ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
Электронная версия
Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с.
Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 616 с.
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. – М.:
РОССПЭН, 2002. – 428 с.
Женщины, познание и реальность: исследования по феминистской философии. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 440 с.
Женщины. История. Общество. Вып. 2: сб. науч. ст. / Твер. центр жен. истории и гендер. исследований; под ред. В. И. Успенской. – Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во; Твер. обл. тип., 2002. – 197 с.
Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. – М.: Изд.о-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300 с.
История женщин: от древних богинь до христианских святых. –
СПб.: Алетейя, 2005. – 600 с.
Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века: фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.
Кардапольцева В. Н. Женские лики России / В. Н. Кардапольцева. – Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2000. – 160 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива,
2008. – 208 с. |
|
|
|
Петрова |
Р. Г. Гендерология |
и феминология: учеб. |
пособие / |
Р. Г. Петрова. – |
5-е изд., перераб. и |
доп. – М.: Изд.-торг. |
корпорация |
«Дашков и Ко», 2009. – 272 с.
Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.
Социальная работа и социальная педагогика: словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 222 с.
Теория и история феминизма: курс лекций / под ред. Н. Жеребкиной. – Харьков; М., 1996. – 387 с.
Хамитов Н. В. Философия и психология пола / Н. В. Хамитов. –
Киев, 2001. – 224 с.
Юкина И. И. История женщин России: Женское движение и феминизм в 1850–1920-е годы: материалы к библиографии / И. И. Юкина. – СПб.: Алетейя, 2003. – 234 с.
59
Электронная версия
ТЕМА 9 ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Гендер в социальной работе. Основные принципы социальной работы с женщинами и мужчинами
Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Прежде всего, большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие, престарелые, матери-одиночки, многодетные матери, матери детей-инвалидов, безработные). Подавляющая часть социальных работников – тоже женщины. В России часто это те, кто потерял работу на предприятии, не смог найти высокооплачиваемое место или заинтересован – больше, чем в высокой оплате своего труда, – в скользящем графике и возможности посещать дома своих больных родственников. И хотя их достаточно много среди администраторов социальных служб, руководство управлений и министерств социальной сферы представлено мужчинами. Социальная работа является частью вторичного рынка труда, где женщинам отведены низкостатусные роли, и представлена в организациях и СМИ как «женская работа», требующая не столько профессиональных знаний и навыков, сколько «женских» качеств – доброты, эмпатии, ответственности, терпения, якобы от природы присущих женщинам. Тем самым оправдывается низкий статус и низкие зарплаты социальных работников в соответствии с принципами разделения труда по признаку пола.
Практика социального обслуживания населения в Российской Федерации, с одной стороны, основывается на принципах прав человека и социальном законодательстве, которые признают права граждан на помощь и поддержку безотносительно пола. С другой стороны, переживание клиентом трудной жизненной ситуации всегда является гендерно окрашенным. Одни и те же проблемы по-разному воспринимаются девочками и мальчиками, женщинами и мужчинами в силу гендерной специфики системы социальной стратификации, а также по причине особенностей гендерных ролей, идеалов и стереотипов и социальных ожиданий, существующих в каждом конкретном обществе.
С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники, так или иначе они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социальноэкономическое положение человека. Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях,
60
Электронная версия
когда, несмотря на все усилия в области законопроекта о гендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются.
В обществе всегда существуют интересы мужского и женского населения, а не только этнические, национальные и др. Гендерный подход в социальной работе позволяет увидеть эти различия и интересы, осознать, что явления, происходящие в обществе, решения, принимаемые в социально-экономической сфере, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая неодинаковые их реакции и не всегда одинаковые последствия для тех и других.
От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития. Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства.
Необходимость гендерного просвещения специалистов по социальной работе, социальных работников не вызывает сомнения. Всегда существует риск того, что, разбираясь с трудной жизненной ситуацией клиентов, социальные работники, специалисты по социальной работе могут оказаться под влиянием стереотипов и исходить из «природного» предназначения мужчин и женщин.
Отсутствие гендерной политики, гендерной культуры и традиций отражается и на законодательной базе в социальной сфере, и на деятельности социальных служб, которые часто незнакомы с принципами гендерного равенства и потому не всегда оказываются гендерночувствительными и не всегда готовы применить гендерный подход.
Реализация гендерного подхода в практике социальной работы предполагает использование следующих принципов работы с женщинами:
−признавать разнообразие женщин; ценить их сильные стороны; избегать привилегий одних групп женщин в ущерб другим, поскольку это воспроизводит властные иерархии в обществе;
−относиться к женщинам как к активным агентам изменений, способным самостоятельно принимать решения во всех аспектах их жизни; предоставлять женщинам возможность высказаться, рассказать о своих потребностях и способах решения проблем;
−рассматривать индивидуальные проблемы женщин не сами по себе, а в контексте социальных ситуаций и признавать взаимосвязи между
61
Электронная версия
конкретными людьми и группами, имеющими отношение к проблеме; убеждаться в том, что потребности женщин удовлетворяются в системе их взаимодействия с другими людьми, группами и сообществами, а личность каждой женщины тоже рассматривается как система; признать взаимозависимый характер человеческих отношений, вследствие чего все то, что происходит с одним человеком или группой, имеет воздействие на любого другого человека;
−признать, что проблемы каждой женщины имеют социальные причины, и работать как на индивидуальном, так и на социальном уровне в каждом случае интервенции; переопределять приватные, индивидуальные невзгоды как публичные, социальные проблемы; признавать принцип «личное есть политическое» на макро-, мезо- и микроуровнях практики; стремиться находить коллективные решения для индивидуальных проблем.
Всвою очередь, осуществляя социальную работу с мужчинами, важно признавать следующие закономерности:
−гендерные отношения связаны с властью и играют большую роль
вжизни мужчин; маскулинность объяснима в аспекте динамики властных отношений, в которых более сильные стремятся доминировать над теми, кто считается социально подчиненными или слабыми;
−существует связь между структурными ограничениями, индивидуальным поведением и недостатками эмоционального развития;
−мужчины имеют привилегированные позиции над женщинами в силу особой организации общества и отвечают за собственное поведение в практиках угнетения;
−мужчины различаются между собой; это разнообразие отражает различную степень привилегированности как отдельных индивидов, так и групп;
−существует системное сходство между мужчинами, которые упражняются во власти, угнетая женщин и детей, демонстрируя неподконтрольное и агрессивное поведение, и теми, кто хотя и не совершает насильственных действий, но уверен в справедливости социальных отношений, порождающих подобное поведение;
−необходимо приветствовать переопределение мужественности, чтобы оно основывалось на отношениях поддержки и равенства, а не угнетения и доминирования.
Вопросы для самопроверки и контроля
1.Какова взаимосвязь социальной работы и гендера?
2.В чем сущность противоречия, возникающего в процессе реализации гендерного подхода в социальной работе?
3. Назовите задачи использования идей гендерного подхода в практике социальной работы.
62