ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
Электронная версия
Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе/ М. М. Малышева. – М.: Academia, 2001. – 352 с.
Наслаждение быть мужчиной: западные теории маскулинности и постсоветские практики / под ред. Ш. Берд и С. Жеребкина. – СПб., 2008. – 296 с.
О муже(N)ственности: сб. ст. / сост. С. Ушакин. – М.: Новое лит.
обозрение, 2002. – 720 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива,
2008. – 208 с. |
|
|
|
Петрова Р. Г. Гендерология |
и |
феминология: учеб. |
пособие / |
Р. Г. Петрова. – 5-е изд., перераб. |
и |
доп. – М.: Изд.-торг. |
корпорация |
«Дашков и Ко», 2009. – 272 с. |
|
|
|
Психология: учеб. / подред. А. А. Крылова. – Гл. 18. – М., 1998. – 688 с. Смелзер Н. Социология/ Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. –
М. : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 364с.
Социальная работа и социальная педагогика: словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 222 с.
Ушакин С. Поле пола / С. Ушакин. – М.: Вариант; Европ. гуманит.
ун-т, 2007. – 320 с.
Чекалина А. А. Гендерная психология: учеб. пособие /
А. А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.
18
Электронная версия
ТЕМА 3 ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Сущность и механизмы гендерной социализации. Нормативное и информационное давление. Агенты гендерной социализации.
Гендерная (дифференциальная) социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерная социализация – это процесс, в ходе которого мужчины и женщины усваивают социальный опыт, обретают определенные нормы и ценности в зависимости от пола.
Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.
Дифференциальная социализация осуществляется посредством двух основных механизмов – дифференциального усиления и дифференциального подражания.
Дифференциальное усиление – механизм социализации, посредством которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
Дифференциальное подражание – механизм социализации,
посредством которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать поведению представителей этой группы.
Дифференциальная социализация может привести к развитию у мужчин и женщин различных психологических черт. Однако в реальной жизни социальные нормы и социализация не создают крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин. Психолог Сандра Бем указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. Более того, Бем полагает, что даже желательно быть андрогинным(-ой), то есть вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.
Особое значение в процессе гендерной социализации имеют нормативное и информационное давление.
Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло.
19
Электронная версия
Информационное давление вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большой степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими.
Способы конструирования гендерной роли:
–социализация через манипуляции;
–вербальная апелляция;
–канализация;
–демонстрация деятельности.
Типы полоролевого поведения, формирующиеся в результате гендерной социализации:
−маскулинное;
−фемининное;
−андрогинное;
−недифференцированное.
Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Полотипизированность – характеристика человека, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в данном обществе гендерно-соответствующим.
Среди наиболее часто упоминаемых институтов гендерной социализации выступают семья, система образования, учителя, другие дети, родители других детей, книги, родственники, телевидение, игрушки и т. д.
В семье закладываются основные группы гендерных стереотипов. Пример родителей, их экономические и эмоциональные взаимоотношения друг с другом, формы распределения домашних обязанностей влияют на процесс идентификации, способствуя формированию сложной, а нередко и противоречивой картины представлений о женском и мужском гендере.
Одним из сильнейших институтов гендерной социализации также является система образования. Несмотря на существование единой школьной системы с едиными общими требованиями к знаниям и поведению мальчиков и девочек, можно заметить значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах поведения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.
Описания гендера в книгах, особенно изданных после 1980 г., в достаточной степени изменились. Однако все еще достаточно много книг, в которых обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности. Эти обстоятельства влияют на формирование представлений о том, что мир, за исключением воспитания детей, принадлежит мужчинам, а женщины играют в нем подчиненную роль.
20
Электронная версия
Средства массовой информации также очень важны в гендерноролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, показывает, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин.
Фейсизм – тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело.
В процессе дифференциальной социализации очень велика и роль детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, пространственные и математические способности, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение.
Вопросы для самопроверки и контроля
1.Дайте определение гендерной (дифференциальной) социализции.
2.Охарактеризуйте механизмы гендерной социализации.
3.Каким образом осуществляется нормативное давление в процессе гендерной социализации?
4.В чем особенности информационного давления?
5.Назовите основных агентов гендерной социализации и дайте их характеристику.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Классические зарубежные и отечественные теории гендерной социализации.
2.Медико-биологические, психологические, социокультурные задачи социализации мужчин и женщин: общее и особенное.
3.Структура процесса гендерной социализации (факторы, агенты, этапы, механизмы и т.д.)
4.Предпосылки и последствия неблагоприятных условий гендерной социализации.
5.Влияние культурных традиций на процесс гендерной социализации: история изучения и современное состояние вопроса.
Практическое задание
1. Проанализируйте 2–3 русские народные сказки, стихи и рассказы для детей. Объясните, каким образом проявляются в них гендерные стереотипы. Составьте списки качеств, характерных для героев женского и мужского пола.
21
Электронная версия
2. Проанализируйте стереотипы маскулинности и фемининности в информационно-развлекательных журналах; в специализированных журналах/телепередачах для мужчин и женщин; в телевизионных рекламных роликах, в рекламных объявлениях печатных СМИ.
Задания выполняются в группах по 4–5 человек. Результаты работы оформляются в виде реферата с приложениями (примерами текстов, публикаций, вырезками из журналов, цитатами и т. п.)
3)Исследуйте собственные гендерные стереотипы, ответив на следующие вопросы.
– Что в детстве мне говорили (родители и другие взрослые) о том, какими должны быть девочка/мальчик (качества характера, обязанности)?
– Какая информация поступала мне об отношениях мужчины и женщины (образцыповедения)?
– Каким «посланиям» яследую вжизни?
Составьте список собственных гендерных ролей и ответьте на вопрос: какие роли ваммешают вжизни, акакие помогают?
4)Оцените наличие (или отсутствие) у себя маскулинных и фемининных качеств, используя опросник С. Бэм (прил. 2).
Дискуссия на тему «Раздельное по полу обучение: «за» и «против»
Темы докладов
1.Нарушения гендерной самоидентификации. Трансгендер.
2.Теория полоролевой социализации Э. Эриксона.
3.Гендерная информация.
4.Родительство как социальный институт. Современные подходы к пониманию материнства и отцовства.
Рекомендуемая литература
Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. / С. Бэм. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.
Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 262 с.
Гендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи : материалы межвуз. науч.-практ. студ. конф., 23–24 марта 2006 г. / ред. и сост. В. А. Фокин, Т. П. Лысенко. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006. – 250 с.
Гендерное общество / пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2006. – 464 с.
22