ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
Тема 4. Детская литература 18 вв.
Раздел 2. Детская литература хiх в.
Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
Тема 12. Русская поэзия – детям.
Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
Тема 34. Переводная литература.
Тема 2. Русская народная сказка
Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
Тема 34. Переводная детская литература.
Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
Тема 34. Переводная детская литература.
Содержание самостоятельной работы студентов
Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
Темы выпускных квалификационных работ
Литературная сказка и ее разновидности в творчестве А. И. Ремизова, А. Н. Толстого («Сорочьи сказки»), М. Горького, Л. Чарской, Л. Андреева.
Поэзия начала ХХ века
Детский мир, тема природы в стихах М. А. Пожаровой, Г. Галиной, А. А. Коринфского, Р. Кудашевой, М. Моравской.
И. А. Бунин как детский писатель.
А. Блок как детский поэт. Содержание, композиция, художественные особенности сборников «Круглый год» (1913) и «Сказки» (1913). Сборник К. Бальмонта «Светлый мир» («Фейные сказки»). Разработка фольклорных мотивов в стихах С. Городецкого. Стихотворения С. Есенина для детей.
Переводная литература в детском чтении в начале ХХ века (Э. Сетон-Томпсон, К. Коллоди, Р. Киплинг).
Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
Основные проблемы становления детской литературы впервые десятилетия после революции. Объективные трудности в развитии детской литературы: ликвидация дооктябрьских детских журналов и национализация частных издательств, эмиграция русских писателей, работавших в сфере детской литературы. Первые сборники и альманахи. Отбор и издание классических произведений для детского чтения. Первые советские детские журналы. «Северное сияние». Идейная борьба, дискуссии по вопросам детской литературы и детского чтения: о традициях русской классики, о сказке. Дискуссия 1929 года. Первый съезд писателей. Выступление С. Я. Маршака.
Детские журналы 20-х–30-х годов («Мурзилка», «Пионер», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Костер»).
А. М. Горький и детское чтение. Роль А. М. Горького как критика и теоретика детской литературы. Его организаторская деятельность. Произведения А. М. Горького в детском чтении (повесть «Детство», «Дед Архип и Ленька», «Встряска»).
Поиски новых тем, образов, форм в детской литературе 20–40 годов, многообразие жанров.
Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
Влияние К. Чуковского на формирование поэзии для детей.
Сказки К. Чуковского для детей. Их темы, персонажи, конфликты, сюжеты. Ориентация на детское восприятие. Нравственный смысл и положительное начало. «Положительные» герои. Богатство ритмов и интонаций, «графичность» стихотворных сказок для детей.
«Заповеди» молодым писателям как обобщение собственного опыта и лучших достижений поэзии для детей.
В. В. Маяковский. Выступление В. Маяковского в детской литературе во второй половине 20-х годов.
Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров в детском чтении. Сотрудничество в детских журналах «Еж» и «Чиж». Тяготение к парадоксу, разрушению привычных смыслов, игра словом и звуком, необычность сюжетов. Трагичность судеб поэтов.
Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
Краткие биографические сведения. Автобиографическая повесть «В начале жизни». С. Маршак – лирик, детский писатель, критик, переводчик, редактор. Тематическое и жанровое содержание творчества С. Я. Маршака (сказки-пьесы, стихотворные сказки, поэмы, сатирические и юмористические стихи). Сказки-пьесы «Сказка про козла», «Кошкин дом», «Теремок», «Горя бояться – счастья не видать», «Двенадцать месяцев». Стихотворные сказки «О глупом мышонке», «Об умном мышонке». Цикл «Круглый год», «Лесная книга», «Разноцветная книга». Лирика, юмор и сатира в творчестве С. Я. Маршака. Темы труда, героизма. Маршак – переводчик (переводы У. Блейка, Д. Родари, Р. Стивенсона). Сотрудничество с художниками (В. Лебедев, Е. Чарушин).
Б. С. Житков как детский писатель. Тематика, сюжеты, центральные образы и конфликты произведений Б. С. Житкова для детей. Глубина и острота их проблематики. Проблема нравственного выбора, долга, ответственности человека за свое поведение поступки. Традиции Л. Н. Толстого в творчестве Б. С. Житкова.
Тема 21. Произведения Б. С. Житкова для детей младшего возраста (сборники рассказов «Что бывало», «Рассказы о животных», энциклопедия для маленьких «Что я видел»). Их познавательная и нравственная значимость.
Тема 22. Романтическая проза в детской литературе первой половины 20 века. А. П. Гайдар. Рассказы, повести, литературные сказки А. П. Гайдара. Традиции фольклора, переосмысление сказочных канонов. Острота конфликтов. Идеи, герои, образы-символы. Проблема добра и зла. Идеи героизма, романтики в творческом миросозерцании А. П. Гайдара. Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка».
Л. А. Кассиль. Мечта о справедливости и романтическая ориентация Л. Кассиля. Проблема формирования характера в повестях «Черемыш – брат героя», «Великое противостояние». Тема героизма и патриотизма в рассказах и очерках «Твои защитники», повестях «Дорогие мои мальчишки», «Улица младшего сына». Произведения Л. Кассиля 50–60 годов. Традиции Л. Кассиля в советской литературе.
