Файл: Справочник (белкин).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 479

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

П. Н. Белкин, с. Ю. Шадрин

Введение

1. Наука в контексте культуры

1.1. Естественные и гуманитарные науки

1. Наука – это способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности.

1.2. Научный метод

11. Эмпирический метод познания опирается на непосредственное исследование реальных, чувственно воспринимаемых объектов.

1.3. История естествознания

Картины мира

2. Физические концепции мира

2.1. Структурные уровни организации материи

2.2. Классическая физика

2.3. Пространство, время, теория относительности

Некоторые симметрии природы

2.4. Мегамир. Космология и космогония

Космическая шкала времени

2.5. Положения и принципы квантовой механики

Фундаментальные частицы

3. Порядок и беспорядок в природе

4. Концепции химии и геологии

4.1. Этапы развития химического знания. Основные понятия

Современный вариант длинной формы периодической системы химических элементов

4.2. Реакционная способность веществ

4.3 Строение и эволюция Земли

Геологическая история Земли

5. Биологический уровень организации материи

5.1. Иерархия структурных уровней живой материи

Оценки потерь биологического разнообразия за последние четыре века

5.2. Молекулярный уровень организации живого

Примеры кодирования аминокислот кодонами днк

Генетический код

5.3. Клеточная теория

Важнейшие химические элементы клетки

Важнейшие вещества в клетке

Сравнение клеток растений и животных

5.4. Генетика

Некоторые доминантные и рецессивные признаки человека

5.5. Теория эволюции органического мира

5.6. Происхождение и сущность жизни

6. Человек и природа

6.1. Экосистемы

6.2. Биосфера

6.3. Антропогенез

6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции

6.5. Современные экологические проблемы

Литература

6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции

1. Валеологией называется новая наука о здоровье души и тела.

2. Здоровье человека – это его объективное состояние. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

3. Кора больших полушарий головного мозга является высшим отделом центральной нервной системы, с функциями которого связаны память, мыслительная и речевая деятельность.

4. К функциям левого полушария относятся аналитические, рациональные, активные. В частности, речь, двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события, принятие решений.

5. К функциям правого полушария относятся синтетические, целостные, интуитивные. В частности, музыкальный слух, восприятие предметов и геометрических фигур, восприятие живописи, работа фантазии.

6. Рефлексом называется ответная реакция человека на раздражение чувствительных образований, осуществляемая с помощью рефлекторных дуг. Это цепочки нервных клеток, соединяющие чувствительные клетки с мышцами или железами. Чувствительное образование называется рецептором, его возбуждение передаётся исполнительному нейрону, который посылает сигнал мышце или другому органу.

7. Наиболее простыми рефлексами являются безусловные, они передаются по наследству и обеспечивают стереотипные формы поведения человека, отражающие приспособление организма к постоянным условиям внешней среды. Врождёнными являются не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые называются инстинктами. Инстинкт – это совокупность сложных врождённых реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внутренние или внешние раздражения. Примерами могут служить поведение кошек, выросших без матери или строительство гнёзд птицами.

8. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, они отражают приспособление организма к меняющимся воздействиям среды. В этом случае между условным раздражителем и соответствующим действием возникает временная связь. Условный рефлекс образуется благодаря многократному сочетанию условного раздражителя со стимулом, вызывающим безусловный рефлекс.

9. В самостоятельную категорию рефлексов выделяют навыки – двигательные условные рефлексы или автоматизированные действия, вырабатываемые в течение всей нашей жизни.. Примерами могут служить умение плавать, печатать на машинке или набирать на компьютере текст, управлять автомобилем или самолетом. Помимо двигательных навыков существуют другие: умение считать или читать, и даже решать в уме относительно сложные задачи.


10. Вырабатывание навыков требует внимания, под которым понимается направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. В этом случае текущим поведением организма руководит преобладающая в данный момент потребность. Такое управление поведением А.А. Ухтомский назвал принципом доминанты. Под этим принципом понимается наличие доминирующей потребности, которая определяет поведение человека, направленное на быстрое и полное удовлетворение этой потребности с одновременным подавлением всех мешающих рефлексов. Другими словами речь идет о мобилизации всего организма на достижение поставленной цели. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание обусловлено сильной потребностью, т. е. сильной доминантой, поэтому оно не требует каких-либо усилий. Человек, увлекшийся чтением книги или слушанием музыки, не замечает отвлекающих кого-то другого раздражителей. Произвольное внимание связано с сознательно поставленной целью, оно требует волевого усилия.

11. Сознание является одним из основных понятий философии, социологии и психологии, причем каждая наука вносит свою специфику в определение этого понятия. В философии под сознанием в узком смысле слова понимают высшую форму отражения мозгом человека окружающего мира. В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме. К другим аспектам сознания относятся связывание новой информации с прежним опытом индивида; выделение человека из окружающей среды и противопоставление ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и прогнозирование их последствий; контроль и управление поведением личности.

12. Особенностью психических действий человека является наличие второй сигнальной системы, ее формированию предшествовал длительный опыт эволюции. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. На более высоком уровне развития раздражимость переходит в чувствительность, под которой понимается способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики – способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. У животных имеется единственная сигнальная система – система условных рефлексов, резко расширяющих возможности ориентировки организма и его адаптации по сравнению с безусловными рефлексами. В отличие от животных человек обладает второй сигнальной системой – особыми условными рефлексами, которые вырабатываются на слово. Первая сигнальная система связана лишь с конкретными образами окружающего мира. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде. У человека сознание служит преобразованию мира.


13. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков диктовалось необходимостью совместного труда. В результате была создана речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью символов и знаков. Для человека слово не является просто сочетанием звуков, прежде всего, воспринимается значение слова, содержащийся в нем смысл. Для ребенка, осваивающего речь, первые слова представляют собой просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц, на следующем этапе – обозначения их характеристик. В конечном счете, формируются обобщенные понятия. Поэтому речь обладает не только средством общения, но и понятийной функцией, позволяющей получать новые знания, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям. Еще более расширяет возможности человека письменная речь, позволяющая человеку в течение его жизни приобретать опыт предшествующих поколений.

14. Ярким примером высшей нервной деятельности человека является творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и уникальностью. Научно-техническое творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной или технической проблемы, то же самое происходит и в любой сфере деятельности (художественной, политической, хозяйственной и др.), где создается нечто новое. По предложению Г. Уоллеса творческий процесс разделяют на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и проверка найденного решения. Сердцевиной процесса являются созревание и озарение, она не поддается сознательно-волевому контролю, момент озарения нельзя предвидеть. На этом этапе происходит переход идеи из бессознательного в сознание. Для усиления творческих мыслительных способностей человека разработан ряд методик, например, метод «мозговой атаки» (А. Осборн), метод «синектики» (У. Гордон) и др.

15. Интеллект – это способность к рациональному мышлению. Система искусственного интеллекта моделирует и воспроизводит с помощью компьютера некоторые виды умственной деятельности человека.

16. Русская пословица «утро вечера мудренее» говорит о работе бессознательного в течение ночи. «Быстрый» или «парадоксальный» сон – это сон, следующий за обычным «медленным».

17. Эмоциями называются реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.


18. Чувства – это особый вид эмоциональных переживаний с отчётливо выраженным предметных характером и отличающийся относительной устойчивостью.

19. Стрессом называется состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий и оказывающее отрицательное или положительное действие. Иногда стресс запускает биологическую программу – агрессивность. Информационный стресс – это реакция на информационные перегрузки. Положительное действие стресса заключается в следующем:

– повышение устойчивости к отрицательным воздействиям;

– облегчение протекания многих соматических заболеваний;

– мобилизации возможностей человека.

20. Аффект – это бурная кратковременная эмоция, возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель.

21. Страсть представляет собой сплав эмоций, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета (человека).

22. Генной инженерией называется раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых сочетаний генов, не существующих в природе, с помощью генетических и биохимических методов. Эта технология основана на извлечении гена или группы генов из клеток какого-то организма, соединении их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма.

23. Биоэтика регулирует права человека на жизнь, здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Основными проблемами биоэтики являются намеренное прерывание беременности (аборт), вынашивание оплодотворённой клетки другой женщиной, генная терапия, клонирование клеток, тканей и организмов, пересадка органов, фетальная терапия (изготовление лекарств из тканей человеческих зародышей).


6.5. Современные экологические проблемы

1. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека, отражающееся на функционировании экосистемы, связано с антропогенным фактором, в частности с промышленным загрязнением. Локальные экологические кризисы уже имели место в истории человечества.

2. Первым антропогенным экологическим кризисом был кризис перепромысла животных (иначе, кризис консументов) 10–50 тыс. лет назад из-за интенсивного развития охоты. Выход из него был найден в виде земледелия и скотоводства, которые называют сельскохозяйственной революцией.

3. Около 2 тыс. лет назад возник кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов), вызванный истощением плодородия почв. Выход был найден в результате второй сельскохозяйственной революции с широким освоением неполивных земель.

4. Вторым антропогенным кризисом принято считать кризис перепромысла растительного материала (кризис продуцентов), который произошёл 150–350 лет назад. Интенсивное использование минеральных (ископаемых) источников энергии вместе с другими процессами вызвало дисбаланс в энергетических процессах биосферы.

5. Около 40–60 лет назад начался и продолжается в настоящее время кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов), который считается третьим антропогенным глобальным кризисом. Природа не справляется с переработкой постоянно растущего количества загрязнений, в том числе с синтезированным человеком новыми материалами, которые не имеют природных аналогов. По этой причине в биосфере нет систем (организмов или абиотических процессов), способных редуцировать эти вещества до исходных химических элементов.

6. В наши дни третий антропогенный кризис дополняется четвёртым глобальным термодинамическим (тепловым) кризисом или энергетическим кризисом потребления. Кроме научно-технической революции он вызвал кризисом сознания и превалированием идеалов потребительства.

7. К загрязнениям относятся разнообразные отклонения от нормы, характерной для природы. Это добавление в природную среду нехарактерных для неё физических, химических, информационных или биологических агентов, или возникновение в ней указанных агентов. Загрязнениями являются и превышения естественного среднего уровня перечисленных агентов, приводящее к негативным (с позиции человека) последствиям. Объектом воздействия всегда является экосистема, поэтому загрязнения приводят к изменению режима экологических факторов.