ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 653
Скачиваний: 0
Маркетинг
-выход на новые сегменты рынка;
-расширение существующих и поиск новых каналов сбыта;
-рекламная стратегия стимулирования предпочтения.
3.На этапе зрелости основной задачей является получение максимально возмож- ной прибыли от продаж и защита доли рынка. Возможные стратегии:
-борьба за место в лидирующей тройке на рынке и получение прибыли от боль- ших объемов сбыта и низких издержек;
-занятие ниши на рынке и получение прибыли от высоких наценок.
Эти стратегии могут базироваться на модификации рынка (увеличение числа по- купателей товара), на модификации продукта (изменение качества и внешнего оформ- ления товара), на модификации комплекса маркетинга (цены, распределения и продви- жения).
Для ряда специфических товаров может быть использована стратегия «убить то- вар на стадии зрелости» с целью сохранения своего рынка для своего нового товара (на- пример, зубная паста).
4. На этапе спада задача – минимизировать издержки. «Стареющий» товар должен быть либо выведен с рынка или оставлен, если он хотя бы покрывает издержки производ- ства или способствует увеличению объема продаж других товаров. Возможные стратегии:
-увеличение инвестиций с целью захвата лидерства или укрепления позиции на рынке;
-сохранения определенного уровня капиталовложений до прояснения рыноч- ной ситуации;
-избирательное сокращение инвестиций, отказ от группы наименее выгодных потребителей и вложение средств в прибыльные ниши;
-отказ от инвестиций с целью быстрого получения денежных средств;
-отказ от производства товаровипродажаосновныхсредствснаибольшейвыгодой.
Таблица 5.6
Основные характеристики, цели и стратегии маркетинга ЖЦТ
Этапы ЖЦТ
|
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Спад |
|
|
Характеристики |
|
|
Объем продаж |
Небольшой |
Быстрорастущий |
Достигает пика |
Уменьшаю- |
|
|
|
|
щийся |
Издержки |
Большие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
(в расчете на |
|
|
|
|
одного потре- |
|
|
|
|
бителя) |
|
|
|
|
Прибыль |
Отсутствует |
Растущая |
Высокая |
Уменьшаю- |
|
|
|
|
щаяся |
Потребители |
Любителинового |
Первые, признавшие |
Массовый рынок |
Инертные |
|
|
товар |
|
|
Число конку- |
Незначительное |
Постоянно растущее |
Стабильное, |
Убывающее |
рентов |
|
|
начинающее |
|
|
|
|
уменьшаться |
|
146
|
|
|
|
Товарный маркетинг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы ЖЦТ |
|
|
|
|
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
|
Спад |
|
|
Цели маркетинга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информирова- |
Максимизация доли |
Максимизация |
|
Уменьшение |
|
ние потребите- |
рынка |
прибыли и за- |
|
расходов и |
|
лей о товаре |
|
щита доли |
|
поддержание |
|
|
|
рынка |
|
уровня сбыта |
|
|
Стратегии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Товар |
Предложение |
Предложение рас- |
Диверсифика- |
|
Исключение |
|
основного |
ширенного семейст- |
ция марок |
|
«слабых» |
|
товара |
ва продуктов, услуг |
и моделей |
|
|
Цена |
Стоимость плюс |
Цена с целью про- |
Цена, соответст- |
|
Сниженная |
|
наценка |
никновения на |
вующая ценам |
|
|
|
|
рынок |
конкурентов |
|
|
Распределение |
Выборочное |
Интенсивное |
Более |
|
Избирательное |
|
|
|
интенсивное |
|
закрытие убы- |
|
|
|
|
|
точных торго- |
|
|
|
|
|
вых точек |
Реклама |
Созданиеосве- |
Создание осведом- |
Акцент на осо- |
|
Уменьшение |
|
домленности о |
ленности о товаре на |
бенностях марок |
|
интенсивности |
|
товаресреди |
массовом рынке |
и их преимуще- |
|
до необходи- |
|
первых покупа- |
|
ствах |
|
мого уровня, |
|
телейидилеров |
|
|
|
чтобы удер- |
|
|
|
|
|
жать ярых при- |
|
|
|
|
|
верженцев |
Стимулирова- |
Усиление сти- |
Умеренное с целью |
Усиленное, для |
|
Уменьшение |
ние сбыта |
мулирования |
воспользоваться пре- |
создания при- |
|
до минималь- |
|
сбыта с целью |
имуществом высоко- |
верженности |
|
ного уровня |
|
опробовать и |
го потребительского |
маркам |
|
|
|
оценить товар |
спроса |
|
|
|
5.4.Качество и конкурентоспособность
Способность фирмы удовлетворять потребности, а значит получать прибыль, за- висит от качества ее товаров и услуг.
Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потреб- ности (определение американского общества по контролю за качеством).
Определение
Особое внимание маркетологи уделяют так называемому «потребительскому ка- честву», т.е. восприятию качества товара со стороны потребителя.
Понятие качества потребителем
а) определяет соответствие «цена-спрос»; б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;
в) они могут принять внушаемую продавцами ценность товара;
147
Маркетинг
г) они могут перенести на продукт несуществующие черты, например, с аналогичных товаров;
д) потребители могут найти не предусмотренное производителем дополнительное свойство товара;
е) цена сама может служить для многих покупателей индикатором качества; ж) у разных сегментов потребителей различные приоритеты качественных характери-
стик; з) устойчивое представление потребителей о повышенном качестве товара способству-
ет созданию соответствующего имиджа фирмы, росту авторитета торговой марки и, как следствие, возможности назначать завышенную цену.
