Файл: Детская литература_Беловат.doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Детская литература

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Пояснительная записка

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).

Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Раздел 2. Детская литература хiх в.

Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.

Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Тема 18. Детская литература первой половины хх в.

Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.

Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.

Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.

Тема 34. Переводная литература.

Практические занятия

Тема 2. Русская народная сказка

Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия

Тема 7. А.С. Пушкин – детям.

Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.

Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия

Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.

Тема15. А.П. Чехов – детям.

Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.

Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.

Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Содержание самостоятельной работы студентов

Темы докладов и рефератов

Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение

Образовательные технологии

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы к экзамену

Вопросы к зачету

Темы курсовых работ

Темы выпускных квалификационных работ

Тематика контрольных работ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Вопросы к экзамену

  1. Переводная литература XI–начала XIII в. Византийские и болгарские книги на Руси. Отношение к книге в Древней Руси. Почитание «ученья книжного».

  2. Жития святых. Образы православных святых в житиях. Воспитательное значение житийной литературы.

  3. «Поучение» Владимира Мономаха. Его содержание и воспитательное значение.

  4. Поучения о чтении.

  5. «Сказание о Мамаевом побоище» в переработке для детского

чтения. Образ Дмитрия Донского в повести.

  1. «Повесть о Петре и Февронии» в детском чтении. Образ мудрой девы. Тема спасения души в повести.

  2. Древнерусские азбуки и буквари. (Азбуки и буквари Ивана Федорова, Василия Бурцова, «Лицевой букварь» К. Истомина). Стихи для детей в составе азбук и букварей. Их содержание и форма, воспитательная направленность.

  3. Детские энциклопедические книги («Юности честное зерцало»). Общая характеристика, направленность книги «Юности честное зерцало».

  4. В. А. Жуковский как детский писатель. Стихи, сказки В. А. Жуковского для детей. Их связь с фольклором; особенности содержания и формы, воспитательное значение.

  5. Басни И. А. Крылова в детском чтении. Черты русского национального характера в баснях И. А. Крылова.

  6. Стихи и сказки А. С. Пушкина в детском чтении. Фольклорные и литературные источники сказок А. С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты сказок. Их нравственный смысл, поэтическое мастерство, воспитательное значение.

  7. Повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица». Характеристика центрального героя, воспитательная направленность сказки.

  8. Сказки В. Ф. Одоевского («Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Червячок»). Особенности содержания и формы, познавательный характер. В. Г. Белинский о сказках В. Ф Одоевского.

  9. Автобиографическая повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука». Тематика, центральные образы. Христианские идеалы самоотречения, самопожертвования, любви в повести.

  10. Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Фольклорная основа сказки. Авторское начало, связь сказки С. Т. Аксакова с главным содержанием повести «Детские годы Багрова внука». Художественное своеобразие сказки, ее воспитательное значение.

  11. Повесть «Детство» Л. Н. Толстого. Тема детства в автобиографической повести Л. Н. Толстого и его взгляд на воспитание. Центральные образы и идеи (образы Николеньки Иртеньева, его няни Натальи Саввишны).

  12. Писатель-педагог К. Д. Ушинский. Назначение, структура, содержание учебной книги К. Д. Ушинского «Детский мир». Принципы отбора художественных произведений для детского чтения. Исторические очерки, басни И. А. Крылова, стихи А. С. Пушкина в книге Ушинского «Детский мир».

  13. Книга К. Д. Ушинского «Родное слово». К. Д. Ушинский о значении родного языка, произведений народного творчества для воспитания и развития ребенка. Русские народные сказки, пословицы, загадки в книге «Родное слово». Их место в книге. Принципы отбора, содержание, направленность.

  14. Рассказы и сказки, написанные К. Д. Ушинским для детей. Их тематика, центральные образы, нравственный смысл.

  15. Рассказы Л. Н. Толстого для детей. Их тематика, проблематика, сюжеты и герои. Дети, крестьянская семья в рассказах Л. Н. Толстого. Глубина психологического анализа.

  16. Рассказы Л. Н. Толстого о животных, их познавательная направленность, нравственный смысл.

  17. Басни Л. Н. Толстого для детей. Особенности их содержания и формы, воспитательная направленность.

  18. Повесть Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей.

  19. Рассказы А. П. Чехова («Каштанка», «Белолобый»). Их проблематика, центральные образы, нравственное содержание, художественные особенности. Воспитательное значение рассказов А. П. Чехова о животных.

  20. Рассказы А. П. Чехова о детях в детском чтении («Детвора», «Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Событие», «Мальчики», «На страстной неделе»). Образы детей. Нравственный смысл, глубина психологической разработки характеров, проникновения в мир детства. Художественное мастерство.

  21. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дети-труженики, их трагические судьбы в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение («Вертел», «Кормилец»).

  22. Рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш» и др.). Их тематика, центральные мотивы и образы, воспитательное значение.

  23. Сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей («Серая Шейка», сб. «Аленушкины сказки»). Связь с фольклором, нравственный смысл, художественные особенности и воспитательное значение сказок).

