ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ц и о н а л ь н о |
оправданных ф о р м . Д л я |
художников |
России начала 1920-х гг., |
мечтавших об активном преобразова
ни и жизни с помощью искусства, К. был зримым воплощением своеобраз
но й романтической утопии.
КОНТРАПОСТ (ит., букв, «проти
воположность») — в изобразительном искусстве — к о н т р а с т н ы й поворот верхней части человеческого тела по отношению к нижней .
КОНТРРЕЛЬЕФ (от лат. «против»
ифр. «выпуклость») — отпечаток скульптурной модели при
изготовлении ф о р м ы для будущей отливки.
КРАКЕЛЮР (фр.) — растрескивание грунта, красоч ного слоя или лака картины.
КРАПЛАК (нем.) — смесь а л ю м и н и е в ы х и кальцие вых солей ализарина, из которой изготавливаются поли графические и акварельные краски. Ализарин — красящее вещество, добываемое из к о р н е й м а р е н ы (или синтети ческое), — используется для о к р а ш и в а н и я в красный, фи олетовый и розовый цвета.
КРАСКИ — в технологии изобразительного искусства
специально приготовленные жидкие, тестообразные или твёрдые вещества, обладающие окрашивающей способно стью и достаточной устойчивостью к внешним воздействиям. Цветовой основой красящего вещества являются пигмен ты — порошкообразные сухие краски. Красящие вещества могут быть природного происхождения и искусственного. От особенностей применённого к н и м связующего веще ства зависят отличительные свойства как самих К., так и техники работы с ними . Первые К. были исключительно природного происхождения. Сохранившиеся росписи в пе щерах первобытного человека выполнены земляными К.,
растёртыми на животных жирах. Сейчас промышленность выпускает различные виды К.; в зависимости от связую щего вещества о н и делятся на масляные (см. Масляна я живопись), клеевые — акварель, темпера, гуашь и др. Од н и м из распространённых материалов в изобразительном искусстве является пастель. С древнейших времён известны К., в которых связующим веществом служит п ч е л и н ы й воск, — энкаустика.
КРОКИ (фр.) — набросок, быстро сделанный рисунок.
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — трёхмерная скульптура,
т. е. допускающая обход и восприятие со всех сторон, из мерение по высоте, ш и р и н е и толщине.
КСИЛОГРАФИЯ (от гр. «(срубленное) дерево» и «пишу, рисую») — выпуклая гравюра на дереве. Доски, которые используют в К., могут быть продольного и поперечного
Ксилография.
А. П. Остроумова-Лебедева. Фонтанка у Летнего сада.
1911
распила. Для досок п р о д о л ь н о г о р а с п и л а берётся мягкое дерево (груша, липа); его высушивают и шлифу ют, затем наносят рисунок карандашом или тушью. После этого художник-гравёр обрезает с 2 сторон каждую линию и пятно, ножом и стамесками выбирает все те места, ко торые на оттиске должны быть белыми. Получается вы пуклый рисунок, где печатающие плоскости лежат выше, чем пробельные. Затем при п о м о щ и валика или тампона на доску наносят краску, которая ляжет только на выпук лую поверхность. Положив на доску бумагу и прижав её прессом, получают оттиски. И х называют п р о д о л ь н о й г р а в ю р о й (по способу изготовления доски), или о б р е з н о й (по способу гравирования). В этой гравюре прак тически отсутствуют нюансы перехода от чёрного к бело му. Образцы продольной гравюры можно видеть в произ ведениях в е л и к о г о н е м е ц к о г о художника XV—XVI вв. А . Дюрера. Для досок п о п е р е ч н о г о р а с п и л а берётся твёрдое дерево; рисунок наносится штихелями. Это — бла годаря тонкой структуре поперечного распила дерева — даёт возможность художнику-гравёру нанести на доску тончай ш и е штрихи и тем самым обогатить чёрно-белую гамму
гравюры. Такая гравюра |
называется т о н а л ь н о й , или |
т о р ц о в о й . Этот способ |
гравирования открыл в XVIII в. |
английский гравёр Томас Бьюик. Открытие Бьюика широ ко использовалось при изготовлении иллюстраций для книг: так была выпущена серия К. русского художника А. Агина к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированная Е. Бер нард ским .
КУБИЗМ (фр., через лат., от гр. «куб») — авангардист ское формалистическое течение в европейском изобрази тельном искусстве начала XX в.: стремясь выявить геомет рическую структуру объёма, кубисты уподобляли предмет изображения простейшим телам — шару, конусу, кубу (от сюда название) или разлагали его на плоские грани, пы -
Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1909-1910
Кубизм
(в сочных жёлто-зелёных цветах фовизма).
Ж. Брак. Дуэт. 1937
таясь передать круговое видение предмета в пространстве. На холсте совмещались отдельные плоскости формы — вид предмета спереди и одновременно сбоку, или спереди и сзади, и т. п. Цветовое решение сводилось к чёрным, се р ы м , к о р и ч н е в ы м , охристым и белым тонам . В первые группы кубистов вошли французские живописцы П. Пи кассо, Ж. Брак, X. Грис и др. К. был родоначальником бес численных модернистских течений XX в. Он оказал влия
ние на |
футуризм в Италии и России, конструктивизм в |
России |
и экспрессионизм в Германии. |
Л
ЛАВИС (фр.) — техника выполнения углублённой гра вюры, при использовании которой изображение наносится на медную доску кистью, смоченной в кислоте; вытрав ленные углубления заполняются краской для печатания.
