ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекции по курсу «введение в педагогику»
Тема 1. Педагогика в курсе психолого-педагогических дисциплин.
Тема 3. Личность ребенка, ее развитие и формирование
Тема 4. Личность педагога, ее становление и развитие.
Тема 5. Педагогический процесс и его основные характеристики.
Тема 6. Понятие, сущность и основные функции культуры педагога
Тема 5. Педагогический процесс и его основные характеристики.
План
1.Понятие и основные задачи педагогического процесса.
2. Этапы осуществления и движущие силы педагогического процесса.
3. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Литература
1.Педагогика /В.А.Сластенин и др.– М.:Нов.школа,1998.– с.186 – 201.
2.Педагогика / П.И. Пидкасистый – М.: РПА, 1996. – гл.5, с.94 – 149.
3.Педагогика /Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988. – с.327– 329, 339-365.
1.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Происходит это в ходе педагогического процесса.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическому процессу присуща такая характеристика как целостность. Он представляет собой единство многих компонентов. Целостность - синтезированное качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Модель структуры ЦПП
Цель |
|
Деятельность педагога |
|
Содержание |
|
Деятельность ребенка |
|
Результат |
Формы |
||||||||
Средства |
||||||||
Методы |
Модель соотнесения видов деятельности ЦПП
ЦПП |
|
обучение
воспитание |
|
Условия развития ребенка |
Таким образом, ЦПП с одной стороны представляет единство обучения, воспитания и развития, с другой – это комплекс составляющих его путей, способов, шагов на пути взаимодействия педагога и ребенка от цели к результату.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр педагогических задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем более существенные из них:
задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;
задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.
задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.
Активное достижение этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности как генеральную цель целостного педагогического процесса.
2.
Педагогический процесс имеет циклический характер. Рассмотрим подробнее этапы педагогического процесса.
В развитии педагогического процесса главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:
анализ и диагностика условий и состояния объекта;
целеполагание;
прогнозирование достижений;
проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
взаимодействие педагогов и детей;
использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
создание благоприятных условий;
осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.
Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играет установление обратной связи, служащей основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.
Процесс по сути своей – это движение во времени от цели к результату. Для осуществления любого движения необходимы движущие силы.
Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.
Все противоречия подразделятюся на объективные и субъективные. Объективные: - противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.
- противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.
- противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.
Субъективные: - Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.
- противоречие между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.
Преодоление противоречий, обеспечение эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К ним относятся:
- детский ученический воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;
- обучение, как стержневой элемент целостности;
- общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;
- внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.
Таким образом, действенность и эффективность целостного педагогического процесса обеспечивается единством составляющих его компонентов, взаимосвязанностью его этапов и комплексом движущих сил. Кроме того, осуществление ЦПП обусловлено соблюдением открытых наукой закономерностей и принципов.
3.
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. Закономерности выявляются на основе открытых наукой законов. Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Действие закона применительно к определенным видам деятельности выражается закономерностями. Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их существование и поступательное развитие. Закономерности неизменны, постоянны, действуют всегда, независимо от нашего желания и знания о них.
В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих законов и закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. П.И. Пидкасистый предлагает их рассмотрение таким образом.