  24. Сказки В. М. Гаршина для детей («О жабе и розе», «Лягушка путешественница»). Связь с фольклором, традиции Х. К. Андерсена в сказках В. М. Гаршина. Центральные образы, идеи, художественные особенности и воспитательное значение сказок В. М. Гаршина.

  25. Тема детства в русской литературе конца XIX – начала XX века (повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство»).

  26. К.И.Чуковский как детский писатель. Сказки К.И Чуковского для детей.

  27. С.Я.Маршак как детский поэт. Стихи и сказки С.Я. Маршака. Их тематика, проблематика, художественные особенности и педагогическая ценность.

  28. Б.Житков. «Морские истории». Тематика, нравственное содержание и художественные особенности рассказов Б.Житкова. Их педагогическая ценность.

  29. Рассказы Б.Житкова о животных.

  30. Сказки В.В.Бианки для детей. Их тематика, жанровое своеобразие, педагогическая ценность.

  31. Книга В.В.Бианки «Лесная газета» – энциклопедия русской природы.

  32. М.М.Пришвин. Тематика, проблематика, нравственное содержание рассказов Пришвина для детей. Цикл рассказов «В краю дедушки Мазая».

  33. Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Природа и дети в сказке.

  34. Е.В. Шварц. Сказки для детей. Традиции Х.К. Андерсена в сказках Е.В.Шварца.

  35. А. Л. Барто. Тематика, нравственное содержание, художественные особенности стихотворений для детей.

  36. С.В. Михалков. Тематика, нравственное содержание, художественные особенности стихотворений для детей.

  37. Н. Н. Носов. Проблема «типичного» мальчика в произведениях Носова для детей.

  38. Н. Дубов. Рассказы и повести для детей. Их тематика, проблематика, нравственное содержание.

  39. Детство и дети в произведениях русских и зарубежных писателей.

  40. Природа в произведениях современных русских писателей.



Вопросы к зачету

1. Понятие о детской литературе в детском чтении. Специфика книг для детей.

2. Круг чтения в Древней Руси.

3. Первые печатные детские книги.

4. Детский фольклор, его жанровое многообразие. Исторически сложившиеся жанры детского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

5. Загадка, ее художественные особенности и педагогическая ценность.

6. Пословицы и поговорки, их художественные особенности и педагогическая ценность. Возможность работы с пословицей в детском саду.

7. Сказка как жанр, ее художественные особенности и педагогическая ценность.

8. Сказки о животных: мифологические корни сказки, система персонажей, художественные особенности.

9. Волшебная сказка, ее мифологическая основа, художественное своеобразие и педагогическая ценность.

10. Социально-бытовая сказка в детском чтении.

11. Стихи и сказки В. А. Жуковского для детей.

12. Басни И. А. Крылова в детском чтении.

13. Сказки А. С. Пушкина в детском чтении. Их идейно-художественное своеобразие и педагогическая ценность.

14. Сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Идейно-художественное своеобразие сказки, возможности работы с ней в детском саду.

15. Сказки В. Ф. Одоевского. В. Г. Белинский о сказках Одоевского.

16. А. Погорельский «Черная курица» – первая в русской литературе психологическая волшебная сказка для детей.

17. Стихотворения русских поэтов XIX века для детей. Их идейно-художественные особенности.

18. Рассказы А. П. Чехова о детях и для детей.

19. Рассказы и сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей.

20. Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

21. В. Г. Короленко как детский писатель.

Темы курсовых работ

  1. Н.А.Некрасов как детский поэт. Или: произведения Н.А.Некрасова в детском чтении.

  2. Произведения русских поэтов-классиков на уроках чтения в начальной школе (И.З.Суриков).

  3. Русская литературная сказка на уроках чтения в начальной школе

  4. Пословицы на уроках чтения в начальной школе.

  5. Русская классическая литература на уроках чтения в начальной школе.

  6. Сказки А.С.Пушкина на уроках чтения в начальной школе.

  7. Сказки Х.К. Андерсена на уроках чтения в начальной школе.

  8. Этическая проблематика сказок А.С.Пушкина (к методике школьного изучения сказок).

  9. Произведения о детстве на уроках чтения в начальной школе (выбор авторов по желанию студентов).

  10. Произведения о природе на уроках чтения в начальной школе (например, В.Бианки, К.Паустовский, М.Пришвин, Г.Снегирев.)


Темы выпускных квалификационных работ

  1. Русская поэзия – детям (Н.А.Некрасов, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков).

  2. Родные поэты на уроках чтения в начальной школе (А.Н.Плещеев, И.З.Суриков) или (Н.А.Некрасов, И.З.Суриков).

  3. Фольклор как средство развития младших школьников.

  4. Русская народная сказка как средство обучения и воспитания младших школьников.

  5. Зарубежная литературная сказка на уроках чтения в начальной школе.

  6. Литературная сказка как средство воспитания младших школьников.

  7. Устное народное творчество как средство нравственно - эстетического развития младших школьников.

  8. Произведения о природе на уроках чтения в начальной школе.

  9. Произведения о детстве на уроках чтения в начальной школе.