ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 0
Маркетинг
Стратегия «следующего за лидером». Основа стратегии «следующего за лидером» – адаптивное поведение, согласованное с действиями конкурентов, и стремление домини- ровать по издержкам. Подобная стратегия предполагает «мирное сосуществование» и осознанный раздел рынка и выбирается тогда, когда возможности дифференциации ма- лы, а ценовая борьба ведет в итоге к потерям для всех конкурентов.
Многие компании предпочитают следовать за лидерами рынка, однако последние весьма ревниво относятся к их попыткам переманить клиентов. Если последователь пред- лагает низкие цены, услуги высокого качества или улучшенный продукт, лидер имеет возможность мгновенно предпринять адекватные шаги. Практически лидер превосходит последователей во всех видах конкурентной борьбы. Поскольку схватка, что наиболее ве- роятно, приведет к ослаблению обеих компаний к радости конкурентов, последователь должен семь раз отмерить, прежде чем броситься в атаку. В случае если последователь не в силах нанести упреждающий удар в виде нового продукта или резкого расширения системы распределения, ему следует держаться за лидером, не пытаясь атаковать его.
Следование за лидером не означает пассивное копирование. Выделяют четыре ча- стных стратегии последователей.
|
Таблица 4.11 |
|
Стратегии последователей |
|
|
Стратегии |
Характеристика |
Подражатель |
Дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке |
|
или сомнительными посредниками. |
Двойник |
Копирует продукцию, систему распределения, рекламную компанию |
|
конкурента до, например, немного измененного марочного названия. |
Имитатор |
Что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе, |
|
ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор |
|
не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает ли- |
|
деру избежать полной монополии в отрасли. |
Приспособленец |
Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Обычно он на- |
|
чинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения |
|
с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. |
Стратегия «специалиста». Стратегия «специалиста» предполагает, что компания проявляет интерес не к рынку в целом, а к его конкретному сегменту. Является логиче- ским продолжением базовой стратегии специализации и предполагает значительную дифференциацию товара фирмы.
«Специалисты» должны решить три задачи: создания ниши, ее расширения и за- щиты. Ключевая идея ниши – специализация. Компании, которые оперируют в нишах, могут выбирать одну из нескольких частных стратегий.
108
Стратегический маркетинг
Таблица 4.12
Стратегии специалиста по направлению специализации
Стратегии |
Характеристика |
Специализация по конечным |
Ориентация на розничного потребителя. |
пользователям |
|
Специализация по вертикали |
Компания специализируется на определенных уровнях |
|
производства или распределения. |
Специализация в зависимости от |
Компания специализируется на обслуживании только мел- |
размеров клиентов |
ких, средних или крупных клиентов. |
Специализациянаособых |
Компания обслуживает одного или нескольких потребите- |
клиентах |
лей. Многие небольшие и средние компании поставляют |
|
продукцию единственному крупному потребителю. |
Географическая специализация |
Компания продает продукцию в определенной местности |
|
или регионе. |
Продуктовая специализация |
Компания выпускает только один продукт или единствен- |
|
ную товарную линию. |
Специализация на производстве |
Ориентация на продукт с одинаковыми свойствами. |
продукта с определенными |
|
характеристиками |
|
Специализация на индивидуаль- |
Ориентация на сервис и качество обслуживания |
ном обслуживании покупателей |
|
Специализация на определенном |
Компания фокусирует внимание на производстве либо вы- |
соотношении качество / цена |
сококачественной, либо дешевой продукции |
Специализация на обслуживании |
Фирма предлагает одну или несколько услуг, которые не |
|
предоставляются другими компаниями |
Специализация на каналах |
Фирма специализируется на обслуживании единственного |
распределения |
канала сбыта |
Поскольку положение в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Фирма должна придерживаться принципа ниш, но отнюдь не кон- кретной ниши: множественные ниши предпочтительнее единой ниши. Оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание.
Правильный выбор ниши – лишь одна из граней успеха компании, другими могут быть:
•осторожное поведение (ориентация на рынки, не интересные лидерам);
•низкие затраты на производство;
•активная инновационная деятельность, когда каждый год выпускается дюжина новых продуктов;
•стратегия поглощения небольших конкурентов, что позволяет развивать и расши- рять предложение продукта;
•предположение высокой ценности;
•установление премии к цене;
•сильная корпоративная культура.
Выбор стратегии конкурентного поведения зависит от типа конкурентной ситуа- ции на рынке.
