Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 648

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товарный маркетинг

В чем заключается отличие товаров от услуг с точки зрения маркетинга?

При подготовке ко второму вопросу.

Читать тему 5.2 учебного пособия «Маркетинг» Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на

вопросы.

Вспомните основные товарные стратегии. Подумайте, может ли малая фирма ис- пользовать стратегию диверсификации? Какие известные Вам фирмы используют стра- тегию вариации продукта, а какие дифференциации?

Чат. В течение 20 минут обсудите факторы успеха нового товара на рынке.

При подготовке к третьему вопросу.

Читать тему 5.3 учебного пособия «Маркетинг» Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на

вопросы.

Дайте определение понятия жизненный цикл товара. По каким критериям можно определить, что товар находится на определенной стадии жизненного цикла.

Чат. В течение 20 минут обсудите для конкретного товара (например, для наруч- ных часов, или сотовых телефонов) этапы его жизненного цикла и основные маркетинго- вые мероприятия каждого этапа.

При подготовке к четвертому вопросу.

Читать тему 5.4 учебного пособия «Маркетинг» Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на

вопросы.

Какова роль качества товара при удержании своих позиций на рынке. В чем за- ключается разница между понятиями качество и конкурентоспособность товара?

При подготовке к пятому вопросу.

Читать тему 5.5 учебного пособия «Маркетинг» Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на

вопросы.

1.Подумайте, какова роль марочного маркетинга в комплексе маркетинга? Дайте определение понятия товарная марка. Какие преимущества имеют компании, ис- пользующие марочные стратегии в своей деятельности?

2.Подумайте, что необходимо учитывать компании, какие маркетинговые шаги предпринимать для поддержания соей марки?

При подготовке к шестому вопросу.

Читать тему 5.6 учебного пособия «Маркетинг»

Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на во-

просы.

Какова роль тестирования товара в маркетинге? Каковы особенности применения слепого тестирования и определенного тестирования? В каких случаях используется тес-

тирование «in-hall», а в каких – «in-home»?

137


Маркетинг

5.1. Понятие товара. Классификация, номенклатура и ассортимент

Товарный маркетинг один из ключевых звеньев маркетинга. Рассмотрим основ- ные понятия, связанные с ним.

Товар предмет или действие, обладающие полезными свойствами и пред- назначенные для продажи.

Определение

Рыночное предложение товара включает пять уровней:

1.Товар как ключевая ценность, т.е. основная услуга или потребность, которую при- обретает покупатель.

2.Основной товар конкретное воплощение ключевой ценности.

3.Ожидаемый товар набор характеристик, признаков и условий, на которые со- глашается потребитель, включая дополнительные услуги.

4.Улучшенный товар отвечает потребностям сверх привычных пожеланий потре- бителя.

5.Потенциальный товар усовершенствованный товар на основе изучения исполь- зования данного товара для наилучшего удовлетворения потребностей.

«Новая конкуренция конкуренция между тем, что компании добавляют к производимому продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультации покупателей, финансирования, организации доставки, складирования и других значительных конкурентных преимуществ» Т. Левитт.

Существует 7 уровней товарной иерархии от самых общих (потребности) до са- мых конкретных (товары):

1.Семейство потребностей ключевая потребность, лежащая в основе семейства то- варов (например, потребность человека в еде).

2.Семейство товаров все классы товаров, способные удовлетворить ключевую по- требность (например, продукты питания).

3.Класс товаров группа товаров в рамках семейства, имеющая функциональные взаимосвязи (например, молочные продукты).

4.Товарная линия (ассортиментная группа) – группа товаров, тесно связанных меж- ду собой в силу выполнения аналогичных функций, предлагается одним группам потребителей с помощью одних и тех же каналов распределения либо в заданном ценовом диапазоне (кисломолочные продукты).

5.Тип товаров группа товаров в рамках товарной линии, представляющая одну или несколько возможных форм товара (йогурты).

6.Торговая марка название, ассоциируемое с одним или более товаров из данной товарной линии, применяемая для обозначения источника или характеристики товара (йогурты «Чудо-йогурт»).

7.Товарная единица отдельное изделие в рамках товарной марки или товарной линии, характеризующейся определенными свойствами, определенной ценой Чудо-йогурт» сливочный, черничный).