В. П. Катаев. Повесть о детстве «Белеет парус одинокий». Историко-революционная тема, психология ребенка в повести. Сказки В. Катаева для детей. «Сын полка».
Тема 23. Л. Пантелеев как детский писатель. Личность писателя. Автобиографические книги «Ленька Пантелеев», «Я верую». Автобиографический характер прозы Л. Пантелеева. Рассказы Л. Пантелеева (Буква «Ты», «Часы», «На Ялике», «Честное слово»). Глубина понимания детской психологии, этические проблемы. Тема героизма и патриотизма в рассказах Л. Пантелеева. Вопросы воспитания и взгляды на детскую литературу в статьях Л. Пантелеева и его книгах («Наша Маша»).
Тема 24. М. М. Пришвин как детский писатель. Жизненный и творческий путь. Автобиографический характер прозы М. М. Пришвина. Тематика и проблематика рассказов М. Пришвина для детей. Их познавательная направленность и философский смысл. Идея единства человека и природы.
Принципы работы писателя над детскими рассказами. Особенности их композиции и стиля. Воспитательное значение произведений М. М. Пришвина.
Тема 25. К. Г. Паустовский. Биографические сведения. Повесть «Мещерская сторона». Рассказы К. Г. Паустовского, вошедшие в детское чтение («Летние дни», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Барсучий нос», «Золотой линь», «Теплый хлеб», «Хромой конь»). Тема «человек и природа» в рассказах К. Г. Паустовского. Изобразительное мастерство, лиризм. Эстетическая и педагогическая ценность рассказов К. П. Паустовского.
Тема 26. В. В. Бианки. Тематика, проблематика творчества писателя. Сказки В. Бианки. Природа и дети в рассказах В. Бианки. Энциклопедическая книга «Лесная газета».
Е. И. Чарушин как детский писатель и художник. Научная достоверность его книг о природе и животных, динамизм и увлекательность сюжета, юмор.
Тема 27. Литературная сказка и ее место в литературе первой половины 20 в. (А.Н. Толстой. Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Волков. «Волшебник изумрудного города»,
Сказки для детей Е. Шварца, их жанровые разновидности, тематика, воспитательное значение («Красная шапочка», «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени», «Два брата», научно-фантастическая повесть Я. Ларри «Приключения Карика и Вали», сказки П.П. Бажова).
Тема 28. Детские поэты (А. Л. Барто. С. В. Михалков).
Тема 29. В. Осеева как детская писательница. Повести, рассказы для детей. Нравственные проблемы в творчестве В. Осеевой.
Тема 30.Н. Н. Носов как детский писатель. Повести, рассказы, роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» (трилогия). Нравственный пафос его произведений для детей, их познавательная ценность. Художественное мастерство писателя. Педагогическая публицистика Н. Носова.
Тема 31. Детская литература 50–60-х годов XX века
Общая характеристика: виды, роды, жанры, темы, типы изданий, тиражи, серии детских книг. Серийность изданий как средство систематизации книжного потока, адресованного детям, подросткам и юношеству. Совершенствование структуры и оформления детских книг (В. Фаворский, Ф. Лемкуль, В. Алфеевский, Ю. Коровин, Л. Токмаков, М. Митурич, И. Кабаков, Н. Устинов, В. Лосин).
Роман как новая форма литературных произведений для младших школьников. Научная фантастика и публицистика для детей младшего школьного возраста. Энциклопедическая и справочная книга для детей. Научно-художественная и научно-популярная книга. Литературная сказка, ее жанровые разновидности.
Традиции и новые тенденции во взаимосвязи взрослой и детской литературы: переход взрослых книг в круг детского чтения (М. Шолохов, В. Тендряков, Г. Троепольский, А. Рекемчук, А. Приставкин, Г. Пряхин, В. Астафьев, Б. Васильев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Белов, А. Яшин, Ч. Айтматов, бр. Стругацкие) и появление произведений, первоначального созданных для детей, во «взрослых» журналах (повести и рассказы А. Алексина, Н. Дубова, А. Лиханова, Р. Погодина, Ю. Яковлева). Тема детства, ее ведущее место в прозе 50–60-х годов. Социально-философские размышления о путях развития человечества, о роли личности в научно-фантастической литературе (И. Ефремов, бр. Стругацкие, Е. Велтистов, К. Булычев). Книги о природе, их значение для нравственного и эстетического развития детей.
Проза. Ее общая характеристика, обзор творчества писателей (Г.Я.Снегирева, В. Драгунского, Н. Н. Дубова, В. Крапивина, В. Голявкина, В. Железникова, Г. Скребицкого, Ю. Яковлева, Р. Погодина, Ю. Коваля, Э. Успенского, С. Алексеева).
Поэзия. Ее общая характеристика. Обзор творчества писателей: (Б.Заходера, В. Берестова, Я. Акима, Е.Благининой, И.Токмаковой, Э. Мошковской).