ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Нормы речи Методические рекомендации акцентологические нормы
Грамматические(морфологические) нормы
§1. Варианты падежных окончаний существительных.
§2. Род несклоняемых существительных
§3. Род сложносокращённых слов и аббревиатур
§4. Род личных имен существительных, обозначающих профессию, род занятий, должность, звание.
§ 5. Склонение иноязычных имён и фамилий.
§ 6. Склонение географических наименований.
§ 1. Склонение имён числительных.
§ 2. Употребление собирательных числительных.
§ 3. Употребление числительных.
§ 1. Образование степеней сравнения прилагательных.
§ 2. Образование кратких форм имён прилагательных
§ 1. Употребление местоимения себя
§ 2. Употребление притяжательных местоимений.
§ 1. Образование глагольных форм.
Грамматические (синтаксические) нормы
§ 1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.
§ 1. Предложения с однородными членами.
§ 2. Предложения с причастным оборотом.
§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.
§ 1. Многокомпонентные предложения.
§ 2. Сложноподчинённые предложения.
II. Осложнённое предложение
§ 1. Предложения с однородными членами.
П.1. Не являются однородными члены предложения, обозначающие родовое и видовое понятия.
Неверно:В диспуте приняли участие студенты и молодёжь нашего факультета.
Верно:В диспуте приняли участие студенты, аспиранты, молодые преподаватели и сотрудники нашего факультета.
П.2. Нельзя объединять как однородные члены слово и предложение, словосочетание и предложение.
Неверно:В приёмной ждал человек мне незнакомыйикоторый передалдокументы.
Верно:В приёмной ждал человек мне незнакомый, который передал документы.
П.3. Однородные члены предложения могут иметь общее зависимое слово при условии одинакового управления этим словом: начать(что?) и закончить (что?) проверку.При разных видах управления каждый однородный член предложения присоединяет «своё» зависимое слово в соответствующем падеже.
Верно: Для написания доклада был подобран (что?) и систематизирован (что?) новый материал.
Неверно:Руководитель оценил (что?) и остался доволен (чем?) работой.
Верно: Руководитель оценил работу и остался доволен ею.
П.4. При использовании двойных сопоставительных союзов (не только, но и; так же, как и; так, как и) каждая часть союза должна ставиться точно перед однородными членами предложения:
Неверно: Работа нетолько отличается глубоким содержанием, но и оформлением.
Верно:Работа отличается не толькоглубокимсодержанием, но иправильнымоформлением.
§ 2. Предложения с причастным оборотом.
П.1. Причастный оборот может стоять перед определяемым словом или после него. Определяемое слово не включается в причастный оборот.
Неверно: Представленная статья к публикации нуждается в серьёзной доработке.
Верно:Статья, представленная к публикации, нуждается в серьёзной доработке. Представленная к публикации статья нуждается в серьёзной доработке.
П.2. Придаточный оборот должен находиться в непосредственной близости с определяемым словом во избежание двусмысленности:
Неверно: Все ученики получили отметки, решившие задачи.
Верно: Все ученики, решившие задачи, получили отметки.
§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.
П.1. Деепричастный оборот «самостоятельный»
Деепричастие – как часть речи – обозначает добавочное действие. В предложении и обстоятельство-деепричастие, и сказуемое должныобозначать действия, выполняемые одним и тем же лицом, названным подлежащим. Например: Закрыв книгу, я долго размышлял о прочитанном. Ошибочными являются предложения с так называемым "самостоятельным" деепричастием или деепричастным оборотом, где деепричастие и глагол называют действия, совершаемые разными лицами.
Неверно: Выбрав пьесу, началась первая репетиция.
Рекомендации. Существует несколько вариантов правки предложений с подобной ошибкой, причём варианты могут отличаться от исправляемого предложения стилистически или по смыслу; кроме того, в отдельных случаях не все варианты правки могут быть использованы.
1 вариант. Деепричастный оборот преобразовать в придаточное предложение: заменить деепричастие глаголом и ввести подлежащее, которое называет лицо, совершающее действие. Когда мы выбрали пьесу, началась первая репетиция.
2 вариант. Заменить (или ввести) подлежащее, использовать существительное (или местоимение), которое называет лицо, производящее действие, называемое деепричастием; при этом сказуемое также изменится. Выбрав пьесу, мы провели первую репетицию.
3 вариант. Деепричастие преобразовать в отглагольное существительное. После выбора пьесы началась первая репетиция.
