ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Естественные и гуманитарные науки
1. Наука – это способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности.
2.1. Структурные уровни организации материи
2.3. Пространство, время, теория относительности
2.4. Мегамир. Космология и космогония
2.5. Положения и принципы квантовой механики
3. Порядок и беспорядок в природе
4.1. Этапы развития химического знания. Основные понятия
Современный вариант длинной формы периодической системы химических элементов
4.2. Реакционная способность веществ
5. Биологический уровень организации материи
5.1. Иерархия структурных уровней живой материи
Оценки потерь биологического разнообразия за последние четыре века
5.2. Молекулярный уровень организации живого
Примеры кодирования аминокислот кодонами днк
Важнейшие химические элементы клетки
Сравнение клеток растений и животных
Некоторые доминантные и рецессивные признаки человека
5.5. Теория эволюции органического мира
5.6. Происхождение и сущность жизни
6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции
18. В естественных науках интерпретация природного явления не является индивидуальной и не зависит от личности ученого.
19. Естественнонаучные знания отличаются от гуманитарных по признаку эмпирической проверяемости и объективности, иногда однозначностью и строгостью языка.
20. Для гуманитарного знания, в отличие от естественнонаучного, характерны субъективность и историчность.
21. В естествознании преобладают причинные объяснения, отражающие регулярные повторяющиеся связи между явлениями. В гуманитарных науках использую метод понимания – интерпретацию или толкование смысла явлений или событий.
1.2. Научный метод
1. Функции науки: объяснительная, описательная, прогностическая, мировоззренческая, систематизирующая, производственно-практическая.
2. Критерии научного знания: объективность, достоверность, точность, системность.
3. Процесс научного познания начинается с наблюдения и сбора фактов.
4. Обезличенность и индивидуалистичность не являются чертами науки.
5. Основаниями науки являются:
– идеалы и нормы исследования;
– научная картина мира;
– философские основания науки.
6. Принцип верификации означает, что каждое научное высказывание должно быть принципиально проверяемо опытом.
7. Принцип фальсификации: научным знанием может быть лишь то, что в принципе опровержимо.
8. Этические принципы научных исследований: самоценность истины, исходный критицизм, свобода научного творчества, новизна научного знания, равенство ученых перед лицом истины, общедоступность истины.
9. Биоэтикой называется раздел этики, посвящённый этическим аспектам отношений в сфере теоретической и экспериментальной биологии, а также в ходе практического применения её результатов.
10. Отличительные признаки псевдонауки: фрагментарность, некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, несоответствие фактам, отсутствие законов, нарушение этических норм. Примеры псевдонаук: астрология, парапсихология, уфология, биоэнергетика, девиантная наука.
11. Эмпирический метод познания опирается на непосредственное исследование реальных, чувственно воспринимаемых объектов.
12. Эксперимент – это эмпирический метод познания, означающий «…активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект». Был развит в XVI веке в Европе.
13. Наблюдение – это эмпирический метод познания, означающий целенаправленное чувственное восприятие (или отражение) предметов и явлений внешнего мира.
14. Измерение – это эмпирический метод познания, означающий определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
15. Анализ – это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
16. Синтез – это метод познания, означающий соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
17. Индукция – это способ рассуждения или метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
18. Дедукция – это способ рассуждения или метод познания, который сводится к получению частных выводов на основе знания каких-то общих положений.
19. Теоретическое (рациональное) познание основано на логической реконструкции действительности с помощью абстрактных категорий. Этот метод базируется на:
– системе постулатов;
– аксиомах.
9. Теоретический метод познания был развит в работах Р. Декарта.
10. Абстрагирование – это теоретический метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей.
11. Формализация – теоретический метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.
12. Классификация – это разделение изучаемых предметов на группы по какому-то признаку.
13. Аналогия – подобие или сходство каких-либо признаков и свойств у различных объектов.
14. Моделирование – метод исследования, заключающийся в замене изучаемого объекта аналогом или моделью.
15. Следствием является событие, которое вызвано изучаемым событием.
16. Динамической называется закономерность, устанавливающая однозначную связь во времени между состояниями объекта. Теории, содержащие динамические закономерности, называются динамическими.
17. Статистическими называются закономерности, формулируемые на языке вероятностных распределений: связи между средними величинами, вероятности наступления какого-либо события или достижения какого-либо состояния. Соответствующие научные теории называются статистическими.
18. Парадигмой называется способ организации знания, идеалов и норм исследования, которые задают характер видения мира и содержат общепринятые образцы решения конкретных проблем.
1.3. История естествознания
1. Основные стадии познания природы разделяют научные революции, для которых характерны смены господствующих парадигм.
2. Первая стадия познания, называемая синкретической, охватывает период времени от античной науки до научной революции XVII века. Ее основными признаками являются следующие:
– цельное представление об окружающем мире;
– господство догадок, а не точных выводов;
– преобладание наблюдений над экспериментами;
– геоцентрическая картина мира.
3. Вторая стадия познания природы (XVII–XIX вв) называется аналитической и характеризуется следующими признаками:
– мысленное расчленение мира, выделение частностей, обусловившее появление физики, химии, биологии и других наук;
– математизация естествознания, означающая выделение строго объективных характеристик (сила, масса, скорости и др.), связанных точными формулами;
– преобладание экспериментов, подразумевающее активное, наступательное отношение к природе в противовес созерцанию и умозрительному восприятию;
– гелиоцентрическая картина мира;
– утверждение механистического подхода к описанию природы, в котором доминировали динамические закономерности. Появилась механистическая картина мира, построенная на однозначных причинно-следственных связях.
