Файл: Детская литература_Беловат.doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Детская литература

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Пояснительная записка

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).

Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Раздел 2. Детская литература хiх в.

Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.

Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Тема 18. Детская литература первой половины хх в.

Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.

Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.

Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.

Тема 34. Переводная литература.

Практические занятия

Тема 2. Русская народная сказка

Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия

Тема 7. А.С. Пушкин – детям.

Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.

Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия

Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.

Тема15. А.П. Чехов – детям.

Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.

Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.

Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Содержание самостоятельной работы студентов

Темы докладов и рефератов

Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение

Образовательные технологии

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы к экзамену

Вопросы к зачету

Темы курсовых работ

Темы выпускных квалификационных работ

Тематика контрольных работ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

План занятия:

1. Человек и природа в рассказах В. В. Бианки.

2. Сказки В.В. Бианки («Теремок, «Хвосты», «Первая охота», «Мышонок Пик» и др.) их жанровое своеобразие, познавательная направленность. Нравственный смысл, воспитательное значение сказок.

3. Книга В.В. Бианки «Лесная газета» – энциклопедия русской природы.

4. Мир животных и растений в книге, ее познавательное и воспитательное значение.

Литература

Граденский Г. Виталий Бианки. – М-Л., 1974.

Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В. Бианки.– М., 1973.

Жизнь и творчество В. Бианки.– Л., 1977.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

План занятия:

1.Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино». История создания повести. Буратино и его друзья в повести. Смысл сопоставления Буратино и Пьеро.

  1. А.Волков. «Волшебник изумрудного города». История создания сказки. Ее тематика, центральные образы и идеи.

  2. Е. Шварц. Пьесы для детей: «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка». Тематика сказок Е.Шварца, их нравственное содержание и художественное своеобразие.

  3. Развитие фольклорных и литературных традиций в сказках Е. Шварца. Мотивы, сюжеты и образы Х.К. Андерсена в сказках Е. Шварца.

  4. Тематика и проблематика сказов Бажова. Тема труда и творчества в сказах «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок» и др. Нравственное содержание сказа «Серебряное копытце».

Литература:

Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2002.

Галанов Б. Пишу на ту же тему по-своему./В кн. Галанов Б. Книжка про книжку.– М., 1974.

Детская литература / под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.

Зарубежная детская литература. – М., 1974.

Пантелеев Л. Шварц Е. /В кн. «живые памятники».– М., 1966.

Петровский М. Книги нашего детства.– М., 1986.

Рассадин С. Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра.– М., 1964.

Русские писатели: библиографический словарь.– Т.1.– М.: Просвещение, 1998.

Смирнова В. А.Н. Толстой в детской литературе.– В кн. «О детях и для детей». –М., 1967.



Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

План занятия:

  1. Нравственные проблемы в стихах А. Барто. Яркость детских характеров, особенности юмора и сатиры.

  2. Лирика С. В. Михалкова.

  3. Юмор и сатира в творчестве С. В. Михалкова. Способы создания комического эффекта в стихах С.Михалкова.

Литература

Бавина В.Сергей Михалков: Очерк творчества.– М., 1976.

Барто А.Л. Записки детского поэта.– М., 1978.

Барто А.Л. Немного о себе./ В кн.: Вслух про себя.­– М., 1975.

Мотяшов И.П. Соловьев Б.И. Агния Барто: Очерк творчества.3-е изд.–М., 1979.

Мотяшов И.П. Сергей Михалков. – М., 1975.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

План занятия:

  1. Направления и тенденции современной литературы для детей. Основные ее темы, проблемы, жанры.

  2. Тема детства, вопрос об истоках жизни в детских книгах последних лет (в рассказах и повестях В.Белова: «Скворцы», «Старый да малый», «Про Мальку», «Каникулы», рассказах Г.Я. Снегирева «» сказках и повестях Ю.Коваля «По лесной дороге», «Под соснами», «Нюрка», «недопесок» и др.).

