ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
сит от общей творческой манеры художника: например,
М. могут быть мелкими и заглаженными или широкими, свободными . Предметы, находящиеся на дальнем плане
картины, |
пишутся |
более л ё г к и м и м а з к а м и , |
чем перво - |
плановые. |
|
|
|
МАКЕТ (фр.) — |
предварительный образец, представ |
||
л я ю щ и й |
что-либо |
в, уменьшенных размерах. |
|
«МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ» — многочисленный круг гол
ландских живописцев |
середины |
и 2-й половины XVII в., |
|||
н а з в а н н ы х |
т а к в связи |
с тем, |
что |
о н и п и с а л и картины |
|
небольших |
размеров, |
а |
также |
чтобы |
провести различие |
между н и м и и их современниками — великими мастера ми голландского искусства Рембрандтом и Франсом Хал-
«Малые голландцы».
П. де Хох. Интерьер. 1670
сом. Победа буржуазной революции обусловила общий ха рактер всей голландской культуры XVII в. Господствую щ и м становится тип станковых картин (см. Станковое ис кусство), рассчитанных на то, чтобы висеть в скромных по размерам помещениях, в домах бюргеров; от искусства требовалась правдивость и привычность: оно должно было изображать то, к чему люди привыкли и чем гордились, скромные селения, быт, цветы, обилие снеди и т. п. Тер м и н «М. г.» достаточно условен, так к а к он объединяет художников, работавших в разных жанрах, а именно: жан ристов (Адриан ван Остаде, П и т е р де Хох, Герард Тер - борх, Ян Стен и др.), анималистов (Паулюс Поттер, Алберт К е й п ; см. А н и м а л и с т и ч е с к и й ж а н р ) , художников, писавших натюрморты (Биллем Хеда, Питер Клаас, Бил лем Калф) и пейзажи (Ян ван Гойен, Саломон и Якоб ван Рейсдал, Гоббема), в том числе морские (Ян Порселлис).
М А Н Е К Е Н (фр., от голл. «человек») |
— кукла с подвиж |
|
н ы м и руками и ногами; |
п р и м е н я е т с я художниками для |
|
зарисовок человеческих поз, |
одежды и |
т. п. |
МА Н Е Р А (фр.) — отличительные черты творчества ка кого-либо художника, его стиль.
МА Н Ь Е Р И З М (ит., букв, вычурность) — направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис культуры Возрождения. Произведения маньеристов отли чаются субъективизмом, усложнённостью, манерной изо щрённостью формы . В Италии к маньеристам относились живописцы Я. Понтормо, А. Бронзино, скульпторы Б. Чел-
ли н и , Джамболонья .
М А Р И Н А (ит., |
от лат. «морской») — пейзаж, изобра |
ж а ю щ и й море; в |
М. часто включается изображение мор |
ских судов. К а к жанр М. возникла в Голландии (XVII в.); художник, специализирующийся в жанре М., — м а р и н и с т . Выдающимся маринистом был видный русский жи вописец И. К. Айвазовский.
F
МАСКАРОН {фр., от ит.) — д е к о р а т и в н ы й рельеф в виде лица человека или головы животного, срезанных сза ди, как маска.
МАСЛЯНАЯ Ж И В О П И С Ь — одна из наиболее распро странённых разновидностей ж и в о п и с н о й техники, осно
ванная |
на п р и м е н е н и и растительного |
(чаще всего |
льня |
|
ного) |
масла в качестве |
основного |
связующего вещества. |
|
Краски, |
в которых пигмент |
смешан с |
растительным |
мас |
лом, называются м а с л я н ы м и . Техника М. ж. даёт ху дожнику большие возможности в передаче многообразия натуры. М. ж. известна издавна, но особое развитие она по
лучила начиная с эпохи Возрождения |
— и доныне |
остаёт |
ся излюбленной техникой живописи. |
Ж и в о п и с н о й |
основой |
могут служить полотно, а также картон, бумага и неко торые другие^материалы.
МЕДАЛЬОН {фр.) — изображение и л и орнаменталь ная композиция в овальном или круглом обрамлении.
МЕЦЕНАТ (от имени Мецената — покровителя худож ников, богатого римлянина эпохи Августа — 1в. д о н . э . ) — частное лицо, оказывающее покровительство и материаль ную поддержку отдельным представителям науки, искусст ва или каким-либо начинаниям в области художественной жизни . И м я М. стало нарицательным. В России различные начинания в области изобразительного, декоративно-при
кладного искусства, архитектуры, |
оперного |
театра широ |
к о поддерживал С И . Мамонтов |
(1841—1918 |
гг.), русский |
капиталист и меценат, из купцов; в 1885 г. он основал в Москве частную русскую оперу. В 1856 г. П. М. Третьяков основал художественную галерею, в 1892 г. передал её вместе с коллекцией в дар Москве. С конца XX в. слово «меценат» часто заменяют словом спонсор.
МЕЦЦО - ТИНТО {ит., от «средний» и «окрашенный»)
(чёрная манера) — вид углублённой гравюры, при которой поверхности металлической доски придаётся гранильником
шероховатость, дающая при печати с п л о ш н о й ч ё р н ы й фон. Участки, соответствую щ и е светлым тонам рисун ка, выскабливают, выглажи вают, полируют.
М И Н И А Т Ю РА {ит., от
лат. «киноварь» — красная краска, которой в древности пользовались для расцвечи
вания инициалов |
и буквиц |
в р у к о п и с н ы х |
книгах) — |
1) живописные изображения, украшавшие и иллюстриро вавшие средневековые ру кописи, в виде заставок или на всю страницу. Иллюстра ции, занимавшие целую стра ницу, до сих пор поражают
чистотой и свежестью красок, изяществом исполнения, за нимательностью сюжета. Так родилось искусство книж ной М. М. выполнялись на том же материале, что и вся рукописная книга, — папи
русе, п е р г а м е н т е , |
бумаге . |
|||
Рисовали художники |
с |
по |
||
мощью кисти или |
пера |
гуа- |
||
ш е в ы м и , а к в а р е л ь н ы м и |
и |
|||
д р у г и м и к р а с к а м и , |
фон |
и |
отдельные детали прописы вали золотом и серебром. Вы сокого совершенства искус-
ство к н и ж н о й М. достигло в средние века в Византии, Древней Руси, странах Западной Европы, Средней Азии, Индии; 2) живописное произведение малого размера.
« М И Р ИСКУССТВА» — объединение русских худож ников, оформившееся в конце 1890-х гг. (официально в 1900 г.) на основе кружка молодых художников и люби телей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. «М. и.» включал многих петербургских и московских жи вописцев и графиков (К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Я. Били - бин, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). Работы этих мастеров отли чает утончённая декоративность, изящество, изысканное
сочетание матовых тонов (см. цв. |
вкл.). О н и |
сыграли |
боль |
шую роль в развитии графики, |
особенно к |
н и ж н о й , |
теат |
ральной декорации и декоративно-прикладного искусства. Значительное влияние на творчество мирискусников ока
зали мотивы, приёмы |
и техника Обри Бердслея, одного |
из основоположников |
стиля модерн. |