ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Иногда фантазии могут быть опасными. Например, ребенок, родившийся после смерти родного брата или сестры, в психике матери оказывается иногда «заменой» умершего и жизнь его может стать очень трудной, если мать не оплакала первенца, не рассталась с ним. В подобных случаях родители умершего-ребенка активно формировали деструктивные фантазии, стремясь заместить нежелательную реальность — другой, более желательной. Так, Винсент Ван Гог, родившийся через год после смерти первенца (тоже Винсента), оказался в этой роли. В его семье запрещено было говорить о смерти брата... Свои эксцентрические выходки, непонятные окружающим поступки Сальвадор Дали прямо объяснял желанием создать дистанцию с умершим до его рождения братом (тоже Сальвадором), чтобы их не путали.
Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и он не может сохранить поведение, пристойное для взрослого, он заменяет его низшими, детскими формами — эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы, и истерики. Известный психолог Жане обратил внимание на то, что человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют высшие, взрослые формы поведения. Появляющиеся детские и незрелые формы демонстративны и призваны замаскировать, заместить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить [207].
Особую роль в структурах замещения исполняют ритуалы и навязчивые действия как непроизвольная реакция, позволяющая человеку удовлетворить запретное, бессознательное желание. Формы замещения изощренны и многообразны, и мы описали только некоторые из них, наиболее часто встречающиеся. Опишем более подробно одну из них, имеющую и самостоятельное значение.
СНОВИДЕНИЕ
Для бодрствующих существует единый, всеобщий космос. Из спящих же — каждый отвращается в свой собственный. - ь гераклит
Сновидение — вид замещения, где происходит переориентация — перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. Действия, обладающие замещающим характером, разворачиваются в сюжете сновидений. Они конструируются в процессе контакта человека со своим прошлым. Специфика замещения в сновидении в том, что события в нем не связаны требованиями реальности: времени, пространства, силы тяжести, необратимости явлений, смертью. Задача сновидения показать сложные чувства в картинках и дать человеку возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Однако чувства прямо изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно, например, такое выражение страха, как — бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки — достижима (рис.37).
К работе сновидения опюсится превращение понятий, не зрительных по своей природе, в динамику зрительных образов. Исполнение желаний, не удовлетворенных в бодрствовании, в сновидениях имеет явную форму и скрытое за ним содержание. Мысль, которую человек додумать до конца не может, боясь допустить ее в сознание, часто приходит ему во сне, воплощаясь
Рис.37. Пример
универсального символа сновидений.
(Из кн.: Бидструп X.
Рисунки. М., 1970.)
в образы. Это становится возможным, поскольку во сне цензура ослаблена, а подсознание продолжает свою работу, сводя воедино намеки, неосознанные ощущения и представления. Поэтому Фрейд [208] считал, что изучение сновидений — это «королевская дорога» в бессознательное. Видящий сновидение вовлечен в ситуацию, он действующее лицо и активно ее переживает. Понятно, что суть ситуации ясна ему и без слов. Это трансляция понятий и эмоций в образы сновидения служит сокрытию истинного смысла мотивов и превращения скрытых желаний путем зашифрования в невинный по своему содержанию сюжет, с целью обхода цензуры.
Обратимся к классическим примерам Библии. Сон Иосифа: «Вот, мы вяжем снопы среди поля; и вот, мой сноп встал, и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу » «И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами?» [Бытие, 37:7,8] Сон Навуходоносора, истолкованный Даниилом [Дан. 2:31—34]: «Вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобой, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их,». Даниил предсказал падение царства Навуходоносора, вследствие постепенного дробления его на мелкие части. Уже на этих примерах очевидна символичность сновидений.