  3. Жанрово-стилистическое своеобразие современной детской литературы. Новые черты ее «малых» жанров: циклизация, символика и аллегоризм, сказовый, притчевый характер повествования в «романтико-метафорической» или философской прозе; насыщенность и многоликость жизни в «деревенской» прозе.

Литература

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.

Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.А. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.

Тема 34. Переводная детская литература.

План занятия:

Х.К.Андерсен. Фольклорные мотивы и традиции в творчестве Андерсена. Сочетание реального и фантастического в сказках Андерсена. Мастерство писателя в изображении характеров, среды. Манера повествования, образ рассказчика. Жизненная мудрость сказок Андерсена.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

План занятия:

  1. Человек и природа в рассказах К.Г.Паустовского, написанных для детей («Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Барсучий нос», «Золотой линь», «Заячьи лапы», «Теплый хлеб», «Хромой конь», «Встрепанный воробей»).

  2. Тематическая и идейно-художественная связь рассказов Паустовского с книгой очерков «Мещерская сторона».


Литература

Пришвин М., Паустовский К. Повести. Рассказы.– М., 2003.

Паустовский К. Рассказы и сказки.– М.: Детская литература,1987.

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

План занятия:

1. Человек и природа в рассказах В. В. Бианки.

2. Сказки В.В. Бианки («Теремок, «Хвосты», «Первая охота», «Мышонок Пик» и др.) их жанровое своеобразие, познавательная направленность. Нравственный смысл, воспитательное значение сказок.

3. Книга В.В. Бианки «Лесная газета» – энциклопедия русской природы.

4. Мир животных и растений в книге, ее познавательное и воспитательное значение.

Литература

Граденский Г. Виталий Бианки. – М-Л., 1974.

Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В. Бианки.– М., 1973.

Жизнь и творчество В. Бианки.– Л., 1977.


Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

План занятия:

1.Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино». История создания повести. Буратино и его друзья в повести. Смысл сопоставления Буратино и Пьеро.

  1. А.Волков. «Волшебник изумрудного города». История создания сказки. Ее тематика, центральные образы и идеи.

  2. Е. Шварц. Пьесы для детей: «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка». Тематика сказок Е.Шварца, их нравственное содержание и художественное своеобразие.

  3. Развитие фольклорных и литературных традиций в сказках Е. Шварца. Мотивы, сюжеты и образы Х.К. Андерсена в сказках Е. Шварца.

  4. Тематика и проблематика сказов Бажова. Тема труда и творчества в сказах «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок» и др. Нравственное содержание сказа «Серебряное копытце».

Литература:

Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2002.

Галанов Б. Пишу на ту же тему по-своему./В кн. Галанов Б. Книжка про книжку.– М., 1974.

Детская литература / под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.

Зарубежная детская литература. – М., 1974.

Пантелеев Л. Шварц Е. /В кн. «живые памятники».– М., 1966.

Петровский М. Книги нашего детства.– М., 1986.

Рассадин С. Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра.– М., 1964.

Русские писатели: библиографический словарь.– Т.1.– М.: Просвещение, 1998.

Смирнова В. А.Н. Толстой в детской литературе.– В кн. «О детях и для детей». –М., 1967.

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

План занятия:

  1. Нравственные проблемы в стихах А. Барто. Яркость детских характеров, особенности юмора и сатиры.

  2. Лирика С. В. Михалкова.

  3. Юмор и сатира в творчестве С. В. Михалкова. Способы создания комического эффекта в стихах С.Михалкова.

Литература

Бавина В.Сергей Михалков: Очерк творчества.– М., 1976.

Барто А.Л. Записки детского поэта.– М., 1978.

Барто А.Л. Немного о себе./ В кн.: Вслух про себя.­– М., 1975.

Мотяшов И.П. Соловьев Б.И. Агния Барто: Очерк творчества.3-е изд.–М., 1979.