Сточки зрения конечного применения товары классифицируются на:

потребительские,

промышленные (продукцию производственно-технического назначения),

услуги.

138


Товарный маркетинг

Рассмотрим понятие потребительских товаров и классификации, используемые маркетингом.

Потребительские товары товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) пользования.

Определение

 

Таблица 5.1

 

Классификация потребительских товаров

 

 

 

Критерий классификации

Тип товара

По иерархии потребностей

первой необходимости

 

 

тщательного выбора

 

 

престижные

По времени потребления

длительного пользования

 

 

краткосрочного использования

 

 

немедленного потребления

По характеру спроса

повседневного спроса

 

 

особого (уникального, единовременного) спроса

 

 

постоянного спроса

 

 

пассивного спроса

По товарному поведению

лидеры (новинки)

 

 

локомотивы

 

 

тактические

 

 

зазывные

По товарной специализации

продовольственные

 

 

непродовольственные

 

 

услуги

По степени новизны

принципиально новый

 

 

кардинально усовершенствованный

 

 

модифицированный

 

 

рыночной новизны

 

 

новой сферы применения

 

 

Таблица 5.2

 

Типология потребительских товаров по виду спроса

¾ Товары повседневного спроса

 

 

 

 

Поведение

 

В момент покупки обычное

покупателя

 

 

 

• Предметы первой необходимости это часто приобретаемые товары (напитки,

 

лампочки, молоко). Рутинный процесс покупки облегчается приверженностью

 

марке или торговой точке, решение о покупке может быть предрешено также,

 

благодаря повторяющейся рекламе.

 

• Товары импульсной покупки покупаются без раздумья (жевательная резинка, чип-

Товары

сы, лакомства), должны иметься во всех легкодоступных местах (у кассовых аппара-

тов, вторговыхавтоматах), длянихважнапривлекательнаяупаковкаивыкладка.

 

• Товары для экстренных случаев приобретаются, когда в них неожиданно ощу-

 

щается необходимость: зонт во время дождя, аспирин. В отношении этих това-

 

ров у фирмы нет возможности выбора стратегии. Они требуют максимального

 

охвата рынка, так как если покупатель не найдёт товар в нужный момент и в

 

нужном месте, он наверняка купит другую марку и возможность продажи бу-

 

дет потеряна.

 

 

 

139


Маркетинг

¾ Товары пассивного спроса

Поведение

Потребитель не имеет спонтанного желания купить эти товары

покупателя

 

Товары

Товары, о которых потребитель не знает (сложные регуляторы температуры или

 

чистоты воздуха, страховые полисы, энциклопедии)

¾ Товары предварительного выбора

 

 

 

Соответствует принципу ограниченной рациональности и не является привыч-

Поведение

ным. В отношении товаров такого типа потребитель готов затратить свое время

на оценку различных предложений, имеющихся на рынке. Потребитель сравни-

покупателя

вает знакомые ему марки по различным критериям, например по степени адап-

 

тированности к его задаче, стилю, цене, качеству.

Товары

Дорогие товары (мебель, одежда, аудиоаппаратура, видеоаппаратура).

¾ Товары особого спроса

 

 

Поведение

Покупатель не прибегает к сравнению марок, он активно ищет торговую точку,

покупателя

где предлагается желаемая марка.

Товары

Специальные марки товаров типа люкс (некоторые модели автомобилей, лучшие

сорта обуви, экзотические кушанья, изделия высокой моды).

 

Продукция производственнотехнического назначения товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

Определение

К продукции производственно-технического назначения относятся: материалы и детали (товары? полностью используемые в изделии производителя), капитальное иму- щество (товары частично присутствующие в готовом изделии), вспомогательные мате- риалы и услуги (объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии).

Услуга действие, направленное на удовлетворение потребностей и предна- значенное для продажи.

Определение

К потребительским услугам относятся образовательные, медицинские услуги, ус- луги транспорта и связи, бытовые, жилищно-коммунальные услуги, спортивные, юриди- ческие услуги и т.д.

Компания предлагает потребителям товары или услуги, которые должны удовле- творять разнообразные потребности, поэтому разработка товарного ассортимента явля- ется важной задачей маркетинга.

140