Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 636

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркетинг

Стратегия «следующего за лидером». Основа стратегии «следующего за лидером» – адаптивное поведение, согласованное с действиями конкурентов, и стремление домини- ровать по издержкам. Подобная стратегия предполагает «мирное сосуществование» и осознанный раздел рынка и выбирается тогда, когда возможности дифференциации ма- лы, а ценовая борьба ведет в итоге к потерям для всех конкурентов.

Многие компании предпочитают следовать за лидерами рынка, однако последние весьма ревниво относятся к их попыткам переманить клиентов. Если последователь пред- лагает низкие цены, услуги высокого качества или улучшенный продукт, лидер имеет возможность мгновенно предпринять адекватные шаги. Практически лидер превосходит последователей во всех видах конкурентной борьбы. Поскольку схватка, что наиболее ве- роятно, приведет к ослаблению обеих компаний к радости конкурентов, последователь должен семь раз отмерить, прежде чем броситься в атаку. В случае если последователь не в силах нанести упреждающий удар в виде нового продукта или резкого расширения системы распределения, ему следует держаться за лидером, не пытаясь атаковать его.

Следование за лидером не означает пассивное копирование. Выделяют четыре ча- стных стратегии последователей.

 

Таблица 4.11

 

Стратегии последователей

 

 

Стратегии

Характеристика

Подражатель

Дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке

 

или сомнительными посредниками.

Двойник

Копирует продукцию, систему распределения, рекламную компанию

 

конкурента до, например, немного измененного марочного названия.

Имитатор

Что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе,

 

ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор

 

не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает ли-

 

деру избежать полной монополии в отрасли.

Приспособленец

Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Обычно он на-

 

чинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения

 

с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом.

Стратегия «специалиста». Стратегия «специалиста» предполагает, что компания проявляет интерес не к рынку в целом, а к его конкретному сегменту. Является логиче- ским продолжением базовой стратегии специализации и предполагает значительную дифференциацию товара фирмы.

«Специалисты» должны решить три задачи: создания ниши, ее расширения и за- щиты. Ключевая идея ниши специализация. Компании, которые оперируют в нишах, могут выбирать одну из нескольких частных стратегий.

108


Стратегический маркетинг

Таблица 4.12

Стратегии специалиста по направлению специализации

Стратегии

Характеристика

Специализация по конечным

Ориентация на розничного потребителя.

пользователям

 

Специализация по вертикали

Компания специализируется на определенных уровнях

 

производства или распределения.

Специализация в зависимости от

Компания специализируется на обслуживании только мел-

размеров клиентов

ких, средних или крупных клиентов.

Специализациянаособых

Компания обслуживает одного или нескольких потребите-

клиентах

лей. Многие небольшие и средние компании поставляют

 

продукцию единственному крупному потребителю.

Географическая специализация

Компания продает продукцию в определенной местности

 

или регионе.

Продуктовая специализация

Компания выпускает только один продукт или единствен-

 

ную товарную линию.

Специализация на производстве

Ориентация на продукт с одинаковыми свойствами.

продукта с определенными

 

характеристиками

 

Специализация на индивидуаль-

Ориентация на сервис и качество обслуживания

ном обслуживании покупателей

 

Специализация на определенном

Компания фокусирует внимание на производстве либо вы-

соотношении качество / цена

сококачественной, либо дешевой продукции

Специализация на обслуживании

Фирма предлагает одну или несколько услуг, которые не

 

предоставляются другими компаниями

Специализация на каналах

Фирма специализируется на обслуживании единственного

распределения

канала сбыта

Поскольку положение в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Фирма должна придерживаться принципа ниш, но отнюдь не кон- кретной ниши: множественные ниши предпочтительнее единой ниши. Оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание.

Правильный выбор ниши лишь одна из граней успеха компании, другими могут быть:

осторожное поведение (ориентация на рынки, не интересные лидерам);

низкие затраты на производство;

активная инновационная деятельность, когда каждый год выпускается дюжина новых продуктов;

стратегия поглощения небольших конкурентов, что позволяет развивать и расши- рять предложение продукта;

предположение высокой ценности;

установление премии к цене;

сильная корпоративная культура.

Выбор стратегии конкурентного поведения зависит от типа конкурентной ситуа- ции на рынке.

109


Маркетинг

Таблица 4.13

Стратегии конкурентного поведения в условиях олигополии

Стратегии

Характеристика

 

 

Независимое

Действия фирмы совершаются без учета действий и / или противодействий

поведение

конкурентов. Характерна для принятия второстепенных решений или в случае

 

доминирования компании на рынке.

Кооператив-

Соответствует благожелательной позиции конкурентов, стремящихся скорее к

ное поведение

мирному сосуществованию, чем к открытой конфронтации. Характерна для

 

средних фирм (в виде молчаливого согласия), для крупных компаний на нере-

 

гулируемых государством рынках (в виде явных соглашений).

