Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 650

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркетинг

Перечисленные факторы (производственные, спросовые, конкурентные) состав- ляют т.н. «магический треугольник» политики цен, т.к. являются конфликтующими принципами. Ценообразование, основанное на калькуляции затрат и применяемое фи- нансистами, надежно на элитном рынке, но на массовом рынке не защищено от непри- ятия потребителем. Маркетинговое ценообразование, ориентированное на потребителя (его оценку полезности товара и готовность заплатить) и конкурентов (цену лидера или среднюю по отрасли) может выйти за рамки приемлемых для фирмы затрат. Успешная политика цен должна укладываться в рамки всех трех принципов.

Важными ценообразующими факторами являются также тип и свойства товара, степень участия в ценообразовании посредников, государственный контроль за ценооб- разованием.

Свойства товара как фактор ценообразования

Оценка товара как фактора ценообразования включает несколько важных состав- ляющих:

Тип и уникальность товара. Повышенные цены назначают на модные, имиджевые, уникальные товары, повышение затруднено для товаров промышленного назна- чения и товаров широкого потребления.

Стадия жизненного цикла товара.

Жизненный цикл товара (время от «рождения» продукта как товара до его товар- ного «погребения») различен по продолжительности для разных товаров и зависит от его назначения, моды, научно-технического прогресса и т.п. При внедрении товара на рынок предприятие устанавливает цену, которую меняет в зависимости от обстоятельств в тече- ние последующих стадий цикла (роста, насыщения и зрелости, спада). Закономерности этого процесса проявляются в видах ценовых стратегий, часть которых определяет уро- вень цены (высокий или низкий) и соответствует стадии запуска продукта. Другая часть характеризует изменение установленного уровня в течение последующих стадий:

рост цен (для увеличения рентабельности или улучшения имиджа);

снижение (для роста объема продаж или устранения конкурентов);

сохранение прежнего уровня (при конъюнктурном равновесии).

Качество продукта.

Воснове современной ценовой политики на уровне фирмы лежит не цена как та- ковая, а соотношение «цена / качество». Решается задача по определению компромисса между стремлением продавца свести его к максимуму, покупателя к минимуму. Причем сохранение цены при росте качества равнозначно ее снижению.

Вцелом цена прямо зависит от качества товара: чем оно выше, тем большую цену можно назначить. Но понятие «качественный продукт» относительно. Оно характеризу- ется не только объективными свойствами, но и соответствием уровней качества и цены, представлением производителя о собственном продукте, а главное, представлением по- требителей о качестве товара.

174


Ценовой маркетинг

Восприятие качества потребителем

а) определяет соответствие «цена-спрос»; б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;

в) потребители могут принять внушаемую продавцами ценность товара; г) потребители могут перенести на продукт несуществующие черты, например, с ана- логичных товаров;

д) потребитель может найти непредусмотренное производителем, дополнительное на- значение товара; е) цена сама может служить для многих покупателей индикатором качества;

ж) уразныхсегментов потребителей различные приоритеты качественных характеристик; з) устойчивое представление потребителей о повышенном качестве товара способствует созданию соответствующего имиджа фирмы, росту авторитета торговой марки и, как следствие, возможности назначать повышенную цену.

Рис. 6.5. Влияние мнения потребителей об одинаковом качестве товаров а, б, в на их сбыт при разных ценах

Цена

 

 

Цена

------Ца

*

----------------------------------------------------------------а

а*

Цб------

*

б------------------------------------------------------------------

б*

Цв------

*

в---------------------------------------------------------------------------

в*

 

 

Представление о качестве

Объем сбыта

Кроме того, цена назначается с учетом «комплекса качества»: наличия основных и дополнительных элементов, качества каждого элемента, условий приобретения и экс- плуатации, внешних эффектов.

Взаимодействие участников канала товародвижения как фактор уровня и поведения цен

Участники товародвижения заинтересованы в конечной цене товара, обеспечи- вающей каждому покрытие расходов с разумной прибылью. По степени интеграции в области ценообразования различают нетто-ценообразование и брутто-ценообразование.

Нетто-ценообразование продавец фиксирует цену по отношению к ближайше- му посреднику и не влияет на конечную цену товара (неуправляемый канал).

Брутто-ценообразование:

вертикальное управление ценами (фиксация конечных цен и наценок одним из участников),

рекомендации по ценам (добровольное признание лидера в цепочке),

ценовые соглашения (договор по ценам равноправных участников).

175


Маркетинг

Лидером в ценообразовании может стать собственник нескольких уровней кана- ла, участник с большой долей рынка (как правило, не менее 30%) или известной товарной (торговой) маркой. Сильнейший участник канала имеет возможность контролировать цену товара по всей сбытовой цепочке, обещая поддержку его продвижения. Часто тако- му товару присваивается марка этого участника, что позволяет запрашивать на него мак- симально возможные цены. Практикуется также снижение продажной цены постоянным партнерам по каналу, что увеличивает маневренность конечных цен.

Государственный контроль как фактор уровня цен

Государственное регулирование цен призвано увязать частные и государственные интересы, корректировать несовершенства свободного рынка с позиций справедливого распределения дохода, обеспечения социальных нужд, решения социальных проблем.

Существует несколько типов государственного регулирования цен.

Таблица 6.5

Типы государственного регулирования цен

Тип регулирования

Характеристика

экономическое регулирование цен

дифференцированная система налогообложения;

 

 

влияние на систему свободных цен через фиксацию

 

 

цен государственных предприятий и монополий.

фиксация цен

 

становление жестких прейскурантов, уровня монополь-

 

 

ныхцен, временное «замораживание» рыночныхцен.