Лавис. Н. А. Львов. Выборгский замок. 1783
Л А КИ {нем., через ар., от санскр.) — растворы бесцвет ных природных смол или синтетических веществ в органи ческих растворителях. Л. служат для придания поверхности блеска и защиты её от сырости, пыли и других вредных воздействий; и м е н н о с этой целью художники, закончив работу, покрывали полотно Л.
Л А Н Д Ш А Ф Т (нем., от «земля» и «вид») — общий вид какой-либо местности, который можно охватить взглядом;
вживописи то же, что и пейзаж (ведута).
ЛЕВКАС (гр. «белый») — меловой грунт в русской сред
невековой |
живописи. |
Л Е П К А — |
процесс создания скульптурного произве |
дения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин); скульптор, придав каркасу нужную форму и положение в пространстве, и заполнив его материалом, с которым ра ботает, вначале руками, а потом различными стеками про рабатывает объём и детали.
Л Е С С И Р О В К А (от нем. «покрытие глазурью») — при ём живописной техники: последовательное нанесение тон ких красочных слоев. Л. возможна только при использова
н и и масляных красок; с её |
п о м о щ ь ю усиливают или ос |
л а б л я ю т ц в е т о в ы е тона, |
д о б и в а ю т с я з в у ч н о с т и т о н а , |
объединяют колорит. Лессировкой в европейской живопи си XVI—XIX вв. обычно заканчивали работу над картиной; особенно это касается художников классического и ака
демического |
направлений. |
Л И Н И Я |
(лат.) — в области пластических искусств — одно |
из основных изобразительных средств; Л. имеет некоторую толщину — в зависимости от оставляющего след материа ла; мыслится к а к граница между частями поверхности . В изображении объёмных фор м Л. — это поверхность, ви димая в профиль; внешне бессмысленную Л. наше созна ние старается «прочитать», увидеть за ней нечто конкрет ное и знакомое.
ЛИНОГРАВЮРА (от лат.
«лён, полотно» и фр. «выре зать») — выпуклая гравюра
на линолеуме, по технике
близкая к ксилографии. Ли нолеум, материал более по датливый, чем дерево, даёт возможность художнику ра ботать на листах большого ф о р м а т а . Л . , о б е с п е ч и в а я высокую тиражность и лёг кость работы с материалом, заняла место обрезной гра вюры (см. Ксилография).
Л И Т О Г Р А Ф И Я (от гр.
«камень» и «пишу, рисую») — вид п л о с к о й гравюры, пе чатной формой для которой
служит камень, известняк особой породы, серого, голу боватого или желтоватого цвета. На тщательно отполиро ванном камне художник рисует жирной литографской ту шью или литографическим карандашом. Затем поверхность камня слегка протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислоты. П р и этом жирные места, т. е. те, где на ходится рисунок, не воспринимают кислоты. Затем на ка мень наносится типографская краска, ложащаяся только на рисунок, нанесённый художником. Разновидность Л. — а л ь г р а ф и я . Здесь печатной формой, на которой худож н и к выполняет рисунок, служит алюминиевая пластина.
Цветная репродукционная |
Л . |
называется х р о м о л и т о |
г р а ф и е й . Она печатается |
с |
нескольких камней, причём |
для каждого цвета используется отдельный камень. Сме ш а н н ы е тона получают наложением одного цвета на дру гой. Л. появилась в 1798 г. и быстро получила широкое рас-
пространение. Для Л. характерны широкие мягкие, барха тистые л и н и и , глубокий чёрный тон, что всегда привле кало в н и м а н и е художников.
ЛИТЬЁ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - получение изделий (отливок) путём заливки расплавленных материалов (ме таллов, гипса, пластмассы и т. д.) в литейную форму.
Д р е в н е й ш и м литьём |
является м е д н о е Л. х. — о н о |
практиковалось уже в III |
тысячелетии до н. э. в Месопота |
мии . Там же, наряду с медью, впервые стали отливать и бронзу. Со II тысячелетия до н. э. медное и бронзовое Л. х.
появились в Египте, с I тысячелетия до н. э. — |
в Китае. |
||
Г и п с о в о е Л.х. применялось уже во |
времена |
антично |
|
сти; что |
касается б р о н з о в о г о Л. х., |
технику которого |
|
Греция |
переняла от народов Ближнего Востока, |
то неко |
торые его шедевры остаются н е п р е в з о й д ё н н ы м и даже в свете новейших технических достижений нашего времени. Античной Греции мы обязаны техникой литья монументаль ных бронзовых статуй, бюстов и портретной пластики.
ЛИЧНОЕ П И С Ь М О — в русской средневековой ико нописи — приёмы изображения, а также само изображение иконных ликов. Л. п. доверялось самым опытным масте рам — лицевщикам; остальная работа — исполнение пейза жа, архитектуры, утвари, одежды — именовалась доличным
письмом . |
|
ЛЯГУШАЧЬЯ |
ПЕРСПЕКТИВА - перспектива с низ |
к и м горизонтом, |
снизу вверх, как будто глаз наблюдате |
ля находится на уровне земли; характерна для перспек тивной живописи потолков.
М
МАЗОК — термин, применяемый чаще всего в масля ной живописи. Это след кисти художника на поверхности красочного слоя, элемент живописной техники. М. зави-