ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 610
Скачиваний: 0
Маркетинг
Таблица 9.15
Методы, используемые фирмами для определения покупательских требований к товару (по результатам исследования 149 крупнейших фирм США, 1989 г.)
Метод |
Число |
|
упоминаний |
||
|
||
Целевые группы |
40 |
|
Изучение покупательских потребностей, ожиданий, отношения и восприятия по- |
|
|
средством почты / телефона. Включает исследования, проведенные внешними |
22 |
|
консультантами, и исследования во время полетов на авиалиниях |
|
|
Прямые контакты с отдельными потребителями, включая визиты высшего руково- |
14 |
|
дства и технического персонала |
||
|
||
Советы и собрания потребителей, панельные опросы, ознакомительные встречи |
12 |
|
Команды-посредники между потребителями и компаниями |
7 |
|
Опросы внутри магазинов, на выходе из магазинов, интервью |
5 |
|
Сравнение собственной деятельности с показателями компании, которую можно |
4 |
|
принять за образец |
||
|
||
Разбор жалоб |
4 |
Интервью является достаточно дорогостоящим (на единицу контакта) методом опроса, поэтому часто используется только для выявления проблемы, в качестве пилотно- го опроса (перед проведением масштабного анкетирования).
Таблица 9.16
Типы интервью
Типы интервью
•личные интервью без заданной структуры (глубинные интервью)
•групповые дискуссии (фокус-группы)
•личные интервью с заданной структурой (интервью на основе анкеты)
•личные интервью с частично заданной структурой (интервью, частично основанные на анкете)
Как правило, для удешевления и оптимизации масштабных исследований реко- мендуется всегда проводить пилотный опрос.
Таблица 9.17
Пилотный опрос
Пилотный опрос предназначен для определения:
-Правильности содержания вопросов. Некорректные вопросы должны быть удалены, также как и непонятные и вызывающие смущение. В окончательном варианте анкеты остаются только те вопросы, на которые были получены ясные ответы.
-Наиболее эффективных инструкций для опрашивающих.
-Общего числа опрашиваемых.
-Затрат на реальный опрос.
Наиболее распространенным методом сбора маркетинговой информации о по- требителях и их мнении является анкетирование, т.к. позволяет получить значительный массив унифицированных (удобных для обработки данных).
264
Маркетинговые исследования
Анкета – таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент (опрашиваемый).
Составление вопросника – сложная исследовательская работа, включающая поста- новку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов. Анкета состоит из трех частей:
1.Введение (обращение, цель опроса, гарантия анонимности).
2.Перечень основных (тематических) вопросов.
3.Сведения об опрашиваемых.
Формулирование вопросов требует специальных знаний.
|
Таблица 9.18 |
|
Типы вопросов |
|
|
Прямые вопросы |
респондент знает цель этого вопроса |
Косвенные вопросы |
респондент не осознает цель вопроса или вопрос задан таким об- |
|
разом, как будто не относится непосредственно к респонденту |
Открытый вопрос |
дает опрашиваемому возможность сформулировать ответ своими |
|
словами |
Вопросы с вариантами от- |
опрашиваемый выбирает один из числа заданных альтернатив- |
ветов |
ных вариантов ответов |
Альтернативные вопросы |
только два возможных ответа |
Таблица 9.19
Основные критерии для формулировки
Критерии для формулировки вопроса
•специфический характер вопроса
•ясность вопроса
•конкретность
•ориентация на факты, а не на мнения
•отсутствие наводящих вопросов
Таблица 9.20
Примеры формулировок вопросов
Правильно |
Неправильно |
Специфический |
характер вопрос |
Покупаете ли Вы молоко? |
Какие продукты Вы покупаете? |
Ясность |
вопроса |
Считаете ли Вы, что оно необходимо для здо- |
Считаете ли Вы, что потребление молока не |
ровья человека? |
влияет на здоровье человека? |
Конкретность |
|
Сколько литров молока Вы потребляете в те- |
На какое время Вам обычно хватает одного |
чение года? |
литра молока? |
Ориентация на факты, а не на мнения |
|
Вы когда-нибудь посещали «Русское бистро»? |
Ваше мнение по поводу качества пищи в «Рус- |
|
ском бистро»? |
Отсутствие наводящих вопросов |
|
Считаете ли Вы, что дискаунтерами пользуют- |
Вы тоже считаете, что дискаунтерами пользу- |
ся бедные люди? |
ются бедные люди? |
|
265 |
Маркетинг
Осторожность с вопросами, затрагивающими чувства
Косвенный вопрос
Вы считаете, что многие Ваши коллеги нахо- |
Вы находите обстановку в компании напря- |
дят обстановку в компании напряженной? |
женной? |
Вопрос- |
противовес |
Многие люди реагируют на снижение цен. Вы |
Вы реагируете на снижение цен? |
тоже? |
|
Деление ответов на группы
В какой интервал попадает Ваш месячный до- Какую сумму составляет Ваш месячный доход? ход? До 1000 рублей; 2000 – 3000 рублей и т.д.
Для шкалирования ответов могут быть предложены следующие варианты.
