ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 0
Электронная версия
Практическое задание
Обратитесь к печатным материалам последней избирательной кампании и ответьте на вопросы: какую активность проявили женщины и мужчины-избиратели; как представлены женщины и мужчины в политической деятельности, властных структурах в стране, регионе?
Темы докладов
1.Женщина в политической жизни общества: история и современность.
2.Женщина – политический лидер в современной России.
3.Женщина у власти (на примере одной из женщин-политиков зарубежья: Маргарет Тэтчер, Хиллари Клинтон, Ангела Меркель и др.)
Айвазова С. |
Рекомендуемая литература |
|
|
|
Гендерное равенство в |
контексте прав человека |
/ |
||
С. Айвазова. – М.: Изд-во «Эслан», 2001. – 80 с. |
|
|
||
Айвазова С. |
Российские выборы: |
гендерное |
прочтение |
/ |
С. Айвазова. – М., 2008. – 180 с. |
|
|
|
|
Батлер Д. Психика власти / Д. Батлер. – Харьков: |
ХЦГИ; СПб.: |
Алетейя, 2002. – 168 с.
Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255 с.
Гендерная реконструкция политических систем / под ред. Н. М. Степанова и Е. В. Кочкина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 992 с.
Гендерная экспертиза и законодательная политика: в 2 т. – М.: Аванти плюс, 2004. – 624 с.
Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.
Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: учеб. пособие для студентов вуза. – М.: Аспект пресс, 2005. – 269 с.
Гендерное равноправие в России: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию I Всерос. женского Съезда 1908 года, 21–23 марта 2008г., С.-Петербург / отв. ред. Наталья Пушкарева. – Спб.: Алетейя, 2008. – 319 с.
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. – М.: «РОССПЭН, 2002. – 428 с.
Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300 с.
Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
49
Электронная версия
Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:
фокус-групповое |
исследование |
в городской |
и |
сельской |
местности / |
И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с. |
|
|
|||
Комплексный гендерный подход – стратегия трансформации |
|||||
экономической |
и социальной |
политики |
в |
России |
/ под ред. |
Е. А. Баллаевой. – М.: РОО МЦГИ: Солтэкс, 2005. – 160 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива, 2008. – 208 с.
Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной – 2-е
изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.
Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. ЯрскойСмирновой. – М.: РОССПЭН, 2004. – 292 с.
Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 364 с.
Социальная работа и социальная педагогика: словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 222 с.
Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001. – 416 с.
50
Электронная версия
ТЕМА 8 ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Сущность женского вопроса. Возникновение женского движения. Первая волна феминизма. Вторая волна феминизма.
Современное женское движение. Этапы развития женского движения в России
Женский вопрос – это осмысление положения женщин в обществе, обоснование программы их эмансипации, достижения полного равенства с мужчинами во всех сферах общественной жизни. Женский вопрос является частью общей социально-политической проблемы, включающей выбор пути развития страны, развития всего общества, в том числе коренного изменения экономического, политического и социального положения женщин.
Особое значение в решении женского вопроса имеет провозглашение равных возможностей для реализации установленных равных прав и свобод мужчин и женщин посредством создания юридической базы защиты как индивидуальных, так и коллективных прав женщин. Женщины в силу своих физиологических и социальных особенностей нуждаются в специфической защите со стороны государства. Важно, чтобы государственное законодательство реально гарантировало женщинам возможность и свободу выбора выполняемых ими в обществе функций. В то же время фактическое положение женщин во всех сферах жизнедеятельности общества должно соответствовать установленным правовым гарантиям.
Под женским движением понимается социальная, культурная, политическая деятельность женщин, женских групп и организаций, направленная на сближение интересов различных слоев женщин и изменение системы гендерных отношений.
Вшироком смысле женское движение представляет собой:
−форму социального движения;
−многообразие методов борьбы за права и интересы женщин;
−совместные действия различных социальных, демографических, национальных женских групп, объединенных единой целью, общими ценностями и системой норм, регулирующих тактику поведения.
Женское движение возникло в русле освободительных демократических идей эпохи Просвещения. Его первым идейным манифестом стала «Декларация прав женщины и гражданки» французской писательницы Олимпии де Гуж (1791).
