— начала XIX в., обра­

т и в ш и е с я к античному

наследию,

которое теоретики и

художники К. считали высшим образцом. Художники это­ го направления стремились к выражению идей гармони­ ческого устройства общества на началах разума. Искусство К. было строго регламентировано правилами: в изобрази­ тельном искусстве главенствуют логическое развёртыва­ ние сюжета, уравновешенная композиция, чёткая модели­ ровка объёма; цвет играет подчинённую роль. К. нашёл своё проявление во всех видах искусства, развиваясь параллельно с барокко. Высокий (зрелый) К. (называемый также ам­ пир) 1-й трети XIX в. стал последним большим классиче­ ским стилем. В России, достигнув высокого подъёма, К. пе­ рерождается в официальное искусство монархии; с н и м вели борьбу прогрессивные мастера, в том числе передвиж­ ники.

КЛЕЕВАЯ Ж И В О П И С Ь — живопись, в которой свя­ зующим веществом для красок служит клей растительного происхождения. К таким краскам относятся акварель, гу­ ашь, темпера и др. В России известна с XVII в.; в XX в. используется главным образом для декоративных панно и те­ атральных декораций.

КЛЕЙМА И К О Н Н Ы Е — небольшие самостоятельные композиции, окружающие центральное изображение ико­ ны и повествующие о ж и з н и и событиях действующего лица, которому посвящена вся икона.

КЛИНОПИСЬ — система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период обитателями М е с о п о т а м и и и

распространившаяся по всей Передней Азии. Материалом служили глиняные плитки, на которых при помощ и дере-


 

в я н н о г о или тростникового

резца

 

выдавливались

графические

знаки .

 

Углубления в глине по в н е ш н е м у

 

виду напоминали клинья. Глиняные

 

таблички затем

сушились, обжига­

 

лись и сохранялись, составляя це­

 

лые библиотеки . П е р в ы м и начали

 

писать клинописью шумеры — око­

 

ло середины IV тысячелетия (или III

 

тысячелетия — м н е н и я ученых рас­

 

ходятся) до н. э. Первые сведения о

Клинопись

т , ,

„.

 

К. (древнеперсидскои) стали прони­ кать в Европу в начале XVII в., но л и ш ь в XIX в. стала возможной её дешифровка.

КЛ И ШЕ (фр.) — печатная форма (из металла, дерева, пластмассы или линолеума) с рельефным рисунком, вы­ травленным, награвированным или изготовленным мето­ дом гальванопластики; служит для воспроизведения иллю­ страций.

КНИЖНАЯ ГРАФИКА — работа художника, которая расширяет и дополняет текст зрительными образами, по­ могая глубже понять изложенный материал. Обложки, ил­

люстрации, миниатюры, инициалы и заставки всегда при­ влекают внимание читателя: недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать... или про­ честь.

КОБАЛЬТ

(с.-лат., от

н е м .

«кобольд, г о р н ы й

дух,

гном») — 1)

серебристо-

белый

металл с красноватым

от­

ливом; 2) краска тёмно-синего цвета, в состав которой вхо­

дит этот

металл.

 

КОЛЛАЖ (фр., букв, «наклеивание») — вид изобрази­

тельного

искусства, получивший

распространение в нача­

ле XX в.; техника К. заключается в строго обдуманном на­

клеивании на основу плоских

(фрагменты печатной про-


дукции, ткани и т. п.) или объёмных (верёвки, жестя­ ные фрагменты фабричной продукции и т. п.) матери­ алов. К. ввели французские х у д о ж н и к и П. П и к а с с о и Ж. Брак; к технике К. обра­

щ а л и с ь также

футуристы,

дадаисты, художники

рус­

ского авангарда

(см.

также

Ассамблаж)л.

 

 

 

КОЛОРИТ (ит.,

от лат.

«цвет») — система

отноше­

ни я цветов и их оттенков в художественном произведе­

ни и , прежде всего в жи­ вописи. Исторически сложи­ лись 2 системы построения

К.В первой применяется ог­

раниченное количество чистых, неизменных цветов, ли­ шённых оттенков; для второй характерно стремление к бо­ лее полной передаче цветовой гаммы. К. может быть тёп­ л ы м ( п р е и м у щ е с т в е н н о к р а с н ы е , ж ё л т ы е , о р а н ж е в ы е тона) и х о л о д н ы м ( п р е и м у щ е с т в е н н о с и н и е , зелёные, фиолетовые тона), с п о к о й н ы м и напряжённым, я р к и м и блёклым. «Колорит н а ш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в му­ зыке», — писал И. Е. Репин.

КО М П О З И Ц И Я (лат. «сочинение, составление; соеди­

не н и е , связь») — построение художественного произве­ дения, обусловленное его содержанием, назначением, рас­ положением, взаимосвязь его частей (деталей), линий, пя­ тен света и цвета, чтобы в конечном итоге произведение

обладало прекрасным качеством целостности, т. е. каждая деталь была бы на своём месте — ни убавить, ни приба­ вить. К а к правило, К. строится на сопоставлении всех де­ талей с главным сюжетно-тематическим центром.

КОННАЯ ГРУППА — скульптура, изображающая че­ ловека (людей) рядом с конём (конями), а также на ко­ леснице (на квадриге и в упряжке шестёркой на триум­ фальных воротах и т. п.). Примером могут служить знаме­ нитые скульптуры «Укрощение коней» (1841 — 1850 гг.), установленные на А н и ч к о в о м мосту в Санкт-Петербур­ ге, — это лучшее произведение П. К. Клодта, доставившее ему мировую славу.

КОННАЯ СТАТУЯ - скульпту­ ра, изображающая всадника верхом на коне (полководца, правителя) и установленная на постаменте; тип статуи в виде всадника на спокой­ но шагающем коне встречается ещё

в

архаическом

греческом искусстве,

а

во II в. н. э.

он был широко рас­

пространён в римской скульптуре.

Культивировался

скульпторами

Воз­

рождения,

барокко

и

классицизма.

К О Н С Т Р У К Т И В И З М

(фр.,

от

позднелат.

« с о с т а в л я ю щ и й

осно­

ву») — н а п р а в л е н и е

в и с к у с с т в е

XX в., п р е е м с т в е н н о с в я з а н н о е с кубизмом и футуризмом; основу для него подготовили эк­ сперименты художников 1910-х гг., развивавших в своих произведениях принципиально новые пластические идеи. Наиболее полно К. проявился в архитектуре, дизайне, мо­ делировании одежды, плакате, книжной графике. Конст­ руктивисты стремились использовать достижения совре­ менной техники для создания простых, лаконичных, функ-