Файл: Детская литература_Беловат.doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Детская литература

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Пояснительная записка

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).

Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Раздел 2. Детская литература хiх в.

Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.

Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Тема 18. Детская литература первой половины хх в.

Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.

Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.

Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.

Тема 34. Переводная литература.

Практические занятия

Тема 2. Русская народная сказка

Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия

Тема 7. А.С. Пушкин – детям.

Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.

Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия

Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.

Тема15. А.П. Чехов – детям.

Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.

Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.

Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Содержание самостоятельной работы студентов

Темы докладов и рефератов

Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение

Образовательные технологии

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы к экзамену

Вопросы к зачету

Темы курсовых работ

Темы выпускных квалификационных работ

Тематика контрольных работ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Размышляя над этим вопросом, интересно было бы сравнить стихотворение Н. А. Некрасова «Генерал Топтыгин» и близкий ему по сюжету детский рассказ Л. Н. Толстого «Мужик на повозке», вошедший в его «Вторую русскую книгу для детей». Какие фольклорные источники могли быть использованы в этих произведениях? Как сумел развить юмор народного анекдота Н. А. Некрасов?

Какой предстала в «Стихотворениях, посвященных русским детям» деревенская Россия, ее природа, быт, нравы, порядки? В одном из черновиков к стихотворению «Дядюшка Яков» было записано о предполагаемом герое, торговце – офене: «Бог дал ему христианскую некорыстную душу». Как реализовался этот поэтический замысел Некрасова? Какие черты народного характера раскрылись в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы»? «Пчелы»? «Накануне светлого праздника»? чем интересно в этом смысле стихотворение «Генерал Топтыгин»

«Стихотворения, посвященные русским детям» были задуманы как поэтический цикл, о чем довольно отчетливо говорит уже само название, определенность читательского адреса. На какие, по вашему мнению, сопоставления, ассоциации, возникшие благодаря единству замысла, внутренней соотнесенности стихотворений «детского цикла», мог надеяться поэт? В какой мере «детский» читательский адрес повлиял на выбор сюжетов, манеры повествования?

Сравните два близкие по содержанию фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и стихотворения «Накануне светлого праздника»:

У нас уже дорога большая была

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Копатель канав вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин

Под праздник молиться катит.

Вот пильщики: сайку

Угрюмо жуют

И, словно солдаты,

Все в ногу идут.

А пилы стальные

У добрых ребят, как рыбы живые

На плечах дрожат.

Какие изобразительные средства использует Н. А. Некрасов в отрывке из стихотворения, специально написанного для детей? Обратите внимание на характер стихотворной строки, размер, рифмовку, благодаря чему достигается краткость, динамичность и выразительность повествования?

Литература

Бегак Б. Классики в стране детства. – М., 1983.

Белова В.С.Русская детская классика сегодня//Литература в школе,1994.–№1.


Белова В.С.» Разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов – детям)/ Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования: сб. научных и методич. трудов/отв. ред., сост. А.Р.Лопатин.– Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010.

Бухштаб Б. Русские поэты. – Л. Художественная литература, 1970.

Гин М. От факта к образу и сюжету. – М., Советский писатель, 1971.

Жданов В. Н.А. Некрасов.– М., Молодая гвардия, 1971.

Лебедев Ю.В. Духовные истоки русской классики.– М.,2005.

Некрасов Н.К. О Волга!.. Колыбель моя! Гл. 4. – Яр., 1991.

Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ч. 2, гл. 1.– Яр., 1975.

Поженец Н.И. Поэзия И.З. Сурикова. – М., Наука, 1971.

Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева. – М., наука, 1988. С. 133-137.

Путилова Е. Вступительная статья в кн. «Русская поэзия детям». – Л., «Советский писатель», 1989.

Розанова Л.А. О творчестве Некрасова: книга для учителя.– М.: Просвещение, 1984.

Русская поэзия детям / сост. Е. Путилова. – Л., 1970.

Художественные тексты.

Чуковский К.И. Мастерство Н. А. Некрасова. – М., Худож. литер., 1971.


Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.

  1. Повесть Л.Н.Толстого «Детство». Её проблематика. Тема детства, образ ребенка в повести Л.Н.Толстого «Детство». «Дидактика души» как средство изображения человеческого характера в повести Толстого.

  2. Рассказы Л.Н.Толстого (для детей: «У Розочки были щенки», «У Насти была кукла», «Косточка», «Филиппок», «Корова», «Котенок», «Акула», «Прыжок» и др.).

  3. Своеобразие рассказов Л.Н.Толстого о животных. Их воспитательное значение.