ВАнглии требование гражданского равноправия женщин выдвинула Мэри Уолстоункрафт. Проанализировав бесправное положение женщин
51
Электронная версия
всех сословий в современной ей Англии, она издала книгу «В защиту прав женщины» (1792), где доказала, что вся современная система воспитания женщины неизбежно приводит ее к тем качествам (слабостям и недостаткам), за которые она и критикуется.
Вначале XIX в. участницы женского движения акцентируют свои требования на вопросах открытия равного доступа к образованию. Затем эти требования дополняются требованием права на труд. Во Франции возникают идеи борьбы против семейного рабства женщины, в США и Великобритании – за равные с мужчинами избирательные права.
Буржуазные революции в странах Европы в середине XIX в. дали новый импульс развитию женского движения за политическое и гражданское равноправие. Возникли женские клубы, множество женских союзов. В США в 1848 г. состоялся первый в истории съезд в защиту прав женщин.
Впервые термин «феминизм» использован Элис Росси в 1895 г. (1940 гг.– Ш. Фурье, конец XIX в. – Александр Дюма-сын). Феминизм как социальное явление возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины.
Феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение; разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения).
Феминизм как теория ставит перед собой задачу обеспечить практическую реализацию прогрессивных идей эмансипации женщин, ликвидации дискриминации, а также смягчения многих деструктивных общественных явлений, социального напряжения и создания более стабильного, динамичного и демократического общества, возродить гуманизм и духовность общества и человека.
Феминизм дает возможность более основательно изучить сущность международного женского движения, понять особенности возрождения роли женщин в социальной и культурной жизни, а также установить сходство и различие между феминологией и феминизмом.
Первая волна феминизма приходится на XIX – первую половину XX в. Основное ее содержание сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов.
Вконце XIX – начале XX в. женские организации имелись во многих странах Европы, Азии, Америки. В 1888 г. по инициативе американских женщин возникла первая международная женская организация – Международный совет женщин. В 1904 г. была основана международная организация суфражисток – Международный альянс за избирательные права женщин. Целью движения суфражисток являлось достижение абсолютного юридического и политического равенства женщин
52
Электронная версия
с мужчинами. Основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин в рамках данного направления феминизма считаются реформы законодательства, отменяющие и предотвращающие дискриминационные практики в отношении женщин.
Одновременно создавались благотворительные, религиозные, национальные женские организации. Предпринимались попытки создать отдельные женские профсоюзы.
В 1907 г. в Штутгарте и в 1910 г. в Копенгагене состоялись конференции женщин-социалисток. В Копенгагене, где присутствовали делегатки 17 стран, было принято решение о проведении ежегодно 8 марта Международного женского дня.
В 1915 г. в Гааге был основан Международный комитет женщин «Запрочный мир» (с 1919 г. – Международная лига женщин «За мир и свободу»). Появились специализированные женские организации – Международная федерация женщин с университетским образованием (1919), Международная кооперативная женская гильдия (1921), Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщин-работниц (1929)
идр., приКоминтернебылсозданМеждународныйженскийсекретариат.
В1934 г. в Париже состоялся Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма, а в 1938 г. – антивоенная женская Международная конференция в Марселе.
После разгрома фашизма в женском движении развиваются новые процессы. Все большее внимание акцентируется на вопросах защиты прав женщин, благополучия детей, ширится круг общесоциальных, национальных и международных проблем, мира и безопасности народов.
Большую роль в развитии женского движения сыграла Организация Объединенных Наций, которая с момента своего создания (24 октября 1945 г.) выступила гарантом равенства.
Для классического феминизма были характерны следующие черты:
– женские объединения (движения) были не всегда организационно оформлены, имели лидера и научно обоснованную стратегию;
– консервативное сознание, доминировавшее и у женщин, и у мужчин, было ориентировано на традиционные (патриархатные) половые роли;
– активизации деятельности женщин способствовали буржуазные социальные и демократические процессы, но эта деятельность часто ограничивалась формально существующими правами, о которых забывали при отсутствии кризисной ситуации;
– попытки женщин изменить свое положение в семье и поиски новых основ гармонии полов резко критиковались со стороны консервативно настроенных мужчин;
– мало внимания уделялось теоретическому анализу места женщины в обществе.
53