Пояснение особенностей этого типа защиты продолжим на ситуациях обыденных. Однажды 34-летняя женщина увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим ножом. С этого дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы тоски и даже обмороки. Лишь во сне она увидела, а наяву осознала глубину своего конфликта с мужем и дочерью. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех реализуют в сновидениях достижение желаемого поведения. Тяжелобольные видят сюжеты выздоровления. Острое состояние голода вызывает сны, связанные с употреблением пищи. Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений пробиваются истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет соответствующие образы. Важно подчеркнуть, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознанных желаний — это истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидения, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования.
Наиболее отчетливо разрядка возникшего напряжения и его переориентация обнаруживается в сновидениях детей. Вот пример из коллекции Фрейда. Мальчик двух лет подарил любимому дяде корзину вишен. Вишни были очень вкусные, но он успел съесть из корзины лишь немного, о чем, видимо, очень жалел. Утром он проснулся с радостным сообщением: «Герман (это он сам) съел все вишни!» [208].
Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на три группы. К первой он отнес сновидения, где вытесненные желания появляются в незамаскированном виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями). Во вторую он включил сновидения с дефицитом маскировки, проявляющимся и в фабуле сна, и в ощущениях страха перед разоблачением, который может сохраняться и после пробуждения. В третью,группу вошли сны, где вытесненные желания хотя и обнаруживаются в фабуле сновидения, но в замаскированном виде. Примером проявления недостаточно замаскированного неудовлетворенного желания может явиться ситуация, красочно описанная в рассказе М. М. Коцюбинского «Сон». «Что-то мутное оседало на сердце. Это начиналось дома, а заканчивалось здесь, в бесцветной городской скуке, словно длинная ржавая цепь... По утрам он... выслушивал женины сны, прозаичные и скучные, как действительность, наскоро пил чай за столом, покрытым крошками хлеба, со следами мокрых стаканов и посудой, оставшейся там еще от ужина, и спешил на службу, провожаемый нечесаной женой в старом халате. И так день за днем. И вот однажды он увидел сон о далекой, почти экзотической прекрасной стране, где встретил чуткую к красоте женщину, без слов понимавшую его тоску по прекрасному.»
Подобные «непосредственные» сновидения возникают у человека и в ситуации сенсорной недостаточности. Вот пример из книги космонавта В. И. Лебедева [118]: «Необычность наших условий жизни сказывается на всем, даже на снах», — записал в дневнике А. Бложко. «На днях, когда обострились наши отношения с Германом, мне приснилось, будто в термокамеру входит Виктор Потапов и заменяет его.» В другой раз я ясно видел, как мы выбираемся из термокамеры на крышу, покрытую снегом. Сны здесь воспринимаются по-другому: во сне можно покинуть эти серые стены, повидать близких, вообще, узнать что-либо новое ».
Средствами маскировки истинного желания в сновидениях служат специальные операции: сгущение, смещение и символизация.
Сгущение — это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ. Например, Анна Каренина, героиня романа Л. Н. Толстого, почти каждую ночь видела один и тот же сон. Ей снилось, что оба вместе (Каренин и Вронский) были ее мужьями, и они расточали ей свои ласки. Каренин плакал, целуя ее руки, и говбрил о том, что ему теперь хорошо. Вронский был тут же, и тоже ее муж. Она удивлялась тому, что прежде казалось ей невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что оба теперь довольны и счастливы. Л. Н. Толстой [197] показывает здесь, как несовместимые желания Анны — жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым, породившие, у, нее душевный конфликт, — слились в общей сцене. Причиной подобного сгущения послужила защита, создавшая возможность разрядить душевное напряжение.
Смещение — замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые цензурой. Так, во сне нечто может смещаться и переноситься на другие персонажи, или от самой вещи к фетишу, или от одной части объекта к другой. Нередко первое время после смерти матери возникает конфликт между страстным желанием увидеть ее, хоть во сне, и травмирующими переживаниями по поводу ее смерти. Этот конфликт разрешается в сновидении с помощью смещения: появляется не сам образ матери, а какая-либо из любимых ее вещей или что-либо другое, связанное с ней по ассоциации.