административные

(законодатель-

а фиксацию цены любым участником канала товаро-

ные) ограничения

 

движения или конкурентом (вертикальное и горизон-

 

 

тальное фиксирование);

 

 

ценовую дискриминацию (различия в ценах для раз-

 

 

ных покупателей при равных условиях продажи), про-

 

 

дажу по ценам ниже издержек (демпинг);

 

 

недобросовестную ценовую рекламу (устанавливают-

 

 

ся стандарты ценовой рекламы);

 

 

становление пределов уровня цены, надбавок к цене,

 

 

элементов структуры цены, разового повышения цены

 

 

и т.д.

Стратегические цели фирмы как фактор уровня и поведения цен

Влияние вышеперечисленных факторов ценообразования испытывает прелом- ляющее воздействие общей стратегической цели фирмы. Основные цели ценообразова- ния на фирме должны совпадать с ее общими целями.

В долгосрочной перспективе каждая коммерческая фирма стремится оптимизиро- вать прибыль, т.е. обеспечить прибыль, достаточную для процветания фирмы, но не со- пряженную со значительным риском. К такому более или менее устойчивому положе- нию на рынке фирма приходит посредством достижения конкретных целей каждого са- мостоятельного этапа в жизни фирмы. На первых порах существования это может быть максимальная текущая прибыль для умножения капитала и роста предприятия, затем расширение существующего или захват нового рынка, сопровождающийся большими затратами и часто отсутствием прибыли, при достижении каких-либо благоприятных ус-

176


Ценовой маркетинг

ловий (например, сбыта) целью становится использование существующего положения. Практически ни одна фирма не довольствуется какой-то одной всеобъемлющей целью. Каждой цели соответствует ряд возможных ценовых стратегий.

6.3. Ценовые стратегии

Стратегия ценообразования это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы.

Определение

Для классификации ценовых стратегий можно использовать несколько критериев.

Ценовые стратегии в маркетинге

1.По уровню цен на новые товары:

стратегия «снятия сливок»

стратегия «цены проникновения»

стратегия «среднерыночных цен»

2.По степени изменения цены:

стратегия «стабильных цен»

стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания»

стратегия «роста проникающей цены»

3.По отношению к конкурентам:

стратегия «преимущественной цены»

стратегия «следования за конкурентом»

4.По принципу товарной и покупательской дифференциации:

стратегия «дифференциации цен на взаимосвязанные товары»

стратегия «ценовых линий»

стратегия «ценовой дискриминации»

Стратегия «Снятия сливок» кратковременное конъюнктурное завышение цен. Маркетинговая цель максимизация прибыли.

Условия применения:

покупатели привлеченные массированной многообещающей рекламой, сегмент целевого рынка, нечувствительный к цене; новаторы или снобы, желающие обладать но- вейшим или модным товаром;

товар принципиально новый, не имеющий базы сравнения, либо товар повы- шенного спроса, неэластичного спроса, запатентованный товар, товар высокого и посто- янно повышающегося (с целью оградить производство от конкурентов) качества, с корот- ким жизненным циклом;

фирма известна и имеет имидж высокого качества или неизвестна и проводит интенсивную кампанию по стимулированию сбыта в момент запуска продукта; имеет конкурентов, способных повторить жизненный цикл товара, что затруднит возврат вло- женных средств; производственный процесс не отработан и издержки могут превысить ожидаемый уровень при условии, что спрос с трудом поддается оценке и рискованно строить прогноз расширения рынка при снижении цен; фирма не располагает необхо-

177


Маркетинг

димыми оборотными средствами для широкомасштабного запуска нового товара, и про- дажа по высокой цене позволит их получить.

Преимущество стратегии позволяет в короткий срок возместить маркетинговые расходы и высвободить капитал, если рынок «принял» товар по высокой цене, перспек- тивы товара хорошие: снижать цену легче, чем повышать.

Недостаток стратегии высокая цена привлекает конкурентов, не давая времени фирме закрепиться на рынке.

Стратегия «цены проникновения» значительное занижение цен на товар. Маркетинговая цель захват массового рынка.

Условия применения:

покупатель массовый с низким или средним доходом, чувствительный к цене, спрос по качеству малоэластичен;

товар широкого потребления, узнаваемый, не имеющий заменителей (условия, обеспечивающие возможность дальнейшего повышения цен);

фирма имеющая производственные мощности, способные удовлетворить повы- шенный (из-за низких цен) спрос, мощная фирма, имеющая опыт и возможность спра- виться с проблемой повышения цен.

Преимущество стратегии снижает привлекательность рынка для конкурентов, давая тем самым предприятию преимущество во времени для закрепления на рынке.

Недостаток стратегии проблема дальнейшего повышения цены при сохранении размеров захваченного рынка.

Разновидности: «цена вытеснения» – такая низкая цена, которая исключает появле- ние конкурентов на рынке.

Стратегия «среднерыночных цен» выпуск новых товаров по среднеотраслевой цене. Маркетинговая цель использование существующего положения.

Условия применения:

покупатель сегмент целевого рынка со средним доходом, чувствительный к цене; товар широкого потребления, стандартизованный, с нормальным жизненным

циклом; фирма имеет среднеотраслевые производственные мощности.

Преимущество стратегии относительно спокойная конкурентная ситуация. Недостаток стратегии трудная идентификация товара.

Стратегия «стабильных цен» неизменных при любом изменении рыночных об- стоятельств.

Маркетинговая цель использования существующего положения. Условия применения:

покупатель постоянный и солидный, несколько консервативный клиент, для ко- торого важно постоянство цен; товар престижный, дорогостоящий;

фирма работает в отрасли, в которой традиционно считаются «неприличными» частые и резкие скачки цен.

Преимущество стратегии высокая относительная прибыль (с единицы товара). Недостаток стратегии фирма должна иметь постоянный резерв для снижения

издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества.

178