Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сит от общей творческой манеры художника: например,

М. могут быть мелкими и заглаженными или широкими, свободными . Предметы, находящиеся на дальнем плане

картины,

пишутся

более л ё г к и м и м а з к а м и ,

чем перво -

плановые.

 

 

МАКЕТ (фр.) —

предварительный образец, представ­

л я ю щ и й

что-либо

в, уменьшенных размерах.

 

«МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ» — многочисленный круг гол­

ландских живописцев

середины

и 2-й половины XVII в.,

н а з в а н н ы х

т а к в связи

с тем,

что

о н и п и с а л и картины

небольших

размеров,

а

также

чтобы

провести различие

между н и м и и их современниками — великими мастера­ ми голландского искусства Рембрандтом и Франсом Хал-

«Малые голландцы».

П. де Хох. Интерьер. 1670



сом. Победа буржуазной революции обусловила общий ха­ рактер всей голландской культуры XVII в. Господствую­ щ и м становится тип станковых картин (см. Станковое ис­ кусство), рассчитанных на то, чтобы висеть в скромных по размерам помещениях, в домах бюргеров; от искусства требовалась правдивость и привычность: оно должно было изображать то, к чему люди привыкли и чем гордились, скромные селения, быт, цветы, обилие снеди и т. п. Тер­ м и н «М. г.» достаточно условен, так к а к он объединяет художников, работавших в разных жанрах, а именно: жан­ ристов (Адриан ван Остаде, П и т е р де Хох, Герард Тер - борх, Ян Стен и др.), анималистов (Паулюс Поттер, Алберт К е й п ; см. А н и м а л и с т и ч е с к и й ж а н р ) , художников, писавших натюрморты (Биллем Хеда, Питер Клаас, Бил­ лем Калф) и пейзажи (Ян ван Гойен, Саломон и Якоб ван Рейсдал, Гоббема), в том числе морские (Ян Порселлис).

М А Н Е К Е Н (фр., от голл. «человек»)

— кукла с подвиж­

н ы м и руками и ногами;

п р и м е н я е т с я художниками для

зарисовок человеческих поз,

одежды и

т. п.

МА Н Е Р А (фр.) — отличительные черты творчества ка­ кого-либо художника, его стиль.

МА Н Ь Е Р И З М (ит., букв, вычурность) — направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис культуры Возрождения. Произведения маньеристов отли­ чаются субъективизмом, усложнённостью, манерной изо­ щрённостью формы . В Италии к маньеристам относились живописцы Я. Понтормо, А. Бронзино, скульпторы Б. Чел-

ли н и , Джамболонья .

М А Р И Н А (ит.,

от лат. «морской») — пейзаж, изобра­

ж а ю щ и й море; в

М. часто включается изображение мор­

ских судов. К а к жанр М. возникла в Голландии (XVII в.); художник, специализирующийся в жанре М., — м а р и ­ н и с т . Выдающимся маринистом был видный русский жи­ вописец И. К. Айвазовский.


F

МАСКАРОН {фр., от ит.) — д е к о р а т и в н ы й рельеф в виде лица человека или головы животного, срезанных сза­ ди, как маска.

МАСЛЯНАЯ Ж И В О П И С Ь — одна из наиболее распро­ странённых разновидностей ж и в о п и с н о й техники, осно­

ванная

на п р и м е н е н и и растительного

(чаще всего

льня­

ного)

масла в качестве

основного

связующего вещества.

Краски,

в которых пигмент

смешан с

растительным

мас­

лом, называются м а с л я н ы м и . Техника М. ж. даёт ху­ дожнику большие возможности в передаче многообразия натуры. М. ж. известна издавна, но особое развитие она по­

лучила начиная с эпохи Возрождения

— и доныне

остаёт­

ся излюбленной техникой живописи.

Ж и в о п и с н о й

основой

могут служить полотно, а также картон, бумага и неко­ торые другие^материалы.

МЕДАЛЬОН {фр.) — изображение и л и орнаменталь­ ная композиция в овальном или круглом обрамлении.

МЕЦЕНАТ (от имени Мецената — покровителя худож­ ников, богатого римлянина эпохи Августа — 1в. д о н . э . ) — частное лицо, оказывающее покровительство и материаль­ ную поддержку отдельным представителям науки, искусст­ ва или каким-либо начинаниям в области художественной жизни . И м я М. стало нарицательным. В России различные начинания в области изобразительного, декоративно-при­

кладного искусства, архитектуры,

оперного

театра широ­

к о поддерживал С И . Мамонтов

(1841—1918

гг.), русский

капиталист и меценат, из купцов; в 1885 г. он основал в Москве частную русскую оперу. В 1856 г. П. М. Третьяков основал художественную галерею, в 1892 г. передал её вместе с коллекцией в дар Москве. С конца XX в. слово «меценат» часто заменяют словом спонсор.

МЕЦЦО - ТИНТО {ит., от «средний» и «окрашенный»)

(чёрная манера) — вид углублённой гравюры, при которой поверхности металлической доски придаётся гранильником


шероховатость, дающая при печати с п л о ш н о й ч ё р н ы й фон. Участки, соответствую­ щ и е светлым тонам рисун­ ка, выскабливают, выглажи­ вают, полируют.

М И Н И А Т Ю РА {ит., от

лат. «киноварь» — красная краска, которой в древности пользовались для расцвечи­

вания инициалов

и буквиц

в р у к о п и с н ы х

книгах) —

1) живописные изображения, украшавшие и иллюстриро­ вавшие средневековые ру­ кописи, в виде заставок или на всю страницу. Иллюстра­ ции, занимавшие целую стра­ ницу, до сих пор поражают

чистотой и свежестью красок, изяществом исполнения, за­ нимательностью сюжета. Так родилось искусство книж­ ной М. М. выполнялись на том же материале, что и вся рукописная книга, — папи­

русе, п е р г а м е н т е ,

бумаге .

Рисовали художники

с

по­

мощью кисти или

пера

гуа-

ш е в ы м и , а к в а р е л ь н ы м и

и

д р у г и м и к р а с к а м и ,

фон

и

отдельные детали прописы­ вали золотом и серебром. Вы­ сокого совершенства искус-

ство к н и ж н о й М. достигло в средние века в Византии, Древней Руси, странах Западной Европы, Средней Азии, Индии; 2) живописное произведение малого размера.

« М И Р ИСКУССТВА» — объединение русских худож­ ников, оформившееся в конце 1890-х гг. (официально в 1900 г.) на основе кружка молодых художников и люби­ телей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. «М. и.» включал многих петербургских и московских жи­ вописцев и графиков (К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Я. Били - бин, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). Работы этих мастеров отли­ чает утончённая декоративность, изящество, изысканное

сочетание матовых тонов (см. цв.

вкл.). О н и

сыграли

боль­

шую роль в развитии графики,

особенно к

н и ж н о й ,

теат­

ральной декорации и декоративно-прикладного искусства. Значительное влияние на творчество мирискусников ока­

зали мотивы, приёмы

и техника Обри Бердслея, одного

из основоположников

стиля модерн.