Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркетинг

-выход на новые сегменты рынка;

-расширение существующих и поиск новых каналов сбыта;

-рекламная стратегия стимулирования предпочтения.

3.На этапе зрелости основной задачей является получение максимально возмож- ной прибыли от продаж и защита доли рынка. Возможные стратегии:

-борьба за место в лидирующей тройке на рынке и получение прибыли от боль- ших объемов сбыта и низких издержек;

-занятие ниши на рынке и получение прибыли от высоких наценок.

Эти стратегии могут базироваться на модификации рынка (увеличение числа по- купателей товара), на модификации продукта (изменение качества и внешнего оформ- ления товара), на модификации комплекса маркетинга (цены, распределения и продви- жения).

Для ряда специфических товаров может быть использована стратегия «убить то- вар на стадии зрелости» с целью сохранения своего рынка для своего нового товара (на- пример, зубная паста).

4. На этапе спада задача минимизировать издержки. «Стареющий» товар должен быть либо выведен с рынка или оставлен, если он хотя бы покрывает издержки производ- ства или способствует увеличению объема продаж других товаров. Возможные стратегии:

-увеличение инвестиций с целью захвата лидерства или укрепления позиции на рынке;

-сохранения определенного уровня капиталовложений до прояснения рыноч- ной ситуации;

-избирательное сокращение инвестиций, отказ от группы наименее выгодных потребителей и вложение средств в прибыльные ниши;

-отказ от инвестиций с целью быстрого получения денежных средств;

-отказ от производства товаровипродажаосновныхсредствснаибольшейвыгодой.

Таблица 5.6

Основные характеристики, цели и стратегии маркетинга ЖЦТ

Этапы ЖЦТ

 

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

 

 

Характеристики

 

 

Объем продаж

Небольшой

Быстрорастущий

Достигает пика

Уменьшаю-

 

 

 

 

щийся

Издержки

Большие

Средние

Низкие

Низкие

(в расчете на

 

 

 

 

одного потре-

 

 

 

 

бителя)

 

 

 

 

Прибыль

Отсутствует

Растущая

Высокая

Уменьшаю-

 

 

 

 

щаяся

Потребители

Любителинового

Первые, признавшие

Массовый рынок

Инертные

 

 

товар

 

 

Число конку-

Незначительное

Постоянно растущее

Стабильное,

Убывающее

рентов

 

 

начинающее

 

 

 

 

уменьшаться

 

146


 

 

 

 

Товарный маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы ЖЦТ

 

 

 

 

Внедрение

Рост

Зрелость

 

Спад

 

 

Цели маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информирова-

Максимизация доли

Максимизация

 

Уменьшение

 

ние потребите-

рынка

прибыли и за-

 

расходов и

 

лей о товаре

 

щита доли

 

поддержание

 

 

 

рынка

 

уровня сбыта

 

 

Стратегии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товар

Предложение

Предложение рас-

Диверсифика-

 

Исключение

 

основного

ширенного семейст-

ция марок

 

«слабых»

 

товара

ва продуктов, услуг

и моделей

 

 

Цена

Стоимость плюс

Цена с целью про-

Цена, соответст-

 

Сниженная

 

наценка

никновения на

вующая ценам

 

 

 

 

рынок

конкурентов

 

 

Распределение

Выборочное

Интенсивное

Более

 

Избирательное

 

 

 

интенсивное

 

закрытие убы-

 

 

 

 

 

точных торго-

 

 

 

 

 

вых точек

Реклама

Созданиеосве-

Создание осведом-

Акцент на осо-

 

Уменьшение

 

домленности о

ленности о товаре на

бенностях марок

 

интенсивности

 

товаресреди

массовом рынке

и их преимуще-

 

до необходи-

 

первых покупа-

 

ствах

 

мого уровня,

 

телейидилеров

 

 

 

чтобы удер-

 

 

 

 

 

жать ярых при-

 

 

 

 

 

верженцев

Стимулирова-

Усиление сти-

Умеренное с целью

Усиленное, для

 

Уменьшение

ние сбыта

мулирования

воспользоваться пре-

создания при-

 

до минималь-

 

сбыта с целью

имуществом высоко-

верженности

 

ного уровня

 

опробовать и

го потребительского

маркам

 

 

 

оценить товар

спроса

 

 

 

5.4.Качество и конкурентоспособность

Способность фирмы удовлетворять потребности, а значит получать прибыль, за- висит от качества ее товаров и услуг.

Качество единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потреб- ности (определение американского общества по контролю за качеством).

Определение

Особое внимание маркетологи уделяют так называемому «потребительскому ка- честву», т.е. восприятию качества товара со стороны потребителя.

Понятие качества потребителем

а) определяет соответствие «цена-спрос»; б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;

в) они могут принять внушаемую продавцами ценность товара;

147


Маркетинг

г) они могут перенести на продукт несуществующие черты, например, с аналогичных товаров;

д) потребители могут найти не предусмотренное производителем дополнительное свойство товара;

е) цена сама может служить для многих покупателей индикатором качества; ж) у разных сегментов потребителей различные приоритеты качественных характери-

стик; з) устойчивое представление потребителей о повышенном качестве товара способству-

ет созданию соответствующего имиджа фирмы, росту авторитета торговой марки и, как следствие, возможности назначать завышенную цену.