  4. Повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей.

Литература:

  1. Соответствующие разделы учебников.

  2. Терновская В.В. Практикум по детской литературе.– М., 1993. (тема №8).

  3. Борщевская А.И. Лев Толстой для детей. //Детская литература.- М., 1954. (Ст. «Вопросы детской литературы»).

  4. Ильина Е.Я. О «Кавказском пленнике» Л.Толстого. Там же.

  5. Николаева В. О языке детских рассказов Л.Толстого (книга «О литературе для детей).– Л.,1961.– Вып.6.

Тема15. А.П. Чехов – детям.

План занятия:

  1. Мир детства в рассказах А.П.Чехова («Гриша», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Детвора», «Мальчики», «Спать хочется», «На страстной неделе»).

  2. Рассказы А.П.Чехова для детей («Каштанка», «Белолобый»). Их тематика, проблематика, нравственный смысл, воспитательное значение.

  3. Проблематика повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Образ ребенка в повести. Тема воспитания. Глава «Тема и Жучка» как материал для чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  4. Рассказы А.И. Куприна в детском чтении («Слон», «Белый пудель»). Их проблематика, центральные образы, нравственный смысл и воспитательное значение.

Литература:

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.

  2. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.А. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.

  1. Путилова Е.О. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX – начала XX века. В книге «Детская литература».– М., 1985.

См. также соответствующие разделы учебников «Русская детская литература».– М.,1972. И А.П. Бабушкиной «История русской детской литературы».– М.,1978.


  1. Терновская В.В. Практикум по детской литературе. – М.,1983.(тема 8).

Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.

План занятия:

    1. Требования К.И. Чуковского к детской книге и их реализация в собственном творчестве.

    2. Тематика, проблематика, образный строй, композиционный и ритмический строй сказок К.И.Чуковского («Муха-цокотуха», «Тараканище»,

«Мой додыр», «Федорино горе», «Айболит»). Обусловленность содержание и формы сказок интересами маленького читателя. Воспитательное значение сказок Чуковского и их роль в жизни детей.

Литература

Чуковский К.И. Сказки (любое издание).

Чуковский К.И. «От двух до пяти».

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.

2. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.А. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.

3. Петровский М. К. Чуковский.– М.: Детгиз, 1960.

4. Петровский М.Жизнь и творчество К.Чуковского.– М.,1978.

5. Ивич А.И. Сказки и «заповеди» К.Чуковского/ В кн. Ивич А. Воспитание поколений.– М.,1969.

6. Бегак И. Дети смеются: очерки о юморе в детской литературе. – М.,1979.


Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.

План занятия:

    1. Поэмы С.Я.Маршака. («Пожар», «Почта», «Вчера и сегодня»). Их тематика, проблематика, идейно-художественные особенности, воспитательное значение. Тема труда в стихах С.Я.Маршака для детей.

    2. «Веселые книги» С.Я.Маршака. Их связь с фольклорной традицией, «игровое начало». Использование разных форм комического в творчестве Маршака.

    3. Стихотворные циклы в поэзии С.Я.Маршака для детей.

Литература

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.

2. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.А. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.

3. Галанов Б.Е. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество.– М.,1965.

4. Сарнов Б.М. Самуил Маршак. – М.,1968.

5. Маршак С.Я. Воспитание словом.– М.: Советский писатель,1964.

Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.

План занятия:

1.Тематика, центральные образы и идеи М.М. Пришвина («Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Ярик», «Гаечки», «Пиковая дама»).

2.Принципы работы М.М. Пришвина над детскими рассказами. Особенности композиции и стиля рассказов Пришвина для детей.

3. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Ее тематика, проблематика, художественное своеобразие.

Литература

Пришвин М., Паустовский К. Повести. Рассказы.– М., 2003.

1.Агеносов В.В. М.М. Пришвин. В кн. «Детская литература»/под ред. Е.Зубаревой.– М.,1989.

2. Гачев Г. Д. Пришвин/Гачев Г.Д. Русская душа: портреты русских писателей. – М.,1991.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

План занятия:

  1. Человек и природа в рассказах К.Г.Паустовского, написанных для детей («Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Барсучий нос», «Золотой линь», «Заячьи лапы», «Теплый хлеб», «Хромой конь», «Встрепанный воробей»).

  2. Тематическая и идейно-художественная связь рассказов Паустовского с книгой очерков «Мещерская сторона».

Литература

Пришвин М., Паустовский К. Повести. Рассказы.– М., 2003.

Паустовский К. Рассказы и сказки.– М.: Детская литература,1987.

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.