Файл: Детская литература_Беловат.doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Детская литература

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Пояснительная записка

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).

Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Раздел 2. Детская литература хiх в.

Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.

Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Тема 18. Детская литература первой половины хх в.

Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.

Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.

Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.

Тема 34. Переводная литература.

Практические занятия

Тема 2. Русская народная сказка

Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия

Тема 7. А.С. Пушкин – детям.

Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.

Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия

Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.

Тема15. А.П. Чехов – детям.

Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.

Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.

Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Содержание самостоятельной работы студентов

Темы докладов и рефератов

Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение

Образовательные технологии

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы к экзамену

Вопросы к зачету

Темы курсовых работ

Темы выпускных квалификационных работ

Тематика контрольных работ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мотяшов И.П. Сергей Михалков. – М., 1975.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

План занятия:

  1. Направления и тенденции современной литературы для детей. Основные ее темы, проблемы, жанры.

  2. Тема детства, вопрос об истоках жизни в детских книгах последних лет (в рассказах и повестях В.Белова: «Скворцы», «Старый да малый», «Про Мальку», «Каникулы», рассказах Г.Я. Снегирева «» сказках и повестях Ю.Коваля «По лесной дороге», «Под соснами», «Нюрка», «недопесок» и др.).

  3. Жанрово-стилистическое своеобразие современной детской литературы. Новые черты ее «малых» жанров: циклизация, символика и аллегоризм, сказовый, притчевый характер повествования в «романтико-метафорической» или философской прозе; насыщенность и многоликость жизни в «деревенской» прозе.

Литература

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.

Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.А. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.


Тема 34. Переводная детская литература.

План занятия:

  1. Х.К.Андерсен. Фольклорные мотивы и традиции в творчестве Андерсена. Сочетани

  2. дерсена.

  3. А. Линдгрен. Роль фантастики в книгах Астрид Линдгрен, взаимоотношения мечты и действительности. Центральные образы повестей Линдгрен, отношения между детьми и взрослыми.

  4. А. Милн. «Винни - Пух и все остальные». Кристофер Робин и его игрушечные друзья в сказке.

  5. П. Трэверс. «Мэри Поппинс». Персонификация детства в образе Мэри Поппинс.

  6. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Воплощение глубокой философской мысли в образе маленького принца.

Литература

  1. Арзамасцева И.Н. , Николаева С.А. Детская литература: учебник. – М., 2008.

  2. Брадис Е. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении.– М.,1985.

  3. Зарубежная детская литература.– М., 1982.

  4. Будур Н.В., Э.И. Иванова, С.А. Николаева, Т.А. Песнакова. Зарубежная детская литература: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М., 1998.

  5. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2х частях / под ред. Н.П. Михальской.– М., 1997.

  6. Мещерякова Н.К., Н.П. Банников, Л.Ю. Брауде, И.С. Чернявская Зарубежная детская литература для детей и юношества: В 2х частях: учебник для институтов культуры / под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М., 1989.

  7. Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии.– Л.,1974.

  8. Галь Н. А. де Сент-Экзюпери./ В кн.: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».­– М.,1967.

Содержание самостоятельной работы студентов

Название раздела, темы

Задание

Время выполнения

Форма контроля

1

Детская литература как гуманитарная дисциплина, ее предмет задачи.

Анализ терминов «Детская литература», детское чтение. Составление конспекта главы из учебника Е.О.Путиловой, А.В.Денисовой «Детская литература»/под ред. Е..Путиловой.– М.: Академия,2009.

Ведение словарика.

2

Проверка конспекта.

Проверка словарика.

2

Фольклор как исток детской литературы

Прочитать сказки, былины, вошедшие в детское чтение, охарактеризовать их жанровые признаки, раскрыть нравственный смысл. Письменный анализ двух-трех сказок и былин (по указанию преподавателя и выбору студентов) составление библиографических списков

4

3

Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Знакомство с житийной литературой, чтение повести «Сказание о Мамаевом побоище», вошедшей в детское чтение; презентация фрагментов темы: «Первые печатные книги для детей», «Азбука и буквари Древней Руси». Письменные ответы на вопросы по прочитанным произведениям детям, например: как мотивируется победа русских воинов на Куликовом поле в «Сказании о Мамаевом побоище» и в житиях?