Адаптивное

Основано на явном учете действий конкурентов и приспособлении к ним. Если

поведение

все конкуренты принимают такой тип поведения, то рынок в итоге приходит к

 

ситуации стабилизации.

Опережающее

Заключается в стремлении предвидеть реакцию конкурентов на действие

поведение

фирмы при условии, что они сохранят свою линию поведения. Является наи-

 

более сложным типом конкурентного поведения, требующим от компании по-

 

стоянного наблюдения за своими конкурентами и определения реакции кон-

 

курентов на различные действия фирмы. По мере развития маркетинга стано-

 

вится наиболее применяемым на олигопольном рынке.

Агрессивное

Предвидение неблагоприятной позиции и реакции конкурентов. Чаще всего

поведение

такое поведение встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом

 

спросе, когда компания может увеличить свои объемы продаж только за счет

 

конкурентов.

В ситуации чистой конкуренции долгосрочной стратегией фирмы, как правило, является ограничение конкуренции на рынке. Добиться этого можно путем наращива- ния объемов производства и, как следствие, приобретения монопольной власти на рынке, разрушения ситуации чистой конкуренции. Второй возможный выход дифференциа- ция товаров в целях уменьшения степени их заменяемости или роста издержек перехода для покупателей (в этой ситуации особое внимание компания должна уделять контролю качества и политике укрепления имиджа марки). Путем усиления дифференциации идут некоторые страны экспортеры сырья и товаров.

4.4. Стратегические матрицы

Разработка маркетинговой стратегии сложный процесс, одним из методов фор- мализации которого является моделирование, позволяющее выбрать оптимальный вари- ант стратегического решения, избежать распыления сил и средств.

Маркетинговая стратегическая матрица это модель выбора фирмой опреде-

ленной стратегии в зависимости от конкретной рыночной конъюнктуры и собственных возможностей или других факторов.

Определение

Матрица образуется по двум признакам (факторам) с помощью системы горизон- тальных и вертикальных координат экономического пространства, которые выражают количественные или качественные характеристики соответствующих рыночных пара- метров. Их пересечение образует поля (квадранты, стратегические секторы), отражаю-

110



Стратегический маркетинг

щие позицию фирмы на рынке. Матрицы, как правило, имеют двойное название: по со- держанию и по фамилии разработчика (имени фирмы).

Модель «Продукт рынок» (матрица Ансоффа)

Модель предназначена для генерации стратегий в условиях растущего рынка. Ис- ходный пункт расхождение между реальным и планируемым развитием предприятия. Это означает, что цели предприятия не достижимы с помощью прежних стратегий; необ- ходимо или скорректировать цели, или искать иные стратегические пути.

Рис. 4.6. Матрица «Продукт рынок»

РЫНКИ

 

Имеющиеся

 

Новые

 

 

 

ПРОДУКТЫ

 

 

 

 

 

Имеющиеся

 

Обработка рынка

 

Развитие рынка

 

 

 

I

 

II

 

 

 

 

 

 

Новые

 

Развитие продукта

 

Диверсификация

 

 

 

III

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.14

Краткая характеристика матрицы Ансоффа

 

 

 

 

Содержание

 

 

Характеристика

Обработка рынка усиление мероприятий

Увеличение объема продаж и потребления,

маркетинга для имеющихся продуктов на

привлечение

покупателей конкурирующих

имеющихся рынках с целью стабилизации или

продуктов, активизация формирующейся по-

увеличения доли или объема рынка.

 

требности.

 

 

Развитие рынка освоение новых рынков с

Сбыт на новых региональных, национальных

помощью старых продуктов, основная цель

или интернациональных рынках (интерна-

рыночная экспансия.

 

ционализация и глобализация); новые области

 

 

 

применения для старого продукта.

Развитие продукта продажа новых продуктов

Подлинные инновации (новые на рынке); квази-

на старых рынках с целью увеличения рыноч-

новые продукты (связанные со старыми); me-too

ной силы, закрепления влияния на покупате-

продукты(новыетолькодляпредприятия).

лей.

 

 

 

 

Диверсификация предприятие переходит в

Производственная программа включает про-

новую сферу деятельности с целью снизить

дукты, не имеющие никакой прямой связи с

риски старого рынка.

 

прежними изделиями предприятия.

 

 

 

Главная опасность распыление сил.

Выбор стратегии зависит от ресурсов предприятия и готовности к риску.

Модель «Доля рынка рост рынка» (портфолио-анализ, матрица Бостон Консалтинг Групп (БКГ))

Модель основывается на концепции жизненного цикла продукта и на концепции кривой опыта, обосновывает продуктовый портфель крупной фирмы. Различные товары

111