ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
Электронная версия
ТЕСТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
1.Научная дисциплина, с помощью которой изучается то, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также то, какие последствия это распределение имеет для них, называется
а) гендерология б) социология в) феминология.
2.Совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни, рассматривает
а) антропология б) гендерология в) феминология.
3.Термин «гендер»
а) указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми;
б) описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомофизиологическими характеристиками и детородными функциями;
в) описывает биологические различия между людьми и указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности.
4.Биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями описывает
а) термин «пол» б) термин «биологический императив» в) термин «гендер».
5.Гарвардский метод гендерного анализа
а) позволяет выявить уязвимые точки в жизни женщин, мужчин и детей в чрезвычайной ситуации и их возможности преодолеть ситуацию; основан на матрице, которая описывает различные категории факторов, которые влияющих на жизнь людей, и отношения между этими факторами;
88
Электронная версия
б) состоит из трех основных элементов: обзор видов деятельности, обзор доступа и контроля к ресурсам, необходимым для выполнения этих видов деятельности, обзор факторов, влияющих на разделение труда, доступ, контроль в местном сообществе;
в) может быть применен в любой ситуации, чтобы выяснить основную направленность предполагаемой деятельности.
6.Все существующие гендерные стереотипы делятся а) на три группы б) на две группы в) на четыре группы.
7.Сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины, – это
а) ложные представления о гендере б) гендерные роли в) гендерные стереотипы.
8.Выберите правильную формулировку гендерного стереотипа:
а) мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами;
б) для женщин характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить;
в) для мужчин главные роли – семейные.
9. Множественность маскулинности и фемининности проявляется а) через социокультурную зависимость интенсификационных и
инфляционных изменений, происходящих с ее некоторыми характеристиками;
б) проявляется в изменениях, вносимых в их структуру в ходе исторических процессов;
в) в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности
ифемининности.
10.Дифференциация, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности – это:
а) гендерный стереотип б) гендерная роль в) социальная роль.
89
Электронная версия
11.Норма статуса является фактором, влияющим на формирование а) женской гендерной роли б) мужской гендерной роли
в) и женской и мужской гендерной роли.
12.Норма статуса – это:
а) стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным;
б) гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе;
в) стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения.
13.Стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным – это:
а) норма статуса б) норма антиженственности
в) норма умственной твердости.
14.Дифференциальное усиление – это:
а) процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать поведению ее представителей;
б) процесс, в ходе которого мужчины и женщины усваивают социальный опыт, обретают определенные нормы и ценности в зависимости от пола;
в) процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
15. Идентификация – это:
а) тип подчинения социальным нормам б) этап гендерной социализации в) процесс гендерной социализации.
16. Дискриминация по признаку пола проявляется а) на всех уровнях организации гендерных отношений
б) только на уровне межгрупповых и межличностных отношений в) только на макросоциальном уровне.
90
Электронная версия
17. На уровне межгрупповых и межличностных отношений сексизм а) проявляется в негативной самооценке поведения и жизнедеятельности субъекта, когда они не соответствуют гендерным
стереотипам; б) может закрепляться политикой государства, законодательством;
в) проявляется в механизмах восприятия представителей различного пола, приписывания им определенных черт характера, способностей, интересов, внешности и др.
18.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин был принята в
а) 1948 г. б) 1949 г. в) 1979 г.
19.Жесткая квота – это:
а) количественно фиксированная норма представительства, когда сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается;
б) обязательное участие в конкурсе на одно место представителей обоих полов;
в) количественно нефиксированная норма представительства, количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается, оговаривается позже.
20. Автором «Декларации прав женщины и гражданки» является а) Мэри Уолстоункрафт б) Олимпия де Гуж в) А. Коллонтай.
|
Ответы |
1. а; |
11. б; |
2. в; |
12. б; |
3. а; |
13. в; |
4. а; |
14. в; |
5. б; |
15. а; |
6. а; |
16. а; |
7. в; |
17. в; |
8. а; |
18. в; |
9. в; |
19. а; |
10. б; |
20. б. |
91
Электронная версия
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат является формой контроля учебной работы и одним из видов творческой работы студента в процессе освоения дисциплины «Гендерология и феминология».
Реферат – одна из форм интерпретации исходного материала или нескольких источников, поэтому в отличие от конспекта, он является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-то вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или нескольких источников.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
−информативность изложения;
−объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;
−точность в передаче информации;
−полнота отображения основных элементов содержания;
−доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и по форе; использование точного литературного языка.
−соблюдение единого стиля;
−изложение в логической последовательности.
Специфика реферата:
−в нем нет развернутых доказательств, сравнений, оценок;
−в нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного по интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.
Защита реферата – одна из форм проведения устной аттестации студентов. Она предполагает значительную предварительную работу: выбор проблемы (темы), ее глубокое изучение, изложение результатов
ивыводов.