4

Тестирование студентов по теме: «Первые книги для детей в Древней Руси». Проверка письменных работ по прочитанным произведениям («Сказка о Борисе и Глебе», «Сказание о Мамаевом побоище», «Житие Александра Невского», Житие Дмитрия Донского»)

4

Детская литература XVIIIв.

Чтение произведений МВ Ломоносова, Н.Г. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова, А.Т. Болотова вошедших в круг детского чтения, Составление краткого конспекта главы «Русская детская литература XVIIIв.» из учебника Ф.И. Сетина «История детской литературы».

2

Собеседование по чтению, проверка конспектов

5

Детская литература первой пол.XIXв.; ее основные тенденции, направл., жанры

Чтение произведений для детей, написанных в первой половине XIX в.: детских стихотворений А.Ф. Мерзлякова («От Аннушки маменьке при подарке альбома», «Утро», «Хор детей маленькой Наташе»), баллад, сказок и стихов для детей В.А. Жуковского, сказок и стихов, вошедших в круг детского чтения, А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова, исторической книги для детей А.О. Ишимовой «Бабушкины уроки, или русская история в разговорах для детей»

4

Собеседование по чтению, проверка знаний наизусть, подготовка сообщений, их заслушивание

6

В.А. Жуковский как писатель и педагог

Чтение стихотворений и сказок В.А. Жуковского, адресованных детям и вошедших в круг детского чтения (стихи: «Котик и козлик», «Птичка», «Жаворонок» и др., сказок: «Сказки об Иване Царевиче и сером волке», «Сказки о царе Берендее», «Мальчик - с - пальчик», «Тюльпановое дерево»).

Заучивание наизусть 2-3 стихов В.А. Жуковского (по выбору студентов).

Анализ одного из стихотворений для детей.

Анализ одной из сказок В.А. Жуковского для детей (по выбору студентов). Работа по анализу текстов выполняется в письменной форме.

Ведение словарика.

4

Проверка письменной работы;

устный ответ на практическом занятии;

проверка словарика;

проверка выразительного чтения произведения В.А. Жуковского наизусть

письменная работа по проверке знания текстов произведений В.А. Жуковского

7

А.С. Пушкин – детям

Чтение произведений А.С. Пушкина, вошедших в круг детского чтения и заучивание стихотворений фрагментов из сказок («Няне» , «Зимнее утро» , «Зимний вечер» , фрагментов из романа «Евгений Онегин»).

Анализ одного из стихотворений, вошедших в детское чтение.

Анализ одной из сказок А.С Пушкина вошедших в детское чтение (письменно).

Ведение словарика.

4

Собеседование по чтению, проверка письменных работ.

8

П.П. Ершов. Сказка «Конёк - горбунок»

Чтение сказки «Конёк - горбунок», заучивание её отдельных фрагментов.

Анализ сказки в сопоставлении с одноимённой народной сказкой, послужившей её основным источником.

Ведение словарика.

Выполнение практического задания (письменно).

4

Проверка письменной работы.

Проверка ведения словарика.

Устный ответ на практическом занятии.

9

Романтическая проза, адресованная детям: повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»

4

Собеседование по чтению.

10

В.Ф.Одоевский как педагог и детский писатель

Чтение рассказов и сказок В.Ф.Одоевского для детей; письменный анализ сказки «Мороз Иванович» в сопоставлении с народными сказками, послужившими основой сюжета

2

Собеседование по чтению, опрос, Проверка письменных работ.

11

Детская литература середины-второй половины XIXвека (основные тенденции, направления, жанры).

Чтение и заучивание наизусть стихотворений русских поэтов, адресованных детям и вошедших в детское чтение.

Сообщение о творчестве одного из русских детских поэтов середины-второй половины XIXвека.

Письменный анализ одного из детских стихотворений

Ведение словарика литературоведческих терминов, толкового словарика.