109
Маркетинг
Таблица 4.13
Стратегии конкурентного поведения в условиях олигополии
Стратегии |
Характеристика |
|
|
Независимое |
Действия фирмы совершаются без учета действий и / или противодействий |
поведение |
конкурентов. Характерна для принятия второстепенных решений или в случае |
|
доминирования компании на рынке. |
Кооператив- |
Соответствует благожелательной позиции конкурентов, стремящихся скорее к |
ное поведение |
мирному сосуществованию, чем к открытой конфронтации. Характерна для |
|
средних фирм (в виде молчаливого согласия), для крупных компаний на нере- |
|
гулируемых государством рынках (в виде явных соглашений). |
Адаптивное |
Основано на явном учете действий конкурентов и приспособлении к ним. Если |
поведение |
все конкуренты принимают такой тип поведения, то рынок в итоге приходит к |
|
ситуации стабилизации. |
Опережающее |
Заключается в стремлении предвидеть реакцию конкурентов на действие |
поведение |
фирмы при условии, что они сохранят свою линию поведения. Является наи- |
|
более сложным типом конкурентного поведения, требующим от компании по- |
|
стоянного наблюдения за своими конкурентами и определения реакции кон- |
|
курентов на различные действия фирмы. По мере развития маркетинга стано- |
|
вится наиболее применяемым на олигопольном рынке. |
Агрессивное |
Предвидение неблагоприятной позиции и реакции конкурентов. Чаще всего |
поведение |
такое поведение встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом |
|
спросе, когда компания может увеличить свои объемы продаж только за счет |
|
конкурентов. |
В ситуации чистой конкуренции долгосрочной стратегией фирмы, как правило, является ограничение конкуренции на рынке. Добиться этого можно путем наращива- ния объемов производства и, как следствие, приобретения монопольной власти на рынке, разрушения ситуации чистой конкуренции. Второй возможный выход – дифференциа- ция товаров в целях уменьшения степени их заменяемости или роста издержек перехода для покупателей (в этой ситуации особое внимание компания должна уделять контролю качества и политике укрепления имиджа марки). Путем усиления дифференциации идут некоторые страны – экспортеры сырья и товаров.
4.4. Стратегические матрицы
Разработка маркетинговой стратегии – сложный процесс, одним из методов фор- мализации которого является моделирование, позволяющее выбрать оптимальный вари- ант стратегического решения, избежать распыления сил и средств.
Маркетинговая стратегическая матрица – это модель выбора фирмой опреде-
ленной стратегии в зависимости от конкретной рыночной конъюнктуры и собственных возможностей или других факторов.
Определение
Матрица образуется по двум признакам (факторам) с помощью системы горизон- тальных и вертикальных координат экономического пространства, которые выражают количественные или качественные характеристики соответствующих рыночных пара- метров. Их пересечение образует поля (квадранты, стратегические секторы), отражаю-
110
Стратегический маркетинг
щие позицию фирмы на рынке. Матрицы, как правило, имеют двойное название: по со- держанию и по фамилии разработчика (имени фирмы).
Модель «Продукт – рынок» (матрица Ансоффа)
Модель предназначена для генерации стратегий в условиях растущего рынка. Ис- ходный пункт – расхождение между реальным и планируемым развитием предприятия. Это означает, что цели предприятия не достижимы с помощью прежних стратегий; необ- ходимо или скорректировать цели, или искать иные стратегические пути.
Рис. 4.6. Матрица «Продукт – рынок»
РЫНКИ |
|
Имеющиеся |
|
Новые |
|
|
|
|
|||
ПРОДУКТЫ |
|
|
|
|
|
Имеющиеся |
|
Обработка рынка |
|
Развитие рынка |
|
|
|
|
I |
|
II |
|
|
|
|
|
|
Новые |
|
Развитие продукта |
|
Диверсификация |
|
|
|
|
III |
|
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.14 |
Краткая характеристика матрицы Ансоффа |
|||||
|
|
|
|
||
Содержание |
|
|
Характеристика |
||
Обработка рынка – усиление мероприятий |
Увеличение объема продаж и потребления, |
||||
маркетинга для имеющихся продуктов на |
привлечение |
покупателей конкурирующих |
|||
имеющихся рынках с целью стабилизации или |
продуктов, активизация формирующейся по- |
||||
увеличения доли или объема рынка. |
|
требности. |
|
|
|
Развитие рынка – освоение новых рынков с |
Сбыт на новых региональных, национальных |
||||
помощью старых продуктов, основная цель – |
или интернациональных рынках (интерна- |
||||
рыночная экспансия. |
|
ционализация и глобализация); новые области |
|||
|
|
|
применения для старого продукта. |
||
Развитие продукта – продажа новых продуктов |
Подлинные инновации (новые на рынке); квази- |
||||
на старых рынках с целью увеличения рыноч- |
новые продукты (связанные со старыми); me-too |
||||
ной силы, закрепления влияния на покупате- |
продукты(новыетолькодляпредприятия). |
||||
лей. |
|
|
|
|
|
Диверсификация – предприятие переходит в |
Производственная программа включает про- |
||||
новую сферу деятельности с целью снизить |
дукты, не имеющие никакой прямой связи с |
||||
риски старого рынка. |
|
прежними изделиями предприятия. |
|||
|
|
|
Главная опасность – распыление сил. |
Выбор стратегии зависит от ресурсов предприятия и готовности к риску.
Модель «Доля рынка – рост рынка» (портфолио-анализ, матрица Бостон Консалтинг Групп (БКГ))
Модель основывается на концепции жизненного цикла продукта и на концепции кривой опыта, обосновывает продуктовый портфель крупной фирмы. Различные товары
111