Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ц и о н а л ь н о

оправданных ф о р м . Д л я

художников

России начала 1920-х гг.,

мечтавших об активном преобразова­

ни и жизни с помощью искусства, К. был зримым воплощением своеобраз­

но й романтической утопии.

КОНТРАПОСТ (ит., букв, «проти­

воположность») — в изобразительном искусстве — к о н т р а с т н ы й поворот верхней части человеческого тела по отношению к нижней .

КОНТРРЕЛЬЕФ (от лат. «против»

ифр. «выпуклость») — отпечаток скульптурной модели при

изготовлении ф о р м ы для будущей отливки.

КРАКЕЛЮР (фр.) — растрескивание грунта, красоч­ ного слоя или лака картины.

КРАПЛАК (нем.) — смесь а л ю м и н и е в ы х и кальцие­ вых солей ализарина, из которой изготавливаются поли­ графические и акварельные краски. Ализарин — красящее вещество, добываемое из к о р н е й м а р е н ы (или синтети­ ческое), — используется для о к р а ш и в а н и я в красный, фи­ олетовый и розовый цвета.

КРАСКИ — в технологии изобразительного искусства

специально приготовленные жидкие, тестообразные или твёрдые вещества, обладающие окрашивающей способно­ стью и достаточной устойчивостью к внешним воздействиям. Цветовой основой красящего вещества являются пигмен­ ты — порошкообразные сухие краски. Красящие вещества могут быть природного происхождения и искусственного. От особенностей применённого к н и м связующего веще­ ства зависят отличительные свойства как самих К., так и техники работы с ними . Первые К. были исключительно природного происхождения. Сохранившиеся росписи в пе­ щерах первобытного человека выполнены земляными К.,

растёртыми на животных жирах. Сейчас промышленность выпускает различные виды К.; в зависимости от связую­ щего вещества о н и делятся на масляные (см. Масляна я живопись), клеевые — акварель, темпера, гуашь и др. Од­ н и м из распространённых материалов в изобразительном искусстве является пастель. С древнейших времён известны К., в которых связующим веществом служит п ч е л и н ы й воск, — энкаустика.

КРОКИ (фр.) — набросок, быстро сделанный рисунок.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — трёхмерная скульптура,

т. е. допускающая обход и восприятие со всех сторон, из­ мерение по высоте, ш и р и н е и толщине.

КСИЛОГРАФИЯ (от гр. «(срубленное) дерево» и «пишу, рисую») — выпуклая гравюра на дереве. Доски, которые используют в К., могут быть продольного и поперечного

Ксилография.

А. П. Остроумова-Лебедева. Фонтанка у Летнего сада.

1911


распила. Для досок п р о д о л ь н о г о р а с п и л а берётся мягкое дерево (груша, липа); его высушивают и шлифу­ ют, затем наносят рисунок карандашом или тушью. После этого художник-гравёр обрезает с 2 сторон каждую линию и пятно, ножом и стамесками выбирает все те места, ко­ торые на оттиске должны быть белыми. Получается вы­ пуклый рисунок, где печатающие плоскости лежат выше, чем пробельные. Затем при п о м о щ и валика или тампона на доску наносят краску, которая ляжет только на выпук­ лую поверхность. Положив на доску бумагу и прижав её прессом, получают оттиски. И х называют п р о д о л ь н о й г р а в ю р о й (по способу изготовления доски), или о б ­ р е з н о й (по способу гравирования). В этой гравюре прак­ тически отсутствуют нюансы перехода от чёрного к бело­ му. Образцы продольной гравюры можно видеть в произ­ ведениях в е л и к о г о н е м е ц к о г о художника XV—XVI вв. А . Дюрера. Для досок п о п е р е ч н о г о р а с п и л а берётся твёрдое дерево; рисунок наносится штихелями. Это — бла­ годаря тонкой структуре поперечного распила дерева — даёт возможность художнику-гравёру нанести на доску тончай­ ш и е штрихи и тем самым обогатить чёрно-белую гамму

гравюры. Такая гравюра

называется т о н а л ь н о й , или

т о р ц о в о й . Этот способ

гравирования открыл в XVIII в.

английский гравёр Томас Бьюик. Открытие Бьюика широ­ ко использовалось при изготовлении иллюстраций для книг: так была выпущена серия К. русского художника А. Агина к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированная Е. Бер­ нард ским .

КУБИЗМ (фр., через лат., от гр. «куб») — авангардист­ ское формалистическое течение в европейском изобрази­ тельном искусстве начала XX в.: стремясь выявить геомет­ рическую структуру объёма, кубисты уподобляли предмет изображения простейшим телам — шару, конусу, кубу (от­ сюда название) или разлагали его на плоские грани, пы -

Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1909-1910

Кубизм

(в сочных жёлто-зелёных цветах фовизма).

Ж. Брак. Дуэт. 1937

таясь передать круговое видение предмета в пространстве. На холсте совмещались отдельные плоскости формы — вид предмета спереди и одновременно сбоку, или спереди и сзади, и т. п. Цветовое решение сводилось к чёрным, се­ р ы м , к о р и ч н е в ы м , охристым и белым тонам . В первые группы кубистов вошли французские живописцы П. Пи­ кассо, Ж. Брак, X. Грис и др. К. был родоначальником бес­ численных модернистских течений XX в. Он оказал влия­

ние на

футуризм в Италии и России, конструктивизм в

России

и экспрессионизм в Германии.