4

устный ответ на практическом занятии;

проверка конспектов;

проверка словарика.

12

Русская поэзия – детям (середина-вторая половина XIXвека)

Чтение и заучивание наизусть стихотворений русских поэтов, адресованных детям и вошедших в детское чтение.

Сообщение о творчестве одного из русских детских поэтов середины-второй половины XIXвека.

Письменный анализ одного из детских стихотворений

Ведение словарика литературоведческих терминов, толкового словарика.

6

проверка знаний текстов стихотворений русских поэтов, тестирование;

проверка письменной работы;

проверка ведения словариков.

13

К.Д. Ушинский как педагог и детский писатель

Чтение научно-педагогических статей К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка», «Родное слово», «Руководство к преподаванию по Родному слову».

Знакомство с хрестоматийной частью книг «Детский мир» и «Родное слово».

Чтение произведений К.Д. Ушинского для детей, вошедших в его учебные книги: «Дети в роще», «Дети в училище», «Четыре желания», «Брат и сестра», «Чужое яичко», «Гадюка», «Бодливая корова», «Бишка», «Васька», «Петушок с семьей», «Слепая лошадь», «Хромой и слепой», «Пчелки на разведке»; цикла рассказов «Из детских воспоминаний» («Чистый понедельник», «Вербное воскресенье», «Страстной четверг», «Светлое воскресенье»).

Анализ одного из рассказов К.Д. Ушинского, вошедших в программу для начальной школы (тематика, сюжет, образы). Обосновать, как в этом рассказе реализовались требования, которые К.Д. Ушинский предъявлял к детской литературе.

Ведение толкового словарика.

4

собеседование по чтению;

проверка конспектов;

проверка письменных работ.

14

Л.Н. Толстой как детский писатель

Чтение и анализ произведений Л.Н. Толстого для детей.

Письменный анализ одного из рассказов Л.Н. Толстого (из тех которые изучаются в начальной школе). Аспекты анализа: тематика, сюжет, образы, стиль.

Ведение толкового словарика.

4

собеседование по чтению;

проверка ведения словарика;

проверка письменной работы

15

Д.Н. Мамин-Сибиряк как детский писатель

Чтение рассказов и сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка, адресованных детям и вошедших в детское чтение: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Зимовье на Студеной», «В глуши», «Вертел», «Кормилец», «Серая шейка», «Аленушкиных сказок».

Ответы на вопросы: Каким представлено детство в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка? Какой общей темой связаны рассказы «Емеля-охотник», «Приемыш», «Зимовье на Студеной»? Попытайтесь охарактеризовать героев этих произведений и раскрыть их нравственный смысл.

Письменный анализ одного из детских произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка (по выбору студентов).

Ведение толкового словарика.

4

Собеседование по чтению и пониманию текста произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Проверка письменной работы.

  • Проверка ведения словарика.

16

А.П. Чехов – детям

Чтение произведений А.П. Чехова, адресованных детям и вошедших в детское чтение (повесть «Степь», рассказы «Ванька», «Беглец», «Событие», «Мальчики», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка», «Спать хочется», «На Страстной неделе», «Гриша» и т.д.).

  1. Ответы на вопросы: Каким представлено детство в произведениях А.П. Чехова? Каков, по вашему мнению, смысл названия рассказа А.П. Чехова «Событие»? Какие свойства присущи детям, героям рассказов А.П. Чехова «Ванька», «Беглец», «Детвора», «Мальчики»?

  2. Письменный анализ одного из рассказов А.П. Чехова (по выбору студентов).

  3. Ведение толкового словарика.

4

Собеседование по чтению и пониманию текста произведений А.П. Чехова. Проверка письменной работы. Проверка ведения словарика.

17

Русская литература для детей конца XIX- началаXXвека

  1. Чтение произведений русских и зарубежных писателей конца XIX- началаXXвека для детей (В.М. Гаршин, Д.Н. Мамин - Сибиряк, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л. Андреев, И. Бунин, А. Блок, С. Есенин).

  2. Составление конспекта по теме.