Символизация — в сновидении связана с использованием особых форм маскировки. Фромм [213] выделяет три типа символов: случайные, условные и универсальные. Условные опосредованы социально. Они возникли как результат соглашения, и для них характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он обозначает. Случайные символы субъективно связаны с какой-либо ситуацией, важной лишь для данного лица. Универсальные — характеризуются глубинной объективной близостью символа с предметами и явлениями, которые он обозначает, и в этом смысле они общие для всех людей.
Приведем пример универсального символа, использованного в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Раскольников, терзаемый своими сомнениями в праве убить старуху-процентщицу, видит сон: пьяные мужики нещадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры нагруженный воз. Он — ребенок — бросается к ним, умоляет не мучить лошадку, но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают лошадь. В конце концов она падает и издыхает под ударами. Проснувшись, Раскольников задает себе вопрос: зачем он сам себя истязает? Образ истязаемой лошади он сразу воспринимает как символ своей души. Его совесть — та же несчастная лошадь, которую он обрек на непосильное бремя. Здесь можно отметить, что конь, как символ души, универсален для многих мифов и сказок.
Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения — пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение переживаемой ситуации. Если это не удается, включается одиет из видов защиты, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, до некоторой степени облегчается бремя психической перегрузки.
КАТАРСИС
Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравно- г вешивания организма и среды в критичес
кие мцяуты нашего поведения.
л.выготский
Катарсис — психологическая защита, связанная с таким изменением ценносте й, которое прйводйтТГослаблению влияния травг мирующего фактора (рис. 38). Для этого в качестве посредника иногда привлекаетсянекая' внешняя глобальная система ценнос- тёиГпо "сравнен"йю~с которой травмирующая человека ситуация теряет в~своёй~"значимости. Структура ценностей человека очень устойчива_и инерционна. Поэтому изменения в ней могут^происходить только в'процессе значительных эмоциональных напряжений,"накалё" страстей. Так, переживание сильного страна иногда "^бсобствует^равственному перерождению, пробуждению совести, бла год а р я котор о м у ri р бйсходйт ^духовное обновление. Тогда у человека. ВДРУГ изменяется структура установок и. появляется решимость действоватьв н¥во1^¥апвй"вленйи^Аналогичное по силе и результатам воздействие может произвести любовь: Недаром говорят, что любовь — это землетрясение души. Она наделяет человека новой жизненной "позицией, преобразуя всю шкалу его критериев и ценностей.
Для катарсиса ключевым „моментом является усиление эмоций. Психическая травма, может сгореть в мощных, драматических, болезненных и «шоковых» переживаниях. Потрясение приводит к духовному обновлению, глубокой трансформации внутреннего мира. Очистительная роль страданий в том, что в них сгорает вина, а вместе с ней зависимость и агрессивность. Человек обретает свободу в восприятии мира и открывается для духовного роста. Так, например, эмоциональное отношение к произведению искусства, к герою драмы или трагедии непроизвольно актуализирует аналогичные житейские ситуации Из личного опыта зрите-
Рис. 38. Изменение
шкалы ценностей под влиянием
эмоционального потрясения. (Из кн.:
Бидструп X. Рисунки. М., 1970.)
ля, усиливая сопереживание. Сочувствуя персонажам картины, пьесы, человек одновременно переживает собственное важное, болезненное и тревожащее событие. В этом сопереживании он иногда испытывает такое горе, страх и даже ужас, что в кипении всех этих эмоций реализуется катарсис, преодолевается душевный конфликт и его собственное психическое состояние нормализуется.
Воздействие театра через механизм катарсиса ярко описал Шиллер [228, с. 223]: «Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство "оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности.» Оно обнажает, вычленяет, заостряет противоречия и ставит задачи в такой формё, которая позволяет человеку са- остоятельно. прийти к их решению в контексте собственной жизни.