Этапы работы над рефератом
I. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы. Выбор темы – один из важных моментов подготовки к написанию
реферата. Как правило, темы для студентов разрабатываются преподавателями. Однако студент может предложить самостоятельно сформулированный вариант названия и направления научной работы. Тема реферата должна быть актуальной, учитывать интересы студента, его способности и уровень развития. При этом следует учитывать следующее:
– тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;
92
Электронная версия
– в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими.
II. Изучение основных источников по теме.
Выбрав тему, необходимо изучить соответствующую литературу: книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, справочные издания (энциклопедии, словари, справочники).
Получив книгу, внимательно изучите аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются главные идеи данной работы.
Затем ознакомьтесь с оглавлением, посмотрите введение (предисловие) и заключение.
При изучении источника или книги целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги
ис одной стороны листа.
III. Составление библиографии.
Не следует забывать о полных библиографических сведениях об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы.
IV. Конспектирование или тезирование необходимого материала. V. Систематизация зафиксированной и отобранной информации. VI. Определение основных понятий темы.
VII. Корректировка темы и основных вопросов анализа.
VIII. Разработка логики исследования проблемы, составление плана. Реферат пишется по определенному плану. План – это логическая основа реферата. От правильного его составления зависит структура и логическая связь частей реферата. Имея предварительный план, студент обращается к библиографии, прибегает к помощи библиографического каталога. Когда в достаточной степени накоплен материал, можно приниматься за систематизацию материала, отразив в плане все основные
части реферата.
IX. Реализация плана, написание реферата.
X. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.
XI. Проверка оформления списка литературы. XII. Редакторская правка текста.
XIII. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.
Структура реферата:
–введение;
–основная часть;
93
Электронная версия
–заключение;
–список литературы;
–приложения (необязательная часть).
Во введении должна быть обоснована актуальность темы реферата, ее теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в ее решении. Кроме того, во введении указываются методы разработки темы, характеристика источника и даются краткие сведения об авторе: ученая степень автора, его специализация, приоритет автора. Очень важно, чтобы студент умел четко сформулировать цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить. Введение должно содержать также краткий обзор изучаемой литературы, анализ сильных и слабых сторон того или иного источника.
Основная часть реферата содержит материал, отобранный студентом для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты. Основная часть может быть разбита на параграфы (разделы), которые должны располагаться последовательно и логически. Письменная обработка полученных знаний зачастую бывает трудным делом. Главное в письменном изложении, чтобы вас поняли. Постарайтесь разобраться в сути работ, поставьте себя на место читателя, который видит работу впервые.
Обратите внимание на логичность изложения материала, на связь между параграфами (разделами) и частями работы. Выводы необходимо делать в каждом параграфе и главе.
Заключение подводит итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса.
Оформление реферата подчинено определенным требованиям. Реферативную работу студент выполняет на стандартных листах
писчей бумаги (формат А4) в компьютерном варианте. Точный объем реферата зависит от темы и от количества проработанных источников, а также от задачи, которую поставил перед собой студент-автор. Рекомендуемый объем работы – от 10 до 20 листов.
Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле листа – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм) и порядковой нумерацией листов.
94
Электронная версия
Нумерация страниц проставляется в верхнем правом углу листа. Титульный лист реферата считается первым листом, содержание – вторым. На этих страницах нумерация не ставится. Она считается с цифры «3» (соответствует первому листу «Введение»). Каждый новый раздел реферата печатается с новой страницы.
Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу двумя интервалами.
Титульный лист – первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и ее авторе.
В верхней части листа указывается название учебного заведения
вполном объеме, без сокращений (см. прил. 8).
Вцентре – тема реферата. Ниже темы справа указывается фамилия, имя, отчество студента, группа, фамилия, имя, отчество руководителя.
Внизу титульного листа обозначается город и год написания реферата. Содержание следует после титульного листа реферата. В нем указываются основные части реферата (введение, основная часть, заключение, библиографический список) с указанием соответствующих
страниц (см. прил. 9).
Разделы нумеруются арабскими цифрами. Если разделы содержания разбиты на подразделы, то их нумерация составляется из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, раздел 1 «Подготовка и написание реферата», подраздел 1.1. «Выбор темы».
Введение – это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. Объем введения обычно составляет 1–2 страницы текста.
Основной текст излагается в произвольной форме. По ходу изложения материала автор может ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы и т. д.), которые должны располагаться после текста. Общий объем основной части – 8–15 страниц.
Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы. Оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1–2 страницы).
Приложение – часть реферата, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для более полного освещения темы. По форме и содержанию приложения разнообразны: таблицы, схемы, графики, рисунки, карты, фотографии, образцы и т. д.
Нумерация приложений помещается в правом верхнем углу над заголовком приложения рядом со словом «приложение».
Библиографический список составляется в алфавитном порядке (по первым буквам фамилий авторов или названий сборников). Необходимо
также указать место издания, название издательства, год издания
(см. прил. 10).
95