  3. Письменный анализ одного из произведений русских и зарубежных детских писателей, прочно вошедших в детское чтение.

  4. Ведение толкового словарика.

10

собеседование по чтению произведений русских и зарубежных писателей конца XIX- началаXXвека;

проверка конспекта;проверка письменной работы; проверка ведения словарика.

18

Детская литература первой половины XXвека

  1. Чтение произведений для детей русских и зарубежных писателей первой половины XXвека.

  2. Конспект по теме: «Детская литература первой половины XXвека» (глава «Детская литература 20-30-х гг. в СССР из учебного пособия И.Н. Арзамасцевой и С.А. Николаевой (5-ое издание, испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008). Или же глава «Особенности литературного процесса в 20-30-е годы» из учебного пособия «Русская литература для детей» (Под ред. Т.Д. Полозовой) 2-е издание, испр. – М.: «Академия», 1998 г.

Ведение словарика литературоведческих терминов, толкового словарика

6

Собеседование по чтению;

Проверка конспектов; Проверка словарика.

19

К.И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы

  1. Чтение произведений К.И. Чуковского для детей, знакомство с книгой «От двух до пяти» (особое внимание обратить на главу: «Заповеди для детских поэтов»).

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Письменный анализ одной из сказок К.И. Чуковского.

  4. Ведение словарика.

2

собеседование по чтению;

проверка письменной работы;

проверка ведения словарика;

устный ответ на практическом занятии

20

С.Я. Маршак как детский поэт

  1. Чтение произведений С.Я. Маршака для детей (стихотворений, сказок: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.).

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Письменная работа по сопоставлению сказок С.Я. Маршака с народными сказками (русскими, славянскими).

  4. Ведение словарика.

2

собеседование по чтению;

проверка письменной работы;

устный ответ на практическом занятии;

проверка ведения словарика

21

Б.С. Житков как детский писатель

  1. Чтение произведений Б.С. Житкова для детей.

  2. Письменный анализ одного из рассказов писателя (по выбору студентов).

  3. Устные ответы на вопросы.

2

собеседование по чтению;

проверка письменной работы;

устный ответ на практическом занятии;

проверка ведения словарика.

22

Романтическая проза в детской литературе первой половины XXвека

  1. Чтение литературных произведений для детей (Ю.К. Олеша: «Три толстяка», А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Военная тайна», «Далекие страны», «Судьба барабанщика», Л.А. Кассиль: «Кондуит и Швамбрания», «Черемыш – брат героя», «Дорогие мои мальчишки», «Улица младшего сына», «Рассказ об отсутствующем»).

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Письменный анализ «Рассказа об отсутствующем» Л.А. Кассиля.

4

собеседование по чтению;

устный ответ на практическом занятии;

проверка письменной работы.

23

А.И. Еремеев (Л. Пантелеев) как детский писатель

  1. Чтение произведений А.И. Еремеева (Л. Пантелеева) о детстве и для детей.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Письменный анализ одного из детских рассказов А.И. Еремеева (Л. Пантелеева).

4

собеседование по чтению;

устный ответ на практическом занятии

24

М.М. Пришвин как детский писатель

  1. Чтение произведений М.М. Пришвина адресованных детям и вошедших в детское чтение.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Учебно-творческая работа.

  4. Ведение словарика.

3

Собеседование по чтению;

Устный ответ на практическом занятии;

Проверка письменной работы.

25

К.Г. Паустовский – детям

  1. Чтение произведений К.Г. Паустовского предназначенных для детей: рассказы из повести «Мещерская сторона», рассказы «Барсучий нос», «Ленька с Малого озера», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей».

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Письменный анализ одного из рассказов К.Г. Паустовского (по выбору студентов).

3

собеседование по чтению;

устный ответ на практическом занятии;

проверка письменной работы.

26

В.В. Бианки как детский писатель

  1. Чтение произведений В.В. Бианки для детей.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Составление вопросов для беседы с детьми по одной из сказок В.В. Бианки, вошедших в программу начальной школы (например, сказки «Мышонок Пик»).

  4. Ведение словарика.

