ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Бидструп X. Рисунки. М., 1970.)
м. лермонтов
Проекция — вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, жела- ний и стремлений на других (рис. 33). Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывания их другим людям, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри.«Я» на окружающий мир. Субъективно проекция переживается как отношение, направленное на Вас от Них. тогда как дело обстоит как раз наоборот. /1ри проекции человек начинает обвинять других_в_том, что они раздражены, в то время как испытывает раздражение сам, заявляет, что его не любят, хотя в действительности разлюбил сам, упрекает других в своих ошибках.
"При реал2^вд.и_.проекцин границы «Я» сдвигаются так, что неприемлемые аспекты своего.«Я» считаются принадлежащими другим. Граница «Я», ощущение которой обычно помогает личности ощущать свою неотождествленность с остальным миром, тередвигается, объем «Я» сжимается и тогда возникает возмож- шсть и вероятность отвергания того, что принадлежит самой лич- юсти. Иногда, наоборот, объем «Я» расширяется и становится юзможен «захват», когда за свое принимается то, что принадлежит другим личностям — это идентификация. Так или иначе, это механизм вторжения одного «Я» в «пространство» другого. В этом смысле проекция — форма защиты, приписывающая, для ослабления чувства вины, собственные пороки и слабости — другим. Смещение границ «Я» дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. А если они снаружи, то к ним можно применить способы разрешения проблем, применяемые обычно по отношению к внешним вред- ностям^/
."Как бы ни был человек неправ, он готов обвинять всех, кроме самого себя. Следы проекции обнаруживаются тогда, когда, стол- кнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелатель^ ным качествомГчеловек частично урезает информацию об этом, не сознавая, чтзта его собственный поступок или качество. Пропуская в дознание ^информацию о существова н ии'небл а гоп р и ят- TWo" факта как такового. челЬвек меняет gro принадлежность — относит его не к себе,.а. к другому_лицу или объекту, дополняя (йзмёняя)~тём самым-вытесненную часть информации.
Термщ1_<ц1ра£1Ш1Я»_ввел Фрейд [211], понимая ее как приписывание другим людям,того, я чем человек не расположен ие сознаться. Это неявное уподоблений птжятпи» „./-.-.«я — своему внутреннему миру. Доявляясь в раннем детстве,-проекция выступает как наиболее частая форма защиты и у взрослых. Проявление ее — общеизвестны: старая дева возмущается распущен - ностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. "Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д. и т. п. Дони- мание_существа проекции, проясняет, почему приписывание од- "JL'l чедоаеком какихтлибо неблаговидных поступков или свойств другому нередко оборачивается саморазоблачением первого й приводит к понижению для 'него^ второго. ~~ "
Разработанная А. А. Ухтомским теория доминанты позволила ему вскрыть глубинные механизмы проекции. Он описал феномены «Двойника» и «Заслуженного собеседника». «Двойник» (как внутреннее представление о партнере) образуется с помощью проецирования на образ другого человека своих собственных безнравственных качеств, а «Заслуженный собеседник» формируется с помощью идентификации как результат переноса на себя глубокого интереса и уважения к другой личности. Он писал: «Когда люди осуждают других, то тем только обнаруживают своего же таящегося в себе двойника; грязному в мыслях все кажется грязным; завистнику и тайному стяжателю чудятся в других стяжатели; эгоист, именно потому, что он эгоист, объявляет всех принципиальными эгоистами. Нет ничего обычнее, чем самоуверенные, циничные глаза торговца, которыми присматриваются друг к другу соседи: дескать, меня не надуешь, я-то тебя вижу насквозь, ибо ключ к тебе я всегда ношу с собой: это я сам...» [205].
Здесь важно обратить внимание на то, что человек с преобладанием защиты по типу проекции в других видит прежде всего самого себя. При общении с «Двойником» фактически нет собеседников, отличных от него. Обсуждая подобное обеднение внутреннего мира человека, Ф. М. Достоевский отметил, что только тогда, когда человек пробьет себе дорогу через эту скорлупу, зона его интересов и центр тяготения получат возможность сместиться действительно на другое лицо и у него появится истинный собеседник [73]. Из сказанного ясно, что вследствие проекции информация о себе трансформируется таким образом, что не-сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо по отношению к нему. В общем случае можно сказать, что при этом формируется образ врага, а когда некто повсюду видит врагов, у него включается защитный механизм, позволяющий переложить, спроецировать ответственность за собственные промахи и ошибки на «них».; ^ v'-.. '.-л:-:;. •■•■'•-■.