Конкурентоспособность – способность товара быть проданным на рынке в присутствии конкурирующих товаров, определяется как результат сопостав- ления качества товара с соответствующими показателями товара конкурента.
Определение
Для определения соответствия товара заявленным свойствам, оценки его качества и конкурентоспособности применяют различные методы тестирования.
Тестирование – метод оценки качества и конкурентоспособности товара. Выделяют следующие методы тестирования:
|
• лабораторное – для проверки технологического качества; |
|
Определение |
• |
экспертное – для проверки потребительских свойств; |
• |
опросное – соответствие качества запросам потребителей. |
Различают также скрытое и явное тестирование, разовое и периодическое. Результатом тестирования является сертификация.
Сертификат качества – документ, удостоверяющий соответствие продукта государственным стандартам.
Определение
Государственный сертификат качества является единственным документом, под-
тверждающим право выпуска товара на рынок. Общественные консьюмеристские орга- низации также проводят экспертизу и сертификацию товаров в случаях сомнения в их качестве или появления жалоб со стороны покупателей. В процессе разработки товара фирма проводит самосертификацию собственного продукта, для того чтобы иметь пред- ставление о его конкурентоспособности.
Показатель (оценка) конкурентоспособности товара – комплексная характеристи-
ка его возможности и вероятности быть проданным на конкурентном рынке в определенные сроки и при наличии аналогичных товаров-конкурентов.
Определение
Кфакторам конкурентоспособности можно отнести:
•качество товара и его соответствие спросу;
148
Товарный маркетинг
•экологическую чистоту товара;
•себестоимость товара и его цену;
•дизайн и рекламные мероприятия;
•формы продвижения товара и обслуживания потребителей.
Качество товара зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции товара и его свойства, удовле- творяющие какие-либо требования потенциальных покупателей. Различают следующие свойства (параметры качества) товара:
|
|
Таблица 5.7 |
|
Классификация свойств по степени измеримости |
|
|
|
|
Свойства |
|
Определение |
Жесткие |
|
Регламентируются и непосредственно измеряются |
Мягкие |
|
оцениваются экспертными методами |
Таблица 5.8
Классификация свойств товара по назначению и характерным признакам
Свойства |
Определение |
Физические |
Материальные характеристики: форма, цвет, вес, объем, |
|
прочность, надежность, срок службы, технологические |
|
параметры, материал. |
|
|
Эстетические, органолептические |
Дизайн (совершенствование и привлекательность облика); |
|
стайлинг (художественное конструирование, соответствие |
|
стилю, моде) вкус, запах. |
Эргономические |
Приспособленность товара к организму потребителя. |
Функциональные |
Соответствие назначению. |
Символические |
Приписываемые потребителем, удовлетворяющие по- |
|
требность в самоутверждении и уважении. |
Экономические |
Экономичность, цена. |
Дополнительные |
До- и послепродажное обслуживание. |
Для комплексной оценки конкурентоспособности в маркетинге чаще всего при- меняют параметрический метод:
К = B j
Bэтал
где К – показатель конкурентоспособности j-товара (фирмы) по сравнению с товаром
|
|
∑xi ri |
|
|
B j = |
, |
|||
∑ri |
(фирмой), принятым за эталон. Это может быть лидер отрасли или среднеотраслевой «гибрид»; B j – показатель, обобщающий позицию товара на рынке (например, набор его
качественных свойств); Xi – характеристика i-товарного свойства (балльная экспертная или количественная); ri – рейтинговая оценка важности i-свойства для потребителя; если К>1, товар j конкурентоспособен по отношению к эталону.
149
Маркетинг
5.5. Марочный маркетинг
Для идентификации однотипных товаров разных фирм используется товарная, фирменная или торговая марка.
Марка – это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, пред- назначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурентов.
Определение
Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак и товарный знак.
Марочное имя – часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые мо- гут быть произнесены.
Марочный знак – часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Определение Он представляет собой символ, рисунок, отличительный цвет или шрифтовое
оформление.
Товарный знак – марка или ее часть, защищенные юридически.
Торговая марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, пред- назначенные для идентификации товаров одного продавца или группы про- давцов и их дифференциации от товаров конкурентов.
Логотип – оригинальное начертание наименования фирмы, товара.
Торговый образ – персонифицированная марка товара, включающая имя вла- дельца фирмы или создателя товара.
Атрибутами марки являются:
1.Определенные свойства товара, с которыми ассоциируется марка. Для Мерседеса, например, такими свойствами являются надежность, высокая цена, престижность автомобиля.
2.Преимущества товара – свойства товара, представленные в виде функциональных или эмоциональных выгод покупателя. Например, чистота – чисто «Тайд».
3.Система ценностей производителя. Мерседес стремится к представительности, безопасности, престижу.
4.Индивидуальность (уникальность) торговой марки.
Наиболее долговечными качествами марки являются ее ценность и индивидуаль- ность. Именно эти качества определяют суть каждой торговой марки.
По принципу распространенности торговой марки различают:
•индивидуальную товарную марку;
•единую марку для группы (семейства) товаров;
•единую марку для всех товаров фирмы (единая торговая марка);
•сочетание названия фирмы с индивидуальной маркой.
Впоследних трех случаях товар ассоциируется с фирменным названием и репута-
цией.
150