Таблица 9.21
Характеристика различных типов шкал
Относительные шкалы В маркетинге относительные шкалы используются для оценки доли рынка, доходов, цен и т.д.
При использовании относительных шкал возможны любые арифметические действия.
Порядковые шкалы Оценка по порядковой шкале представляет собой присвоение некоторой порядковой катего-
рии, ранга, на основе определенной характеристики. Этот порядок должен обозначаться:
-буквами (указание трех категорий размеров для яиц: самые крупные – категория А, а самые мелкие – категория В);
-словами (показатель категории табака – крепкий, средний, слабый);
-цветами (категории качества кофе: золотой, серебряный, красный, фиолетовый);
-цифрами (порядок ранжирования вкусовых качеств пяти марок пива: цифра 5 присваива- ется марке с лучшим вкусом и 1 с худшим вкусом).
Интервальные шкалы При оценке по интервальной шкале определяется не только порядок (как «больше» или «меньше»
в случае порядковой шкалы), но, кроме того, расстояние между двумя последовательными значе- ниями одинаково и, таким образом, можно измерить насколько больше и насколько меньше. При использовании в арифметических вычислениях интервальных шкал необходимо всегда принимать во внимание последствия использования случайно выбранной нулевой точки. Тем не менее вполне допустимы вычисления среднего арифметического стандартного отклонения и тому подобного. Интервальные шкалы в чистом виде редко применяются в маркетинге.
Номинальные шкалы
Оценка по номинальной шкале представляет собой скорее деление на определенные категории, чем измерение. Если в этом делении присутствуют числа, то они не имеют количественного значения, и они не могут использоваться в арифметических расчетах.
-Деление на пользователей и не пользователей продукта
-Номерные знаки
-Номера футболистов
266
Маркетинговые исследования
Таблица 9.22
Пример шкалирования
|
|
|
Полностью |
Согласен |
Ни то, |
Не согласен |
Полностью |
|
|
|
согласен |
|
ни другое |
|
не согласен |
Дешевые |
сумки |
|
|
|
|
|
|
всегда по качеству |
|
|
|
|
|
||
хуже дорогих? |
|
|
|
|
|
||
Сумка |
из |
нату- |
|
|
|
|
|
ральной |
кожи |
|
|
|
|
|
|
может |
быть де- |
|
|
|
|
|
|
шевле, |
чем сумка |
|
|
|
|
|
|
из синтетики? |
|
|
|
|
|
Большой проблемой любого вопроса является достоверность его результатов. Сте- пень достоверности зависит от таких составляющих исследования, как организация опро- са, уровень профессиональной квалификации маркетологов и др.
Перед машинной обработкой анкет проводится их выбраковка.
Таблица 9.23
Обработка данных опросника
Этапы обработки данных
Проверка:
•все ли анкеты были возвращены
•были ли ответы представительны для всей совокупности
•все ли анкеты были заполнены правильно
Обработка:
Пакеты прикладных программ, такие как Statistica, SPSS, BMDR, Олимп, Мезозавр и др.
После обработки и анализа данных анкет составляется отчет (аналитическая за- писка). Например, для исследовательской компании он состоит из следующих элементов.
Таблица 9.24
Отчет об организации маркетингового исследования
Отчет об организации маркетингового исследования
•название агентства, проводящего исследование, и название клиента
•цель исследования и определение проблемы
•общая характеристика изучаемой группы населения
•способ определения выборки и тип выборки
•способ разработки анкеты и наличие предварительного анкетирования с целью ее со- вершенствования
•период, в течение которого проводились интервью
•приложения
267
Маркетинг
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте понятие маркетингового исследования.
2. Назовите основные типы маркетинговой информации.
3.Каковы источники маркетинговой информации?
4.Каковы цели проведения маркетинговых исследований.
5.Какие задачи решаются в процессе проведения маркетинговых исследо- ваний?
6.В чем заключается планирование проведения маркетингового исследо- вания?
7.Какие этапы проходит процесс проведения маркетингового исследования?
8.Перечислите основные методы проведения маркетинговых исследований.
9.Каковы особенности использования различных методов маркетинговых исследований?
10.В чем заключается обработка результатов исследования?
Литература:
Основная литература:
1.Маркетинг: Учебное пособие. – Тема 9.
2.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и прак- тика. – М.: Издательство «Финпресс», 1998.
Дополнительная литература:
1.Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. – М.: ИНФРА. – М-НОРМА, 1997.
2.Академия рынка. Маркетинг / Пер. с фр. – А. Дайан, Ф. Букерель и др. – М.: Экономика, 1993.
3.Березин И.С. Практика исследования рынков. – М.: Бератор-Пресс, 2003.
4.Все о маркетинге: сб. материалов. – М.: Азимут-Центр, 1991.
5.Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издатель- ство БИНОМ», 1998.
6.Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1995.
7.Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать ка- ждый менеджер. – М.: «Олма-Пресс», 2003.
8.Маркетинг / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ТАНДЕМ, издательство ЭКМОС, 1998.
9.Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методо- логия и техники качественных исследований в социальной психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
Сайты Интернет:
1.www.4p.ru
2.www.cfin.ru.
268