Файл: Справочник (белкин).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 480

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

П. Н. Белкин, с. Ю. Шадрин

Введение

1. Наука в контексте культуры

1.1. Естественные и гуманитарные науки

1. Наука – это способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности.

1.2. Научный метод

11. Эмпирический метод познания опирается на непосредственное исследование реальных, чувственно воспринимаемых объектов.

1.3. История естествознания

Картины мира

2. Физические концепции мира

2.1. Структурные уровни организации материи

2.2. Классическая физика

2.3. Пространство, время, теория относительности

Некоторые симметрии природы

2.4. Мегамир. Космология и космогония

Космическая шкала времени

2.5. Положения и принципы квантовой механики

Фундаментальные частицы

3. Порядок и беспорядок в природе

4. Концепции химии и геологии

4.1. Этапы развития химического знания. Основные понятия

Современный вариант длинной формы периодической системы химических элементов

4.2. Реакционная способность веществ

4.3 Строение и эволюция Земли

Геологическая история Земли

5. Биологический уровень организации материи

5.1. Иерархия структурных уровней живой материи

Оценки потерь биологического разнообразия за последние четыре века

5.2. Молекулярный уровень организации живого

Примеры кодирования аминокислот кодонами днк

Генетический код

5.3. Клеточная теория

Важнейшие химические элементы клетки

Важнейшие вещества в клетке

Сравнение клеток растений и животных

5.4. Генетика

Некоторые доминантные и рецессивные признаки человека

5.5. Теория эволюции органического мира

5.6. Происхождение и сущность жизни

6. Человек и природа

6.1. Экосистемы

6.2. Биосфера

6.3. Антропогенез

6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции

6.5. Современные экологические проблемы

Литература

26. Активное участие человечества в замкнутом процессе круговорота веществ, когда производительные силы людей участвуют в непрерывном обмене веществом, энергией и информацией с биосферой, превращает биосферу в ноосферу. Учение о переходе биосферы в ноосферу принадлежит В. И. Вернадскому.

27. Ноосферой называют:

– состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность корректировать развитие биосферы в интересах человека будущего;

– качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии Природы и общества;

– новое состояние биосферы, когда человеческая мысль и деятельность становятся определяющими факторами развития жизни на Земле.

28. Устойчивым развитием (sustainable development) называется компромисс между стремлением человечества удовлетворить свои потребности и необходимостью сохранения биосферы для будущих поколений.

29. Представления о человеке как единственной и главной цели развития жизни на земле (антропоцентризм) давно устарели. Их следует сменить на биоцентризм – понятие о великой ценности и уникальности любой из форм жизни. В развитии человека приоритетными должны стать духовные ценности, а не возрастание материальных потребностей, раскручивающее маховик промышленного производства.

Человечество стоит на пороге грандиозной бифуркации, сравнимой с освоением земледелия и скотоводства в далеком прошлом. В XXI веке человечеству придется делать выбор в совершенно иной плоскости, нежели предлагают сегодняшние идеологии: между общественным устройством, преимущественно ориентированным на духовное потребление при второстепенном материальном; или, наоборот, обществом материального потребления при второстепенном духовном. Очевидно, что акцент нужно резко сместить с потребностей тела на потребности души, а для этого необходим достаточно высокий уровень культуры и образования. Безудержное производство материальных ценностей нужно тем, кто получает от этого прибыль. Простой человек, включенный в потребительскую гонку, обманут, ибо у него материальные потребности вытесняют духовные, не требующие такого давления на Природу. Колоссальные успехи науки и техники привели к победе технократического мышления и поставили человечество на грань катастрофы. Для того чтобы обеспечить свое будущее, людям предстоит смена нравственных принципов столь же глубокая, как на заре становления общества, когда появилась мораль.


Эколого-нравственный императив должен составить основной стержень образования и воспитания.


Литература

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М: Владос, 1994.

2. Баландин Р. К. Природа и цивилизация / Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев. – М.: Мысль, 1988. – 391 с.

3. Белкин П. Н. Концепции современного естествознания. М.: Высш. шк., 2004. – 335 с.

4. Биология. В 2-х кн. / В. Н. Ярыгин, В. И. Васильева, И. Н. Волков, В. В. Синельщикова. – М.: Высш. шк., 2000.

5. Валянский С. И. Третий путь цивилизации, или Спасет ли Россия мир? /С. И. Валянский, Д. В. Калюжный. – М.: Алгоритм, 2002. – С. 105.

6. Каменский А. А. Общая биология. 10–11 класс / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2006. – 367 с.

7. Капица С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.

8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000 – 688 с.

9. Концепции современного естествознания / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. Ф. Голубь и др. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.

10. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 448 с.

11. Курашов В. И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний. – М.: Наука, 1995. – 283 с.

12. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя / Д. Медоуз, Й. Рандерс, Д. Медоуз. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.

13. Моисеев. Н. Н. Пути к созиданию. – М.: Республика, 1992.

14. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. – М.: Аграф, 1998. – 480 с.

15. Моисеев. Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

16. Моисеев Н. Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Молодая гвардия, 1988.

17. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 2000. – 476 с.

18. Николайкин Н. И. Экология / Н. Н. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова . – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.

19. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. – М.: Мир, 1990. – 344 с.

20. Окунь Л.Б. Понятие массы // Успехи физических наук, 1989. – Т.158. – вып. 3. – С.511 – 530.

21. Пригожин И. Р. Порядок из хаоса / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 312 с.

22. Пригожин И. Р. Время, хаос, квант / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 240 с.

23. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287 с.

24. Тамбиев А. Х. Введение в основы естествознания. Ч. 2. Биология. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. – 124 с.


25. Физическая энциклопедия в 5 т. / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия – Большая Российская энциклопедия, 1988 – 1998.

26. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах. – М.: Мир, 1985. – 423 с.

27. Химическая энциклопедия в 5 т. / Под ред. Н.С. Зефирова. – М.: Советская энциклопедия – Большая Российская энциклопедия, 1988 – 1998.

28. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1989.

117