Л

ЛАВИС (фр.) — техника выполнения углублённой гра­ вюры, при использовании которой изображение наносится на медную доску кистью, смоченной в кислоте; вытрав­ ленные углубления заполняются краской для печатания.

Лавис. Н. А. Львов. Выборгский замок. 1783



Л А КИ {нем., через ар., от санскр.) — растворы бесцвет­ ных природных смол или синтетических веществ в органи­ ческих растворителях. Л. служат для придания поверхности блеска и защиты её от сырости, пыли и других вредных воздействий; и м е н н о с этой целью художники, закончив работу, покрывали полотно Л.

Л А Н Д Ш А Ф Т (нем., от «земля» и «вид») — общий вид какой-либо местности, который можно охватить взглядом;

вживописи то же, что и пейзаж (ведута).

ЛЕВКАС (гр. «белый») — меловой грунт в русской сред­

невековой

живописи.

Л Е П К А —

процесс создания скульптурного произве­

дения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин); скульптор, придав каркасу нужную форму и положение в пространстве, и заполнив его материалом, с которым ра­ ботает, вначале руками, а потом различными стеками про­ рабатывает объём и детали.

Л Е С С И Р О В К А (от нем. «покрытие глазурью») — при­ ём живописной техники: последовательное нанесение тон­ ких красочных слоев. Л. возможна только при использова­

н и и масляных красок; с её

п о м о щ ь ю усиливают или ос­

л а б л я ю т ц в е т о в ы е тона,

д о б и в а ю т с я з в у ч н о с т и т о н а ,

объединяют колорит. Лессировкой в европейской живопи­ си XVI—XIX вв. обычно заканчивали работу над картиной; особенно это касается художников классического и ака­

демического

направлений.

Л И Н И Я

(лат.) — в области пластических искусств — одно

из основных изобразительных средств; Л. имеет некоторую толщину — в зависимости от оставляющего след материа­ ла; мыслится к а к граница между частями поверхности . В изображении объёмных фор м Л. — это поверхность, ви­ димая в профиль; внешне бессмысленную Л. наше созна­ ние старается «прочитать», увидеть за ней нечто конкрет­ ное и знакомое.


ЛИНОГРАВЮРА (от лат.

«лён, полотно» и фр. «выре­ зать») — выпуклая гравюра

на линолеуме, по технике

близкая к ксилографии. Ли­ нолеум, материал более по­ датливый, чем дерево, даёт возможность художнику ра­ ботать на листах большого ф о р м а т а . Л . , о б е с п е ч и в а я высокую тиражность и лёг­ кость работы с материалом, заняла место обрезной гра­ вюры (см. Ксилография).

Л И Т О Г Р А Ф И Я (от гр.

«камень» и «пишу, рисую») — вид п л о с к о й гравюры, пе­ чатной формой для которой

служит камень, известняк особой породы, серого, голу­ боватого или желтоватого цвета. На тщательно отполиро­ ванном камне художник рисует жирной литографской ту­ шью или литографическим карандашом. Затем поверхность камня слегка протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислоты. П р и этом жирные места, т. е. те, где на­ ходится рисунок, не воспринимают кислоты. Затем на ка­ мень наносится типографская краска, ложащаяся только на рисунок, нанесённый художником. Разновидность Л. — а л ь г р а ф и я . Здесь печатной формой, на которой худож­ н и к выполняет рисунок, служит алюминиевая пластина.

Цветная репродукционная

Л .

называется х р о м о л и т о ­

г р а ф и е й . Она печатается

с

нескольких камней, причём

для каждого цвета используется отдельный камень. Сме­ ш а н н ы е тона получают наложением одного цвета на дру­ гой. Л. появилась в 1798 г. и быстро получила широкое рас-

пространение. Для Л. характерны широкие мягкие, барха­ тистые л и н и и , глубокий чёрный тон, что всегда привле­ кало в н и м а н и е художников.

ЛИТЬЁ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - получение изделий (отливок) путём заливки расплавленных материалов (ме­ таллов, гипса, пластмассы и т. д.) в литейную форму.

Д р е в н е й ш и м литьём

является м е д н о е Л. х. — о н о

практиковалось уже в III

тысячелетии до н. э. в Месопота­

мии . Там же, наряду с медью, впервые стали отливать и бронзу. Со II тысячелетия до н. э. медное и бронзовое Л. х.

появились в Египте, с I тысячелетия до н. э. —

в Китае.

Г и п с о в о е Л.х. применялось уже во

времена

антично­

сти; что

касается б р о н з о в о г о Л. х.,

технику которого

Греция

переняла от народов Ближнего Востока,

то неко­

торые его шедевры остаются н е п р е в з о й д ё н н ы м и даже в свете новейших технических достижений нашего времени. Античной Греции мы обязаны техникой литья монументаль­ ных бронзовых статуй, бюстов и портретной пластики.

ЛИЧНОЕ П И С Ь М О — в русской средневековой ико­ нописи — приёмы изображения, а также само изображение иконных ликов. Л. п. доверялось самым опытным масте­ рам — лицевщикам; остальная работа — исполнение пейза­ жа, архитектуры, утвари, одежды — именовалась доличным

письмом .

 

ЛЯГУШАЧЬЯ

ПЕРСПЕКТИВА - перспектива с низ­

к и м горизонтом,

снизу вверх, как будто глаз наблюдате­

ля находится на уровне земли; характерна для перспек­ тивной живописи потолков.

М

МАЗОК — термин, применяемый чаще всего в масля­ ной живописи. Это след кисти художника на поверхности красочного слоя, элемент живописной техники. М. зави-