4. Третья стадия познания природы, называемая синтетической, наступила после научной революции XIX–XX века. Ее признаки:
– воссоздание целостной картины природы на основе предшествующих частностей при сохранении дифференциации частных наук, но на фоне интегрирующих тенденций;
– отказ от всякого центризма (геоцентризма, гелиоцентризма и др.) из-за равноправия всех систем отсчета;
– переосмысление в теории относительности исходных понятий пространства и времени, которые оказались связанными с движением и материей;
– отказ от наглядных, интуитивно очевидных, идеализаций в квантовой механике (понятия траектории в микромере, преобладание статистических закономерностей в описании микрочастиц и др.);
– идея всеобщего развития;
– изучение сложных, самоорганизующихся систем в теории самоорганизации (синергетике).
5. Наука как форма общественного сознания и часть культуры возникла в Древней Греции.
6. Три основные научные программы античности:
– математическая программа Пифагора–Платона;
– программа Аристотеля;
– атомизм Левкиппа–Демокрита.
7. Три этапа античной мысли:
– ранний или архаический период (VI–V вв до н. э.);
– классический (V до н. э.);
– эллинистический (IV–V н. э.).
8. Идеи Милетской школы (Фалес, Анаксагор, Анаксимен):
– поиск первоначала всех вещей (вода, воздух, апейрон);
– безостановочная изменчивость вещей;
– проблема возникновения Космоса и его структуры.
9. Идеи Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон):
– дуализм познания. Результатом познания являются две картины мира. Первая, подлинная, создаётся разумом. Путь истины – это познание разумом единого бытия, как первоосновы мира, и его отделения от небытия. Вторая, обманчивая, создаётся с помощью чувств. Это путь мнения, отражающий лишь поверхностные свойства вещей, на уровне небытия (Парменид);
– единство, вечность и неизменяемость сущего (Ксенофан);
– тождественность бытия и мышления (Парменид);
– проблемы движения и природы континуума (непрерывности), апории Зенона из Элеи («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий»).
10. Пустота и атомы. Атомистическая программа (Левкипп, Демокрит).
– бытие представляет собой атомы, движущиеся в пустоте (небытии), также реально существующей. Атом – неделимая, плотная, непроницаемая материя, очень маленькая самостоятельная частица вещества. Атом неделим, вечен, неизменен. Атомы различны по форме (шарики, крючки, вогнутые, выпуклые и др.) и размерам. Вещи представляют собой сцепления атомов;
– пустота неподвижна, беспредельна, на тела, находящиеся в ней (бытие), она не оказывает никакого влияния;
– принцип причинности (детерминизма): любые события влекут за собой определённые следствия, но и сами являются следствием ранее совершавшихся событий. Всё в мире причинно обусловлено, необходимо и неизбежно, случайностей нет.
11. Идеи Пифагорейской школы (мир, гармония, число).
– принцип всеобщей гармонии;
– числовые соотношения есть универсальные закономерности.
Пифагорейско-платоновская исследовательская программа:
– противоречие между знаниями на основе разума и знаниями, полученными с помощью чувств, Платон объясняет наличием двух миров. Первый мир – материальный, представляет собой множество единичных, изменчивых вещей, отражаемых чувствами. Второй – мир вечных, общих и неизменных идей или сущностей, постигаемых разумом;
– бытие пронизано числами – это путь постижения идей, сущности мира. Эмпирическое знание допустимо, но оно приблизительно и лишь вероятно, поэтому оно не может быть основой науки.
12. Научная программа Аристотеля:
– каждая вещь есть соединение материи и формы. Материя сама по себе – пассивное начало, чтобы стать вещью она должна принять форму. Чистая форма (лишённая материи) – вечный источник движения и жизни, причина и цель всего сущего. Такое наличие внечеловеческих целей в природе называется телеологией. Первостихия (или первоматерия) лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Соединяясь с простейшими формами (тёплое, холодное, сухое и влажное), она образует первоэлементы (огонь, воздух, вода, и земля), из которых состоят все вещи;
– пространство есть категория места, к которому стремятся все сущности соответственно их природе. Пустого вместилища тел не существует;
– время есть мера движения, основанная на понятиях «сначала» и «потом»;
– центром Вселенной является неподвижная, шарообразная Земля, вокруг неё распределены вода, затем воздух, затем огонь, достигающий орбиты Луны – первого небесного тела. Это – подлунный мир, выше него – небесный, принципиально отличный от подлунного. В небесном мире все тела состоят из неизменного эфира (пятой первостихии), не превращающегося в другие элементы. Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, прикреплённым к вращающимся эфирным сферам. Космос конечен и вечен;
– имеются две группы видов движения. К первой относится равномерное вращение небесных тел в надлунном мире – наиболее совершенное без начала и без конца, обеспеченное неким вечным «перводвигателем». Ко второй группе относятся земные движения – насильственные или естественные, но оба несовершенные. Естественное движение не требует силы и совершается к своему месту (тяжёлое – вниз, лёгкое – вверх). Насильственное – требует одного их трёх видов сил (тяги, давления или удара);