Обладая положительной самооценкой, человек^ка^равило, у в ерен в себе ине нуждается Ti "Т1ёпрёрывнб й'дёмонст р ацииосо- бых достоинств своей персоны. У"него нет желания постоянно са- моутвёрждатьсяТГТри низ1Ш~самббц^^ чело^ёкхро-
нически недоволен собой, вследствие конфликта^^ждуЗ^елае^- мым и регм"ьным"обр"азам1Г«Я»7 Этот'конфликт запускает механизм п р ое к цй й~й7Те м с а м ы мГвё'д ет' к формированию установки отрицательного восприятия окружающих. Поэтому низкая самооценка — ключевое звено, повышающее вероятность возникновения проекции, а проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т. п. Удобный фон для реализации проекции создает алкоголь. На начальных фазах опьянения границы личности как бы размываются, при восприятии снижается различение свойств собеседника и собственных, что как бы временно уравнивает обоих и облегчает проектирование своих качеств на других [31].
Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Мы должны отыскать себе достойного мужа, которого мы имели бы всегда перед глазами, чтобы жить, точно он всегда смотрит на нас, и поступать, точно он видит наши поступки.
эпикур
• Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, пере- jjfOgoM" на себа-Жел.аемых чувств и "качеств. Это возвышение себя "до другого путем расширения границы «Я». Идентификация свя- зана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я.»,-Заимствует, его мысли, чувства и действия, Вообразив себя на месте модели, то есть переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может.испытать состояние сочувствия, соучас- тия, сим патии, то ~ё^ьТюТувствов'ат1ГХр^ себя и. те^
самым, глубоко его понять. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, пооб- разцу которой он сознательно или подсознательно старается дей-_ ствовчатъДрис. 34).
Идентификация расширяет «Я^.включ^ кон-
крётных~людеи, но в отдельных,.случаях общество, в целом и даже весь мир. Тогда человек может пережить идентификацию ^'«планетарным сознанием», когда Земля воспринимается им как
Рис. 34. Отождествление
себя с идеалом для самоутверждения.
(Из кн.: Нег- luf Bidstrup.
Einfalle und
Relnfalle. Berlin,
1957.)
сложный целостный космический организм. Ощущение слияния с миром помогает понять принадлежность «духовного мира» объективной реальности. Возникновение особой формы идентификации — «океанического» чувства отмечад_,еш£^Р£Йд. Он описал это состояние, как момент переживания полного слияния с природой, вселенной — единения, исключающего все возможные различия между «Я» и остальным миром. _В отличие,от. других форм защиты это не перемещение внешних границ_«Я»л ля.формярпаа- ние дополнительных границ внутр и,_а утряся внешних грян^г. В общем случае, граница"«Я>\ помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается-и приводит либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку или миру в целом. В данном^лучае «Я» и мир неразличимы-Это предельный случаи"]р¥сЖйрйщ1_собствённ"ых.границ.
Развивается идентификация в детских ролевых, играх: дочки- матери, пожарные, космонавты и л\ д.. выступая одним из механизмов самопоз1гшдаувеличивает способность человека ис- пытывать чувства наслаждения, единства и гармонии путем,сопричастности кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С ее помощью ребенок усваивает образцы поведения других, значимых для него людей, то есть активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, то есть участвует в формировании «СВЕРХ-Я». Отсюда ясно, как важно, чтобы ребенок имел возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Тогда он, включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей, использует их в дальнейшем как свои собственные. Из этих заимствованных элементов он формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать._
/71ля идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, близости и дает старт процессам отождествления. Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим. Почему? В этом случае у нас имеются ожидания, установка, то есть мы знаем, как он должен вести себя, если тоже считает себя близким к нам. ^Допустим, обнаруживаются отклонения поведения в неблагоприятную сторону. Тогда возникают отрицательные эмоции как реакция на несоответствие, рассогласование ожидаемого и реального поведения. В основе такого огорчения — желание зайрограммиро-
вать поведение близкого человека, ощущаемого как часть самого себя.
Идентификация с героем помогает человеку встать на его точку зрения, принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов. Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и, таким образом, научиться интерпретировать свои сходные состояния. Способность восхищаться и любить тех, кто лучше нас, создавать себе идеалы, предрасполагает к идентификации, тем самым формирует чувство собственного достоинства и повышает самоуважение. Самоуважение достигается в этом случае благодаря тому, что человек чувствует себя сопричастным чему-то, что выше, лучше его. Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни.
Проекция и идентификация имеют свои ограничения. Граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам сами, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако как исключи- тельная центрированность человека на себеГ^к и полное-уподоб-- ление другому, отождествление с "его ценностям и ..ознадаёх'пре- ; f
кращение развития собственной„индивидуальнасти.Только.урав- новешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.
ОТЧУЖДЕНИЕ
Множество грехов отпадает, если рядом с колеблющимся стоит свидетель его поступков.
эпикур
Отчуждение — это психологическая защита, связанная с изо- л я Пиёй~Г~обособл ением внутри сознания особых зон7 связанных с травмирующими факторами. При возникновении расщепления, диссоциации личнобтнгмьпшгетгие (по локальным субъективным оценкам) становится отчужденным. При этом некоторые совокупности событий восдрилдлаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются^ Тогда