2

собеседование по чтению;

устный ответ на практическом занятии;

проверка письменной работы;

проверка ведения словарика.

27

Литературная сказка и ее место в детской литературе XXвека

  1. Чтение литературных сказок XXвека.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Составление вопросов для беседы с детьми по одной из литературных сказок (по выбору студентов).

  4. Ведение словарика.

6

собеседование по чтению;

устный ответ на практическом занятии;

проверка письменной работы;

проверка ведения словарика.

28

Детская поэзия (А.Л. Барто, С.В. Михалков)

  1. Чтение и заучивание стихотворений для детей А.Л. Барто и С.В. Михалкова.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Письменный анализ одного из стихотворений названных поэтов.

  4. Ведение словарика

4

собеседование по чтению;устные ответы на практическом занятии;проверка знаний текстов стихотворений наизусть;проверка ведения словарика.

29

В.А. Осеева как детская писательница

  1. Чтение литературных произведений В.А. Осеевой для детей.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Составление вопросов для беседы с детьми по одному из рассказов В.А. Осеевой, вошедших в программу начальной школы.

  4. Ведение словарика.

2

собеседование по чтению;

устный ответ на практическом занятии;

проверка письменной работы;

проверка ведения словарика.

30

Н.Н. Носов как детский писатель

  1. Чтение произведений Н.Н. Носова для детей.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Составление вопросов и заданий для работы с детьми по одному из рассказов Н.Н. Носова, вошедших в программу начальной школы.

  4. Ведение словарика.

4

Собеседование по чтению;

Устный ответ на практическом занятии;

Проверка письменной работы;

Проверка ведения словарика.

331

Детская литература 60-80-х г. XXвека

  1. Чтение литературных произведений для детей 60-80-х г. XXвека.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Подготовка сообщения о жизни и творчестве одного из детских писателей 50-60-х г. XXвека.

  4. Ведение словарика.

110

Собеседование по чтению;

Устный ответ на практическом занятии;

Проверка ведения словарика

32

Детская литература конца XX- началаXXIвека

  1. Чтение литературных произведений для детей конца XX- началаXXIвека.

  2. Подготовка сообщения об одном из литературных произведений для детей конца XX– началаXXIвека.

  3. Письменный анализ одного из произведений детской литературы указанного периода (или рецензия на одну из детских книг).

  4. Ведение словарика.

66

Собеседование по чтению;

Устный ответ на практическом занятии;

Проверка ведения словарика.

33

Детская литература «русского зарубежья»

  1. Чтение литературных произведений, написанных для детей русскими писателями в эмиграции.

  2. Подготовка сообщения об одном из этих произведений.

  3. Ведение словарика.

6

Собеседование по чтению;

Устное сообщение на практическом занятии;

Проверка ведения словарика.

34

Переводная детская литература

  1. Чтение литературных произведений зарубежных писателей, получивших признание в России.

  2. Устные ответы на вопросы.

  3. Подготовка сообщения об одном из литературных произведений зарубежных писателей, или о его творчестве для детей.

  4. Ведение словарика.

88

Собеседование по чтению;

Устное сообщение на практическом занятии;

Проверка ведения словарика.

144



Темы докладов и рефератов

  1. Сказка и её роль в жизни ребенка.

  2. Тема детства в повестях и рассказах русских писателей XIX в.

  3. Тема детства в произведениях русских писателей XX в.

  4. Писатели русского зарубежья детям.

  5. Детская душа в повестях и рассказах для детей ИС Шмелева («Богомолье», «Лето Господне», «На морском берегу»).

  6. Мир природы в произведениях русских писателей XIX - XX в. (конкретный материал по выбору студентов).

  7. Человек и природа в творчестве русских детских писателей XIX - XX вв. (конкретный материал по выбору студентов).

  8. Русская поэзия – детям (Конкретный материал по выбору студентов).

  9. Историческая книга для детей.

  10. Русская литературная сказка для детей.

Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение

Содержание ответа предполагает:

  • Краткую информацию об авторе названного произведения, истории его создания;

  • Анализ тематики и проблематики произведения;

  • Характеристику героев, анализ образного строя, сюжетно-композиционной структурой;

  • Разбор художественных особенностей данного текста, тех приемов и средств, которые использовал автор в единстве с содержанием произведения;

  • Выводы о глубине нравственного содержания произведения, совершенстве формы и содержания, доступности содержанию и формы для ребенка;

  • Анализ художественного оформления книги, авторской манеры художника, соответствия иллюстраций содержанию, степени их удачности;

  • Рекомендации по работе с данной книгой в начальной школе;

Можно провести сравнительный анализ этого произведения с близкими по тематике, проблематике, сюжету или сопоставить различные варианты художественного оформления книги.

Образовательные технологии

При изучении дисциплины используются следующие формы занятий: традиционные лекции, лекции-консультации, лекции-беседы, лекции с использованием компьютерных технологий и практические занятия (традиционный семинар, семинар-диспут, практические занятия). При чтении лекций используются: презентации лекций, применение мультимедиа – технологий.


Осуществляется как фронтальная, так и индивидуальная работа со студентами, а также работа в малых группах. Большинство заданий самостоятельной работы носят творческий или исследовательский характер.

При проведении промежуточной и итоговой аттестаций используется тестирование студентов.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Знания, умения, компетенции

Формы и методы контроля

Знания

1. Знать особенности и основные этапы развития отечественной детской литературы

2. Иметь представление о творчестве детских писателей, вошедших в «золотой фонд» детской литературы

Компьютерное тестирование;

Устный ответ

Письменная работа

Умения

1. Уметь понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе возникающие сегодня, с нравственно-эстетических позиций, традиционных для отечественной литературы и культуры

Устный ответ

Письменная работа

Рецензирование

2. Уметь использовать основные способы и средства получения, хранения и переработки информации, уметь работать с компьютером как средством управления информацией

Составление библиографических списков:

Работа с каталогом в детской библиотеке

Задания по получению информации с помощью компьютера

Компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

Письменная работа, участие в дискуссии;

Написание реферата

Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

Проверочный тест;

Участие в дискуссии

Способен оценить фаты и явления художественной литературы, как в историческом, так и в современном контексте

Проверка конспектов монографий;

Написание рефератов

способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания

Письменная работа;

Собеседование;

Творческая работа;

Коллоквиум

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

Написание рефератов

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

Конспектирование статей, монографий;

Составление конспектов уроков;

способен организовывать просветительскую деятельность среди родителей младших школьников, привлекать их к воспитательной работе в начальной школе

Подготовка бесед для родителей;

Подготовка и проведение родительских собраний

в области культурно-просветительской деятельности (ПК):

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

Собеседование

способен решать задачи воспитания средствами учебного предмета;

Проверка конспектов статей, монографий, анализ конспектов уроков и их

способен организовывать просветительскую деятельность среди родителей младших школьников, привлекать их к воспитательной работе в начальной школе (ПК-25);

Конспекты проведения родительских собраний по вопросам чтения

общепрофессиональные (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Собеседование

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

Проверка письменных работ

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

Собеседование

способен оценить фаты и явления художественной литературы, как в историческом, так и в современном контексте;

Проверка конспектов монографий, написание рефератов

способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания;

Проверка письменных работ, собеседование

способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания;

Учебно-творческие работы, коллоквиум

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

Проверка конспектов уроков, курсовых и выпускных квалификационных работ

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

Проверка конспектов уроков и статей, рефератов

способен включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

Проверка конспектов родительских собраний, уроков и их проведения

способен оценивать достижения региональной культуры, использовать знания о развитии художественной культуры региона в учебно-воспитательном процессе (ПК-19);

Проверка рефератов

способен определять целевые ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности;

Проверка конспектов уроков и их проведения, собеседование

способен критически подходить к выбору предлагаемых учебных программ и учебников, видеть в них недостатки и достоинства, корректировать и адаптировать учебные программы с учетом своей личности и личностных особенностей учащихся своего класса (ПК-23)

Проверка конспектов уроков, анализ их проведения; проверка выполнения учебно-творческих заданий