Конкурентоспособность способность товара быть проданным на рынке в присутствии конкурирующих товаров, определяется как результат сопостав- ления качества товара с соответствующими показателями товара конкурента.

Определение

Для определения соответствия товара заявленным свойствам, оценки его качества и конкурентоспособности применяют различные методы тестирования.

Тестирование метод оценки качества и конкурентоспособности товара. Выделяют следующие методы тестирования:

 

• лабораторное для проверки технологического качества;

Определение

экспертное для проверки потребительских свойств;

опросное соответствие качества запросам потребителей.

Различают также скрытое и явное тестирование, разовое и периодическое. Результатом тестирования является сертификация.

Сертификат качества документ, удостоверяющий соответствие продукта государственным стандартам.

Определение

Государственный сертификат качества является единственным документом, под-

тверждающим право выпуска товара на рынок. Общественные консьюмеристские орга- низации также проводят экспертизу и сертификацию товаров в случаях сомнения в их качестве или появления жалоб со стороны покупателей. В процессе разработки товара фирма проводит самосертификацию собственного продукта, для того чтобы иметь пред- ставление о его конкурентоспособности.

Показатель (оценка) конкурентоспособности товара комплексная характеристи-

ка его возможности и вероятности быть проданным на конкурентном рынке в определенные сроки и при наличии аналогичных товаров-конкурентов.

Определение

Кфакторам конкурентоспособности можно отнести:

качество товара и его соответствие спросу;

148


Товарный маркетинг

экологическую чистоту товара;

себестоимость товара и его цену;

дизайн и рекламные мероприятия;

формы продвижения товара и обслуживания потребителей.

Качество товара зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции товара и его свойства, удовле- творяющие какие-либо требования потенциальных покупателей. Различают следующие свойства (параметры качества) товара:

 

 

Таблица 5.7

 

Классификация свойств по степени измеримости

 

 

 

Свойства

 

Определение

Жесткие

 

Регламентируются и непосредственно измеряются

Мягкие

 

оцениваются экспертными методами

Таблица 5.8

Классификация свойств товара по назначению и характерным признакам

Свойства

Определение

Физические

Материальные характеристики: форма, цвет, вес, объем,

 

прочность, надежность, срок службы, технологические

 

параметры, материал.

 

 

Эстетические, органолептические

Дизайн (совершенствование и привлекательность облика);

 

стайлинг (художественное конструирование, соответствие

 

стилю, моде) вкус, запах.

Эргономические

Приспособленность товара к организму потребителя.

Функциональные

Соответствие назначению.

Символические

Приписываемые потребителем, удовлетворяющие по-

 

требность в самоутверждении и уважении.

Экономические

Экономичность, цена.

Дополнительные

До- и послепродажное обслуживание.

Для комплексной оценки конкурентоспособности в маркетинге чаще всего при- меняют параметрический метод:

К = B j

Bэтал

где К показатель конкурентоспособности j-товара (фирмы) по сравнению с товаром

 

 

xi ri

 

B j =

,

ri

(фирмой), принятым за эталон. Это может быть лидер отрасли или среднеотраслевой «гибрид»; B j показатель, обобщающий позицию товара на рынке (например, набор его

качественных свойств); Xi – характеристика i-товарного свойства (балльная экспертная или количественная); ri – рейтинговая оценка важности i-свойства для потребителя; если К>1, товар j конкурентоспособен по отношению к эталону.

149


Маркетинг

5.5. Марочный маркетинг

Для идентификации однотипных товаров разных фирм используется товарная, фирменная или торговая марка.

Марка это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, пред- назначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурентов.

Определение

Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак и товарный знак.

Марочное имя часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые мо- гут быть произнесены.

Марочный знак часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Определение Он представляет собой символ, рисунок, отличительный цвет или шрифтовое

оформление.

Товарный знак марка или ее часть, защищенные юридически.

Торговая марка имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, пред- назначенные для идентификации товаров одного продавца или группы про- давцов и их дифференциации от товаров конкурентов.

Логотип оригинальное начертание наименования фирмы, товара.

Торговый образ персонифицированная марка товара, включающая имя вла- дельца фирмы или создателя товара.

Атрибутами марки являются:

1.Определенные свойства товара, с которыми ассоциируется марка. Для Мерседеса, например, такими свойствами являются надежность, высокая цена, престижность автомобиля.

2.Преимущества товара свойства товара, представленные в виде функциональных или эмоциональных выгод покупателя. Например, чистота чисто «Тайд».

3.Система ценностей производителя. Мерседес стремится к представительности, безопасности, престижу.

4.Индивидуальность (уникальность) торговой марки.

Наиболее долговечными качествами марки являются ее ценность и индивидуаль- ность. Именно эти качества определяют суть каждой торговой марки.

По принципу распространенности торговой марки различают:

индивидуальную товарную марку;

единую марку для группы (семейства) товаров;

единую марку для всех товаров фирмы (единая торговая марка);

сочетание названия фирмы с индивидуальной маркой.

Впоследних трех случаях товар ассоциируется с фирменным названием и репута-

цией.

150