Примечание.Разрешается использовать деепричастный оборот в безличном предложении, не называющем субъекта действия: Внимательно прочитав текст, нужно его пересказать. Как правило, такие предложения употребляются в научном, официально-деловом стиле. Рассматривая данный вопрос, необходимо привлечь все имеющиеся документы.
П.2. Деепричастие по грамматическому виду должно соотноситься с видо-временнойформой сказуемого:
Неверно: Изучая (что делая?) маршрут, мы (что сделали?) отправились в туристическую поездку.
Верно:Изучив (что сделав?)маршрут, мы (что сделали?)отправились в туристическую поездку.
Упражнение 16. Исправить ошибки, переконструировав предложения; соотнести видо-временные формы глаголов и глагольных форм. Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.
1. В холодильнике были обнаружены сыр и молочные продукты. 2. Наконец-то мне выдали справку и которую нужно представить в органы опеки. 3. На въезде в город водитель машины не увидел и совершил столкновение с движущимся по обочине дороги мотоциклом. 4. Отец счёл своим долгом поговорить и предупредить сына о последствиях его поступка. 5. Работа молодого конструктора привлекла внимание и была одобрена инженерами завода. 6. При редактировании предложений следует не только учитывать грамматические неточности, но и стилистическую несовместимость слов. 7. Подготовка публичной речи требует как подбора неопровержимых доказательств, так и средств выразительности. 8. Возвращаясь домой, меня застал дождь. 9. Перебегая дорогу на красный свет, машина сбила пешехода. 10. Завершив допрос всех участников процесса, судьёй было вынесено решение. 11. Продавая в конце года свою продукцию по сниженным ценам, предприятие получило хорошую прибыль.
III. Сложное предложение
§ 1. Многокомпонентные предложения.
П.1. При составлении сложных многокомпонентных предложений необходимо избегать повторения союзов и союзных слов, которые могут затруднить понимание смысла высказывания.
Неверно:Мы не можем согласиться с выводами, которые сделал рецензент о данной работе, которую, на наш взгляд, он прочёл не совсем внимательно.
Верно:Мы не можем согласиться с выводами, сделанными рецензентомо данной работе, которую, на наш взгляд, он прочёл не совсем внимательно.
Примечание. Норма не распространяется на случаи намеренного употребления союзов и союзных слов в качестве стилистических средств при построении стилистической фигуры: Расскажите, кто пришёл, кто пришёл и что принёс и за что с нас будет спрос?
П.2. При составлении сложных многокомпонентных предложений необходимо избегать «нагромождения» придаточных частей, так как при этом теряется смысловая связь между частями предложения, становится непонятным общий смысл высказывания.
Неверно:Несмотря на тяжёлые условия, в которых создавался новый проект, и на отсутствие материальных средств, что было вызвано, в первую очередь, недофинансированием из областного бюджета, а во вторую очередь, повышением цен на материалы, из которых изготавливались составные части образца, которые мы были вынуждены заказывать в другой области, работу мы смогли выполнить в срок.
Верно: Новый проект создавался в тяжёлых условиях.Отсутствовалив достаточном количестве материальные средства, что было вызванонедофинансированием из областного бюджета. Кроме того, произошло повышением цен на материалы составных частей образца, которые мы были вынуждены заказывать в другой области. И, несмотря на эти трудности, работу мы смогли выполнить в срок.
§ 2. Сложноподчинённые предложения.
П.1. Речевая недостаточность может возникать в сложноподчинённых изъяснительных предложениях, в главной части которых требуется указательное слово.
Неверно:Необходимо помнить, что каждый из нас должен выполнять свой профессиональный долг.
Верно:Необходимо помнить о том, что каждый из нас должен выполнять свой профессиональный долг.
П.2. Придаточные определительные должны стоять рядом с определяемым словом во избежание двусмысленности.
Неверно: Большие недостатки выявлены в работе сельхозпредприятий, которые не позволили обеспечить область необходимой продукцией.
Верно:В работе сельхозпредприятий выявлены большие недостатки, которые не позволили обеспечить область необходимой продукцией.
В работе сельхозпредприятий выявлены большие недостатки, не позволившие обеспечить область необходимой продукцией.
П.3.При подлежащем, выраженном местоимение КТО, сказуемое ставится в форме единственного числа, в прошедшем времени – в форме мужского рода. В сложных предложениях ошибки связаны с неверным согласованием подлежащих и сказуемых главной и придаточной частей.
Неверно: Все, кто решили примеры, сдайте тетради.
Верно: Все, кто решил примеры, сдайте тетради.
Неверно: Те, кто не понял решения задач подобного типа, пусть придёт на консультацию.
Верно: Те, кто не понял решения задач подобного типа, пусть придут на консультацию.